Цикл уроков внеклассного чтения по патриотическому воспитанию в начальной школе
план-конспект урока по чтению на тему
Данные уроки является уроками внеклассного чтения в начальной школе, система запланированных уроков по реализации патриотического самосознания и воспитания учащихся при изучении творчеств выдающихся писателей Василия Александровича Сухомлинского, Льва Абрамовича Кассиля, Сергея Петровича Алексеева, Аркадия Петровича Гайдара.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 1 класс
Урок: Литературное чтение (внеклассное чтение)
Тема урока: Патриотические чувства в рассказе В. А. Сухомлинского «Гнездышко соловейка»
Цели урока: ознакомить учащихся с произведением выдающегося педагога В.А. Сухомлинского «Гнёздышко соловейка», формировать умение вычитывать смысловую информацию из литературного текста.
Формирование УУД:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- учить работать с текстом, с разными источниками информации;
- формировать потребность чтения как средство познания мира, воспитывать интерес к чтению;
- развивать умение извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из схем, иллюстраций, из текста);
- формировать умение находить ответы на вопросы в тексте в иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем в силу их возраста
- учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией к тексту;
- осуществлять познавательную, личностную рефлексию;
- развивать творческое воображение, память, внимание,
КОММУНИКАТИВНЫЕ
- развивать умение слушать учителя и своих товарищей, понимать речь окружающих людей, оформлять свои мысли в устной форме;
ЛИЧНОСТНЫЕ
- развивать умение выражать своё отношение к герою, к его поступку;
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать уважительное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: презентация, сюжетные картинки к рассказу В.А. Сухомлинского и его биографии, пословицы, ассоциативный куст, синквейн, словарь, текст рассказа.
Ход урока
І. ОРГМОМЕНТ
- Создание эмоционального фона урока
- Вы любите уроки чтения? А за что вы их любите?
- Что вы хотите получить от сегодняшнего урока чтения? Начните свой ответ словами: - Сегодня на уроке мне хотелось бы…
- Чтобы все получилось на уроке, что нам для этого надо?
(слайд 2)
Очень важно нам, ребята,
Хорошо уметь читать.
А ещё важнее, дети,
Прочитал что – понимать!
Ну, а чтобы всё понять,
Нужно думать, рассуждать,
Быть внимательным, усердным
И друг другу помогать
2. Психологический настрой
- Хорошее настроение – это залог успеха. Успех- это удача. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. «Желаем удачи» (произносим хором).
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Работа с пословицами
- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы поговорим с вами на очень важную и серьёзную тему. Попробуйте сами отгадать название темы. Прочитаем цитаты. (слайд 3)
«Отечество – это наша страна, Родина».
«Защитниками не рождаются – ими становятся».
«Всё пройдёт, а Родина – останется».
- Скажите, о чём и о ком эти строки? (о защитниках, о родине, о воинах).
- Какие ассоциации у вас возникали, когда вы услышали слово «защитник»? (воины, солдат, охраняет, защищает).
2. Работа со словарём (слайд 3)
- В словаре Ожегова слово «защитник» имеет следующее значение:
ЗАЩИТНИК, тот, кто защищает, охраняет, оберегает.
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ЗАДАЧ УРОКА.
1. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения)
- Мы с вами нацелим себя на серьёзную работу. Пусть у нас с вами всё сегодня получится. Каждый урок литературного чтения это новая встреча с героями произведений.
- Сегодняшний урок не исключение.
- Кто на портрете? Проверим себя. (слайд 4)
Действительно это Василий Александрович Сухомлинский. Он много писал произведений для детей, наверное, вы и знаете Василия Сухомлинского.
- Прочитаем название его произведения. (слайд 5)
- Что можно предположить по названию. О ком пойдет речь в нашей истории? Что с ним может происходить?
- Внимательно посмотрите на иллюстрации к данному произведению, что можно уточнить? (слайд 6)
- Что стало понятно?
- Какие чувства вызывают иллюстрации?
- Итак, мы выяснили, что героями нашего произведения будут кто? Мы предположили, какие события могут произойти? А где можем проверить все наши предположения?
- Мнения разделились.
- Сноски нет.
Какой источник нам может помочь? Толковый словарь Ожегова. Зачитаем из словаря Ожегова. (слайд 7, 8, 9, 10, 11. 12,)
ІV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с текстом. Словарная работа.
- Положите перед собой текст произведения. Автор творил много лет назад, в тексте вам могу встретиться такие слова, значение которых нам нужно с вами уточнить.
-Что обозначают эти слова?
Фашизм - открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны.
Фашисты - сторонник и последователь фашизма, члены фашистской партии.
Сибирь — обширный географический регион России, северная часть Азии.
Пулемёт - Скорострельное автоматическое оружие для стрельбы пулями.
Холм - 1. Округлая возвышенность с пологими склонами.
2. Небольшая отлогая горка.
Вещевой мешок - сделанное из мягкого материала вместилище для чего-нибудь, для различных мелких предметов и вещей.
Соловей – буро-серая птичка. Песня звонкая и мелодичная. Питаются насекомыми. Прилетают к нам в конце мая.
2. Физминутка для дыхания. Для правильного чтения.
- Аромат духов.
- Задувание свечи
3. Чтение произведения. Комбинированное чтение
4. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Гнездышко соловейка
Наши солдаты гнали фашистов с родной земли. Враг жестоко сопротивлялся. Мы наступали через лес. На нашем пути рвались фашистские мины и снаряды.
- Когда происходили события?
- Где происходили события?
- Почему гнали фашистов?
- Почему враг сопротивлялся?
Под кудрявой березой стоял молодой советский солдат, юноша лет восемнадцати, Николай Поливанов из Сибири.
- Как и зачем Николай Поливанов из Сибири оказался в наших краях?
Он приложил ручной пулемет к березе и стрелял по врагу.
- Зачем он приложил пулемет к березе?
- Какой вопрос можно поставить?
На березе жила маленькая птичка, рядом с пулеметом вздрагивало ее гнездышко, она притаилась рядом с гнездышком, смотрела своими глазами-бусинками то на солдата, то на птенцов, выглядывавших из гнезда.
- Почему птичка притаилась и так смотрела?
Где-то вблизи разорвалась мина. Осколком отбило ветку с гнездышком.
- Как вы думаете, что произошло с гнёздышком?
Упала ветка, и гнездышко упало на мягкую прошлогоднюю листву. Взлетела птичка, запищала тревожно, кружится над птенцами, а они, маленькие, открыли клювы и жалобно-жалобно пищат.
- Почему птичка тревожно запищала?
- Как это тревожно?
- Какой возникает вопрос? Почему? А как вы сами объясните?
- Предположите, чем история закончится.
- Проверим свои предположения, прочитаем.
Враг отступал, но бой был рядом, за холмиком. Николай Поливанов снял с дерева ручной пулемет, поставил его к стволу березы. Подошел к птенцам, осторожно поднял ветку. Отделив гнездышко от ветки, прикрепил к другой веточке на березе. Вынул из вещевого мешка тоненькую веревочку, привязал гнездо — чтобы не свалилось, Да еще и замаскировал, чтобы птичка не заметила веревочки.
- Зачем солдат замаскировал верёвочку?
- Какие чувства вызывают по ходу чтения?
- Предположите, что сделает птичка?
— Знаю я эту птичку... Заметит, что человек похозяйничал в гнезде, может и от птенцов отказаться,— сказал Николай, улыбаясь.
Когда солдат с пулеметом пошел туда, где гремел бой, птичка, посидев у гнездышка, прыгнула в него. «Не отказалась...»— сказал юноша, оглянувшись на мгновение.
- Что значит на мгновение?
А вечером, когда выпал час затишья, солдат рассказывал о птицах своей родной Сибири, и в глазах его светилась нежность.
- Почему солдат рассказывал о птицах Сибири?
- Почему глаза светились нежностью? Это как опишите.
- У истории счастливый конец?
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
1. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного произведения.
- Где и когда происходят события в рассказе?
- Кто главные герои рассказа?
- Охарактеризуйте солдата. Охарактеризуйте соловья.
- К чему приложил пулемёт боец?
- Почему ветка с гнёздышком упала?
- Что сделал солдат?
- Почему он так поступил?
- Какие воспоминания этот случай вызвал у солдата?
ФИЗМИНУТКА (слайд 13)
VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
1. Коллективное обсуждение прочитанного произведения, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста.
- Василий Александрович Сухомлинский был педагогом. Он в своих произведениях дает уроки. Вы поняли, какой урок Сухомлинский дал всем нам?
- Сформулируем урок, начиная словами: Я думаю, урок заключается в том…
- Автор прямо нам об этом не сказал, об этом надо было догадаться и мы с вами поняли весь глубокий смысл этого произведения. (Природа вдохновляет на победу; любить природу, значит любить Родину; не разоряй птичьи гнёзда)
- Что хотел показать автор в это тяжелое время?
- Почему Василий Сухомлинский писал о войне?
2. Рассказ о писателе.
Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области в селе селянина – бедняка.
Отец его, Александр Емельянович, был столяром. Семья имела небольшой участок земли и занималась сельским хозяйством. Он принадлежал к образованным и уважаемым людям села. Делал заметки в районную газету и преподавал трудовое обучение в сельской школе.
Мама, Оксана Авдеевна, работала в колхозе.
В 1933 году Василий окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был чудесный характер. Он был энергичным, жизнерадостным мальчиком.
Всех учил ”Устные задания можно выполнять пока идёте домой. Идёте вместе и вспоминаете, что рассказывал учитель на уроке”.
Учился в Кременчугском пединституте на факультете языка и литературы, но вынужден был бросить учёбу в связи с болезнью. Позднее он работал учителем украинского языка и литературы в 5–7 классах и продолжал заочно учиться. После окончания института работал учителем украинского и русского языка и завучем.
В 1941 году, когда началась война, Василий Александрович был направлен на фронт. Но воевал недолго. В 1942 году его ранили. После 5 месячного лечения он был отправлен домой и работал в родном селе. Там он работал руководителем отдела образования. С 1945 года начал писать свои первые статьи, рассказы, сказки для детей. В 1948 году стал директором Павлышской средней школы. Учитель не представлял ни одного дня без своих любимых учеников и готовый был отдать им своё сердце. Поэтому одну из своих книг назвал ”Сердце отдаю детям”. (Демонстрация книги). 2 сентября 1970 года Василия Александровича не стало. Перестало биться сердце выдающегося педагога. Он после себя оставил большую и светлую память. Посмотрите на нашу выставку книг В. Сухомлинского. В его сочинениях преобладает доброта, так как сам был добрым человеком, и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили отца и маму, свой отчий дом, родную природу и нашу большую Родину.
Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.
- Так как он был учителем, то в своих рассказах даёт много мудрых советов, он еще одну мудрую мысль спрятал между строк. И мы сейчас эту мысль попытаемся понять, опираясь на нашу схему. (слайд 14)
- Кто понял эту мысль, опираясь на нашу схему.
- Докажите словами из текста.
- Почему этот соловей не бросил своих птенцов?
2. Работа с иллюстрацией. Творческое задание.
- Мы внимательно прочитали это произведение, а вместе с нами это произведение читал и художник.
Теперь какими глазами вы посмотрите на эту иллюстрацию. (слайд 15)
- Какие чувства она сейчас вызывает.
- Что художник пропустил в этой иллюстрации, чтобы вы дорисовали.
VІІ. РЕФЛЕКСИЯ.
- Мы все поняли о героях. А о себе вы, что-нибудь поняли.
Начните свой ответ со слов:
- Я понял …
- Мне захотелось …
- Я буду стараться …
VІІІ. ИТОГ УРОКА.
1. Синквейн (слайд 16)
- Какие чувства вызывает у вас этот рассказ В. Сухомлинского?
- Что он в нас воспитывает?
Попробуем об этом составить синквей (Японское стихотворение).
Что? Чувства
Какие?
Что делают?
Синоним.
Предложение.
Наш урок внеклассного чтения подходит к концу. Думаю, знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы будете внимательнее относиться к окружающей природе, ведь она - наш дом и наша родина, а о своём доме человек должен заботиться. Уважительнее будете относиться к людям, защищавшим нашу землю от немецко-фашистских захватчиков, ведь благодаря ним на нашей земле столько лет царил мир и благополучие.
Приложение
Гнездышко соловейка
Наши солдаты гнали фашистов с родной земли. Враг жестоко сопротивлялся. Мы наступали через лес. На нашем пути рвались фашистские мины и снаряды.
Под кудрявой березой стоял молодой советский солдат, юноша лет восемнадцати, Николай Поливанов из Сибири. Он приложил ручной пулемет к березе и стрелял по врагу. На березе жила маленькая птичка, рядом с пулеметом вздрагивало ее гнездышко, она притаилась рядом с гнездышком, смотрела своими глазами-бусинками то на солдата, то на птенцов, выглядывавших из гнезда.
Где-то вблизи разорвалась мина. Осколком отбило ветку с гнездышком. Упала ветка, и гнездышко упало на мягкую прошлогоднюю листву. Взлетела птичка, запищала тревожно, кружится над птенцами, а они, маленькие, открыли клювы и жалобно-жалобно пищат.
Враг отступал, но бой был рядом, за холмиком. Николай Поливанов снял с дерева ручной пулемет, поставил его к стволу березы. Подошел к птенцам, осторожно поднял ветку. Отделив гнездышко от ветки, прикрепил к другой веточке на березе. Вынул из вещевого мешка тоненькую веревочку, привязал гнездо — чтобы не свалилось, Да еще и замаскировал, чтобы птичка не заметила веревочки.
— Знаю я эту птичку... Заметит, что человек похозяйничал в гнезде, может и от птенцов отказаться,— сказал Николай, улыбаясь.
Когда солдат с пулеметом пошел туда, где гремел бой, птичка, посидев у гнездышка, прыгнула в него. «Не отказалась...»— сказал юноша, оглянувшись на мгновение.
А вечером, когда выпал час затишья, солдат рассказывал о птицах своей родной Сибири, и в глазах его светилась нежность.
Использованная литература:
- http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
- Концепция Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, 2015.
- Литературное чтение: 1-4 классы: программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке / сост. Максименко С.Л., Колесниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.
- Через коммуникацию к познанию, учебно-методический центр «Открытый урок – начальная школа» - К., «Плеяда», 2006
Предварительный просмотр:
Класс: 2 класс
Урок: Литературное чтение (внеклассное чтение)
Тема урока: Произведение о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
Цель урока: познакомить с произведением о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; ознакомить учащихся с подвигом нашего солдата в эти годы.
Формирование УУД:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- познакомить учащихся с биографией писателя Л.А. Кассиля;
- совершенствовать навыки осознанного чтения, умения понимать контекстную речь;
- формировать умение находить ответы на вопросы в тексте в иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем в силу их возраста
- учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией к тексту;
- реализовывать системно-деятельностный подход к обучению чтения;
- осуществлять познавательную, личностную рефлексию;
КОММУНИКАТИВНЫЕ
- учить работать в группах;
- развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческий подход к поставленным задачам, умение взаимодействовать в группе;
- формировать коммуникативную компетентность;
ЛИЧНОСТНЫЕ
- учить выражать своё отношение к героям произведений;
- формировать личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям;
- воспитывать уважения к подвигам наших солдат, гордость за нашу родину, армию, ненависть к насилию, жестокости.
Оборудование: презентация, сюжетные картинки к рассказам Л.Кассиля и его биографии, пословицы, чистоговорки, скороговорка, ассоциативный куст, синквейн, словарь, текст сказки, фильм о взятии Берлина
Ход урока
І. ОРГМОМЕНТ
- Создaние эмоционaльного фонa урокa.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Друг на друга посмотрите,
На меня теперь взгляните.
Потихонечку садитесь
На уроке не ленитесь.
- Психологический настрой.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Работа над пословицей:
БУДЕШЬ КНИГИ ЧИТАТЬ – БУДЕШЬ ВСЕ ЗНАТЬ.
- Ребята, на доске записана пословица. Раскройте её смысл.
- Виртуальная выставка книг Кассиля (слайд 2)
Я хочу вас познакомить еще с книгами «Твои защитники», «Улица младшего сына», «Будьте готовы, ваше высочество!», «Дорогие мои мальчишки», «Рассказы о войне», «Кондуит и Швамбрания», «Вратарь республики», «Держись, капитан». И все их написал один автор – Лев Абрамович Кассиль.
- Знакомство с биографией Л. Кассиль по иллюстрациям.
Игра «Я биограф»
- Как вы думаете, как данные иллюстрации связаны с автором этих книг Л. Кассиля? Ваши предложения.
- О чем рассказывает каждая картинка?
Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года Энгельс (ранее Покровская слобода) - родина детского писателя Льва Абрамовича Кассиля. О родном городе он писал: "В России мы жили в слободе Покровской, на Волге, против Саратова, на Базарной площади, в первом этаже".
Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, — музыкантом. Лев Кассиль начал учиться в гимназии до революции, а заканчивал обучение при советской власти в Единой трудовой школе.
Будучи военным корреспондентом Л. Кассиль написал много рассказов о войне. Л. А. Кассиль был очень активным человеком. Известно, что он проводил новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и вёл праздничные репортажи с Красной площади, возглавлял московское объединение детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, пионерлагерях. Лев Кассиль является автором идеи проведения Книжкиных именин, которые со временем трансформировались в Неделю детской книги.
Лев Кассиль был привязан к родному городу всю жизнь, начиная с романтического детства. Городу детства, родителям писатель посвятил повесть
"Кондуит и Швамбрания", которая принесла ему признание и мировую известность.
В одной из комнат Лев с братом устроили декорации корабля, на котором в детстве они фантазировали и путешествовали в Швамбранию. Швамбрания - это выдуманная страна, которую открыли два мальчика, Лёля и Ося Кассили.
В пятитомное собрание сочинений известного советского детского писателя вошло всё лучшее, созданное писателем.
В первый том собрания сочинений вошли: "Вслух про себя" – попытка автобиографии, знаменитая повесть "Кондуит и Швамбрания", роман «Вратарь Республики».
Во второй том вошли повести "Черемыш, брат героя", "Великое противостояние", "Дорогие мои мальчишки" и рассказы "На краю света".
В третьем томе опубликованы рассказы "Линия связи" и "Портрет огнём", повесть "Улица младшего сына".
В четвёртый том вошли романы "Ход Белой Королевы", "Чаша гладиатора", рассказы "По морям, по волнам" и повесть "Будьте готовы, Ваше высочество!"
В пятый том вошли повесть "Ранний восход", очерки "Маяковский - сам", "Чудо Гайдара", "Шагнувший к звёздам", из записей разных лет: "Пометки и памятки", избранные главы из книги "Про жизнь совсем хорошую".
Недалеко от дома – музея установлен памятник писателю, фантазёру и мечтателю в детстве.
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ЗАДАЧ УРОКА.
На уроке вы узнаете еще о подвиге советских солдат, о котором рассказал писатель Лев Кассиль. Рассказ называется "Памятник советскому солдату"
Посмотрите на слайд (слайд 3)
Известен ли вам данный памятник? Рассмотрим его подробно. Что вы видите? Какой подвиг мог совершить этот солдат?
4. Дыхательные упражнения (слайд 4)
- Воспроизведите, как дует весенний ветер.
- Свеча
Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.
- В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
- Артикуляционная разминка (слайд 5)
Проговаривание скороговорки:
Герой в городе герое героем стал геройственно гордясь.
- Дидактическая игра «Узнай с одного взгляда»
БОЙ ВОЙНА БИТЬ ФЛАГ МИР
ЗЕМЛЯ ПАМЯТНИК УЛИЦА ДЕВОЧКА
БОМБЫ ПОДВИГ ПОБЕДА СОЛДАТ
- Чем отличаются слова в столбиках?
- Найдите лишнее слово в первом столбике (бить). Почему? А в третьем столбике? (солдат).
- Назовите слово, противоположное по значению слову – мир.
Война – жёстче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
22 июня 1941 года в 4 часа утра. Без объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы нашей страны. Началась Великая Отечественная война. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины.
Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1417 дней и ночей продолжалась битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжёлых испытаний люди верили. Что придёт час расплаты с ненавистным врагом.
Вот и наступил Май 1945 года.
Не забыть события давно минувших дней.
7. Просмотр фильма о взятии Берлина (на фоне звучания “Вечный огонь” (те кто брали Берлин). (слайд 6)
8. Предвидение текста по опорным словам. Работа в парах.
А теперь давайте предугадаем содержание текста, который будем сегодня читать. Сделайте предположения, о чем будет рассказ?
На доске: война, Берлин, бой, солдат, девочка, мир, памятник
ІV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНAНИЕ НОВОГО МAТЕРИAЛA
1. Проблемная ситуация
- Вы внимательно слушайте и скажите, где и в честь, каких событий был поставлен памятник Советскому солдату.
2. Чтение рассказа учителем
3. Беседа по содержанию.
- Где и в честь, каких событий был поставлен памятник Советскому солдату?
- Кто из вас был ближе к разгадке содержания рассказа?
- О чём думали во время чтения?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Чему учит данное произведение?
- Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)
- Встретились ли вам в тексте незнакомые или непонятные слова?
4. Словарная работа.
Фашисты – это движение людей, которые можно определенно назвать националистическим и авторитарным, а также принимающим насилие как форму политической борьбы.
Горюха – одинокая
Столица – главный город государства
Памятник – сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или
события.
5. Подготовкa к чтению (слайд 7)
Прочитaйте словa:
ПОЛ-ЧИ-ЩА ЗА-ВИ-ДУ-ЩИ-Е ЗА-КА-ТЫ-ВА-ЕТ-СЯ
ОС-ВО-БО-ЖДАТЬ ЗА-ХВА-ЧЕ-ННЫ-Е ФА-ШИС-ТА-МИ
О-ДИ-НЁ-ШЕНЬ-КА ПРИ-ШИ-БЁТ СО-ВЕТС-КОЙ АР-МИ-И
ПРИ-ЖА-ЛАСЬ
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
- Чтение учащимися цепочкой. Работа с учебником.
Вопросы к тексту:
- В каком немецком городе повествуются события рассказа?
- Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Охарактеризуйте их.
- Как автор описывает последний бой? Подтвердите свой ответ строками из рассказа.
- Что случилось с солдатом на улице Берлина?
- Почему автор называет солдата «добрая душа»?
- Что он подумал о ней?
- Какой поступок совершил солдат?
- Почему солдату поставили памятник? (Солдат совершил подвиг. Его поступок был отважным, героическим, бесстрашным) .
- Расскажите, как выглядит памятник?
- Дидактическая игра «Пантомима».
- По показанной пантомиме найдите предложение в тексте.
- Гимнастика для глаз (слайд 8)
- Работа с нарушенной последовательностью.
На парте:
И построили теперь в городе Берлине огромный памятник.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку.
Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
Бросился солдат через улицу, подхватил немецкую девочку, прикрыл её своим плечом.
Долго шла война.
- Прочитайте предложения, можно ли сказать, что это текст? Почему?
Итак, мы начинаем работу с нарушенной последовательностью. На листочках за номерами расставьте предложения в нужной последовательности.
- Озвучивание иллюстраций к тексту (слайд 9 )
- Представь себя на месте солдата. Как бы ты поступил?
- Музыкальная физминутка (слайд 10)
VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
- Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.
Игра «Ты мне, я тебе»
Вопросы буквального характера задают дети.
- Почему советский солдат бросился под пули защищать немецкую девочку?
- Игра “А если бы?...” Метод незаконченных предложений.
Я начину предложение, а вы закончите его.
Если бы никто не увидел немецкую девочку, то что могло произойти…
Если девочка могла бы все остановить, она сказала бы взрослым …
- Работа с пословицами. Работа в парах. (Выдаются конверты с разрезанными на две части пословицами)
Задание. Собери пословицу и дай ее толкование.
Пословицы
За правое дело сражайся смело.
Родина - Мать, умей за нее постоять.
Где смелость - там и победа.
Честь солдата береги свято.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Кто за Родину горой - тот истинный герой.
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
Смелый боец в бою молодец.
Тяжело в учении - легко в бою.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Мир строит, а война разрушает.
Сам погибай, а товарища выручай.
Русский боец - всем образец.
- Игра “Каким должен быть воин?”
Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
“Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
Кто бы ни был ты –
Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни:
Здесь лежит твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня он сделал все, что мог;
Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!”
(М.Исаковский)
6. Рассказ учителя
Вы все задания выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу, мужество для того, чтобы мы с вами жили мирно и спокойно. В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной Войны в нашем городе. Преподнесите цветы и поклонитесь их памяти!
VІІ. РЕФЛЕКСИЯ.
Под музыку
- Сейчас, вы покажите при помощи карандашей, какие эмоции вы испытывали сегодня на уроке. Раскрасьте звезду и напишите главное слово для всех людей на планете.
VІІІ. ИТОГ УРОКА.
1. Синквейн (слайд 11)
Попробуем об этом составить Синквейн (Японское стихотворение).
Подвиг
Самоотверженный, героический, доблестный
Жертвует, совершает, выручает, побуждает, прославляет, удивляет
Подвиг - проявление красоты души. Подвиг - победа над слабостью.
Заслуга. Честь
Наш урок внеклассного чтения заканчивается. Я надеюсь, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы с уважением будете относиться к подвигам наших солдат, будете гордиться нашей родиной, армией, не будете склонны к насилию и жестокости, будете добродушны, милосердны и толерантны.
Приложение
Памятник Советскому солдату
Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад — туда, куда солнце закатывается. Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе — Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат — пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов — фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
Использованная литература:
- http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=358
- http://www.detskiysad.ru/ped/1klass72.html
- https://www.youtube.com/watch?v=PS06mV4k9yQ
- http://www.nbrkomi.ru/information_resources/god_literatury/tvorchestvo/lev_abramovich_kassil/
- Литературное чтение. Читаем летом. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016. – с. 15-16
- Литературное чтение: 1-4 классы: программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке / сост. Максименко С.Л., Колисниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.
- Современный урок в начальной школе. 33 урока с использованием технологии критического // Сост. Г. А. Ярош, Н. М. Седова. – Х.: Изд. Гр. «Основа», 2005.
- Через коммуникацию к познанию, учебно-методический центр «Открытый урок – начальная школа» - К., «Плеяда», 2006
Предварительный просмотр:
Класс: 3 класс
Урок: Литературное чтение (внеклассное чтение)
Тема урока: Последнее событие Великой Отечественной войны в рассказе Сергея Петровича Алексеева «Парад Победы».
Цель: познакомить учащихся с биографией, творчеством С.П. Алексеева и его рассказом «Парад Победы».
Формирование УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- учить работать с текстом;
- формировать потребность чтения как средство познания мира, воспитывать интерес к чтению;
- учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация);
- формировать умение находить ответы на вопросы в тексте в иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы;
- развивать умение работать со словарями, справочниками, знакомим с литературоведческими понятиями
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем в силу их возраста
- развивать умение прогнозировать предстоящую деятельность
- развивать умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией
- умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию
- учить оценивать свою работу с помощью различных знаковых символов
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- формировать умение слушать и понимать других;
- развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других
- формировать умение работать в малых группах.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- развивать умение выражать своё отношение к герою, к его поступку;
- формировать мотивацию к обучению;
- учить оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация, сюжетные картинки к рассказу С.А. Алексеева и его биографии, синквейн, словарь, текст рассказа.
Ход урока
І. Оргмомент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Составление плана урока
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. (слайд 1). Посмотрите на картинку слайда и скажите:
- Какой теме будет посвящен наш урок?
Составим план работы урока внеклассного чтения (слайд 2)
1) Познакомимся с автором нового произведения
2) Прочитаем новый рассказ
3) Будем вести диалог с автором
4) Выполним задания
5) Подведем итоги работы на уроке
2. Беседа о писателе
- Посмотрите на портрет, кто перед Вами? (слайд 3)
- Всмотритесь в портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?
- Кто он может быть по профессии? (Писатель).
Это портрет Сергея Петровича Алексеева, детского писателя.
Сергей Петрович Алексеев родился на Украине, в селе Плисков 1 апреля 1922 года. С десяти лет мальчик учился в Москве. Окончив в 1940 году среднюю школу стал курсантом авиационного училища в Белоруссии. С началом войны его командировали в Оренбургское летное училище, где он в то же время становится студентом вечернего отделения исторического факультета Оренбургского пединститута. Сергей Алексеев закончил его полностью за 17 месяцев и получил диплом в 1944 году. До самой победы обучал молодых летчиков в авиационном училище, где был оставлен на должности инструктора. Получив травмы после неудачного учебного полета в 1945 году, вынужден был уйти из авиации.
В литературу С.П.Алексеев пришел как редактор и критик, став впоследствии известным писателем. Работал главным редактором журнала "Детская литература" в период с 1965 по 1996 год. С.П. Алексеев автор множества учебников и книг, издававшихся во многих странах.
Книги С. Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Алексеева. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)
II. Изучение нового материала
1. Работа с текстом до чтения (антиципация):
- Давайте прочитаем, как Сергей Алексеев назвал свой рассказ.(«Парад Победы»)
- Предположите, о чём будет это произведение.
Высказывания детей записываются на доске.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.
- Что на ней изображено?
- Можете предположить о чём пойдёт речь?
Высказывания детей записываются на доске.
2. «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.
• напали на нашу Родину;
• все люди в нашей стране воевали;
• называется освободительной;
• в Москве на Красной площади;
• много гостей;
• замерла площадь;
• идут солдаты;
• знамена;
• был салют;
• …;
- Какое слово вы бы ещё добавили? Почему?
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?
Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.
Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через тескт, созданный автором.
3. Физминутка.
Комплекс упражнений для спины, рук, шеи.
4. Речевая гимнастика.
Наберите воздуха в легкие и посчитайте, пока не кончится запас « Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.»
5. Словарная работа
- Откройте все рассказ « Парад Победы».
- В тексте нам встретятся даты, годы начала и конца войны, которые мы еще не умеем читать, я вам помогу.
Написано на доске:
В 1941 – тысяча девятьсот сорок первом году началась война.
В 1945 – тысяча девятьсот сорок пятом году закончилась нашей победой.
- Давайте прочитаем вместе.
6. Работа с текстом во время чтения:
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
«Чтение вслух с остановками».
После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
Парад Победы.
В 1941 году напали на нашу Родину фашисты. Много захватили городов, сожгли сел и деревень, оставили без дома детей, матерей и стариков. А многих наших людей замучили, увезли в плен.
- Для чего столько бед причинили фашисты?
Наш народ ни на кого не нападал. Никому не угрожал войной. Все люди в нашей стране воевали с фашистами-захватчиками. Кто на фронте бил врагов, а кто на заводах строил танки и самолеты, в колхозах сеял хлеб, чтоб всю страну накормить.
- Какие черты характера присущи советскому народу?
- Почему все люди воевали с фашистами-захватчиками?
Великая война советского народа называется освободительной. Кончилась освободительная война в 1945 году нашей победой. Сломлен был враг. Разбиты его полки, дивизии, армии.
- Почему война называлась освободительной?
- Кто победил в этой войне? Почему?
Вскоре в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши полки, что гнали врагов до самой вражеской земли, приехали на этот парад.
- Почему в Москве состоялся Парад Победы?
- Почему наши полки приехали на этот парад?
Красная площадь гудит от голосов. Много гостей приехало посмотреть Парад Победы.
- Почему площадь гудит от голосов?
- Какие гости могли приехать на парад? Зачем?
Но вот замерла площадь. Проходят по ней наши войны-победители. Чеканят шаг. И в каждом шаге отдается: «Победа! Победа! Победа!»
- По какой причине площадь замерла?
- Посмотрите на иллюстрацию. (слайд 6) Как идут солдаты по площади?
- Что значит, чеканят шаг?
Идут солдаты. А вот и особая вышла рота.
- Предположите, что это за особая рота?
Зашевелилась, задвигалась площадь:
- Что там несут солдаты?
- Что же могли нести солдаты?
Солдаты несли знамена тех полков и дивизий, которые они разбили. Вот поравнялись бойцы с Мавзолеем. Вот вдруг все разом резко повернулись лицом к Мавзолею. Шагнули вперед.
Словарная работа (по ходу чтения): (слайд 7-8)
Дивизия - основное формирование (войсковое соединение) в различных видах вооруженных сил и родах войск. Может быть мотострелковой, танковой и т.д. В среднем в дивизии 12 000 - 24 000 человек личного состава. Командиром дивизии является генерал-майор.
Полк – воинская часть, основная единица в различных видах вооруженных сил и войск.
Численность личного состава полка в "силовых" структурах — от 200 до 2000.
- Что такое Мавзолей? (слайд 9)
В толковом словаре Ожегова дается такое понятие:
Большое надгробное мемориальное сооружение.
Мавзолей Ленина — памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве, где с 1924 года покоится тело Владимира Ильича Ленина.
Замерло все на площади. Полетели на землю знамена врагов. К подножию Мавзолея, к ногам стоящих на площади.
Зачем знамена бросали на землю к ногам стоящих на площади?
И снова идут полки. И снова в солдатских шагах отдается, как крик, как эхо: «Победа! Победа! Победа!».
- Что означает слово победа?
В толковом словаре Ожегова:
Успех в битве, войне при полном поражении противника.
- Вам, наверное тоже было радостно в этот момент. Почему?
(слайд 10) Рассмотрим иллюстрацию и прочитаем дальше текст. Выразите своё отношение к картине.
Победа отдавалась в сердце каждого человека. А вечером был салют.
Ликовали земля и люди! Гремели, гремели, гремели залпы салюта.
Радость огнями взлетала в небо.
Победа!
Победа!
- Почему салют был вечером?
- Что значит ликовали?
- Почему вместе с людьми ликовала земля? Это прямое или переносное значение? (слайд 10)
- Для чего автор описал нам это событие?
- Какой вопрос хочется задать автору?
- Прочитайте два последних слова рассказа.
Победа!
Победа!
- Как мы будем читать это предложение?
Выберите варианты:
Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение
7. Физминутка для глаз. (слайд 11)
- Наши глаза внимательно смотрели и устали, давайте посмотрим на экран и понаблюдаем за предметами, немного отдохнем.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом после прочтения:
- Так почему именно «Парад Победы» назван этот рассказ? Докажите, что это рассказ. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства)
- Почему Великую Отечественную войну называют освободительной?
- Кто одержал победу в этой войне?
- Что происходило с людьми на Красной площади во время Парада Победы?
- Как вы понимаете выражение «Победа отдавалась в сердце каждого человека»?
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, это важное событие в жизни нашего народа? Чему учит нас этот рассказ?
- Как же автор относится к своим героям?
- Что такое патриотизм?
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
- Для кого Сергей Алексеев написал этот рассказ?
VII. Итог урока.
- Какой рассказ читали мы сегодня? Кто его автор?
- Чему нас учит этот рассказ?
- Что вам запомнилось из биографии Сергея Петровича Алексеева?
СИНКВЕЙН
1. Парад
2. Какой?
3. Что делает?
4. Синоним
5. Предложение
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать праздничный салют.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в начальной школе
Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....
Воспитание интереса к детской книге на уроках внеклассного чтения и внеурочной работе в начальной школе
Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”....
Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе
Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому) в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе
В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы на уроках ИЗО
В статье раскрываются вопросы патриотического воспитания в школе как одной из приоритетных задач воспитательной работы....