I Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу | Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи
Развитие дикции: В синем небе звёзды блещут. В синем море волны хлещут,- прочитать - тихо- громко. - медленно-быстро
| Личностные Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.(2 мин) Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Построение проекта выхода из затруднения | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки - Кому-то из вас эти строки показались знакомыми? Откуда они? ( сказка о царе Салтане) Как вы думаете, почему я для разминки взяла именно эти строки. - о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? ( дети высказывают свои предположения) Тема появляется на доске - О чем вы хотели бы узнать? На какие вопросы получить ответ? - Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу)
| Познавательные Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу Формируем умение составлять план и последовательность действий Личностные Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
III. Совместное открытие новых знаний (10 мин) Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу | – Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку. – как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» . – в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок .Мы чувствуем запах и вкус родного языка:»Там русский дух. Там Русью пахнет!» Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживает музыкой и простотой стихов. Вот почему необходимо изучать сказки в начальной школе и пробуждать интерес к творчеству Пушкина. Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие имён, как в русской литературе 19 века. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы. Вспомните его стихи. Работа по группам 1 группа: «Вот север тучи нагоняя» - Какие слова говорят о том , что поэт относится к зиме как к живому существу? -Почему автор называет зиму «волшебницей», «матушкой»? 2 группа: «Зимний вечер» - Какое настроение было у поэта когда он писал это стихотворение? - Как изображает бурю? С кем её сравнивает? - Как поэт обращается к своей няне? - О чём её просит? 3 группа: «Няне» - Какие слова подтверждают его любовь к няне? -Как обращается к ней? - Какие слова передают печаль?
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА ( учитель читает отрывок)
Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее… |
|
|
|
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. Поэт создал мир сказки, который существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всё зло в мире – обречены на гибель. первоначально в жизни не зло, а любовь. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой, умел находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Не зря поэт и критик Аполлон Григорьев утверждал: «Пушкин – это наше всё».
| Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Регулятивные Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос
Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника |
IV. Закрепление нового (13 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Физминутка (2мин)
| I Откройте рабочую тетрадь на стр.33. - Выполните задание 1 - - Как будете работать в парах или самостоятельно? Взаимопроверка если ученики решают работать самостоятельно. Фронтальная проверка, если работают в парах. - Что тебе нужно было сделать? - Удалось ли тебе выполнить эту работу? - Ты выполнил все правильно, или были недочеты? -Ты составил все сам или с чьей-то помощью? Викторина Из каких сказок эти строки? В синем небе звезды блещут, В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».) Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда) Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица). Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выступает будто пава, А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны) (Взаимопроверка)
Работа в группах с произведениями.. 1.Сказка о мертвой царевне: – Беседа: Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла). Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить). Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям): Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее). Почему оно так ответило? (добро побеждает зло). Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь». Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей). 2. Сказка о попе и о работнике его Балде: – Беседа: Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком). Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость). Пословица: «Скупой платит дважды». 3. Сказка о царе Салтане: – Беседа: Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город). Прочитайте о них. За что наказаны сестры? (зависть). Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь». 4. Нарисовать иллюстрации к сказкам.
| Коммуникативные Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника Формируем умение слушать и понимать других Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания Формируем умение строить логические цепи рассуждений |
V. Контролирующее задание (7 мин) Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Творческая дифференцированная работа 1 группа. Назови имя и отчество Пушкина. Назови сказки Пушкина, которые ты знаешь. Прочитай выразительно отрывок из любого стихотворения 2 группа. Напиши мини-сочинение на тему: «За что я люблю Пушкина». 3 группа Подчеркни имена персонажей сказок А.С.Пушкина: Царь Салтан , Марья – царевна , Князь Гвидон, Кощей Бессмертный. Допиши предложение .Стихотворение «Зимний вечер» написал … Отметь лишнее имя героя произведения: Царь Салтан , Царевна Лебедь , Балда , Князь Гвидон. Из какой сказки строки: Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. | Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника Регулятивные Формируем начальные формы рефлексии Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять) Формировать умения структуктировать знания, выбирать необходимое |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Организация рефлексии - О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? Мы об этом еще поговорим на следующем уроке. - Что для вас показалось трудным? - Кто доволен своей работой на уроке? -Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать? – Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
| Личностные Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Коммуникативные Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли Регулятивные Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Формируем начальные формы рефлексии |