Конспект урока по развитию речи «В серебряном царстве волшебницы – зимы».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

 

Цели урока:

 

1. Формирование речевых умений

2. Развитие коммуникативных навыков учащихся

3. Воспитание любви к природе.

4. Привитие любви к родной речи, интереса к языку.

 

Задачи урока:

 

  • Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений, вызвать эмоциональный и духовный подъем.
  • Создать условия для развития речи учащихся, творческого воображения, коммуникативных возможностей.
  • Формирование навыков умения выразительного чтения.
  • Способствовать увидеть и услышать в музыке образ.
  • Способствовать воспитанию любви к природе, умению видеть красоту окружающего мира.
  • Учить находить слова, выражающие его неповторимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока.

« В серебряном царстве волшебницы – зимы».

Цели урока:

1. Формирование речевых умений

2. Развитие коммуникативных навыков учащихся

3. Воспитание любви к природе.

4. Привитие любви к родной речи, интереса к языку.

Задачи урока:

  • Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений, вызвать эмоциональный и духовный подъем.
  • Создать условия для развития речи учащихся, творческого воображения, коммуникативных возможностей.
  • Формирование навыков умения выразительного чтения.
  • Способствовать увидеть и услышать в музыке образ.
  • Способствовать воспитанию любви к природе, умению видеть красоту окружающего мира.
  • Учить находить слова, выражающие его неповторимость.

                       

                     

Оборудование.

  • Грамзапись («Декабрь» Чайковского П.И.,

«Вальс снежных хлопьев» Чайковского П.И.)

  • Таблица «Оттенки снега».

  • Плакат, на котором написана тема урока.

  • Репродукция картины Грабаря И. «Февральская лазурь».

  • Выставка творческих работ учащихся.

  • На доске записаны слова (см. конспект урока).

  • Таблица синонимов.

  • Карточки со словами.

  • «Рассыпанные стихи»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Приглашение в путешествие.

Учитель. -  Из-за серых гор высоких

 Из чужих земель далеких

 Прилетела к нам царица

 Как махнула руковом-

Всё покрыла серебром!

У. - О какой же царице идет речь?

                                                  (О «Зиме»).

У.-        Какова тема нашего урока?

                                                

Объявление темы и постановка цели урока

У. – «Зима» приглашает нас совершить путешествие в свое серебряное царство.

- Мы будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины, чтобы в конце нашей встречи написать миниатюру.

А попасть туда может любой, кто умеет фантазировать.

  1. Ассоциативный ряд слов.

У. - Закройте глаза. Шепотом произнесите слово «зима».

  • Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «зима»?

 (Снег, мороз, вьюга, пурга, стужа, серебристый иней и т.д.)

  1. Работа по теме урока.

1.

У. - Вы говорите «Стужа, пурга, мороз…» А может быть, зима не нужна? Может быть, без нее лучше было бы?

(Нужна, еще как нужна.  Ведь это так здорово кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, дышать морозным воздухом!)

-        Без зимы скучно будет. Не такими прекрасными покажутся весна и лето. А какие у зимы завораживающие мелодии!

Вот и одна из них.

  • Послушайте, как тихо она звучит. Действительно, зима приходит тихо. Все происходит как в сказке. Зима за одну ночь строит серебряный дворец, покрывает снегом дома, деревья, мостит озера и реки. Проснешься утром и видишь, что за окном все изменилось. И какая-то непонятная радость охватывает, словно обновление произошло не в природе, а в нас самих.  Так и хочется кому-то об этом рассказать.

1.        Какие образные слова и выражения вам показались интересными?

  • серебро,
  • огни,
  • блестки,
  • мир очарований,
  • мир из серебра,
  • лес, что шапкой принакрылся…,
  • снег имеет вкус и запах

2.        Как охарактеризовать первый снег в прослушанных произведениях?

3.        Вспомните свои впечатления о первом снеге.

  • легкий
  • пушистый
  • нежный
  • робкий
  • лежит, словно для красоты, чтобы подчеркнуть насколько черна осенняя земля

2.

У. - Давайте послушаем еще раз эту мелодию зимы.

  • Что вы представляете, слушая ее?  

(Снежинки ведут хоровод, танцуют вальс, кружатся в вальсе).

  • А как еще можно сказать, когда снег падает? Подберите синонимы к слову «падает».

(Летает, порхает, кружит, опускается, танцует в вальсе, идет, парит, повалил.)

3.

У. - Снег постепенно укрыл всю землю. Зима вступила в свои права. Как вы думаете, какие слова, на ваш взгляд, точнее характеризуют зиму?

На доске:

Волшебница                                Колдунья

Красавица                                Ведьма злая

Желанная гостья

У. – Когда?

  • У вас рассыпаны стихи о зиме. Прочитайте отрывки из стихотворений, в которых зима изображена как волшебница.
  • Чем украшает она землю? Подчеркните карандашом. Кто помогает матушке – зиме волшебнице украшать землю?

(вьюга, вихри, метели)

  • Подчеркните образные выражения, характеризующие этих помощников.

(вьюга-пряха, вихри и

метели-ткачи, мороз-кузнец)

  • Прочитайте отрывки из стихотворений, в которых зима изображена как злодейка.
  1. Опишите небо во время бури.
  • Мглою небо кроет
  • На мутном небе мгла носилась
  • Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела
  1. На что похожа дикая песнь бури?
  • То как зверь, она заплачет
  • То завоет, как дитя
  1. Как поэт пишет о вьюге?
  • Вьюга злилась

-        Видите, какою разной бывает зима, и как по-разному описывают ее поэты.

  • А в каком из своих стихотворений Пушкин А.С. изобразил зиму и как волшебницу, и как колдунью?

(«Зимнее утро».)

4.

«Зимнее утро».

У. - Кто желает прочитать?

-        каким бывает снег в солнечную, морозную погоду?

  • Подберите синонимы к слову «блестит»

(блестит, горит, искрится, сверкает, сияет, светится, переливается всеми цветами радуги).

Под музыку вместе с «Зимой» вальс снежинок.

Физкультминутка.

У. - Давайте посмотрим на снег глазами художника. Каким бывает снег? В начале зимы? В конце?

5.

Работа с таблицей.

У. - Когда снег бывает розовым? Голубым?

(голубеньким, голубоватым)

  • Продолжим наше путешествие

.

6.

Составление предложений по картине.

У. - Всмотритесь в краски зимы на картине художника Грабаря И. «Февральская  лазурь» и определите, какие основные цвета он использует, чтобы показать прелесть зимней природы.

-        Еще раз посмотрите на картину. Составьте по одному предложению. Запишите в тетрадь.

-        Сам художник рассказывает об истории создания картины так: «Было необычайное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу…»

-        Какие чувства вызывает картина? Что помогло ее написать?

  • А сейчас вы скажете свое слово о зиме. Вспомнив все то, о чем говорилось сегодня, напишите небольшую миниатюру. Главный вопрос, на который вы должны ответить: «Какой вы увидели, услышали и почувствовали зиму?». И обязательно передайте настроение, которое у вас вызывает зима.

(Под тихо звучащую музыку дети пишут творческие работы.)

  1. Подведение итогов.

У. - Вы писали сейчас миниатюру. Домашнее задание: написать сочинение на тему «В серебряном царстве волшебницы – зимы».

-        Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме: «Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »

Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме:«Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »Конспект был написан для класса со сложной структурой дефекта...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Признаки Зимы"

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА:  "Признаки Зимы"Цель: Развивать у детей коммуникативные  качества способами и средствами устной речи.Задачи:1.Обога...

В серебряном царстве волшебницы Зимы

Интегрированный урок литературного чтения и рисования....

Конспект урока по предмету Развитие речи и окружающий мир "Снежная зима".

Закрепление знаний детей о зимних явлениях и умений строить высказывания по теме «Зима»....

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...