Конспект урока по развитию речи «В серебряном царстве волшебницы – зимы».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цели урока:
1. Формирование речевых умений
2. Развитие коммуникативных навыков учащихся
3. Воспитание любви к природе.
4. Привитие любви к родной речи, интереса к языку.
Задачи урока:
- Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений, вызвать эмоциональный и духовный подъем.
- Создать условия для развития речи учащихся, творческого воображения, коммуникативных возможностей.
- Формирование навыков умения выразительного чтения.
- Способствовать увидеть и услышать в музыке образ.
- Способствовать воспитанию любви к природе, умению видеть красоту окружающего мира.
- Учить находить слова, выражающие его неповторимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по развитию речи | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока.
« В серебряном царстве волшебницы – зимы».
Цели урока:
1. Формирование речевых умений
2. Развитие коммуникативных навыков учащихся
3. Воспитание любви к природе.
4. Привитие любви к родной речи, интереса к языку.
Задачи урока:
- Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений, вызвать эмоциональный и духовный подъем.
- Создать условия для развития речи учащихся, творческого воображения, коммуникативных возможностей.
- Формирование навыков умения выразительного чтения.
- Способствовать увидеть и услышать в музыке образ.
- Способствовать воспитанию любви к природе, умению видеть красоту окружающего мира.
- Учить находить слова, выражающие его неповторимость.
Оборудование.
- Грамзапись («Декабрь» Чайковского П.И.,
«Вальс снежных хлопьев» Чайковского П.И.)
- Таблица «Оттенки снега».
- Плакат, на котором написана тема урока.
- Репродукция картины Грабаря И. «Февральская лазурь».
- Выставка творческих работ учащихся.
- На доске записаны слова (см. конспект урока).
- Таблица синонимов.
- Карточки со словами.
- «Рассыпанные стихи»
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приглашение в путешествие.
Учитель. - Из-за серых гор высоких
Из чужих земель далеких
Прилетела к нам царица
Как махнула руковом-
Всё покрыла серебром!
У. - О какой же царице идет речь?
(О «Зиме»).
У.- Какова тема нашего урока?
Объявление темы и постановка цели урока
У. – «Зима» приглашает нас совершить путешествие в свое серебряное царство.
- Мы будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины, чтобы в конце нашей встречи написать миниатюру.
А попасть туда может любой, кто умеет фантазировать.
- Ассоциативный ряд слов.
У. - Закройте глаза. Шепотом произнесите слово «зима».
- Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «зима»?
(Снег, мороз, вьюга, пурга, стужа, серебристый иней и т.д.)
- Работа по теме урока.
1.
У. - Вы говорите «Стужа, пурга, мороз…» А может быть, зима не нужна? Может быть, без нее лучше было бы?
(Нужна, еще как нужна. Ведь это так здорово кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, дышать морозным воздухом!)
- Без зимы скучно будет. Не такими прекрасными покажутся весна и лето. А какие у зимы завораживающие мелодии!
Вот и одна из них.
- Послушайте, как тихо она звучит. Действительно, зима приходит тихо. Все происходит как в сказке. Зима за одну ночь строит серебряный дворец, покрывает снегом дома, деревья, мостит озера и реки. Проснешься утром и видишь, что за окном все изменилось. И какая-то непонятная радость охватывает, словно обновление произошло не в природе, а в нас самих. Так и хочется кому-то об этом рассказать.
1. Какие образные слова и выражения вам показались интересными?
- серебро,
- огни,
- блестки,
- мир очарований,
- мир из серебра,
- лес, что шапкой принакрылся…,
- снег имеет вкус и запах
2. Как охарактеризовать первый снег в прослушанных произведениях?
3. Вспомните свои впечатления о первом снеге.
- легкий
- пушистый
- нежный
- робкий
- лежит, словно для красоты, чтобы подчеркнуть насколько черна осенняя земля
2.
У. - Давайте послушаем еще раз эту мелодию зимы.
- Что вы представляете, слушая ее?
(Снежинки ведут хоровод, танцуют вальс, кружатся в вальсе).
- А как еще можно сказать, когда снег падает? Подберите синонимы к слову «падает».
(Летает, порхает, кружит, опускается, танцует в вальсе, идет, парит, повалил.)
3.
У. - Снег постепенно укрыл всю землю. Зима вступила в свои права. Как вы думаете, какие слова, на ваш взгляд, точнее характеризуют зиму?
На доске:
Волшебница Колдунья
Красавица Ведьма злая
Желанная гостья
У. – Когда?
- У вас рассыпаны стихи о зиме. Прочитайте отрывки из стихотворений, в которых зима изображена как волшебница.
- Чем украшает она землю? Подчеркните карандашом. Кто помогает матушке – зиме волшебнице украшать землю?
(вьюга, вихри, метели)
- Подчеркните образные выражения, характеризующие этих помощников.
(вьюга-пряха, вихри и
метели-ткачи, мороз-кузнец)
- Прочитайте отрывки из стихотворений, в которых зима изображена как злодейка.
- Опишите небо во время бури.
- Мглою небо кроет
- На мутном небе мгла носилась
- Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела
- На что похожа дикая песнь бури?
- То как зверь, она заплачет
- То завоет, как дитя
- Как поэт пишет о вьюге?
- Вьюга злилась
- Видите, какою разной бывает зима, и как по-разному описывают ее поэты.
- А в каком из своих стихотворений Пушкин А.С. изобразил зиму и как волшебницу, и как колдунью?
(«Зимнее утро».)
4.
«Зимнее утро».
У. - Кто желает прочитать?
- каким бывает снег в солнечную, морозную погоду?
- Подберите синонимы к слову «блестит»
(блестит, горит, искрится, сверкает, сияет, светится, переливается всеми цветами радуги).
Под музыку вместе с «Зимой» вальс снежинок.
Физкультминутка.
У. - Давайте посмотрим на снег глазами художника. Каким бывает снег? В начале зимы? В конце?
5.
Работа с таблицей.
У. - Когда снег бывает розовым? Голубым?
(голубеньким, голубоватым)
- Продолжим наше путешествие
.
6.
Составление предложений по картине.
У. - Всмотритесь в краски зимы на картине художника Грабаря И. «Февральская лазурь» и определите, какие основные цвета он использует, чтобы показать прелесть зимней природы.
- Еще раз посмотрите на картину. Составьте по одному предложению. Запишите в тетрадь.
- Сам художник рассказывает об истории создания картины так: «Было необычайное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу…»
- Какие чувства вызывает картина? Что помогло ее написать?
- А сейчас вы скажете свое слово о зиме. Вспомнив все то, о чем говорилось сегодня, напишите небольшую миниатюру. Главный вопрос, на который вы должны ответить: «Какой вы увидели, услышали и почувствовали зиму?». И обязательно передайте настроение, которое у вас вызывает зима.
(Под тихо звучащую музыку дети пишут творческие работы.)
- Подведение итогов.
У. - Вы писали сейчас миниатюру. Домашнее задание: написать сочинение на тему «В серебряном царстве волшебницы – зимы».
- Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме: «Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »
Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме:«Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »Конспект был написан для класса со сложной структурой дефекта...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Признаки Зимы"
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: "Признаки Зимы"Цель: Развивать у детей коммуникативные качества способами и средствами устной речи.Задачи:1.Обога...
В серебряном царстве волшебницы Зимы
Интегрированный урок литературного чтения и рисования....
Конспект урока по предмету Развитие речи и окружающий мир "Снежная зима".
Закрепление знаний детей о зимних явлениях и умений строить высказывания по теме «Зима»....
Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс
Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1) Образовательная – систематизировать знания у...
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...