Нетрадиционный урок литературы по разделу поэтическая тетрадь "Времена года"
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь» в виде нетрадиционного урока. Данный материал показывает, как можно интересно провести урок литературного чтения в 4 классе, изучая поэзию XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_urok_literatury.doc | 60 КБ |
vremena_goda_3.ppt | 1.56 МБ |
krossvord.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционный урок литературы
Тема: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
Цель: обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь»
Задачи:
- Познакомить учащихся с поэзией начала – середины XX века.
- Учить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родному краю.
- Учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла.
- Развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.
- Создать условия для развития грамотной, выразительной речи обучающихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Объявление темы (слайд 1)
- Мы с Вами сегодня отправляемся в путешествие на ковре-самолёте.
- Первая остановка.
Идёт фотоколлаж с пейзажами весны (слайд 2).
Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 3):
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение о весне.
Ученики: находят стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Ученик: читает выразительно стихотворение.
Учитель: Почему вы решили, что стихотворение о весне? (название «Весна в лесу»)
Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.
Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.
Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?
Ученик 1: Яр – глубокий заросший овраг
Ученик 2: Свирелка, свирель – дудка из дерева, тростника.
Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 4):
- Где по словам поэта, тепло?
(И тепло на мягком мху…)
- Где по словам поэта обтаял снег?
(Снег обтаял под сосною…)
- Как будет стучать дятел?
(Громче дятел красногрудый
Застучит в сухой и рудный…)
- Что станет делать медведь?
(И медведь с хребтом багровым
Встанет щуряся, в лому
По болотам, по дубровам
Побродить с тягучим рёвом
И с очей согнать дрему.)
- Куда уйдет поэт?
(В яр дремучий до зари…)
- Кого описывает поэт в конце стихотворения?
(Как гуляет перед бором
Чудный странничек в кустах…)
Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…
- Вторая остановка.
Идёт фотоколлаж с пейзажами лета (слайд 5).
Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 6):
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Лето)
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение о лете.
Ученики: а такого стихотворения нет.
Учитель: Правильно ребята, поэтому возьмите лист на столе и найдите стихотворение о лете.
Ученики: находят стихотворение Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет».
Ученик: читает выразительно стихотворение.
Учитель: почему вы решили, что стихотворение о лете? (роща зеленеет…)
Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.
Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.
Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?
Ученик 1: Сумрак – полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы
Ученик 2: нега – удовольствие, наслаждение, блаженство, упоение.
Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 7):
1.Чем облита роща?
(Палящим солнцем облита…)
2. От чего веет негой?
(От каждой ветки и листа!)
3. Как поэт описывает деревья?
(Смотри, как роща зеленеет…
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником…)
4. Что предлагает поэт, войдя в рощу?
(Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником…)
5. Что до нас доходит с вышины?
(И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…)
Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…
- Физкультминутка (слайды 8, 9, 10).
- Третья остановка.
Идёт фотоколлаж с пейзажами осени (слайд 11).
Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 12):
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение об осени.
Ученики: находят стихотворение Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
Ученик: читает выразительно стихотворение.
Учитель: Почему вы решили, что стихотворение об осени? (название «Золотая осень»)
Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.
Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.
Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?
Ученик 1: чертог – большое парадное помещение с пышным убранством
Ученик 2: каталог – составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов.
Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 13):
- Что поэт называет сказочным чертогом?
(Осень. Сказочный чертог…)
- С чем поэт сравнивает осенний лес?
(Как на выставке картин…)
- С чем поэт сравнивает зарю?
(И зари вишнёвый клей…)
- Какое сравнение использует поэт при описании клёнов?
(В желтых клёнах флигеля
Словно в золочёных рамах…
- Почему по словам поэта, нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно?
(Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг
Под ногами лист древесный.)
Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…
- Четвертая остановка.
Идёт фотоколлаж с пейзажами зимы (слайд 14).
Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 15):
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (Зима)
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение о зиме.
Ученики: а такого стихотворения нет.
Учитель: Правильно ребята, поэтому возьмите лист на столе и найдите стихотворение о зиме.
Ученики: находят стихотворение А.С. Пушкина «Идёт волшебница зима».
Ученик: читает выразительно стихотворение.
Учитель: почему вы решили, что стихотворение о зиме? (название «Идёт волшебница зима…)
Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.
Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.
Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?
Ученик 1: брега – покатые берега реки.
Ученик 2: пелена – сплошной покров, заволакивающий собой что-либо со всех сторон.
Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 16):
- Как описывает поэт приход зимы?
(Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов…)
- Как поэт назвал зиму?
(волшебница зима, матушка-зима…)
- Кто дохнул, завыл, тучи нагоняя?
(Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл…)
- С какой рекою у поэта брега?
(Брега с недвижною рекою…)
- Чему рады мы в конце стихотворения?
(Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы...)
Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…
- Решаем кроссворд (слайд 17, 18).
- Учитель раздает по одному листу с кроссвордом на каждый ряд.
- Ученики решают командами (по рядам).
- После того как учащиеся решили кроссворд, они меняются листами между рядами (первый ряд → второму; второй → третьему; третий → первому).
- Подведение итогов по двум категориям: быстрое выполнение и правильность решения.
Учитель: Молодцы! Ребята мы заканчиваем наше путешествие и возвращаемся в класс.
- Подведение итогов и выставление оценок.
- Домашнее задание (слайд 19):
Подготовиться к контрольной работе. Учебник с. 4 – 15.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт.
Где по словам поэта, тепло? Где по словам поэта обтаял снег? Как будет стучать дятел? Что станет делать медведь? Куда уйдет поэт? Кого описывает поэт в конце стихотворения?
Солнце печёт, Липа цветёт. Рожь поспевает, Когда это бывает?
Чем облита роща? От чего веет негой? Как поэт описывает деревья? Что предлагает поэт, войдя в рощу? Что до нас доходит с вышины?
Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...
Что поэт называет сказочным чертогом? С чем поэт сравнивает осенний лес? С чем поэт сравнивает зарю? Какое сравнение использует поэт при описании клёнов? Почему по словам поэта, нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно?
Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал?
Как описывает поэт приход зимы? Как поэт назвал зиму? Кто дохнул, завыл, тучи нагоняя? С какой рекою у поэта брега? Чему рады мы в конце стихотворения?
Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе. Учебник с. 4 - 15
Предварительный просмотр:
1 | |||||||||||||||
2 |
|
| 3 |
| |||||||||||
4 |
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| |||||||||||||
| |||||||||||||||
6 |
|
|
|
| 7 | ||||||||||
|
| 8 | 9 | ||||||||||||
10 |
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| |||||||||||||||
|
По вертикали:
- Большое парадное помещение с пышным убранством.
- «Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.»
- Автор стихотворения «Золотая осень».
- «Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...» - «Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...» - Автор стихотворения «Весна в лесу»
По горизонтали:
- «Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...»
- Полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы
- Автор стихотворения «Идёт волшебница зима…»
- Автор стихотворения «Смотри, как роща зеленеет…»
- Что зеленеет?
- Дудка из дерева, тростника.
- Чему мы рады в стихотворении «Идёт волшебница зима…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2" (3 класс, УМК "Школа России").
Игровая технология широко используется в начальных классах. Она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, что важно для младших школьников. Урок-игра по теме "Поэтическая ...
Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2"_литературное чтение_3 класс
Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2" проходит в форме игры. Класс делится на команды. Предварительно обсуждаются правила поведения в группе, сообщаются правила игры. На третьем слайде ка...
Технологическая карта урока литературного чтения «Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1».»
Конспект урока...
Конспект урока "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...
Конспект урока Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь" (3 класс, УМК Школа России)
Конспект урока...
Презентация к уроку -обобщению по разделу Поэтическая тетрадь "1 ,литературное чтение 3 класс(2 часть учебника) автор Климанова Л.Ф
Данная разработка позволит провести урок обобщения по разделу интересно и разнообразно...
Конспект по литературному чтению "Урок-викторина по разделу поэтическая тетрадь" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь».Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведениям, изученны...