Конспект урока литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот-Ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)

Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»; работать  над образом литературного героя.

2. Закреплять умение выделять ключевые слова, находить главную мысль рассказа.

3. Развивать умение анализировать поступки героев и давать им оценку.

4. Развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение.

5. Раскрыть гуманистическую суть данного произведения.

6. Создать условия для развития навыка самостоятельной подготовки к уроку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект открытого урока57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения,

проведённый в 3 «Б» классе ГБОУ гимназия № 446

Колпинского района г. Санкт-Петербурга.

Учитель Лужанская Ольга Алексеевна

Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)

Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»; работать  над образом литературного героя.

2. Закреплять умение выделять ключевые слова, находить главную мысль рассказа.

3. Развивать умение анализировать поступки героев и давать им оценку.

4. Развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение.

5. Раскрыть гуманистическую суть данного произведения.

6. Создать условия для развития навыка самостоятельной подготовки к уроку.

План урока:

  1. Орг. момент. Положительный настрой на восприятие произведения через работу с эпиграфом.
  2. Проверка домашнего задания (приём тестового упр-я с подстановкой правильных ответов в текст)
  3. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
  4. Составление портрета героя литературного произведения (по материалам домашнего задания).
  5. Релаксация, музыкальная пауза.
  6.  Наблюдение над изменением поведения героя. Выяснение причин происходящего.
  7. Рефлексия, итог урока.
  8. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. «Литературное чтение. Часть вторая.» учебник, Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; ИЦ «Вентана-Граф», Москва, 2009 г.
  2. Мультимедийный проектор, ноутбук.
  3. Пазлы с изображением кота.
  4. Карточки для учащихся.
  5. Бланки для домашнего задания.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Положительный настрой на восприятие произведения через работу с эпиграфом.

- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их, как всегда подарим им свои улыбки, поделимся своим хорошим настроением.

Урок я хочу начать с эпиграфа. Прочитайте слова из известной песенки поэта Михаила Пляцковского:

«Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот – трудно…»

- Как вы понимаете эту строчку? Вы согласны с таким утверждением?(Варианты ответов детей)

Сегодня, в ходе урока, мы попытаемся доказать справедливость этого высказывания.

  1. Проверка домашнего задания (приём тестового упр-я с записью правильных ответов в текст)

Начнём с проверки домашнего задания. Перед вами карточки, на которых записан текст с пропусками. Ваша задача ответить правильно на поставленный вопрос, а верный ответ записать в текст в нужной форме.

Текст карточки:

Дома я читал(а) __________________  ____________________________ «Кот-_______________». Главным героем этого произведения является __________________________ , который в конце рассказа получил новую кличку ______________________________ .

Вопросы теста:

  •  К какому жанру литературы относится прочитанное дома произведение?

А) сказка

Б) рассказ

В) басня

  •  Кто автор прочитанного произведения?

А) Константин Георгиевич Паустовский

Б) Рувим Исаевич Фраерман

В) Александр Иванович Куприн

  • Главный герой произведения…

А) Лёнька

Б) рыжий кот

В) петух Горлач

  • Какую кличку носил кот в этом рассказе?

А) Босяк

Б) Воришка

В) Ворюга

  • Как стали величать кота в конце этой истории?

А) Милиционер

Б) Охранник

В) Сторож

Давайте проверим тексты, которые у вас получились. Слайд:

Дома я читал(а) рассказ  К.Г. Паустовского «Кот-Ворюга». Главным героем этого произведения является рыжий кот, который в конце рассказа получил кличку Милиционер.

  1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

Вы уже поняли, над каким произведением мы продолжим работу? Поставьте учебные задачи. Чему будем продолжать учиться? (Учиться анализировать произведение, находить слова, характеризующие поступки героев, давать им свои оценки).

  1. Составление портрета героя литературного произведения по материалам домашнего задания.

Начнём с составления портрета главного героя. Вы должны были выбрать и подчеркнуть в тексте слова, с помощью которых мы «увидели» кота.

Какой он? Давайте обратимся к тексту рассказа. Стр.78-83.

  - Найдите портретные описания кота. Прочитайте.

-  - Как ведёт себя кот в начале рассказа? Выборочное  чтение.

 

Портрет

Найдите и прочитайте.

Поведение, характер

разорвано ухо

отрублен кусок грязного хвоста

дикие глаза

тощий

огненно-рыжий

белые подпалины на животе

нахальные глаза

обворовывал

ловко прятался

потерял совесть

бродяга

бандит

бандитские проделки

грозно выл

отчаянный поступок

ужасающий вой

босяцкие выходки

притворно выл, как подземный дух

ругался под домом

издавал хищное щёлканье

вцепился мёртвой хваткой

отчаянно упирался

характер такой с детства

- А как вам кажется, нравится ли этот кот автору и его знакомым в начале рассказа? Докажите словами из текста. (Пришли в отчаяние, ругались, месяц потратили на то, чтобы выследить, поклялись поймать и вздуть)

Автор  рисует образ нахального животного, готового на любую выходку, на любой отчаянный поступок в силу своего хулиганского характера и бродячего образа жизни: кот никому не принадлежит, поэтому вынужден был всячески защищаться, добывая еду воровством.

5. Релаксация, музыкальная пауза.

6. Наблюдение над изменением поведения героя. Выяснение причин происходящего.

И вот , наконец, кот пойман. Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Как ведёт себя кот, увидев рыбью голову? (вцепился мёртвой хваткой, не хотел отпускать) Как вы думаете, почему?

- А когда Лёнька схватил его за шиворот? (зажмурил глаза, прижал уши, хвост подобрал под себя) Почему?

- Какой совет дал мальчик? Как отучить кота воровать? Прочитайте этот диалог.

- Меняется ли поведение Ворюги после такого «наказания»?

- А отношение автора к коту?

Давайте посмотрим, каким становится кот?

- Как меняется его поведение? Найдите доказательства в тексте.

Поведение, характер

фыркал и терся головой об пол (означало веселье)

мирно захрапел

совершил благородный и неожиданный поступок

дрожал от негодования

передней лапой бил петуха

ходил как хозяин и сторож

требовал благодарности

- Почему в рассказе не показано, как кот изменился внешне? Это важно?

Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

Перед вами конверты с пазлами. Соберите картинку из частей. Поработайте в парах.

Кого вы увидели на картинке? (кота) Похож ли он на Ворюгу? На Милиционера? Объясните свои ответы.

7. Рефлексия, итог урока.

- Кто и что помогло коту преобразиться, измениться? (Человек и добро)

- Были ли моменты в рассказе, когда вам захотелось улыбнуться? А задуматься, так ли это смешно? В какой момент? (Когда кот был пойман)

- Лёгок ли путь к доброте? Легко ли быть добрым? Можно ли этому научиться?

- Давайте вернёмся к эпиграфу сегодняшнего урока. Смогли ли мы с вами на примере рассказа Паустовского доказать справедливость этих слов?

«Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот – трудно…»

- Как вы думаете, для чего была рассказана эта история автором? Над чем следует задуматься каждому из нас?

Прочитайте высказывания, записанные у вас на листах. Выберите и подчеркните то, которое, по вашему мнению, больше всего подходит к этому рассказу, может выражать главную мысль этого текста.

«Собака бывает кусачей, только от жизни собачьей» (Ю.Мориц)

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А.де Сент-Экзюпери)

«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

  1. Домашнее задание. Попробуйте составить свой рассказ с таким названием.

Большое спасибо вам за работу на уроке, очень хочется верить, что сегодняшние рассуждения оставят след в ваших душах и сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...