Урок литературного чтения В.В.Бианки "Сова" 3-й класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Тема: В.В.Бианки "Сова"
Цели: 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать
неразрывную связь человека и природы; формировать
представление об особом виде литературных сказок – сказки-несказки, расширять
словарный запас учащихся, совершенствовать технику
чтения;
2) развивать речь, мышление, наблюдательность, речевой слух при нахождении
рифмы;
3) воспитывать интерес к творчеству В.В.Бианки; любовь и бережное отношение к
природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.v.bianki_sova.zip | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Малкина Л.Н.
МОУ СОШ №5, г. Нововоронеж
Класс: 4-А
Урок литературного чтения
Тема: В.В.Бианки «Сова»
Цели 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – сказки-несказки, расширять словарный запас учащихся, совершенствовать технику чтения;
2) развивать речь, мышление, наблюдательность, речевой слух при нахождении рифмы;
3) воспитывать интерес к творчеству В.В.Бианки; любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, электронная презентация, книги В.В.Бианки.
Учебник: Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова «Родное слово», 2 часть, М, «Дрофа», 2007
Литература: 1) «Русские писатели», Библиографический словарь, часть 1, М, «Просвещение», 1998
2) В.В.Волина «Занимательная азбуковедение», М, «Просвещение, 1994
3) Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова. Книга для учителя, 4 класс, М, «Дрофа», 2008
4) Ю.Дмитриев и др. «Книга природы», М, «Детская литература, 1990
Слайд 1.
1. Оргмомент.
2. Речевая разминка
- Упражнение на дыхание «Согреем руки»
Слайд 2
- Чистоговорка: Мы услыхали от совы,
что нету слов на букву ы.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: Были ли у кого дома затруднения при составлении плана? Сдайте тетради на проверку.
4. Актуализация знаний.
Учитель: Мы продолжаем изучать раздел «Сказки русских писателей».
Отгадайте, о ком мы будем сегодня читать сказку.
Днём спит, ночью летает
и прохожих пугает.
Дети: Это сова.
Слайд 3.
Учитель: – Что вы знаете об этой птице?
Дети: Сова – хищная птица. Ведёт ночной образ жизни. Летает беззвучно.
Учитель: Есть совы, которые охотятся только днём, например, белая сова. Но в основном совы охотятся ночью. У них очень хороший слух, ориентируются они по звуку. Приносят ли совы пользу?
Дети: Да, совы уничтожают грызунов.
Учитель: В.В.Бианки написал сказку «Сова».
Слайд 4.
5. Биография В.В.Бианки.
Ученик: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного биолога. Семья жила рядом с музеем, и маленький Виталий пропадал там целыми днями. В доме Бианки было множество всякого зверья, и не только домашние животные, рыбки, но и змеи. Любовь к природе у мальчика воспитал отец. Он брал сына с собой в лес, приучал записывать все свои наблюдения.
Рассказы и сказки В.Бианки печатались в журналах «Ёж» и «Чиж», а затем – в «Мурзилке».
(Рассматривание книг писателя.)
6. Постановка проблемы.
Учитель: Сказку В.Бианки можно назвать сказкой-несказкой. А почему? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
7. Работа над темой урока.
- Чтение сказки хорошо подготовленными учениками.
Учитель: Почему сказка называется «Сова»?
Дети: Сова – главный персонаж сказки.
- Повторное чтение сказки «цепочкой».
1 часть
Учитель: Как обратилась Сова к Старику?
Дети: «Здорово, друг!»
Учитель: А что ответил Старик?
Дети: «Какой я тебе друг!»
Учитель: Как разговаривал Старик с Совой?
Дети: Невежливо, даже грубо.
Учитель: Давайте попробуем передать голосом правильную интонацию в разговоре Старика с Совой.
(Работа в парах. Чтение диалога на с.20 без слов автора. Прослушивание чтения отрывка вслух.)
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – немножечко присесть,
Шесть – за парту тихо сесть.
2 часть
Учитель: Почему мыши так расхрабрились?
Дети: Потому что Сова на них не охотилась, сидела в дупле.
Учитель: Прочитайте, как Сова предупреждала Старика о возможной беде?
Прислушался ли Старик к совету Совы?
Дети: Нет, не прислушался.
Учитель: Как ответ Старика характеризует его?
Дети: Старик легкомысленный, ненаблюдательный
Слайд 5.
Словарная работа:
- волдырь – болезненное образование на коже, наполненное жидкостью вздувшееся место.
3 часть
Словарная работа:
- клевер кормовитый – предназначенный для корма скоту.
- Цветень – пыльца.
Учитель: Почему клевер не стал родиться на лугу?
Дети: Потому что шмели перестали его опылять.
Учитель: Что стало с коровой?
Дети: Она стала худой.
Учитель: Прочитайте, о чём предупреждала Сова.
Изменилось ли поведение Старика?
Дети: Да, он призадумался, замолчал.
4 часть
Учитель: Как дальше изменилось поведение Старика?
Дети: Старик стал браниться.
Учитель: Прочитайте, что произошло в результате ссоры Старика с Совой? Кто заметил, что это?
Дети: Невидимые нити.
Слайд 6.
Учитель: Что произошло с невидимыми нитями в природе?
Дети: Они были нарушены.
Учитель: Что понял Старик?
Дети: Природа – единое целое. Нельзя нарушать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе.
Учитель: Какая встретилась пословица в сказке?
Дети: Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.
Учитель: Как вы её понимаете?
Дети: Дружить не тяжело, а без друга плохо.
5 часть
Учитель: Чем заканчивается сказка?
Дети: Старик помирился с совой. В природе восстановились невидимые нити.
Слайд 7.
- Речевая работа.
Учитель: Найдите в тексте созвучия (рифмы).
Дети: – уши торчком, нос крючком
– раздолье – приволье
– рыщут – ищут
(поговорка)
Мыши не волки, не зарежут тёлки.
Учитель: Зачем В.Бианки использовал их в сказке?
Дети: Для выразительности речи.
Учитель: Назовите разговорные слова и выражения.
Дети:
- пустой чай
- утекай
- стала тощать
- молоко сбавлять
- кланяться
- дело не клеится
- уваживать
Учитель: Почему В.Бианки выбрал для сказки именно образ Совы?
Дети: Сова – символ мудрости.
Слайд 8.
Учитель: Почему это произведение называется сказкой-несказкой? Что в нём сказочного?
Дети: Сова и мыши разговаривают.
Учитель: А что в этой истории несказочного?
Дети: Существующая связь в природе, зависимость одного явления от другого. Старик пьёт чай без молока, потому что Сова перестала летать на луга.
Слайд 9.
8. Домашнее задание
читать по ролям с.20-23,
подобрать потешки про сову
Слайд 10.
9. Рефлексия
Учитель: Что понравилось, запомнилось на уроке?
(Ответы детей)
Учитель: Продолжите фразу.
«Книга желаний» – Если бы я мог стать книгой, я бы рассказал …, потому что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"
Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)
Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....
Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....