Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_a.s._pushkin.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 1
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА: « А. С. Пушкин –
великий русский поэт»
Учитель 4 «Г» класса: Логвиненко И.И,
октябрь 2010г
ст. Каневская
Цели урока:
- расширить представление о творчестве поэта;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
- воспитывать чувства патриотизма.
Учебные материалы:
- портреты А.С. Пушкина и его семьи;
- фотографии старинной Москвы, лицея в Петербурге, памятника А.С. Пушкину;
- аудиозаписи – увертюра к опере «Руслан и Людмила», колокольный перезвон;
- иллюстрации к сказкам Пушкина;
- рисунки детей;
- свеча;
- выставка книг.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, от кого и когда вы впервые услышали имя – Александр Сергеевич Пушкин?
(выслушиваются ответы детей)
- Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил бы замечательные произведения этого великого русского поэта. 6 июня 2009 года наша страна отметила 210 лет со дня рождения великого русского поэта. Сегодня мы вспоминаем отдельные страницы его биографии.
(учитель открывает портрет Пушкина и записывает годы жизни)
- Прочитайте план, написанный на доске.
(на доске)
- Детские годы.
- Няня и бабушка в жизни поэта.
- В лицее.
- Пушкин – сказочник.
- Конкурс на лучшего знатока сказок.
- Где и когда родился А.С. Пушкин?
Дети. В Москве, в Харитоньевском переулке, 6 июня 1799года.
Учитель. Как выглядела Москва пушкинского детства?
Ученик1. Хочу заметить, что Москва пушкинского детства поражала смешением древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты. В то время, когда родился Пушкин, столицей России был Петербург – город новый, европейский. Москва жила по-своему: русское дворянство съезжалось сюда на зиму из провинций. Во всех концах древней столицы по праздникам слышался колокольный перезвон, созывающий к праздничной службе.
(звучит запись московского колокольного перезвона)
Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать, писать по книгам, издаваемым в Москве. Позже Пушкин напишет:
« Москва!... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось!»
Учитель. Отец поэта Сергей Львович (показывает портрет) был потомком знатного рода. Об этом свидетельствуют летописи Хii века и фамильный герб. Сергей Львович любил литературу, был дружен с известными русскими писателями, собрал богатую библиотеку. Мать поэта Надежда Осиповна (показывает портрет), урождённая Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», была образованна, остроумна, хороша собой, любила развлечения, блистала на балах.
Ученик2. Хочу заметить, что дедушка Надежды Осиповны умер в 92 года в чине генерала, и Пушкин рассказывал, что до глубокой старости Ганнибал помнил ещё Африку, роскошную жизнь своего отца – предводителя одного абиссинского племени, 19 своих братьев, из коих он был меньшой, сестру Лагань, плывшую за кораблём, на котором его увозили. Его украли маленьким мальчиком и увезли в Турцию, а оттуда он был привезён в подарок царю Петру Великому.
Учитель. Дядя Пушкина, брат отца, был довольно известным в то время поэтом. Дом Пушкиных с удовольствием посещал и Карамзин, и Жуковский. В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых остались трое – Александр, Ольга и Лев (показывает портреты)
Ученик 3 Мать больше любила младшего сына – Льва. Александр же рос молчаливым и замкнутым. Он в детстве был неровного характера: то молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, терял часто носовые платки и грыз ногти, за что его строго наказывали. Тогда он укрывался в корзине для грязного белья.
Ученик 4. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернёров-иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе своего времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где в основном была французская литература.
Ученик 5. Маленький Саша с детства обожал читать и перечитал книг великое множество. В основном читал он французских классиков – Вольтера, Мольера. Книги сделали своё дело. «Чтение – вот лучшее учение», - любил повторять Пушкин. Благодаря книгам он с детства знал литературу. Саша часто импровизировал – разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась у него на всю жизнь.
Учитель. Когда Саше исполнилось пять лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. Село было расположено в живописном месте: берёзовая роща, пруд, еловый лес, речка, прибрежные холмы окружали старинный господский дом с флигелями. Впервые дети попали в деревню, в лес, в поле. Там дичок, бука Александр необыкновенно развеселился, расшумелся, разыгрался. Теперь он читал на берегу реки, в роще, в саду. По вечерам перед сном часто слушал сказки.
Ученик 6. Иногда вместо сказок бабушка рассказывала ему удивительную родословную Ганнибалов.
(звучит русская народная песня «Камаринская»)
- По праздникам они уходили в деревню слушать русские народные песни, любоваться девичьими хороводами. Здесь всё было простое и значительное, приветливое, милое, своё. Поэт писал:
« На холмах домик мой; с балкона
Могу сойти в весёлый сад,
Где старых клёнов тёмный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополи шумят ».
Учитель. Была ещё одна женщина, всегда находившаяся рядом с Сашей. О ком идёт речь?
Дети. Няня Арина Родионовна Матвеева – крепостная Пушкиных (учитель показывает портрет няни)
Учитель. Что вы знаете о ней?
Дети. Простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница народных песен, русских былин и пословиц. Она передавала Саше волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Учитель. Весь сказочный мир был ей известен, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Многие её рассказы Пушкин записывал, затем использовал в своих произведениях.
В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней. В длинные зимние вечера в ветхом доме Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено, и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Няня была тогда единственным собеседником Пушкина. Он, любя её всем сердцем, посвящал ей свои стихи (звучит песня «Буря мглою небо кроет»)
Детство Пушкина прошло в Москве. А где прошла юность поэта?
Дети. В Петербурге.
Учитель. В каком возрасте и почему Александр уезжает в Петербург?
Дети. В 12 лет. В 1811 году в Царском Селе, летней резиденции императора, открывается Лицей.
Учитель. Кто провожает его в дорогу?
Дети. Няня.
Учитель. Вступительный экзамен назначен на август.
Ученик 7. В роскошном зале дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Александр Пушкин отвечал легко и уверенно.
- Какого французского писателя ты знаешь лучше всего? – был один из вопросов.
- Вольтера! - бойко ответил Александр.
Все засмеялись. Но он в свои 12 лет действительно знал и любил Вольтера. Он готов прочесть всего Вольтера наизусть. Счастливый день! Экзамен сдан!
Учитель. Годы учёбы в Лицее сохранились навсегда в душе поэта. Здесь Пушкин нашёл друзей, которые оценили его талант. В своём развитии он опередил товарищей. Пушкин писал эпиграммы на своих друзей. В то время он был живым, шаловливым мальчиком с быстрыми выразительными глазами. Пушкин охотно занимался литературой, но когда наступал урок математики, ему предлагали сесть на последнее место в классе.
В Лицее Пушкин стал поэтом. К нему пришла слава. В 1815 году Пушкин читает своё стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». Голос его звенел, сердце билось от счастья. На экзамене присутствовал великий русский поэт Державин. Выслушав юного Пушкина, он сказал: «Вот кто заменит Державина!»
«Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал, -
вспоминал Пушкин. – Державин был в восхищении; он меня требовал,
хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли»
Старый поэт высоко оценил талант юного Пушкина, его стихи привели Державина в восхищение.
Пушкин полюбил величественный Петербург, с которым он встретился в юности. Он восхищался этим городом и посвятил ему одно из своих стихотворений – «Люблю тебя, Петра творенье»
(подготовленный ученик читает это стихотворение)
Учитель. У каждого возраста свой Пушкин. Для вас Пушкин прежде всего поэт-сказочник (учитель обращается к выставке книг, на которой представлены сказки Пушкина)
Сколько сказок написал Пушкин? Как они называются? (дети отвечают)
« Что за прелесть эти сказки!» - говорил он. Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывая нянины сказки. Первые иллюстрации к сказкам Пушкина появились ещё при жизни поэта. Левитан, Васнецов рисовал к ним то молодую царевну, заснувшую вечным сном, то умельца балду. К нашему празднику вы тоже подготовили иллюстрации к сказкам Пушкина .(проводится викторина)
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано - в 37 лет. На дуэли он был убит французом Дантесом. (зажигают свечу – минута молчания)
Похоронен поэт в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклониться великому русскому поэту.
Его имя носят улицы, города, кинотеатры, площади, библиотеки, музеи, школы, парки. Имя Пушкина никогда не забудется.
«А знаете ли вы…» (викторина)
1. От кого А.С. Пушкин узнал русские народные сказки?
А) от мамы; Б) от няни Арины Родионовны; В) от дедушки
2. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?
А) 3; Б) 5; В) 7
3. Перечисли сказки А. С. Пушкина.
4. Узнай сказку по сказочным предметам и персонажам.
- откуп, старик, изба, царица
- зеркало, яблоко, семь богатырей
- царь, петушок
- лебедь, корабль, белка
5. Соедини части пословиц:
Ненасытному последнее потеряешь
Много захочешь горю начало
Жадность добра не видать
Много желать всё мало
6. Перечисли по порядку желания старухи в « сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
7. Объясни значения слов:
Ветхая землянка –
Чупрун –
Простофиля –
Пуще –
Кликать –
Корысть –
Откуп –
Лукоморье –
Тужит –
8. Как называется сказочная поэма, которую написал А.С. Пушкин? О чём она?
9. С кем сравнивает поэт зиму в стихотворении «Вот север тучи нагоняя…»
Физкультминутка
Проводится гимнастика для глаз с помощью цветных кругов, расположенных на доске. Учитель читает строки из произведений Пушкина, где указаны цвета. Ребята повторяют их хором и переводят взгляд на соответствующий круг:
- У лукоморья дуб зелёный.
- В синем море волны плещут.
- К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
- Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
- Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой.
* Глядь: среди широких вод
Лебедь белая плывёт.
- Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
- И ель сквозь иней зеленеет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...