Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
КТП содержит пояснительную записку, тематическое планирование . КТП по системе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_4_a.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФГОС НОО
-примерной программы по литературному чтению в рамках ФГОСТ, авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой
«Литературное чтение», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным
государственным образовательным стандартом в области литературного чтения.
-«Программы для общеобразовательных школ и лицеев»
- «Сборника программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова»
-Учебного плана МБОУ СОШ №6 на 2013-2014 уч. год
-Приказа министерства образования РФ №1089 от05.03.2004г.
«Об утверждении федерального компонента ГОСТ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Закон Ростовской области:
- «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004 № 184-ЗС.
- Областной закон Ростовской области от 2 июля 2012 г. N 900-ЗС «О внесении изменений в отдельные Областные законы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых Областных законов»
Стратегическая цель курса литературы – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру.
Более конкретная цель – воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.
Текущая цель курса – осознание обучающимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Задачами начального курса литературы являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессом восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение» представлены следующими разделами: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 3 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 102 часа. В связи с совпадением рабочих дней с праздничными (10 мая-понедельник), произошло сокращение рабочей программы. Она уменьшена на 1 час за счёт уплотнения в разделе «ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ» и составила 101 час.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, осмысленности.
В результате освоения предметного содержания литературного чтения формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся: речевые, организационные, коммуникативные.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
- освоение приемов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочниками;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
- читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
- писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- выявлять авторское отношение к герою;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
- делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
- самостоятельно читать выбранные книги;
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
- самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
- обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
- принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
- устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Планирование составлено на основе программы «Литературное чтение» для 4 класса, В.Ю.Свиридова, Н.А. Чуракова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009; примерной программы по литературному чтению. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Учебник «Литературное чтение», 4 класс, в 2-х частях, Н.А. Чуракова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010.
Содержание программы
Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно – исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки (« Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Социально – бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.
Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.
Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени ( античный гимн «Природе» и «Гимн России»); жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская социально – бытовая сказка.
Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Джанни Родари).
Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э.Гофмана); сходство с народной сказкой и отличия.
Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.
Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: а) события в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А.Чехов «Ванька»); б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А.Чехов «Гриша». «Белолобый»: мир глазами трёхлетнего ребёнка и волчицы); в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; г) богатство и разнообразие художественного языка.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении6 основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.; б) автор выражает свою позицию устами кого – нибудь из своих героев.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использования приёмов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой ( на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).
Региональный компонент. Ознакомление с героями-северянами, изображенными в художественных произведениях; продолжение работы по воспитанию черт русского национального характера; формирование интереса и желания самостоятельно читать произведения писателей и поэтов Архангельского Севера.
Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приёмы изображения).
Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Литературное чтение
4 класс. Тематическое планирование
№ п/п | Система уроков | Дидак-тическая модель | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение | дата | |||
Компетенции | ||||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||||
план | факт | |||||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Глава 1. Народное творчество (9 часов) | ||||||||||
1–2 | Пословицы и поговорки о земледелии. Картинная галерея: В. Перов «Портрет Даля» Пословицы и поговорки казаков. | Объяснительно-иллюстративная | Проблемные задания | Коллективная | Иметь представление о фольклорных произведениях | Иметь представление о структуре пословиц. Знать способы вынесения нравственной оценки в пословице и в поговорке | Работа со словарем В. Даля | В. Даль «Пословицы русского народа» | ||
3–4 | Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» из сборника А. Афанасьева | Продуктивная | Упражнения в чтении | Парная, индивидуальная | Уметь отличать волшебную сказку от сказки о жи-вотных | Работа с текстом | А. Афанасьев «Сборник сказок» | |||
5–9 | Былина «Садко». Картинная галерея: Н. Рерих | Продуктивная | Проблемные задания | Парная | Уметь отличать былину от сказки | Уметь находить средства художественной выразительности текста | Работа с текстом | Н. Рерих «Заморские гости» | ||
Глава 2. Авторская литература (4 часа) | ||||||||||
1 | «Время во власти человека». Джанни Родари. «Старинный календарь планеты Новогодних Елок» | Продуктивная | Упражнение в чтении, беседа | Коллективная | Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки | Иметь представление об особенностях авторской литературы | Работа с текстом | Джанни Родари | ||
2 | А. Вознесенский | Продук-тивная | Анализ, сравнение | Индивидуальная | Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении | А. Вознесенский (портрет), сборник стихов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
3 | Ф.Тютчев «Весенние воды». Н. Матвеева | Продук-тивная | Упражнение в чтении, проблем-ные задания | Индивидуальная, групповой | Уметь находить в стихотворении слова, содержащие звукопись, сравнения, олицетворения, рифмующие слова | Работа со словарем литературных терминов | Ф. Тютчев, словарь литературных терминов | |||
4 | Борис Пастернак «Опять весна». Картинная галерея: В. Серова «Зимой». А. Ахматова «Перед весной» | Продуктивная | Упражнение в чтении, описание картины | Коллективная, индивидуальная | Уметь находить средства художественной выразительности | Работа с иллюстрацией | Картина | |||
Глава 3. «Крутим барабан времени» (10 часов) | ||||||||||
1–2 | Л. Андреев. «Петька на даче» | Продуктивная, исследовательская | Проблемные задания | Коллективная, парная | Уметь: – выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи; – делить текст на части, составлять план | Иметь представление о литературном способе сравнительного анализа жизни современного человека с жизнью его ровесника, жившего сто лет назад | Работа с текстом | Л. Андреев | ||
3 | «Договор об отдаче мальчика в науку цирульному мастерству». Картинная галерея: В. Маковский «Свидание» | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная, групповая | Работа с текстом | |||||
4–5 | А. Чехов «Ванька». Картинная галерея: В. Маковский «Две матери», Н. Богданов-Бельский «Дети» | Исследовательская | Беседа, сравнение, рисование словесных картин | Индивидуальная | Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений | Иметь представление о времени жизни литературных героев | Работа с текстом, работа с иллюстрацией | А. Чехов «Ванька» | ||
6 | В. Берестов «Драконил» | Исследовательская | Упражнение в чтении | Индивидуальная | Уметь выделять ценности лирических героев: общение, игра, дружба, изобретательность | Работа со стихами (анализ, выразительное чтение) | Стихи В. Берестова |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
7 | В. Берестов «Разлука» | Исследо-вательская | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь находить риторические вопросы | |||||
8 | В. Берестов «Фантики», «Девочка» | Продуктивная | Проблемные задания | Групповая | Уметь передавать при чтении характер и тональность лирического произведения | |||||
9 | В. Берестов «Братья», «Лапта» | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Уметь выделять части в стихотворении | Стихи В. Берестова | ||||
10 | В. Берестов «Плащ», «Семейная фотография» | Продуктивная | Работа над выразительным чтением | Парная | Уметь видеть в жизненном опыте мальчиков островки детства, надежды, вос- поминаний | |||||
Глава 4. «Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке» (9 часов) | ||||||||||
1–6 | Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мы-шиный Король» | Продук-тивная | Упражнение в чтении | Парная | Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события | Уметь анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям | Работа с текстом, составление плана текста | Гофман «Щелкунчик» | ||
7 | М. Волошин «Зеленый вал». Картинная галерея: И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Перед грозой» | Исследовательская | Упражнение, анализ | Групповая | Уметь находить прием контраста, сравнивать, сопоставлять | Уметь видеть передачу поэтического настроения посредством живописи | Работа с текстом, иллюстрациями | Картинная га-лерея: Ф. Васильев | ||
8 | Д. Самойлов «Красная осень» | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Уметь находить приемы сравнения | Работа с иллюстрацией | Д. Самойлов «Красная осень» | |||
9 | Работа по развитию связной речи: описание картины | Творчес- кая | Составление плана, текст-описание | Индивидуальная | Уметь составлять текст- описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности | Картинная га-лерея: И. Айвазовский |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Глава 5. АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ (9 часов) | ||||||||||
1 | Владимир Маяковский «Тучкины штучки». Цель: знакомство с авторской поэзией, развитие умений выявлять авторское отношение к героям | Продуктивная | Упражнение в чтении, беседа | Индивидуальная, парная | Уметь найти рифмующиеся слова. Знать парную рифму в детских стихах, в устном народном творчестве и во «взрослой» поэзии | Уметь находить и определять вид рифмы | Работа с текстом, наблюдение за облаками | В. Маяковский «Тучкины штучки» | ||
2 | Александр Пушкин «Зимняя дорога» | Продуктивная | Упражнение в чтении, беседа | Индивидуальная | Уметь выразительно чи- тать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Уметь находить и определять вид рифмы | Работа с аудиозаписью, с текстом стихотворения | Аудиозапись: А. Пушкин «Зимняя дорога», СD «Шедевры русской живописи» | ||
3–4 | Андрей Белый. «Весна». Федор Тютчев. «Как весел грохот...». Самуил Маршак «Как поработала зима...» | Продуктивная | Упражнение | Групповая, индивидуальная | Уметь находить рифму | Уметь находить и определять вид рифмы | Работа с текстом стихотворения | А. Белый «Весна», Ф. Тютчев «Как весел грохот...», С. Маршак «Как поработала зима...» | ||
5 | Александр Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя» | Репродуктивная | Практическая работа | Индивидуальная, парная | Уметь выразительно читать стихотворение | Уметь находить и определять вид рифмы | Работа с текстом стихотворения | А. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | ||
6 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта...». Стихи А. Фета | Продуктивная | Упражнение в чтении | Индивидуальная, парная | Уметь найти средства художественной выразительности в стихотворении | Уметь увидеть переживания лирического героя | Работа с текстом стихотворения | А. Фет. «Это утро, радость эта...» | ||
7 | В. Хлебников «Заклятие смехом» | Репродуктивная | Практическая работа | Коллективная | Иметь представление об особенностях построения такого жанра, как заклятие | Работа с текстом стихотворения, | В. Хлебников «Заклятие сме-хом»; картин- ная галерея: В. Кандинский «Два овала» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
8 | Исса. Хокку про гусей Японии. Исса. Хокку про муравьиную тропу. Исса. Хокку про пугала | Продуктивная | Проблемные задания, беседа | Групповая, индивидуальная | Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приемы контраста в стихотворениях | Уметь проводить сравнительный анализ. Иметь представление о том, что каждому пере- водчику присуще свое восприятие жизни, своя интонация | Работа с текстом стихотворения, | Два трехстишия Исса в трех переводах (В. Марковой, А. Долина, | ||
9 | Кикаку. Хокку про снег. Картинная галерея: Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». Творческая работа | Картинная галерея: Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка» | ||||||||
Глава 6. ПЛАНЕТА ПОЭЗИИ. ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО (7 часов) | ||||||||||
1 | Гимн Природе. Государственный гимн РФ. Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание красного коня», болгарская икона «Св. Димитрий». Цель: развитие представлений о по- эзии, воспевающей любовь к Отечеству, умений нахождения средств художественной выразительности | Репродуктивная, исследовательская | Проблемные задания | Индивидуальная, коллективная | Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству. Уметь обнаружить сходство композиций болгарской иконы «Св. Димитрий» и картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» | Знать, что античный гимн – это обращение к великой Природе, которая превыше богов; Российский гимн – обра-щение к России, к Отечеству. Уметь провести сравнительный анализ композиций болгарской иконы «Св. Димитрий» и картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» | Работа с текстом стихотворения, | Античный «Гимн Природе», гимн России, картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание крас-ного коня», бол-гарская икона «Св. Димитрий» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
2-3 | Михаил Лермонтов «Бородино» | Продуктивная | Проблемные задания, беседа | Индивидуальная | Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения | Иметь представление об Отечественной войне 1812 года | Работа с текстом стихотворения, с иллюстрациями | Аудиозапись: М. Лермонтов «Бородино», иллюстрации | ||
4-5 | Валентин Берестов «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир» | Продуктивная | Упражнение в чтении, беседа | Фронтальная | Уметь найти приемы сравнения и контрастов как выразительные средства | Знать, что искусство – это сила, которая сплачивает людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу | Работа с текстом стихотворения | Валентин Берестов «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир» | ||
6 | Стихи Р. Гамзатова и Дж. Родари о войне | Продуктивная | Упражнение в чтении, беседа | Индивидуальная | Уметь найти выразительные средства | Работа с текстом стихотворений | ||||
7 | Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка». Описание картины (творческая работа) | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Уметь найти средства выразительности в картинах, понять, что натюр- морт – жанр живописи, который рассказывает не столько о предметах, сколько о людях | Работа с иллюстрациями | Картинная га-лерея: К. Петров-Водкин «Смерть комис- сара», «Тревога», «Селедка» | |||
Глава 7. МИР ДРАМЫ. ГДЕ ИСКАТЬ АВТОРА? (9 часов) | ||||||||||
1–6 | Морис Метерлинк. Синяя птица. Цель: знакомство с драмой, ее композиционными особен-ностями | Репродуктивная | Проблемные задания, беседа | Групповая, индивидуальная, парная | Знать, что драма – это вид литературного повествования. Иметь представление о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру. Знать о композицион- ных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины | Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-ком- ментариев | Работа с текстом, иллюстрацией | М. Метерлинк «Синяя птица» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
7 | Константин Бальмонт «Аромат солнца» | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная, парная | Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Работа с текстом стихотворения | Константин Бальмонт «Аромат солнца» (с. 92) | |||
8 | Хокку Кобояси Исса | Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Уметь сравнивать хокку: первое – поэтическое, во втором – более утонченное и поэтическое восприятие мира несмотря на то, что лирический герой начинает выражать его очень буднично | Работа с текстом стихотворения | Хокку Кобояси Исса в переводе В. Марковой | ||||
9 | Картинная галерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков». Текст-описание (творческая работа) | Репродуктивная | Рассказ беседа | Коллективная | Иметь представление о создании образа в живописи | Знать, что сочетание самых простых форм и ярких красок создает образ, который носит жизнеутверждающий характер | Работа с текстом стихотворения, | Картинная га-лерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков» | ||
Глава 8. ВСЕЛЕННАЯ ПРОЗЫ. АВТОР – И ВЕЛИКИЙ АКТЕР, И ПОЭТ (12 часов) | ||||||||||
1–3 | Антон Чехов «Гриша». Анри Матисс. «Семейный портрет». Павел Филонов «Семья крестьянина». Цель: знакомство с рассказом, написанным от лица автора; развитие умений нахождения ли- тературных приемов | Продуктивная | Проблемные задания, беседа | Групповая | Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка. Уметь: – пересказать отрывок текста; – видеть сравнение и под- ражание | Уметь видеть контраст между свежим детским восприятием и банальными и равнодушными реакциями взрослых людей | Работа с текстом, иллюстрацией | А. Чехов «Гриша»; картинная галерея: | ||
4–6 | Антон Чехов «Бело-лобый» Писатели Дона. | Продуктивная | Чтение, анализ текста | Коллективная, индивидуальная | Знать, что рассказ написан от лица автора, но на мир автор старается смотреть глазами волчицы. Уметь найти прием олицетворения | Работа с текстом | Антон Чехов «Белолобый» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
7–10 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки» | Репродуктивная, исследовательская | Проблемные задания | Индивидуальная, парная, коллективная | Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий; и это делает этот жанр родственным поэзии. С другой стороны, сама форма ведения дневника от первого лица роднит его с драматическим про- изведением, с театром одного актера | Работа с текстом учебника | Саша Черный «Дневник Фокса Микки» | |||
11 | Борис Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» | Творчес- кая | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь найти средства вы-разительности в картине | Работа с иллюстрацией | Б. Кустодиев «Портрет дочери Ирины с со- бакой Шумкой | |||
12 | Экскурсия в краеведческий музей (просмотр худ.выставки) | Исследовательская | Наблюдение | Коллективная | Уметь найти средства выразительности в картине | Экспозиция музея | ||||
Глава 9. ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ (11 часов) | ||||||||||
1 | Андрей Вознесенский «Жадным взором Василиска...», «Поставь в стакан...», «Выгнувши шею назад…». | Продуктивная | Упражнение | Индивидуальная, парная | Уметь: – найти в стихотворении прием сравнения и гиперболы; – выделять такие средства выразительности как эпитет, обнаружить игру слов: астра– астронавты. Иметь представление о том, что у поэта рождаются необычные образы, | Иметь представление о том, что переживание красоты природы и че-ловека, переживание любви к близким и друзь- ям, к своему Отечеству – это главные ценности литературы и искусства | Работа с текстом стихотворения | Андрей Вознесенский «Жадным взором Василиска...», «Поставь в ста-кан...», «Выгнувши шею назад…» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
ассоциации, сравнения, что поэт любит природу, смотрит на нее не баналь- ным, обыденным взглядом, а поэтическим | ||||||||||
2–3 | Стихи А. Вознесенского | Продуктивная | Выразительное чтение, беседа | Коллективная | Уметь выразительно читать стихи | Работа с текстом стихотворения | Андрей Вознесенский | |||
4–6 | Николай Асеев «Июнь». Ксения Некрасова «Весна». Николай Заболоцкий «Весна в лесу» | Продуктивная | Выразительное чтение, беседа | Коллективная, индивидуальная | Иметь представление о звуковом образе летного и весеннего месяца, Уметь найти в тексте звукопись | Уметь найти олицетворение, сравнение, метафоры, обратное сравнение – средства, используемые для создания настроения и ощущения окружающей действительности | Работа с текстом стихотворения | Николай Асеев «Июнь» | ||
7–8 | Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара. Федор Тютчев «В небе тают облака…» | Творчес- кая | Проблемные задания, беседа | Индивидуальная, коллективная | Уметь найти средства выразительности авторской поэзии, живописи | Работа с текстом стихотворения, | Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара. Ф. Тютчев «В небе тают облака…» | |||
9 | Сергей Козлов «Если меня совсем нет» | Продуктивная | Чтение, ответы на вопрос | Индивидуальная, парная | Уметь выделить повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение | Работа с текстом | С. Козлов «Если меня совсем нет» | |||
10 | Валентин Берестов «Вот и ландыш отцвел…» | Продуктивная | Проблемные задачи | Индивидуальная | Уметь проникнуться переживаниями автора | Работа с текстом стихотворен. | В. Берестов «Вот и ландыш отцвел…» | |||
11 | Картинная галерея. Картины художников о весне Работы донских худ-ков пейзаж-ов | Исследовательская | Наблюдение | Индивидуальная | Уметь наблюдать, анализировать | Работа с иллюстрациями | Картины худож-ников о весне |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Глава 10. ПЕРЕКРЁСТОК ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ И ДРАМЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША (21 часа) | ||||||||||
1–4 | Александр Куприн «Слон». Цель: развитие уме- ний составления пла-на текста, выделения главной идеи | Продуктивная | Составление плана | Коллективная, индивидуальная | Уметь составить план текста, пересказать по плану | Уметь выделить главную идею литературного произведения | Работа с текстом | С. Козлов «Если меня совсем нет», А. Фет «Воздушный город», Б. Заходер «Воздушные замки»; Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет», В. Маяковский «А вы могли бы?» Картинная га- лерея: М. Чюр- ленис «Корабли», К. Петров-Водкин «Голова узбекского мальчика», П. Пикассо «Мать и дитя», М. Шагал «День рождения» | ||
5–6 | Морис Карем «Ослик» Пикассо «Мать и дитя» | Продуктивная, творчес- кая | Проблемные задачи, беседа | Индивидуальная, коллективная | Иметь представление о том, что произведения в учебнике связаны не по формально-тематическим признакам, но исходя из единства обсуждаемых проблем | Уметь сравнивать литературное и художественное произведение | Работа с текстом, с иллюстрацией | Морис Карем «Ослик». Картина Пикассо «Мать и дитя» | ||
7–10 | Афанасий Фет. «Воздушный город». Борис Заходер. «Воздушные замки». Кар- | Продуктивная | Проблемные задания, беседа | Индивидуальная, парная | Уметь различать разные функции художественного слова: лирическое настроение, контраст | Иметь представление о том, что цветные мелки, обладающие некоторой сыпучестью, – техника | Работа с текстом, иллюстрацией | А. Фет «Воздушный город», Б. Заходер «Воздушные |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
тина М. Чюрлениса «Корабли». Картина Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика» | Иметь представление о том, что стихотворение не просто текст, но жизнь ума и сердца, плод фантазии и озарения из воздушных замков, которые бессмертны | чень хрупкая, подходит для изображения бесплотных изменчивых облаков. Уметь анализировать картину | замки», картины М. Чюр-лениса «Корабли», Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика» | |||||||
11 | Юнна Мориц «Большой лошадиный секрет» | Исследовательская | Проблемные задания | Коллективная | Уметь увидеть образ лебединых лошадей – это образ с древними корнями | Работа с текстом | Юнна Мориц. «Большой лошадиный секрет» | |||
12– 13 | Фазиль Искандер «Рассказ о море» | Репродуктивная | Чтение, анализ текста | Индивидуальная, коллективная | Иметь представление о том, что это рассказ о духовном взрослении мальчика | Работа с текстом | Фазиль Искандер. «Рассказ о море» | |||
14– 15 | Сергей Козлов «Тёплым тихим утром посреди зимы». Сочинение сказки | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Иметь представление о кумулятивной цепочке | Уметь сравнить авторскую и народную сказки | Работа с текстом | Сергей Козлов. «Тёплым тихим утром посреди зимы» | ||
16 | Владимир Маяковский «А вы могли бы?». Картина М. Шагала «День рождения» | Продуктивная | Упражнение в чтении, описание картины | Индивидуальная, коллективная | Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Иметь представление о том, что В. Маяковский (устами своего лирического героя) предлагает нам покончить со скучным и серым восприятием мира; так же воспринимает мир и Марк Шагал | Работа с текстом, иллюстрацией | В. Маяковский «А вы могли бы?», картина М. Шагала «День рождения» | ||
17– 20 | Рассказы Н. Носова | Продуктивная | Работа с текстом, викторина | Коллективная | Уметь анализировать текст | Работа с текстом | ||||
21 | Обобщение по теме | Продуктивная | Конкурс чтецов | Групповая | Уметь выразительно читать стихотворение | Работа с текстами | Тексты учебника |
Окончание табл.
Нормы оценок по литературному чтению.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы Входной
контроль 1 полугодие 2 полугодие
1класс - - 30 (40)
2 класс 30 (40) 40 (50) 50 (60)
3 класс 50(60) 60 (70) 70 (80)
4 класс 70(80) 80 (90) 90-100 (100-110)
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного текста на оценку должен быть не менее:
в 1-м классе - 1/4 страницы,
во 2-м классе -1/3 страницы,
в 3-м классе -1/2 ,
в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.
3 класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного текста, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного текста;
- выделяет главную мысль;
- делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя;
- при пересказе нарушает последовательность изложения;
- допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя;
- воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст.
Материально-техническое обеспечение
Список литературы.
1. Чуракова Н.А. «Литературное чтение» 4 класс. Часть 1 – Самара: Корпорация «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2011 г.
2. Чуракова Н.А. «Литературное чтение» 4 класс. Часть 1 – Самара: Корпорация «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2011 г.
3. Чуракова Н.А. Методический комментарии к учебнику « Литературное чтение» 4 класс. Часть первая. Федеральный научно-методический центр им. Л.В.Занкова; Москва 2001 г.
4. Чуракова Н.А. Методический комментарии к учебнику « Литературное чтение» 4 класс. Часть вторая. Федеральный научно-методический центр им. Л.В.Занкова; Москва 2001 г.
5. Примерные программы начального общего образования. Сборник нормативных документов. Начальная школа/ сост. Э.Д.Днепрова, А.Г. Аркадьев – 2-е изд., стререотип- Москва: «Дрофа», 2008 г.
6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации – Москва, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....