Открытый урок по литературному чтению "Лето в чайнике" Т. Пономарева
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Материал содержит конспект для проведения урока литературного чтения по рассказу Т. Пономаревой "Лето в чайнике", 3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tatyana_ponomareva_leto_v_chaynike.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»
Цели урока:
- Продолжать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений.
- С помощью системы вопросов побудить детей перечитывать, просматривать и пересказывать тексты рассказов по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста и др.).
- Развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа.
- Работать над пониманием смысла названия рассказа.
- Учить работать с картиной.
Задачи урока:
• постараться, чтобы дети вычитали из текста рассказа «Лето в чайнике» все подробности, которые свидетельствуют о том, что божья коровка попала к хорошим людям;
• обсудить название рассказа «Лето в чайнике» и выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: ведь для всех героев божья коровка, заснувшая на зиму в чайнике, – это чудо кусочек лета среди зимы, которым они восхищаются.
Оборудование: учебник, конверты с сушеной травой, картинки фотоаппарата, полоски белой бумаги, мультимедийная презентация, музыкальное произведение, чайник.
ХОД УРОКА:
1) Введение в тему. Эмоциональный настрой
Учитель: Здравствуйте, ребята. Вот пришли зимние холода. Мороз, снег, вьюга. Мы начинаем кутаться в теплые одежды, ищем защиты от холодного ветра. В морозные дни очень часто вспоминаешь именно об этом. Загляните в конверты, которые лежат у вас на столах. Подумайте, о чем мне хочется вам напомнить?
(в конверте лежит сухая травка лаванды)
Дети: О лете, солнце и тепле (конверты можно отложить)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какое произведение из учебника поможете нам вспомнить лето?
Дети: Рассказ Татьяны Пономаревой «Лето в чайнике».
Учитель: В названии этого произведения только слово «лето» «теплое»?
Дети: Нет, чайник может угостить нас горячим чаем, который нас согреет.
Учитель: Какие ещё произведения Татьяны Пономаревой мы читали?
Дети: Это рассказы «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды».
Учитель: В каком разделе нашего учебника находится это произведение?
Дети: Учимся любить.
Учитель: На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока?
Дети: Что значит любить?
Учитель: Кто всегда помогает нам в достижении хорошего результата на уроках?
Дети: Маша и Миша Ивановы.
Учитель: Верно. С нашими помощниками начинаем работу с текстом.
2) Первичное ознакомление с текстом
(Чтение учителем)
Учитель: Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать рассказ. Ты понимаешь, что Маша имеет в виду?
Дети: У дедушки из рассказа Т. Пономаревой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый).
Учитель: Подтверди Машин вывод словами из текста.
Дети: Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе.
3) Работа над содержанием текста
Учитель: Костя Погодин, друг Маши и Миши, нашел в рассказе «переломный» момент. Как вы понимаете «переломный» момент?
Дети: Речь идет о тех моментах, с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.
Учитель: Попробуйте найти в тексте эту «переломную» строчку.
Дети: «На дне сидела божья коровка».
Учитель: Почему именно это строчка «переломная»?
Дети: После этой строчки возможно любое развитие событий. Если люди жестокие, они не пожалеют божью коровку – выбросят её и заварят в чайнике чай.
Учитель: Подтверди, что божья коровка попала к хорошим людям.
Дети: «Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...». Каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением.
Учитель: Предположи, кто такие «мы»?
Дети: Внуки, внучки, а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя.
Учитель: Как они объясняют, почему божья коровка решали перезимовать в чайнике?
Дети: Перечитывают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник.
(чтение по ролям)
Учитель: А у вас есть свои версии?
Дети: Высказывают свое мнение по этому поводу. (Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.)
4) Работа над заголовком текста
Учитель: Для обычной жизни удивительная история. По-другому быть не могло, ведь название текста фантастическое. Какие два мира объединил автор в названии текста?
Дети: Природный мир и искусственный мир.
Учитель: Два слова из разных «миров» автор соединил предлогом «В». Попробуем создать другие оригинальные заголовки, используя прием автора.
Работать будем в парах.
Работа в парах (Бином фантазии)
На желтых листочках – слова «природного мира», точнее названия времен года.
На зеленых листочках записаны слова «искусственного мира». Для связи используем предлог «В». Создаем фантастические названия рассказов, и предлагаем идею рассказа, о чем он будет рассказывать. У вас будет несколько вариантов, выберите и расскажите классу самый интересный.
Например: осень в книге – про гербарий
зима в трубе – о красоте зимних звуков, калейдоскоп
весна в лодке – о спасенных животных от половодья
Учитель: Молодцы! Оригинальные идеи для полета фантазии.
5) Работа над главной мыслью текста
Учитель: А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например?
Дети: Любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему.
6) Динамический момент
Представим себя фотографами. Возьмите фотокамеры, примите удобную позу для фотографирования. Сфотографируйте то, что вы очень любите в природе. Объясните, почему именно это вы сфотографировали?
(дети выступают в роли фотографов).
7) Поход в «Музейный дом»
Учитель: Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется частью его самого. Люди стремятся передать эти чувства с помощью слов, звуков и красок.
Предлагаю совершить поход в «Музейный дом». Сегодня нам поможет профессор Антон Платонович, который влюблен в живопись и может часами рассказывать про художников и их картины. Его верный слушатель и компаньон - кокер-спаниель по кличке Тиба.
(на экране видеофрагмент «В музей – без поводка» Фрагмент № 1_Вступление)
Учитель: Найдите репродукцию картины. Постараемся увидеть красоту лунной ночи.
- Небо ясное и облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета окрашивает луна облака?
- Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?
(Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина.)
- Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился?
(Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчезнет самый яркий контраст в картине – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным.)
- Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Как меняется освещение?
(Главный источник света в картине – река, которая светится только отраженным светом луны. На глазах меняется освещение всего пейзажа: с «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней.)
- Найдите домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там все погрузилось в сон?
(Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.)
Учитель: Удивительная картина. Мы смогли увидеть эту красоту.
Какое чувство помогло художнику создать уникальную картину?
Дети: Это любовь.
8) Рефлексия. Оценивание
Учитель: Что значит любить?
Дети: Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать.
Учитель: Человек любит сердцем. Были у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего?
Билось чаще? Почему?
Трепетало от восторга?
Ответы детей (рефлексия)
Учитель: Наш урок коснулся и моего сердца.
Особенно оно замирало от ответов….
Оригинальные ответы прозвучали …
Фантастические идеи предложил …
Интересные названия придумала пара…
9) Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание предлагаю выбрать по велению сердца. Это может быть: пересказ изученного текста или сочинение своей истории. Можно использовать заголовки, придуманные на уроке.
Дополнительный вопрос для самых любознательных: Как связано творчество писателя Т. Пономаревой с творчеством известных художников.
10) Подведение итогов
Учитель: Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи.
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю.
(в конце дуем на ладошку)
Учитель: Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"
Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...