Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему "Игрушки для девочек и мальчиков"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Данилина Ксения Андреевна

Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.
Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи:
-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-развивать умения высказывать свою  точку зрения;
-развивать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;
-воспитывать интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.
Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи: 
-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-развивать умения высказывать свою  точку зрения;
-развивать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;
-воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

I.Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
-Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь!

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.


II.Изучение нового материала.
1.Работа со стихотворением В.Д. Берестова «Про машину»
1.Подготовка к первичному восприятию.
-Ребята, сегодня мы с вами будем изучать творчество таких авторов, как В.Д. Берестов, Барто А.Л., Маршак С.Я. Первый автор Валентин Дмитриевич Берестов (портрет на слайде).
-Валентин Дмитриевич Берестов родился более 80 лет назад. Русский детский поэт, писатель, переводчик. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Когда ему было 31 год вышла его первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Жаворонок», «Первый листопад», «Пятая нога» и многие другие. (На слайде книжная выставка).
-Откройте учебник на стр. …
-Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено на этой иллюстрации?
-По этой иллюстрации мы можем догадаться о чем будет стихотворение?
-Сегодня мы будем читать стихотворение В.Д. Берестова «Про машину».
-Я читаю, а вы все внимательно слушайте и следить.

2.Первичное восприятие.

1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
Вот девочка Марина,
А вот ее машина.
- На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко!
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.

Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли,
Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:
Не пила, она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой "Мишка".

Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате,
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор - Петя
(Петя кончил первый класс).
И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
- Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела, -
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?
Ключик взять -
И завести!

2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О чем это стихотворение?
-Кто главные герои?
-А какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?

3.Словарная работа.
-Ребята, в тексте нам встретились такие слова: не утомилась, не смыкала.
-Как вы понимаете слово не утомилась? (Не устала)
-Как вы понимаете слово не смыкала? (Не закрывала)

3.Вторичное восприятие.
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Читаем стихотворение вслух по частям. ( Ученики по очереди читают стихотворение)


4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Кто же герои этого стихотворения?(Девочка Марина, мальчик Петя, игрушки: машина, мишка, кукла Катя).
-Кто главный герой?
-Как Марина относилась к своей машине?
-Что произошло с машиной?

-Кто приходил навестить машинку, когда она заболела?
-Кто вылечил машину?
-Как же он вылечил машину, прочитайте слова из текста?
-В чем была причина болезни машины?
-В правильные ли игрушки играла Марина?
-В какие игрушки играют девочки?
-Что вы посоветуете Марине?
-Обратите внимание: машина заболела, а стихотворение не грустное. Я вам открою один секрет. Поэт Берестов умеет играть словами. У него в стихотворении два одинаковых слова, одно из которых написано с большой буквы, а другое – с маленькой.
-Прочитайте строчку, где говорится об игрушечном медвежонке и где – про конфету. И медвежонка зовут  Мишка и конфета тоже «Мишка».
-Ребята, прочитайте стихотворение в полголоса.
-А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)

2.Работа со стихотворениями  А. Барто «Кукла», «С утра на лужайке».
1.Подготовка к первичному восприятию.
-Откройте стр. … и прочитайте фамилию следующего автора.  Агния Львовна Барто. (Портрет на слайде).
-Поэтесса Агния Львовна Барто вам уже знакома. Ее стихи знают дети с самого раннего детства. А какие вы знаете ее стихи?
-Посмотрите вот некоторые книги  А. Барто: «Погремушка», «Игрушки», «Вовка – добрая душа», «Я выросла», «Усатый полосатый»  и еще очень много книг, посвященных детям.
- Сегодня мы будем читать стихотворениям Агнии Барто «Кукла», «С утра на лужайке».
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Барто  «С утра на лужайке».
3.Стихотворение А.Л. Барто «С утра на лужайке».
-Ребята, следующее стихотворение А. Барто называется «С утра на лужайке».
-Как вы думаете почему стихотворение так называется?
-Как по другому можно назвать это стихотворение?(Ответы детей)
-Я вам его прочитаю, а вы меня внимательно слушайте и следите.
1.Первичное восприятие.
1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
С утра на лужайку

С утра на лужайку

Бегу я с мячом,

Бегу, распеваю

Не знаю о чём...

А мячик, как солнце,

Горит надо мной,

Потом повернётся

Другой стороной

И станет зелёным,

Как травка весной.
2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О ком это стихотворение?
-Что делал мальчик?
-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

3.Вторичное восприятие.
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Читаем стихотворение вслух по частям.

4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Какой мяч в этом стихотворении?
-С чем его сравнивает автор?
-Почему?
-А какого цвета другая сторона мяча?
-Какой цвет у весенней травки?
-С какой интонацией нужно читать это стихотворение?
-Ребята прочитайте стихотворение в полголоса.
-А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)


III.Физминутка.
На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Руки кверху поднимаем

И спокойно опускаем. (Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда - обратно.

И полезно, и приятно! (Вращение корпусом вправо и влево.)

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой. (Вращение головой.)

И на место снова сели,

Принимаемся за дело. (Дети садятся.)

-Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Барто «Кукла».
1.Первичное восприятие.
1.Чтение полного варианта учителем.

КУКЛА

Смастерил я грузовик

Для сестры Катюшки.

Подняла Катюшка крик:

— Разве это грузовик?

Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,

Пусть берет, не жалко!

Катя смотрит на меня,

Не желает брать коня:

— Это просто палка!

Я свернул два лоскута.

— Ах,— сказала Катя,—

Ах, какая красота:

Кукла в пестром платье!

2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О чем это стихотворение?
-Кто главные герои?
-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
3.Словарная работа.
-Ребята, в тексте нам встретились слова.
-Как вы понимаете слово смастерил? (Сделал)
-А вы знаете что обозначает слово катушка?
-Катушка – это стержень, на который наматывается что-нибудь.(слайд)
-Что такое лоскут?
-Лоскут – это оторванный или отрезанный кусок ткани, бумаги, кожи и т.п.(слайд)

3.Вторичное восприятие.
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Читаем стихотворение вслух выразительно.


4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Какие игрушки делал для Кати брат?
-Что Катя говорит про грузовик, зачитайте слова из текста?
-А что она говорит про коня?
-Какое чувство вызвало у Кати кукла?
-Как она обрадовалась, зачитайте слова из текста?
-Ребята прочитайте стихотворение в полголоса .
-Обратите внимание старший брат играет с сестренкой, делает игрушки, старается порадовать ее. Прочитаем первую строфу .
-Как надо прочитать первые две строчки?(С удовольствием)
-Как прочитаем 3 строчку? (С удивлением)
-4 строчку?(С удивлением, недовольством)
-5 сточку?(С пренебрежением)
-Как будем читать вторую строфу?
-1 строчка – выделить голосом слово»коня»
-2 строчка – читать решительно.
-3 и 4 строчки – удивление, непонимание.
-5 строчка – капризный тон.
-Как изменится интонация в 3 строфе?
-1 строчка еще более решительнее.
-2 и 4 строчки – с восторгом, с радостью.
-А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)



4.
 Работа со стихотворениями  С.Я. Маршака «Цирк Шапито»
1.Подготовка к первичному восприятию.
-Переверните стр. и прочитайте фамилию автора Самуил Яковлевич Маршак (портрет на слайде).
-С. Я. Маршак родился более ста лет назад. Это русский поэт, переводчик. Он писал стихи, сказки, пьесы для детей. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки". Он  участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя. Особой популярностью пользуются сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом", Усатый полосатый» (книжная выставка).
Работа с иллюстрацией.
-Посмотрите какую веселую иллюстрацию нарисовал художник .
-Что изображено на этой иллюстрации?
-Какие животные изображены?
-Как вы думаете о чем будет стихотворение?
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.Я. Маршака «Цирк Шапито».
2.Первичное восприятие.
1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
Пред вами - вы знаете что?
Игрушечный цирк Шапито.
Сейчас обезьяны
Забьют в барабаны,
И выйдет - вы знаете кто?

Наш ослик - совсем как живой -
Умеет кивать головой.
Скажи ему: «Здравствуй,
Приятель ушастый!» -
А он и кивнет головой.

А это - оседланный конь.
За повод его только тронь,
Быстрее, чем птица,
По кругу помчится
Красивый оседланный конь.

Вот два акробата-медведя,
По имени Миша и Федя.
Увидим сейчас,
Как пустятся в пляс
Мохнатые Миша и Федя.

А это - наш фокусник-еж.
На елку его позовешь, -
Все яблоки с елки
К себе на иголки
Нанижет бессовестный еж.

Вот это - машина-такси,
А кто на ней едет, - спроси.
Ее пассажирка -
Мартышка из цирка,
А пудель - водитель такси.

Сейчас заведем мы игрушки.
Запрыгают зайцы, лягушки.
Козел и баран
Забьют в барабану
И дружно запляшут игрушки.


2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О чем это стихотворение?
-Какое настроение оно у вас вызвало?
3.Словарная работа.
-В стихотворение нам встретились такие слова: акробатка, оседланный, шапито.
-Кто такой акробат?
-Акробат – это цирковой гимнаст.(слайд)
-Шапито – это помещение, предназначенное для разъездных цирковых представлений.

3.Вторичное восприятие.
-Ребята, все вы были в цирке. Как называется человек, который ведет концерт или цирковое представление? (Ведущий, конферансье)
-Что делает конферансье?(Объявляет номер, немного рассказывает об артистах)
-Представьте себе: на арене цирка в лучах прожектора стоит в блестящем костюме конферансье и объявляет.( учитель читает первую строфу).
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Выразительно читаем стихотворение по частям.

4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Кто герои этого стихотворения?
-Про какой цирк это стихотворение?
-Какой момент был смешным в этом стихотворении?
-Чем вам понравилось это стихотворение?
-Ребята, прочитайте стихотворение в полголоса.
-Кто прочитает стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение по частям.


ΙV.Подведение итогов.

-С какими авторами сегодня познакомились?
- Какие стихотворения читали?
-Какое стихотворение вам больше всего запомнилось, понравилось?

-С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу?

V. Домашнее задание.

-Подготовьте выразительное чтение любого из понравившегося стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк».

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать поступки и характеры героев; ознакомление с произведением М.Ю.Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк».Планируемые резул...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...