Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему "Игрушки для девочек и мальчиков"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.
Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи:
-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-развивать умения высказывать свою точку зрения;
-развивать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;
-воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.
Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи:
-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-развивать умения высказывать свою точку зрения;
-развивать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;
-воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
I.Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
-Доброе утро! Придумано кем-то.
Просто и мудро при встрече здороваться.
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь!
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
II.Изучение нового материала.
1.Работа со стихотворением В.Д. Берестова «Про машину»
1.Подготовка к первичному восприятию.
-Ребята, сегодня мы с вами будем изучать творчество таких авторов, как В.Д. Берестов, Барто А.Л., Маршак С.Я. Первый автор Валентин Дмитриевич Берестов (портрет на слайде).
-Валентин Дмитриевич Берестов родился более 80 лет назад. Русский детский поэт, писатель, переводчик. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Когда ему было 31 год вышла его первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Жаворонок», «Первый листопад», «Пятая нога» и многие другие. (На слайде книжная выставка).
-Откройте учебник на стр. …
-Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено на этой иллюстрации?
-По этой иллюстрации мы можем догадаться о чем будет стихотворение?
-Сегодня мы будем читать стихотворение В.Д. Берестова «Про машину».
-Я читаю, а вы все внимательно слушайте и следить.
2.Первичное восприятие.
1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
Вот девочка Марина,
А вот ее машина.
- На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко!
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли,
Спи, машина, не шали!
Вдруг машина заболела:
Не пила, она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой "Мишка".
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате,
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор - Петя
(Петя кончил первый класс).
И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
- Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела, -
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять -
И завести!
2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О чем это стихотворение?
-Кто главные герои?
-А какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?
3.Словарная работа.
-Ребята, в тексте нам встретились такие слова: не утомилась, не смыкала.
-Как вы понимаете слово не утомилась? (Не устала)
-Как вы понимаете слово не смыкала? (Не закрывала)
3.Вторичное восприятие.
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Читаем стихотворение вслух по частям. ( Ученики по очереди читают стихотворение)
4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Кто же герои этого стихотворения?(Девочка Марина, мальчик Петя, игрушки: машина, мишка, кукла Катя).
-Кто главный герой?
-Как Марина относилась к своей машине?
-Что произошло с машиной?
-Кто приходил навестить машинку, когда она заболела?
-Кто вылечил машину?
-Как же он вылечил машину, прочитайте слова из текста?
-В чем была причина болезни машины?
-В правильные ли игрушки играла Марина?
-В какие игрушки играют девочки?
-Что вы посоветуете Марине?
-Обратите внимание: машина заболела, а стихотворение не грустное. Я вам открою один секрет. Поэт Берестов умеет играть словами. У него в стихотворении два одинаковых слова, одно из которых написано с большой буквы, а другое – с маленькой.
-Прочитайте строчку, где говорится об игрушечном медвежонке и где – про конфету. И медвежонка зовут Мишка и конфета тоже «Мишка».
-Ребята, прочитайте стихотворение в полголоса.
-А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)
2.Работа со стихотворениями А. Барто «Кукла», «С утра на лужайке».
1.Подготовка к первичному восприятию.
-Откройте стр. … и прочитайте фамилию следующего автора. Агния Львовна Барто. (Портрет на слайде).
-Поэтесса Агния Львовна Барто вам уже знакома. Ее стихи знают дети с самого раннего детства. А какие вы знаете ее стихи?
-Посмотрите вот некоторые книги А. Барто: «Погремушка», «Игрушки», «Вовка – добрая душа», «Я выросла», «Усатый полосатый» и еще очень много книг, посвященных детям.
- Сегодня мы будем читать стихотворениям Агнии Барто «Кукла», «С утра на лужайке».
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Барто «С утра на лужайке».
3.Стихотворение А.Л. Барто «С утра на лужайке».
-Ребята, следующее стихотворение А. Барто называется «С утра на лужайке».
-Как вы думаете почему стихотворение так называется?
-Как по другому можно назвать это стихотворение?(Ответы детей)
-Я вам его прочитаю, а вы меня внимательно слушайте и следите.
1.Первичное восприятие.
1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
С утра на лужайку
С утра на лужайку
Бегу я с мячом,
Бегу, распеваю
Не знаю о чём...
А мячик, как солнце,
Горит надо мной,
Потом повернётся
Другой стороной
И станет зелёным,
Как травка весной.
2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О ком это стихотворение?
-Что делал мальчик?
-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
3.Вторичное восприятие.
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Читаем стихотворение вслух по частям.
4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Какой мяч в этом стихотворении?
-С чем его сравнивает автор?
-Почему?
-А какого цвета другая сторона мяча?
-Какой цвет у весенней травки?
-С какой интонацией нужно читать это стихотворение?
-Ребята прочитайте стихотворение в полголоса.
-А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)
III.Физминутка.
На одной ноге стоим,
Удержаться так хотим.
Руки кверху поднимаем
И спокойно опускаем. (Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)
Надоело всем сидеть.
Нам охота повертеть
Корпусом туда - обратно.
И полезно, и приятно! (Вращение корпусом вправо и влево.)
А потом и головой
Всласть покрутим мы с тобой. (Вращение головой.)
И на место снова сели,
Принимаемся за дело. (Дети садятся.)
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Барто «Кукла».
1.Первичное восприятие.
1.Чтение полного варианта учителем.
КУКЛА
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!
2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О чем это стихотворение?
-Кто главные герои?
-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
3.Словарная работа.
-Ребята, в тексте нам встретились слова.
-Как вы понимаете слово смастерил? (Сделал)
-А вы знаете что обозначает слово катушка?
-Катушка – это стержень, на который наматывается что-нибудь.(слайд)
-Что такое лоскут?
-Лоскут – это оторванный или отрезанный кусок ткани, бумаги, кожи и т.п.(слайд)
3.Вторичное восприятие.
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Читаем стихотворение вслух выразительно.
4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Какие игрушки делал для Кати брат?
-Что Катя говорит про грузовик, зачитайте слова из текста?
-А что она говорит про коня?
-Какое чувство вызвало у Кати кукла?
-Как она обрадовалась, зачитайте слова из текста?
-Ребята прочитайте стихотворение в полголоса .
-Обратите внимание старший брат играет с сестренкой, делает игрушки, старается порадовать ее. Прочитаем первую строфу .
-Как надо прочитать первые две строчки?(С удовольствием)
-Как прочитаем 3 строчку? (С удивлением)
-4 строчку?(С удивлением, недовольством)
-5 сточку?(С пренебрежением)
-Как будем читать вторую строфу?
-1 строчка – выделить голосом слово»коня»
-2 строчка – читать решительно.
-3 и 4 строчки – удивление, непонимание.
-5 строчка – капризный тон.
-Как изменится интонация в 3 строфе?
-1 строчка еще более решительнее.
-2 и 4 строчки – с восторгом, с радостью.
-А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)
4. Работа со стихотворениями С.Я. Маршака «Цирк Шапито»
1.Подготовка к первичному восприятию.
-Переверните стр. и прочитайте фамилию автора Самуил Яковлевич Маршак (портрет на слайде).
-С. Я. Маршак родился более ста лет назад. Это русский поэт, переводчик. Он писал стихи, сказки, пьесы для детей. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки". Он участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя. Особой популярностью пользуются сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом", Усатый полосатый» (книжная выставка).
Работа с иллюстрацией.
-Посмотрите какую веселую иллюстрацию нарисовал художник .
-Что изображено на этой иллюстрации?
-Какие животные изображены?
-Как вы думаете о чем будет стихотворение?
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.Я. Маршака «Цирк Шапито».
2.Первичное восприятие.
1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
Пред вами - вы знаете что?
Игрушечный цирк Шапито.
Сейчас обезьяны
Забьют в барабаны,
И выйдет - вы знаете кто?
Наш ослик - совсем как живой -
Умеет кивать головой.
Скажи ему: «Здравствуй,
Приятель ушастый!» -
А он и кивнет головой.
А это - оседланный конь.
За повод его только тронь,
Быстрее, чем птица,
По кругу помчится
Красивый оседланный конь.
Вот два акробата-медведя,
По имени Миша и Федя.
Увидим сейчас,
Как пустятся в пляс
Мохнатые Миша и Федя.
А это - наш фокусник-еж.
На елку его позовешь, -
Все яблоки с елки
К себе на иголки
Нанижет бессовестный еж.
Вот это - машина-такси,
А кто на ней едет, - спроси.
Ее пассажирка -
Мартышка из цирка,
А пудель - водитель такси.
Сейчас заведем мы игрушки.
Запрыгают зайцы, лягушки.
Козел и баран
Забьют в барабану
И дружно запляшут игрушки.
2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
-О чем это стихотворение?
-Какое настроение оно у вас вызвало?
3.Словарная работа.
-В стихотворение нам встретились такие слова: акробатка, оседланный, шапито.
-Кто такой акробат?
-Акробат – это цирковой гимнаст.(слайд)
-Шапито – это помещение, предназначенное для разъездных цирковых представлений.
3.Вторичное восприятие.
-Ребята, все вы были в цирке. Как называется человек, который ведет концерт или цирковое представление? (Ведущий, конферансье)
-Что делает конферансье?(Объявляет номер, немного рассказывает об артистах)
-Представьте себе: на арене цирка в лучах прожектора стоит в блестящем костюме конферансье и объявляет.( учитель читает первую строфу).
Чтение стихотворения учениками.
- Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
-Выразительно читаем стихотворение по частям.
4.Проверка вторичного восприятия.
1.Вопросы:
-Кто герои этого стихотворения?
-Про какой цирк это стихотворение?
-Какой момент был смешным в этом стихотворении?
-Чем вам понравилось это стихотворение?
-Ребята, прочитайте стихотворение в полголоса.
-Кто прочитает стихотворение выразительно?
2.Выразительное чтение по частям.
ΙV.Подведение итогов.
-С какими авторами сегодня познакомились?
- Какие стихотворения читали?
-Какое стихотворение вам больше всего запомнилось, понравилось?
-С каким настроением уходите с урока?
- Как бы вы сами оценили свою работу?
V. Домашнее задание.
-Подготовьте выразительное чтение любого из понравившегося стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк».
Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать поступки и характеры героев; ознакомление с произведением М.Ю.Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк».Планируемые резул...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...