| 2. Стадия вызова | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Ребята, как называется раздел,который мы изучаем на протяжении нескольких уроков ?
- К какому литературному жанру относятся прочитанные произведения?
- Что такое рассказ?
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения и способствует развитию нравственных качеств. - Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку. - Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие?
- Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? - Сегодня мы узнаем еще новые качества человека. Зачеркните все буквы А и Б, а из остальных составьте слово.Слайд 2
Побуждает к высказыванию своего мнения. Дает задание на поиск информации в различных источниках. Организует работу в группах. - А как вы думаете, что такое целеустремлённость?
- А где можно узнать точное значение этого слова? Давайте поработаем в группах. 1 гр – работает со словарем Ожегова 2 гр. – Интернет 3 гр – подумайте сами, что, обозначает это слово, наблюдая за его строением. Можете спросить и у взрослых. Слайд 3 (Ожегов: целеустремленный – имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.)
- Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?
- Работая на уроке, мы проверим - верны ли наши предположения по выделению качеств целеустремленного человека.
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы. Составляет кластер на доске.
Подводит обучающихся к постановке цели урока. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке, какова цель нашего урока?
Побуждает к чтению текста - Для того, чтобы вы смогли для себя выделить качества целеустремлённого человека, прочитаем рассказ Р. Фраерман «Девочка с камнем». Обеспечивает мотивацию на чтение текста, организует погружение в проблему, учитывая цель урока. - Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? - А, вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его. | Отвечают на вопросы учителя.
- Оглянись вокруг.
-Это рассказы. -Небольшое произведение, описывающее какое-то событие, случай. Герои – реальные люди. Отвечают на вопросы учителя.Высказывают свое мнение.Выбирают нужные карточки. Работают в паре. агрессивность | ненависть | корысть | злость | доброта | решительность | настойчивость | упорство | жизнерадостность | честность | лживость | смелость | трудолюбие | старательность | внимание |
| отзывчивость | милосердие | забота |
|
-Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве. Целеустремлённость
Выполняют задания по карточкам и составляюе полученное слово (целеустремленность)
Отвечают на вопросы учителя.Высказывают свое мнение.
-Словаре, Интернете, спросить у взрослых (Ожегов: целеустремленный – имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.) Работают в группах со словарем, ищут информацию в интернете, думают над строением слова. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. - Упорство, доброта, жизнерадостность, смелость, решительность, честность, трудолюбие, настойчивость, старательность.
Формулируют цель урока
- Узнаем, какого человека можно назвать целеустремленным.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение.
| Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения)
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) (нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм на основе игры «Выбери лучшие человеческие качества»)
Ориентироваться в тексте (П-1) (поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска при работе со словарем)
Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения, групповая работа)
Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения)
Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.) (построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, о чем хотел сказать автор) |
| 3.Стадия осмысления | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание читаемого текста. Чтение вслух, по цепочке, используя пометы.
Организует беседу, связывая чтение текста с целями урока. Организует коллективный анализ произведения. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Побуждает к анализу текста. - Понравилось ли произведение? - Какие моменты были не понятны ? - Кто привлёк ваше внимание? - Итак, Аня Мамедова привлекла ваше внимание. Давайте попробуем дать характеристику этой девочки, поработав в парах. - Не забываем о правилах работы в парах.
Организует работу в парах, дает карточки с описанием девочки, обеспечивает контроль за выполнением задания. - У нас 3 ряда. Перед вами заготовка кластера, с которым вы будете работать. Начнем работать с первой частью кластера. Описание девочки. - Проверяем, что у нас получилось.
- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? - С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? Организует поисковый способ чтения, включает обучающихся в обсуждение проблемныхвопросов.
- Что вы ещё узнали об Ане?
-Почему? Ответьте словами текста.
- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? - Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. - Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? - Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? - Какую? - «Чтобы осуществить свою цель, нужны дела, а не мечты». - Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? Каким образом? Продолжает самостоятельную практическую работу по составлению кластера. - Посмотрите, на 2-ю часть кластера и запишите, как девочка относилась к учебе. - Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? -Запишите в 3-ю часть кластера.
Организует в группах самостоятельную работу с текстом и дает задание на выявление причинно-следственной связи в языковых средствах произведения и качествах характера девочки. Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Контролирует работу с кластером. -Какими еще качествами обладала Аня? 1-я гр. Перечитайте описание бури и ответьте на вопросы. (карточка) - Зачем автор в тексте вводит описание бури?
- О каких качествах характера девочки здесь говорится? Запишем эти качества в кластер.
2-я гр. Перечитайте описание дуба и ответьте на вопросы. - С кем можно сравнить описание дуба? - Кого же олицетворяет дуб?
3-я гр Рассматривание иллюстраций
- Что общего между Аней и образом дуба?
- А чем девочка привлекла внимание дуба? | Читают текст, используя пометы
Анализируют прочитанное, высказывают собственное мнение. Работают в группах. Работают с текстом, извлекая нужную информацию, выбирают карточки с нужным описанием девочки и составляют кластер. - Маленькая, 8 лет, очень маленькая, казахская девочка, с черными глазами, с черными косичками,звонкий голосок. - Очень маленькая , но ответственная, качества характера не зависят от внешнего вида.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают собственное мнение и аргументируют его, подтверждая ответ словами из текста.
Так как она плохо говорила по-русски.
- нет.
-Она поставила перед собой цель. - Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.
- Нет.
-Да.Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Дети работают самостоятельно.Фиксируют в кластере выделенные отношения (Раньше всех приходила. Приходила в любую погоду.)
Настойчивость, упорство. Работают с текстом и отвечают на вопросы причинно-следственного характера. Продолжают работу с кластером. - При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки. - Смелость, решительность. Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу
- Аню Мамедову – целеустремлённого человека. Работают с информацией, представленной в форме рисунка
- Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний. «Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (целеполагание -соотнесение того, что известно, и что неизвестно, используя чтение с пометами)
Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (планирование –составление плана действий ) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания, полнота и точность выражения своих мыслей)
Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.) ( построение логической цепи рассуждений при работе с кластером, выполнение анализа, характеризуя героя произведения)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К) (сотрудничество в поиске информации, контроль и оценка действий партнера при работе в группах) Анализировать языковые образные средства произведения. (П-2.) (выполнение анализа, характеризуя героя произведения, выявляя подтекст и идею произведения при работе с текстом, сравнение описания бури и качеств характера девочки, образа дуба и Ани) |
| 4.Стадия рефлексии | Подводит обучающихся к выводу и включает в беседу, связывая результаты урока с его целями. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении текста. -Можно ли, Аню Мамедову назвать целеустремлённым человеком. Почему? - Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? - Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? - Так что же такое целеустремленность? - Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости, упорства, решительности, настойчивости и многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению. Обеспечивает мотивацию на чтение. - А правы ли вы были, когда предположили о чем этот рассказ?
Подводит обучающихся к выводу урока, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, предлагает домашнее задание на выбор. - Достигли ли мы цели, поставленной на уроке? - Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. - А ,вы можете сказать про себя «Я целеустремленный»? - А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? - Что же видно, что на уроке каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу. | Участвуют в обсуждении вопросов и делают вывод.
- Умела ставить цель и стремилась к её достижению.
-Настойчивость, упорство, решительность, смелость
Анализируют кластер и называют качества целеустремленного человека.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
- Чтобы знать, нужно прочитать
Делают вывод по уроку, осуществляют самооценку целеустремленный ли я и выбирают домашнее задание. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (коррекция – внесение дополнений и корректив при работе с кластером, самоконтроль – сличение способа действия и его эталона с целью обнаружения отклонений при работе с 3 частью кластера )
Формировать нравственно-этические ориентиры (Л) (установление значения результатов деятельности для удовлетворения своих мотивов - определение того, какое значение имеет для меня чтение)
Формировать нравственно-этические ориентиры (Л) (самопознание и самоопределение - умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами в практической деятельности «Целеустремленный ли я?») Анализировать произведение для определения отношения автора к персонажу (П-2.) (структурирование знаний - соотнесение знаний и незнаний, делая вывод по уроку)
|