Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Гармония" "Девочка с камнем"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Снигирёва Ирина Викторовна

урок в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devochka_s_kamnem_konspekt_uroka.odt24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД, теоретическое обоснование

1. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

-Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения.

Слушают учителя, настраиваются на урок

2. Стадия вызова

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

  • Ребята, как называется раздел,который мы изучаем на протяжении нескольких уроков ?
  • К какому литературному жанру относятся прочитанные произведения? 
  • Что такое рассказ? 

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения и способствует развитию нравственных качеств.

- Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.

Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие?

 - Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям?

- Сегодня мы узнаем еще новые качества человека. Зачеркните все буквы А и Б, а из остальных составьте слово.Слайд 2

Побуждает к высказыванию своего мнения. Дает задание на поиск информации в различных источниках. Организует работу в группах. 

  • А как вы думаете, что такое целеустремлённость?
  • А где можно узнать точное значение этого слова? Давайте поработаем в группах.   1 гр – работает со словарем Ожегова                2 гр. – Интернет                                                    3 гр – подумайте сами, что, обозначает это слово, наблюдая за его строением. Можете спросить и у взрослых. Слайд 3 (Ожегов: целеустремленный – имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.)

- Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?

  •  Работая на уроке, мы проверим - верны ли наши предположения по выделению качеств целеустремленного человека. 

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы. Составляет кластер на доске.

Подводит обучающихся к постановке цели урока.

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке, какова цель нашего урока?

Побуждает к чтению текста 

-  Для того, чтобы вы смогли для себя выделить качества целеустремлённого человека, прочитаем рассказ Р. Фраерман «Девочка с камнем».

Обеспечивает мотивацию на чтение текста, организует погружение в проблему, учитывая цель урока.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? 

- А, вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.

Отвечают на вопросы учителя.

Оглянись вокруг.

-Это рассказы.

-Небольшое произведение, описывающее какое-то событие, случай. Герои – реальные люди.

Отвечают на вопросы учителя.Высказывают свое мнение.Выбирают нужные карточки. Работают в паре.

агрессивность

ненависть

корысть

злость

доброта

решительность

настойчивость

упорство

жизнерадостность

честность

лживость

смелость

трудолюбие

старательность

внимание

отзывчивость

милосердие

забота

-Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.

Целеустремлённость

Выполняют задания по карточкам и составляюе полученное слово (целеустремленность)

Отвечают на вопросы учителя.Высказывают свое мнение.

-Словаре, Интернете, спросить у взрослых

(Ожегов: целеустремленный – имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.)

Работают в группах со словарем, ищут информацию в интернете, думают над строением слова.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение.

 - Упорство, доброта, жизнерадостность, смелость,  решительность, честность, трудолюбие,  настойчивость,  старательность.

Формулируют цель урока 

  • Узнаем, какого человека можно назвать целеустремленным.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение.

Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения)

Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) (нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм на основе игры «Выбери лучшие человеческие качества»)

Ориентироваться в тексте (П-1) (поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска при работе со словарем)

Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения, групповая работа)

Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения)

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.) (построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, о чем хотел сказать автор)

3.Стадия осмысления

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание читаемого текста. Чтение вслух, по цепочке, используя пометы.

Организует беседу, связывая чтение текста с целями урока. Организует коллективный анализ произведения. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Побуждает к анализу текста.

 - Понравилось ли произведение?

- Какие моменты были не понятны ?

- Кто привлёк ваше внимание?

- Итак, Аня Мамедова привлекла ваше внимание. Давайте попробуем дать характеристику этой девочки, поработав в парах.

  • Не забываем о правилах работы в парах.

Организует работу в парах, дает карточки с описанием девочки, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- У нас 3 ряда. Перед вами заготовка кластера, с которым вы будете работать. Начнем работать с первой частью кластера. Описание девочки.

  • Проверяем, что у нас получилось.

- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? 

- С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? 

Организует поисковый способ чтения, включает обучающихся в обсуждение проблемныхвопросов.

Что вы ещё узнали об Ане? 

-Почему? Ответьте словами текста.

- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями?

- Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. 

- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком?

- Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? - Какую? 

«Чтобы осуществить свою цель, нужны дела, а не мечты». - Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? Каким образом?  

Продолжает самостоятельную практическую работу по составлению кластера.  - Посмотрите, на 2-ю часть кластера и запишите, как девочка относилась к учебе. 

- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? 

-Запишите в 3-ю часть кластера.

Организует в группах самостоятельную работу с текстом и дает задание на выявление причинно-следственной связи в языковых средствах произведения и качествах характера девочки. Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Контролирует работу с кластером.

-Какими еще качествами обладала Аня? 

1-я гр. Перечитайте описание бури и ответьте на вопросы. (карточка)

- Зачем автор в тексте вводит описание бури? 

- О каких качествах характера девочки здесь говорится? Запишем эти качества в кластер.

2-я гр. Перечитайте описание дуба и ответьте на вопросы.

- С кем можно сравнить описание дуба?

- Кого же олицетворяет дуб? 

3-я гр Рассматривание иллюстраций

- Что общего между Аней и образом дуба? 

- А чем девочка привлекла внимание дуба?

Читают текст, используя пометы

  • Аня Мамедова.

Анализируют прочитанное, высказывают собственное мнение.

Работают в группах. Работают с текстом, извлекая нужную информацию, выбирают карточки с нужным описанием девочки и составляют кластер.

- Маленькая, 8 лет, очень маленькая, казахская девочка, с черными глазами, с черными косичками,звонкий голосок.

- Очень маленькая , но ответственная, качества характера не зависят от внешнего вида.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают собственное мнение и аргументируют его, подтверждая ответ словами из текста. 

  • Ей трудно было учиться.

 Так как она плохо говорила по-русски.

- нет.

-Она поставила перед собой цель. - Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.

- Нет.

-Да.Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду. 

  • Настойчивость, упорство.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Дети работают самостоятельно.Фиксируют в кластере выделенные отношения (Раньше всех приходила. Приходила в любую погоду.)

Настойчивость, упорство.

Работают с текстом и отвечают на вопросы причинно-следственного характера. Продолжают работу с кластером.

- При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки. 

Смелость, решительность. Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу

- Аню Мамедову – целеустремлённого человека.

Работают с информацией, представленной в форме рисунка

Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.

«Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (целеполагание -соотнесение того, что известно, и что неизвестно, используя чтение с пометами)

Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (планирование –составление плана действий )

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания, полнота и точность выражения своих мыслей)

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.) ( построение логической цепи рассуждений при работе с кластером, выполнение анализа, характеризуя героя произведения)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К) (сотрудничество в поиске информации, контроль и оценка действий партнера при работе в группах)

Анализировать языковые образные средства произведения. (П-2.) (выполнение анализа, характеризуя героя произведения, выявляя подтекст и идею произведения при работе с текстом, сравнение описания бури и качеств характера девочки, образа дуба и Ани)

4.Стадия рефлексии

Подводит обучающихся к выводу и включает в беседу, связывая результаты урока с его целями. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении текста. 

-Можно ли, Аню Мамедову назвать целеустремлённым человеком. Почему?

 - Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?

 - Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами?

 - Так что же такое целеустремленность?

- Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости, упорства, решительности, настойчивости и многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению. 

Обеспечивает мотивацию на чтение. 

- А правы ли вы были, когда предположили о чем этот рассказ?

Подводит обучающихся к выводу урока, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, предлагает домашнее задание на выбор.

- Достигли ли мы цели, поставленной на уроке? 

- Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.

 - А ,вы можете сказать про себя «Я целеустремленный»?

- А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? 

- Что же видно, что на уроке каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу.

Участвуют в обсуждении вопросов и делают вывод.

- Умела ставить цель и стремилась к её достижению.

-Настойчивость, упорство, решительность, смелость

Анализируют кластер и называют качества целеустремленного человека.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 

- Чтобы знать, нужно прочитать

Делают вывод по уроку, осуществляют самооценку целеустремленный ли я и выбирают домашнее задание.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (коррекция – внесение дополнений и корректив при работе с кластером, самоконтроль – сличение способа действия и его эталона с целью обнаружения отклонений при работе с 3 частью кластера )

Формировать нравственно-этические ориентиры (Л) (установление значения результатов деятельности для удовлетворения своих мотивов - определение того, какое значение имеет для меня чтение)

Формировать нравственно-этические ориентиры (Л) (самопознание и самоопределение - умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами в практической деятельности «Целеустремленный ли я?»)

Анализировать произведение для определения отношения автора к персонажу (П-2.) (структурирование знаний - соотнесение знаний и незнаний, делая вывод по уроку)

5. Д/з

Слайд 5.

перечитать произведение (с. 43 – 46),

1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста
2) письменно составить словесный портрет целеустремлённого человека
3) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»

Развивать волевую саморегуляцию (Р) (способность к волевому усилию, к преодолению препятствий при выборе домашнего задания)

Тема урока: Р.Фраерман Девочка с камнем (3 класс «Гармония»)

Цель урока: узнать качества целеустремленного человека на примере произведения «Девочка с камнем»

Предметные знания.

- Формировать навык чтения.

- Совершенствовать поисковый способ чтения.

- Характеризовать персонаж.

- Выявлять отношение автора к персонажу.

- Выявлять причинно-следственные связи.

- Выявлять выразительные языковые средства и определять их роль в тексте.

- Обосновывать свои суждения ссылками на текст.

Формируемые УУД.

- Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

– Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

–Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)

– Анализировать произведение для определения отношения автора к персонажу. (П-2.)

– Анализировать содержание произведения с целью характеристики персонажа. (П-2.)

– Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.)

– Анализировать языковые образные средства произведения. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- Аргументировать высказывания. (К.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему "Игрушки для девочек и мальчиков"

Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи:-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;-развивать...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Девочка-Золотая коса и мальчик-Золотой хохолок"

Конспект урока предназначен для вторичной работы со сказкой,так как происходит полный анализ героев,х поступков,черт характера. В диалоге с детьми расскрывается связь сказки с жизнью,выявляется ее смы...

Конспект урока по литературному чтению. В. Драгунский "Девочка на шаре"

Конспект урока по литературному чтению. В. Драгунский "Девочка на шаре"....