Урок
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения В.Драгунский(...Бы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературного чтения1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ

Тема: Мечты о «взрослой» жизни (В. Драгунский «…Бы»)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.  

1  2

1.Орг.момент.

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

2.  Беседа.

– Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь с родителями?

Послушайте стихотворение Э. Успенского.

Речка, поле, чёрный лес.

Голубая даль небес...

Яхта, шхуны, океаны,

Извержения, вулканы.

Ах, Северный полюс,

Ах, Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

– Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадёт.

К нему врач сейчас придёт...

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

– Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

– Как бы вы озаглавили стихотворение? Сам автор его назвал так: «Жалобы юного мальчика».

– На что жалуется герой стихотворения? (Мальчик мечтает о путешествиях, подвигах. Мама в нём видит только маленького сына и от всего его оберегает. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.)

– Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

-Хотите скорее стать взрослыми? Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни.Начните свой рассказ со слов:если бы я был взрослым,то……

Слайд №1.

-Почему вы так стремитесь стать взрослыми? Чего вам не хватает?Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

2  4  2  3  2  4 

Работа с текстом рассказа В. Драгунского «…Бы».

-Откроем учебники на с.106.

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие. Что оно означает?

– Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит? Подставьте подходящие слова. (Купался бы, прыгал бы...)

– Когда мы употребляем в речи частицу бы? (Когда что-то произойдёт при определённых условиях.) Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах.

-Как вы думаете эти мечты  о чём?( О взрослой жизни.)

– Прочитайте фамилию автора.

Как будет называться тема нашего урока?

Слайд №2.(Мечты о взрослой жизни. (В .Драгунский  «…Бы»

-Что вы знаете о Викторе Драгунском?

Кто герой его произведений? (Денис Кораблёв.)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (аудиозапись).

2. Выявление первичного восприятия.

– Почему вы смеялись, когда читали?

-Значит этот рассказ какой? (Юмористический.)

– О чём же мечтал Дениска?

– В чём оправдались ваши предположения?

3. Повторное чтение вслух (комбинированное: дети и учитель).

 1) Обращаем внимание на слова в ковычках «понравилась»такая история.

2)- Дениска хотел бы всё «припомнить» маме, папе и бабушке, а что именно «всё» – мы обсудим  по ходу чтения.

3)- Дениска не придумывает свои слова, обращённые к каждому, а повторяет то, что ему обычно в определённых ситуациях говорят домашние. И когда эти взрослые слова обращены к взрослым от имени ребёнка, получается очень смешно.

Слайд№3-4(как шёлковые)

4) -В последнем абзаце мама повторяет свои слова, с которыми Дениска мысленно к ней обращается.

4. Обобщающая беседа.

а) – О чём же этот рассказ? (Не только о мечтах мальчика, но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком.)

б) – Автор прямо не сказал, но мы узнали о некоторых привычках, обязанностях членов Денискиной семьи. Каких? (Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит и т.д.)

в) – Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы, бабушки? (Часто их слышит в свой адрес.)

г) – Кто следит за чистотой и порядком в доме? (Бабушка.) Как вы догадались?

д) – Почему в тексте большинство предложений короткие, состоят из 2–3 слов? (Это предложения-команды, лаконичные и ясные.)

е) – Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей? (Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу.)

ж) – Вы согласны, что в этой семье у всех её членов есть чувство юмора и все они друг к другу относятся хорошо, с любовью?

5. Выразительное чтение по ролям.

-Обратите внимание,  Дениска очень артистичен, хорошо знает манеры и привычки своих домочадцев, любит их; он весёлый, мечтатель, фантазёр.

Выбор нужной интонации. Каким голосом, с какой интонацией Дениска разговаривает с мамой, папой и бабушкой?(Недовольно, нравоучительно, требовательно.)Хочет чтобы они тоже знали как неприятно всё это выслушивать.

6. Работа с текстом после чтения.

1.Беседа.

-Зачем Дениска хотел быть взрослым?

(Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют.)  

-Избавиться от непонимания и грубости взрослых

Слайд №5,6

-Чего не достаёт Денису в семье?(Понимания.)

Сын не понимает родителей,родители не понимают сына. Взаимно?

-Чего недостаёт в семье?(Взаимопонимания.)

2. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации.

– Как художник передал мечты Дениски? Озвучьте иллюстрацию.

– У этого произведения есть и другое название – «Шиворот-навыворот». Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста?

 – Каким вы увидели автора в этом рассказе? (Очень хорошо понимает детей и взрослых, их взаимоотношения; обладает прекрасным чувством юмора.)

– Что нового узнали, с каким произведением познакомились? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Обратите внимание на формулировку темы урока. Дениска мечтает о «взрослой» жизни, он видит её преимущество в том, что взрослые могут командовать детьми и делать что хотят. Но так ли это на самом деле?

А что ещё такое, по-вашему, взрослая жизнь? (Работа, труд, чувство ответственности за детей, за семью, необходимость себя ограничивать и т.д.)

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

/Смайлики/

ΙV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа или пересказ понравившихся отрывков, прочитать рассказ родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...