Литературное чтение, 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Семенова Наталия Николаевна

Конспект урока по теме "К.Бальмонт Золотое слово" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_balmont.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну.

Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт.

Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт.

Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе».

                                                                                                      А. Блок

                                                                                                        

Литературное чтение, 3 класс.

Тема: Константин Бальмонт «Золотое слово».

Цели:

- организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему знакомству с творчеством и биографией К.Д.Бальмонта,

- знакомство с новым произведением поэта, определение основной мысли,

- создать условия для видения красоты поэзии, обнаружения учащимися художественных     особенностей произведения,

- развивать умение вести диалог, монолог, высказывать своё мнение и отношение к прочитанному,

- развивать словесно-логическое мышление, речь и воображение,

- содействовать наработке у учащихся положительного  личностного отношения к природе.

Оборудование: компьютерное и проекционное оборудование, презентация, учебник, карточки (текст речевой разминки), сборник стихов К.Д.Бальмонта, его портрет.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Все красиво дружно встали, улыбнулись, подравнялись.

Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

  1. Проверка домашнего задания.

- И наш разговор мы начинаем с проверки домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».

- Что же хотел сказать нам Николай Алексеевич Некрасов этим произведением? (бережно относится к природе, к братьям нашим меньшим)

- Да, ребята, автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает. И мне хотелось бы вам прочитать стихотворение Евгения Евтушенко.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, и т.д.)

- И я хочу, чтобы этих зверей в вас никогда не было.

- Ну а мы продолжаем изучать поэтическую тетрадь. Что это значит? (мы познакомимся с произведениями поэтов, выучим их наизусть, учимся слушать стихи, понимать красоту поэтического слова, и т.д.)

  1. Введение в тему.
  1. Работа с пословицей. СЛАЙД №1

Осень говорит: я поля уряжу: весна говорит: я ещё погляжу.

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

(Осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала она даже борется с зимой. И всё-таки одолевает зиму. Иногда она бывает ранняя, а иногда и поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.)

- Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.

     2. Знакомство с поэтом.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного замечательного поэта. СЛАЙД №2

- Скажите, кто-нибудь читал произведения Бальмонта?

- Другой поэт Александр Блок сказал о нём следующее:

«Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну».

 - Кто догадался, о чём будем говорить на уроке. (Мы будем говорить о весне).

- Да, ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Бальмонта «Золотое слово». Будем учиться делиться своими впечатлениями о прочитанном. Постараемся услышать весну в душе поэта. И чтобы нам было немного легче, давайте поближе познакомимся с поэтом.

- Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии в семье помещика. Детство он провел в родной усадьбе. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина. Учился он в гимназии города Шуи, продолжал обучение во Владимирской гимназии. Свои первые стихи он сочинил, когда ему было 9 лет. Большую часть жизни он провел за границей, где и умер в 1942 году. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Бальмонта связаны с воспоминаниями  о Родине, о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

  1. Чтение стихотворения профессиональным чтецом. ДИСК

- Понравилось вам стихотворение? Чем? (Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представляется весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит)

  1. Физкультминутка.

С наступлением весны в природе всё пробуждается, всё приходит в движение. Вот и мы с вами тоже немного подвигаемся.

Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась. Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела. На четыре – улетела.

  1. Работа по теме урока.

1. Работа над стихотворением.

- Давайте вспомним, как называется стихотворение?

- В каком значении употреблены эти слова? (В переносном) 

- Какие слова обычно называют золотыми? (Слова, которые подтверждаются делом).

-Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафора. СЛАЙД №3 Метафора - это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.

- Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»? (весна выполнила свое обещание).

-Ккакие ещё метафоры со словом золотые вы знаете?(золотые руки)

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли.

- Объясните слово «кутерьма» - суматоха, беспорядок.

- Прочитайте вслух стихотворение – 2 ученика.

- Давайте оживим это стихотворение. Нарисуйте устную картину, которая возникла у вас в голове, когда вы читали и слушали это произведение. СЛАЙД №4

- Итак, прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? (хвастливую, ведь они обещают сделать то, что могут только сами)

- Кто обещал всё озолотить?

- А кто всё сделал на самом деле?

- Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём они? (весной солнце золотится, лютик золотой и т.д.)

- Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик – будет и седой»?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Только что мы увидели, как природа сильно воздействует на чувства человека, на его настроение. Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? Мы с вами знаем, что весна-это любимое время года для многих писателей и поэтов.

- Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне. (Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится», Майков А.Н. «Весна») .

- Прочитайте наизусть эти стихи.

  1. Рефлексия.

- Выберете смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

- я всё понял…

- я испытывал небольшие затруднения…

- мне было очень трудно…

  1. Подведение итогов.

я знаю…, я умею…, я могу…

  1. Домашнее задание.

 «3» - выразительное чтение стихотворения;

«4» - выразительное чтение и рисунки;

«5» - выучить стихотворение наизусть.

СЛАЙД №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...