Урок литературного чтения в 1 классе по программе Л.В. Занкова "Олицетворение как художественный приём".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Представлена технологическая карта урока с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_chteniyu_v_1_kl.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе по программе Л.В. Занкова
учителя начальных классов Журавлёвой Анжелики Дмитриевны
МБОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа»
Чайковский район Пермский край
Тема: Олицетворение как художественный приём. В. Инбер «Оттепель»,
Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива...»
Тип урока: комбинированный.
Элементы содержания.
Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Сравнение позиции автора и его героя.
Планируемые предметные результаты
Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Углубление представлений о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «персонаж». Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении.
Виды деятельности учащихся.
Разделять книги на художественную и научную литературу. Группировать художественную литературу по жанрам: сказки, рассказы, стихи. Читать вслух плавно целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения.
Характеризовать текст, доказывать, что данный текст – художественный (формулируя цель и тему текста). Создавать устно небольшой рассказ с заданными параметрами, используя приём олицетворения. Оценивать свою работу и работу своей группы.
Материально-техническое обеспечение: проектор, интерактивная доска, карточки в конвертах для групп, словари русского языка.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
| Нацелить на продуктивную работу. | Приветствие. Выявление настроения учащихся перед уроком. - С каким настроением начинаете урок? (улыбающееся солнце, солнце с облаком, печальная тучка, тучка с дождиком). Слайд 1 | Организация рабочего места. Приветствие. Дети определяются с настроением перед уроком, садясь с показом выбранной ими картинки. | положительное отношение к уроку литературы | Входить в коммуникативную учебную ситуацию. | ||
| Актуализировать знания необходимые для работы над новым материалом: художественная и научная литература; поэт и писатель; стих и проза, жанры литературы: рассказ, стих, сказка; рифма. Определить тему урока. | 1.Расставьте книги на полки. Слайд 2 Чем художеств. литература отличается от научной? Кто пишет научную, художественную 2. Какие жанры литературы вы знаете? Сгруппируйте книги по их обложкам.Слайд3 3.В чём особенность стихов? 4.О чём пишут поэты? Зачем? 5.Сегодня мы пройдёмся по садам поэзии и раскроем ещё одну её тайну. Каким приёмом пользуется поэт, чтобы помочь нам видеть, чув-ствовать как он?
| 1. Группировка книг по облож-кам на художеств и научную литературу. Научная – досто-верные факты, художественная – чувство, настроение, замысел… Учёный, писатель и поэт. 2.Группировка. Стихи, рассказы, сказки. 3.Работа в группе: рифма, строфы, располо-жение на страни-це книги, начало каждой строки с большой буквы, с заголовком и без. 4.О том, что видят, чувствуют, делятся с нами впечатлениями, настроением. | Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. | Ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания. Группировать и классифицировать книги по разным основаниям. | ||
| Формировать у детей представление о художественном образе; о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира; пробудить у детей чувство прекрасного; фантазию; создать условия для рождения художественного образа. Формировать навык чтения. Обогащать словарный запас. | 1.Как узнаёте что вам одеть перед выходом на улицу? Как наступает весна? 2.Учебник стр. 63 Чтение учителем. Показ слайдов4,5 3.Словарная работа. 4.Докажите, что это художествен-ный текст. Придумайте заголовок. 5.Пройдёмся по берегу реки. стр.64. Как вы думаете о чём стихотворение? Жужжащее чтение. | 1.Обсуждение Температура воздуха, термометр, погода, одежда, наступление весны. 2. Слушатели и зрители. 3. Словарная работа в 4 группах: оттепель, наперечёт, ртуть, хлопья. 4.1 гр.-поиск рифм 2 гр.-о чём и зачем написан 3 гр.-какими словами 4 гр.-ожившие неживые предметы. 5.Жужжащее чтение «Дерево-жираф». | интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; | Принимать позицию слушателя. Принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Принимать позицию читателя. | Понимать фактическое содержание текста. Пользоваться словарными пояснениями. Выполнять логические действия (анализ, сравнение). Поиск информации в учебных текстах. Работать с учебником, ориентироваться в нем. Понимать фактическое содержание текста. | Принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. Проявлять интерес к общению и групповой работе. |
3. Этап открытия новых знаний (продолжение). | Вспомните, как выглядит жираф? Слайд 6,7 Почему поэту дерево напомни-ло жирафа? Какой приём использовал поэт? Какое настроение у этого стих-ния? Слайд 8 | Зритель (слайд) Работа в группе: Поиск слов из текста. Сравнение с жирафом – оживление. Работа в группе: выбор карточек-настроений (веселое, радостное, беззаботное, смешливое, игривое, озорное) Выразительное чтение стих-я. | эмоциональное восприятие героев литературных произведений Любовь к природе родного края; Доброжелательность, доверие, вниматель-ность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; | Принимать позиции слушателя, читателя. | Выполнять логические действия (анализ, сравнение). Поиск информации в учебных текстах. | Принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. Воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Проявлять интерес к общению и групповой работе. | |
Физ. минутка | Снятие умственного и физического напряжения. | Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за столы) Слайд 9 | Входить в коммуникативную игровую ситуацию. | ||||
3. Этап открытия новых знаний (продолжение). | 6.Теперь постоим с поэтом у окна. Как поэт изобразил иву? Слайд 10 Какими словами? Какое настроение? Слайд 11 7. С каким приёмом худож. лит-ры вы сегодня познако-мились? Приём олицетворение. Обсудите это слово (предполо-жения и словарь). Творение-произведение, продукт творчества. Олицетворение- воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Слайд 12
| 6.Жужжащее чтение стр. 65 стих Л. Друскина Очеловечивание. Нахождение в тексте слов. Работа в группе: выбор карточек с настроением (грустное, нежное, тревожное, печальное, задумчивое) Выразительное чтение стих-я. 7.Оживление неживых предметов. Обсуждение в группах: о-лице-творение. | Первоначаль-ные представ-ления о нрав-ственных понятиях:доброта и сострада-ние, взаимо-помощь и забота о слабом, Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев стихотворений. Основы для эмоционально-го переживания художественного текста. | Принимать позиции слушателя, читателя. | Понимать фактическое содержание текста. Выполнять логические действия (анализ, сравнение). Ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания. | Воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. Уважать мнение собеседников. |
4. Этап закрепления новых знаний. | Развитие творческого воображения. Составление устного рассказа с использованием олицетворения. | 1.Творческое задание в группах. | 1.Работа в группах 1гр.-о чём шепчет берёза за окном. 2 гр.- что чувствует цветок в вазе. 3 гр.- о чём думает уютное кресло. 4 гр. – о чём говорит ручеёк. Рассказчики и слушатели. | Основы для развития творческого воображения. | Проявлять интерес к общению и групповой работе. Уважать мнение собеседников. | ||
| Развивать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | 1.Какой вершины успеха вы сегодня достигли? Слайд 13 2.Оцените работу своей группы. Слайд 14 3. Ваше настроение в конце урока. Слайд 15 | 1.Ставят воробушка на соответствующее по высоте дерево. 2.Совещание в группе. Выбор дерева: зима, весна, лето, осень. | Позитивная самооценка, стремление к успешности в учебной деятельности. | Проявлять интерес к общению и групповой работе |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
по литературному чтению
в 1 классе
по теме: «Олицетворение как художественный приём».
учитель Журавлёва Анжелика Дмитриевна
п. Марковский 2012-2013 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс (по программе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова)
Тема урока: Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка "Мужик и медведь"....
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Урок литературного чтения 2 класс программа «Школа 21 века» Тема: Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?».
Данный конспект урока разработан для открытого урока по литературному чтению по теме: "Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. И. Беляков. «О...
Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»
Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
презентация к уроку литературного чтения 2 класс " Восприятие осени в произведениях. Наблюдение за художественными особенностями текста"
Данная презентация подготовлен для проведения уроков литературного чтения во 2 классе по произведениям А. Фета Ласточки пропали", А Толстого Осень. Обсыпается наш бедный сад.", С Есенин &quo...