Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Образцова Людмила Николаевна

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), вырабатывают активность мысли, формируют способность отстаивать свою точку зрения, проводят работу по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка " Снегурочка". Открытый урок

Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа» №16 г. Балаково, Саратовская область

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой, развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • учебник Л. А Ефросинина “Литературное чтение”,2 класс;
  • Л. А Ефросинина. Рабочая тетрадь №1для учащихся 2 класса;
  • игрушка - домовёнок Кузя; сундучок со сказками;
  • письмо – пожелание;
  • “Книжки – малышки”, рисунки к сказкам;
  • проект “Рукотворная книга”;
  • диск с заданиями к уроку;
  • диск с мультфильмом;
  • карточки для логопедической разминки;
  • репродукция картины В. М. Васнецова “Снегурочка”;
  • словарь С. Ожегова, словарь “снежных слов”;
  • шапки – маски;
  • планшеты со стихами Е.Благининой “Снегурка”;

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость !

- Как вы думаете ,кто это? (Это домовёнок Кузька)

- А что он прячет в своём волшебном сундучке ? (Письмо). Прочитаем пожелание – напутствие.

“Учись читать”
Чтоб умным человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.

- На уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”, будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги. В конце урока все наши работы соберём в “Рукотворную книгу”

3.Проверка домашнего задания.

- А сейчас вспомним наше домашнее задание.

- Какую сказку вы читали дома? (“Девочка Снегурочка”)

- Кто автор? (В. И. Даль)

- Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку о Снегурочке.)

- Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (2 человека читают сказки из “Книжек – малышек”)

- Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. ( Мне больше понравилась первая сказка…)

- А что думает …? ( Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

Вывод: Мне очень понравилась мысль … о том, что одну и ту же сказку можно пересказать и представить по – разному.

“Конкурс художественного творчества”

- Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”

- Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

- А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

- Какая это сказка? Докажите. (Авторская)

- А сегодня нам предстоит познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”.

- Чем отличается авторская сказка от русской народной ?

4.Работа “Поисковой группы”

- В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

  1. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
  3. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

- А что хочет добавить о сказках …?

- Недавно я узнал, что сказка…(ответ ученика)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

5.Логопедическая разминка.

- В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

- Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

со – ста - ри – лись

ста – но - вит – ся

ре – бя – тиш – ки

у - го – во – ри – ли

ки – да – ют – ся

раз – ве – се – лить

вы – ле – пи – ли

раз – бе – жа – лись

об – ра – до - ва – лись

у - гос – тить

на - смот – реть – ся

6. Первичное чтение и проверка восприятия.

- А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения (5 человек).

- А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

Тест. – Почему растаяла Снегурочка? (ИКТ  СЛАЙД 1)

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.

- А какое ваше мнение?

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

- А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

- Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

- В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

- Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

- Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

*Физминутка

Нынче радость детворе –
Много снегу на дворе,
Впереди сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь –
Это снежный богатырь.
Обходить его мы стали –
И Снегурку увидали.

в) Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

- Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня ! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

- Какая главная мысль 1 части?

- Подберите к ней заголовок. ( “Дед и баба сделали Снегурочку”)

- Это интересная мысль, ….

- А что думает об этом …?

г) Чтение второй части “по цепочке”

Словарная работа.

- Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. (Заблаговременно)

- А когда вы читали эту часть, вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

- Как вы понимаете его значение?

- Кто может ответить на этот вопрос?

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи (По словарю С. Ожегова читают дети)

- А сейчас отправимся к тайнам живого слова.

- Что значить “лелеять”? (Объясни …)

- А кто думает иначе?

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать.

- Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?( 1- 2 ответа)

- Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

- Какой стала Снегурочка с приходом весны?

- Как ты считаешь,… ?

- А что хочет сказать… ?

- Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

- Как Снегурочка обращается к своим близким?

- Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

- Когда вы будете читать 3 часть сказки, обратите внимание на иллюстрацию. Рассмотрите иллюстрацию к этой части.

- Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

- Подбери заголовок к 3части. ( “Растаяла Снегурочка”)

- Прочитайте план к сказке на доске. (ИКТ  СЛАЙД 2)

Вывод: Нашу сказку мы записали кратко в виде плана. Запомните его для дальнейшей работы.

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

- Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

- Я предлагаю на роль автора, Снегурочки, подружки, дедушки ,

следующих учеников…

(Ребята в масках – шапочках читают 3 часть сказки в лицах.)

- Какое мнение сложилось у вас о работе наших артистов?

- Какой исполнитель тебе понравился больше? Почему?

9.Обобщение.

- Назовите главных героев сказки.

- Кто вам понравился?

- Нравится ли вам конец сказки? (Очень жаль Снегурочку)

Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой , если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

10.Работа “Читального зала”

- О Снегурочке написано не только в сказках, но и в стихах.

- Сейчас мы поработаем в “читальном зале” и прочитаем стихотворение Е. Благининой “Снегурка”.

-Где можно увидеть или услышать Снегурку?

- Я хочу сказать вот о чём…

-А я хочу ещё добавить…

11.Работа в ТПО с использованием словаря “зимних слов”

- Какой ты представляешь себе Снегурочку?

- Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная. (ИКТ  СЛАЙД 3)

12. “.Наш кинозал” - просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Снегурочка”

13.Рефлексия.

- А теперь оцените свою работу.

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

- Над какой сказкой мы работали?

- Какой вид работы вам больше всего понравился?

15.Выставление и комментирование оценок.

- Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За отличное чтение стихотворения – напутствия, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за участие в конкурсе художественного творчества оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплащаться при чтении отрывка по ролям, грамотные ответы на уроке оценка…

За чтение стихотворения Е. Благининой “Снегурка”, выборочное чтение, умение оценивать свою работу оценка…

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану.

*В ТПО, с.66 выполнить задание 4.

*В ТПО, с.77 сравнить рисунки, раскрасить иллюстрации к сказкам.

17.Составление “Рукотворной книги”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....

Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк» Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки вол...