Урок литературного чтения во 2м классе "Русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 383
Красносельского района Санкт-Петербурга
Урок литературного чтения
во 2 классе
Тема:
«Русская народная сказка «Снегурочка»»
Санкт-Петербург
Русская народная сказка «Снегурочка»
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
- средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
- учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
- способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
- учить соотносить поговорки с содержанием изучаемого произведения;
- способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
- совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование: компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество», карточки с отрывком из текста для одного ряда, цветные карандаши, репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки, аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», мультфильм «Снегурочка».
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.
Оформление доски:
Задание для 1 ряда
Задание для 2 ряда
Задания для 3 ряда
Г | Р | Е | К | У | Ч | О | Н | А | С |
Ход урока
- Организационный момент
Психологическая гимнастика.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
- Подготовка к усвоению нового материала
Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем название этой книги и название удивительной страны. (Компьютерная презентация.)
- (Прочитать и отгадать)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Белая скатерть, все поле одела. (Снег)
- Что мы отгадывали? (Загадки)
2. (Прочитать)
Много снега – много хлеба.
Лето собериха – зима поедиха.
Зимою вьюга – летом ненастье.
- Можно сказать, что это предложения? (Да)
- Почему? (они выражают законченную мысль)
- А точнее, что это? (Пословицы)
- Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость? (Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом)
3. (Прочитать поговорки)
Зима кончается, весна начинается.
Чему быть, тому не миновать.
Люди рады лету, а пчелы цвету.
- Что мы прочитали? (Поговорки – краткое образное устойчивое выражение)
- Как можно объяснить 2-ю поговорку? 3-ю?
4. Иллюстрация к сказке «По щучьему велению».
- Определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию? (Русская народная сказка «По щучьему велению»)
На доске: УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ
- Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения. (Устное народное творчество)
- как по-другому можно назвать устное народное творчество? (Фольклор)
- Какие жанры в фольклоре вы знаете? (Сказки, загадки, пословицы, заклички, былины)
- Ознакомление с новым материалом
- Знакомство с темой урока.
Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.
- Кого мы лепили вначале урока? (Снеговика)
- Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово? (Снегурочка) Н О С Е Г У К Р А Ч
Произведение, с которым мы будем работать, называется «Снегурочка». Давайте подберем однокоренные слова, к слову Снегурочка. (Снег, снеговик, снежинка…)
- Какая часть слова у них одинаковая? (Корень)
2. Словарная работа
Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте.
Сафьяновые, миновала, смотрят, атласная, нездоровится, насмотреться, лелеять
- Чтение по слогам
- Медленное чтение
- Чтение про себя
- Прочитать с восклицанием
- Работа над лексическим значением слов.
- Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам не понятны?
- Индивидуальная работа со словарем.
Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожи, выделываемая из козьих или овечьих шкур.
Атлас – сорт шелковой гладкой блестящей ткани.
- Фронтальная работа.
Лелеять – нежить, заботиться.
Миновало – прошло.
Эти слова нам встретятся в тексте.
- Знакомство с новым произведением
Сейчас я прочитаю вам произведение, а после чтения вы определите, к какому жанру оно относится.
Первичное чтение учителем. (1 и 2 части)
- Кто успел проследить за мной? Спасибо.
- Итак, к какому жанру относится это произведение? (Сказка)
- Кто автор сказки? (Народ)
- Первичная проверка понимания новых знаний
- Работа по рядам с заданиями.
Дифференцированная работа.
1 ряд – в первой части найдите, где говориться о забавах детей. Прочитайте.
2 ряд – карточка с текстом (эпизод как лепили Снегурочку).
3 ряд – найти в тексте и прочитать, как ожила Снегурочка.
- Проверка задания 1 и 2 рядов.
- Практическая работа.
Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появлялась Снегурочка.
Рисунок на доске. (Учитель выполняет красками, дети – цветными карандашами на индивидуальных карточках с рисунком Снегурочки.)
Покажите, какая у вас получилась Снегурочка.
- Проверка задания 3 ряда.
- Физминутка (выполняется под музыку)
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Вышла кукла лучше всех.
- Знакомство с шедеврами мировой культуры
- С каким произведением мы работаем?
- К какому жанру оно относится?
Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.
Показ иллюстрации.
Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Полотно художника находится в Третьяковской галерее.
Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, представим, что мы в XIX веке и послушаем отрывок из оперы. (Прослушивание арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова)
- Ознакомление с новым материалом
- Вы хотите узнать окончание сказки?
Чтение заключительной части. (Читают ученики)
- Проверка понимания новых знаний по заключительной части
- Кто успел проследить? Спасибо.
1. Прочитайте, как заканчивается сказка.
- Какой настроение вызывает у вас конец сказки?
- Оно меняется при чтении? (Да. От веселого к грустному)
- Найдите в тексте и прочитайте, какие произошли изменения в природе. Подтвердите свой ответ словами из текста.
- Ролевая игра.
Просмотрите слова девушек, Снегурочки, деда и бабки, и мы разыграем сценку.
Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка».
- Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка. (Растаяла)
Откройте карточку на рисунке со Снегурочкой, прочитайте, что же с ней произошло? (Дети читают хором – растаяла)
- Закрепление новых знаний
- Во что превратилась Снегурочка? (В облачко)
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку)
- Итог урока
- Назовите произведение, с которым мы познакомились.
- Можно ли сказку считать волшебной?
- Какие из поговорок, которые мы читали вначале урока можно отнести к сказке? (Зима кончается, весна начинается. Чему быть, того не миновать)
Сейчас мы посмотрим фрагмент сказки «Снегурочка». Посмотрите, и скажите, есть ли разница между текстом произведения и мультфильмом? (В тексте Снегурочка прыгает через костер, а в мультфильме растаяла от солнца)
Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.
Приложение к уроку
Карточка с отрывком из текста, как лепили Снегурочку
Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки" (обобщение)
Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки" 2 класс программа "Шкла России" (с презентацией)...
Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"
С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Данная презентация создана к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»....
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....