Литературное чтение . 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лукоянова Наталья Николаевна

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема:  РУССКАЯ  НАРОДНАЯ  СКАЗКА

 «МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР».

       Знакомство со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки; в ходе обсуждения сказки обнаружить приметы того, что эта сказка древнего происхождения: в сказке используется приём олицетворения, природные силы изображены в виде живых существ, старик в сказке относится к ним с уважением; обратить внимание на то, что в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы, старик разговаривает со стихиями достаточно свободно, без страха; сказка сохраняет следы древнего происхождения, но родилась в тот период древности, когда не было полной зависимости человека от природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter.chtenie_2_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема:  РУССКАЯ  НАРОДНАЯ  СКАЗКА

 «МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР»

Цели:

- продолжить знакомство со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки;

- выяснить, насколько древнего происхождения эта сказка.

Задачи урока:

- в ходе обсуждения сказки обнаружить приметы того, что эта сказка древнего происхождения: в сказке используется приём олицетворения, природные силы изображены в виде живых существ, старик в сказке относится к ним с уважением;

- обратить внимание на то, что в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы, старик разговаривает со стихиями достаточно свободно, без страха;

- сделать вывод: сказка сохраняет следы древнего происхождения, но родилась в тот период древности, когда не было полной зависимости человека от природы.

Оборудование: отгадки – иллюстрации, видеосюжет о ветре, солнце и морозе  (использование интерактивной доски), костюмы героев сказки, магнитные доски (индивидуальные).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Создание эмоционального настроения.

   - Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, эмоциональным, поучительным.) Дети поднимают «смайлик» своего настроения ☺☻.

  1. Проверка домашнего задания.

   Учитель. Дома вы сочиняли загадки на тему: «Природа, природные явления». Поделитесь своими находками.

Дети представляют домашние работы красочно оформлены отгадки.

  - Молодцы! Загадки у вас получились замечательные. Но все не успеют сегодня   выступить. Все, что вы сделали, мы проанализируем на следующем  уроке развития речи.

  1. Работа по теме урока.

1.Создание проблемной ситуации.

Цель: подвести учащихся к теме.

- Ребята,  и я для вас приготовила загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Мороз)

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

По полю рыщет,

Поёт и свищет.

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Учитель открывает  на интерактивной доске карточки с рисунками-отгадками.

- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас догадался, о чём будем читать на уроке?

      2.Сообщение темы урока.

     После детских попыток сформулировать тему, учитель открывает     подготовленную запись на интерактивной  доске.

      3. Постановка цели.

- Какие цели поставим перед работой над сказкой? (Узнать содержание сказки, познакомиться с героями, дать им характеристику, научиться выразительно, читать.)

- Мы продолжим знакомство со спецификой сказочного жанра, а также выясним, насколько древнего происхождения эта сказка.

4. Подготовительная работа. Актуализация знаний.

- Над каким жанром мы будем сегодня работать? (Над жанром сказки.)

- Что такое сказка? (Сказка – произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках назидательный смысл.)

- Какие бывают сказки ? (Народные и литературные.)

- На какие группы ещё можно разделить сказки?

1) Бытовые.

2) Волшебные.

3) О животных.

- Назовите особенности сказочного жанра:

1) наличие волшебных предметов;

2) сказочные повторы;

3) волшебные числа;

4) злые и добрые герои;

5) волшебные превращения;

6) в сказках добро побеждает зло, зло бывает наказано.

5.Первичное восприятие текста. Чтение сказки учителем.

Учитель читает русскую народную сказку «Мороз, Солнце и Ветер». Просит детей мысленно представить этих героев.

    6.Проверка эмоционального восприятия.

       - Заинтересовала ли вас эта сказка?

  -  О чём эта сказка? (О споре Солнца, Мороза и Ветра.)

     7. Выявление жанровых особенностей.

     - Поговорим о жанровых особенностях этого произведения.

- Какие особенности сказочного жанра вы заметили в ней?

Особенности жанра в сказке «Мороз, Солнце и Ветер»:

- сказочная дорога;

- волшебное число 3 (три путника);

- разговор человека с природными силами.

     - Человек беседует с природными силами. Как называется такой приём? (Олицетворение.)

- Ребята, в этой сказке так мало волшебства, может, это вовсе и не сказка? (Сказка социально-бытового жанра.)

- Как вы можете доказать? (Силы природы выступают в роли людей. Показываются отношения между людьми.)

- Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?

Дети отвечают.

- Как относится старик к силам природы? (С уважением.)

- Боится ли их старик? (Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно.)

   Вывод: значит, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, но много позже, хотя и несовременной её назвать нельзя.

- Сравните   героев сказки  с настоящими явлениями природы. В чём сходство и различие? Видеосюжет  «Природные явления.»(использование интерактивной доски)

    Физкультминутка.  На дворе у нас мороз.

                                         Чтобы носик не замёрз,

                                        Надо ножками потопать

                                        И ладошками похлопать.

А ветер сильный сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи.

                                     Солнце вышло из-за тучки,

                                     Мы протянем к солнцу ручки.

                                     Руки в стороны потом

                                     Мы пошире разведём.

От души мы потянулись, и за парты вновь вернулись.

      8.Анализ произведения.

    -Начнём работать над содержанием текста.

Возьмите в руки  карандаш и отметьте те слова, значение которых вам пока не понятно.

1-я часть.

Словарная работа:

Уважить – оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание.

Анализ:

- Из-за чего заспорили Ветер, Мороз и Солнце?

- Что каждый хотел доказать? (Что он лучший и заслуживает большего почитания, чем другие.)

2-я часть.

Словарная работа:

Лютее – архаизм (устаревшее), сейчас в речи не употребляется.

Анализ:

- Во что перерос спор? (В драку.)

- Найдите слова и выражения, характеризующие накал отношений. (За чубы схватились, треплют друг дружку, не уступают.)

- Что показалось необычным? (Ведут себя как люди.)

- Какой приём используется? (Олицетворение.)

- Как вы оцениваете поступки героев? (Герои поступили очень некрасиво. Важно в человеческих отношениях не возноситься, не считать себя самым лучшим.)

- Что заметили? (Фразеологизм.)

- Что он обозначает?

3-я часть.

Словарная работа:

Простак – простодушный или ненадёжный человек.

Невдомёк – не может догадаться, сообразить.

Анализ:

- Какой герой появляется в третьей части? (Старик.)

- Каким вы его представляете?

- Какова основная мысль сказки? Где она заключена? (В словах Ветра: человек должен поступать мудро, а чтобы быть мудрым, нужно много читать, наблюдать, замечать.)

9. Характеристика героя. (Работа на магнитной  пишущей доске, проверка на интерактивной.)

На доске запись.  Дети  отмечают  верное определение в таблицах.(Индивидуальная работа)

Мороз

Солнце

Ветер

Жгучее

Лютый

Хвастливый

Самодовольный

Беспощадное

Коварный

- Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять?

(Дадим характеристику каждому герою, подберём эпитеты.)

- Что у нас получилось?

- Каким представляете Мороза?

- Как читать его фразу?

(Тон, скорость, темп.)

(Громко. Он кричал быстро, раздражённо.)

10. Выразительное чтение. Выставление оценок.

-Прочитаем  сказку по ролям.( Дети надели  накидки ВЕТРА(серая), СОЛНЦА(жёлтая) и МОРОЗА(голубая)). Передайте при чтении характер каждого действующего лица.

Домашнее задание: прочитать,  приготовиться к чтению по ролям.

11.Итог урока.

- Чем интересно это произведение?

- Чему научила нас эта сказка?

- Как оцениваете вы свою работу  на уроке? (Дети поднимают магнитные доски с отметкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...