Литературное чтение . 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР».
Знакомство со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки; в ходе обсуждения сказки обнаружить приметы того, что эта сказка древнего происхождения: в сказке используется приём олицетворения, природные силы изображены в виде живых существ, старик в сказке относится к ним с уважением; обратить внимание на то, что в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы, старик разговаривает со стихиями достаточно свободно, без страха; сказка сохраняет следы древнего происхождения, но родилась в тот период древности, когда не было полной зависимости человека от природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.chtenie_2_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР»
Цели:
- продолжить знакомство со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки;
- выяснить, насколько древнего происхождения эта сказка.
Задачи урока:
- в ходе обсуждения сказки обнаружить приметы того, что эта сказка древнего происхождения: в сказке используется приём олицетворения, природные силы изображены в виде живых существ, старик в сказке относится к ним с уважением;
- обратить внимание на то, что в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы, старик разговаривает со стихиями достаточно свободно, без страха;
- сделать вывод: сказка сохраняет следы древнего происхождения, но родилась в тот период древности, когда не было полной зависимости человека от природы.
Оборудование: отгадки – иллюстрации, видеосюжет о ветре, солнце и морозе (использование интерактивной доски), костюмы героев сказки, магнитные доски (индивидуальные).
Ход урока.
- Организационный момент.
Создание эмоционального настроения.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, эмоциональным, поучительным.) Дети поднимают «смайлик» своего настроения ☺☻.
- Проверка домашнего задания.
Учитель. Дома вы сочиняли загадки на тему: «Природа, природные явления». Поделитесь своими находками.
Дети представляют домашние работы красочно оформлены отгадки.
- Молодцы! Загадки у вас получились замечательные. Но все не успеют сегодня выступить. Все, что вы сделали, мы проанализируем на следующем уроке развития речи.
- Работа по теме урока.
1.Создание проблемной ситуации.
Цель: подвести учащихся к теме.
- Ребята, и я для вас приготовила загадки.
Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
По полю рыщет,
Поёт и свищет.
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Учитель открывает на интерактивной доске карточки с рисунками-отгадками.
- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас догадался, о чём будем читать на уроке?
2.Сообщение темы урока.
После детских попыток сформулировать тему, учитель открывает подготовленную запись на интерактивной доске.
3. Постановка цели.
- Какие цели поставим перед работой над сказкой? (Узнать содержание сказки, познакомиться с героями, дать им характеристику, научиться выразительно, читать.)
- Мы продолжим знакомство со спецификой сказочного жанра, а также выясним, насколько древнего происхождения эта сказка.
4. Подготовительная работа. Актуализация знаний.
- Над каким жанром мы будем сегодня работать? (Над жанром сказки.)
- Что такое сказка? (Сказка – произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках назидательный смысл.)
- Какие бывают сказки ? (Народные и литературные.)
- На какие группы ещё можно разделить сказки?
1) Бытовые.
2) Волшебные.
3) О животных.
- Назовите особенности сказочного жанра:
1) наличие волшебных предметов;
2) сказочные повторы;
3) волшебные числа;
4) злые и добрые герои;
5) волшебные превращения;
6) в сказках добро побеждает зло, зло бывает наказано.
5.Первичное восприятие текста. Чтение сказки учителем.
Учитель читает русскую народную сказку «Мороз, Солнце и Ветер». Просит детей мысленно представить этих героев.
6.Проверка эмоционального восприятия.
- Заинтересовала ли вас эта сказка?
- О чём эта сказка? (О споре Солнца, Мороза и Ветра.)
7. Выявление жанровых особенностей.
- Поговорим о жанровых особенностях этого произведения.
- Какие особенности сказочного жанра вы заметили в ней?
Особенности жанра в сказке «Мороз, Солнце и Ветер»:
- сказочная дорога;
- волшебное число 3 (три путника);
- разговор человека с природными силами.
- Человек беседует с природными силами. Как называется такой приём? (Олицетворение.)
- Ребята, в этой сказке так мало волшебства, может, это вовсе и не сказка? (Сказка социально-бытового жанра.)
- Как вы можете доказать? (Силы природы выступают в роли людей. Показываются отношения между людьми.)
- Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?
Дети отвечают.
- Как относится старик к силам природы? (С уважением.)
- Боится ли их старик? (Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно.)
Вывод: значит, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, но много позже, хотя и несовременной её назвать нельзя.
- Сравните героев сказки с настоящими явлениями природы. В чём сходство и различие? Видеосюжет «Природные явления.»(использование интерактивной доски)
Физкультминутка. На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А ветер сильный сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
От души мы потянулись, и за парты вновь вернулись.
8.Анализ произведения.
-Начнём работать над содержанием текста.
Возьмите в руки карандаш и отметьте те слова, значение которых вам пока не понятно.
1-я часть.
Словарная работа:
Уважить – оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание.
Анализ:
- Из-за чего заспорили Ветер, Мороз и Солнце?
- Что каждый хотел доказать? (Что он лучший и заслуживает большего почитания, чем другие.)
2-я часть.
Словарная работа:
Лютее – архаизм (устаревшее), сейчас в речи не употребляется.
Анализ:
- Во что перерос спор? (В драку.)
- Найдите слова и выражения, характеризующие накал отношений. (За чубы схватились, треплют друг дружку, не уступают.)
- Что показалось необычным? (Ведут себя как люди.)
- Какой приём используется? (Олицетворение.)
- Как вы оцениваете поступки героев? (Герои поступили очень некрасиво. Важно в человеческих отношениях не возноситься, не считать себя самым лучшим.)
- Что заметили? (Фразеологизм.)
- Что он обозначает?
3-я часть.
Словарная работа:
Простак – простодушный или ненадёжный человек.
Невдомёк – не может догадаться, сообразить.
Анализ:
- Какой герой появляется в третьей части? (Старик.)
- Каким вы его представляете?
- Какова основная мысль сказки? Где она заключена? (В словах Ветра: человек должен поступать мудро, а чтобы быть мудрым, нужно много читать, наблюдать, замечать.)
9. Характеристика героя. (Работа на магнитной пишущей доске, проверка на интерактивной.)
На доске запись. Дети отмечают верное определение в таблицах.(Индивидуальная работа)
Мороз | Солнце | Ветер | |
Жгучее Лютый Хвастливый Самодовольный Беспощадное Коварный |
- Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять?
(Дадим характеристику каждому герою, подберём эпитеты.)
- Что у нас получилось?
- Каким представляете Мороза?
- Как читать его фразу?
(Тон, скорость, темп.)
(Громко. Он кричал быстро, раздражённо.)
10. Выразительное чтение. Выставление оценок.
-Прочитаем сказку по ролям.( Дети надели накидки ВЕТРА(серая), СОЛНЦА(жёлтая) и МОРОЗА(голубая)). Передайте при чтении характер каждого действующего лица.
Домашнее задание: прочитать, приготовиться к чтению по ролям.
11.Итог урока.
- Чем интересно это произведение?
- Чему научила нас эта сказка?
- Как оцениваете вы свою работу на уроке? (Дети поднимают магнитные доски с отметкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....