урок литературного чтения в 3 классе на тему "А.П. Чехов. Белолобый" по программе "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок включает в себя как биографию А.П. Чехова, так и анализ произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cht._3kl_chekhov._belolobyy.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А. П. Чехов “Белолобый”.
Цель:
1. Познакомить произведением А. П. Чехова “Белолобый”
2. Воспитать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.
3. Развить умение передавать с помощью слов чувства по прочитанному рассказу.
Ход урока.
I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке познакомимся с новым для нас произведением “Белолобый”. Посмотрите на доску и догадайтесь, кто автор. (Читаем на доске хором: Антон Павлович Чехов).
– Знаком ли этот автор вам? (да).
II. Беседа об А. П. Чехове и его произведениях.
1) Краткая биография писателя.
А.П. Чехов родился в семье купца третьей гильдий Павла Егоровича — владельца бакалейной лавки. Одаренность Чехова не проявлялась во время учебы: в III и IV классах Таганрогской гимназии будущий писатель по 2 года. В 1876 г. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Таганроге остались старшие его дети — Антон и Иван, вынужденные самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и даже помогать семье бедствующей в столице. В 1879г. Окончив гимназию, Антон присоединился к семье и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы и врачебной практики Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное имение Мелихово, где наконец, обосновались все его ближайшие родственники. Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904г.г. он жил на собственной даче Ялте. Рассказ “Белолобый” А. П. Чехова напечатал в 1895 году в журнале “детское чтение”. Читатели узнали о приключениях добродушного и веселого щенка Белолобого, вдруг попавшего из теплого хлева, где он спал вместе с ягнятами, в волчье логово. А. П. Чехов, замечательный писатель, любил и понимал животных. Он удивительно человечно рассказал о заботливой матери волчихе, о резвых волчатах. Об их игре с Белолобым. Если невнимательно отнесемся к животным, — как бы говорил писатель, – легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, победившего невинного Белолобого.
III. Чтение текста учащимися и его анализ.
– Какие места в рассказе вам понравились? Что вы можете сказать об этом рассказе?
Рассказ смешной
– Что было смешно в этом рассказе? Перечитайте эти места.
(перечитывают места, где изображаются щенок и Игнат, объясняют.)
– Кто же смешно изображен?
– Щенок и Игнат.
– А чем оба смешны?
– Своей тупостью.
(Объясняют, почему Игнат тоже смешен. Перечитывают.)
– Вот какую особенность рассказов Чехова вы открыли. Когда читали его описание животных и людей, многие места вызывали смех. И животные, и люди изображаются им по – особому. Какой это смех?
– Это юмор. Это не злой смех, а теплый добрый.
– Кто еще хочет сказать об этом рассказе?
– Рассказ этот красивый. В чем Чехов увидел красоту?
– Он хорошо описывает природу. Раннее утро (Читают.)
– Чехов говорит еще о красоте чувств
– Чьих чувств?
– Волчихи. Волчиха — главный герой рассказа.
(Далее рассказ о волчихе.)
– Где и как говорит Чехов о волчихе?
Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и не любимом нами: помнила, соображала, ее мучил голод, она думала.
– Что в ней вам понравилось? А Чехову?
– Она заботливая мать. Чехов ее так изображает.
(Читают соответствующие место по тексту.)
– Какое чувство вызывает у вас волчиха?
– Ее жалко. Она голодна сама и любит детей и хочет накормить их. А нечем.
– Найдите места, где волчиха вызывает особое чувство жалости. Почему ее жалко.
(Перечитывают соответствующие места.)
– Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.
А обратили ли вы, ребята, внимание, что особенного в описании животных у Чехова?
– Чехов высказывает думы волчихи. Она как человек, думает.
– Молодцы, что вы это заметили. Он пишет о волчихе так, как можно писать о человеке. Найдите эти места.
Перечитывает сам учитель: “По слабости здоровья . ..”, когда так говорят?
– Так говорят о человеке.
– Так говорят когда жалеют человека.
– Когда ему сочувствуют или уважают.
Вывод по беседе.
– Вот вам и Чехов — может так писать о животном, что вызывает не только чувство жалости, но и уважения. Еще где так же с сочувствием, уважением, уважением говорить о волчихе Чехов:
“Свежее мясо ей приходилось кушать редко”.
да, так мог сказать деликатно не “жрать”, а кушать только Чехов.
Белолобый главный герой рассказа.
– Кто же герой рассказа?
– Волчиха.
– А почему рассказ назван “Белолобый”?
– Белолобый — причина неудачной охоты.
Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.
– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.
Прочитаем о Белолобом.
– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.
– А в конце рассказа жаль Белолобого.
– Почему?
– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.
Игнат — герой рассказа “Белолобый”.
– Как Чехов относится с Игнату? С каким чувством его изображает?
Высказывания детей.
– Он добрый, и глупый.
– Он совсем не думает — ведь щенок-то не мог сделать такую дыру в крыше.
– А все-таки Чехов над ним подсмеивается не зло.
– Я узнал, что Чехов о животных пишет смешно.
– А я понял, что Чехов очень добрый и жалеет животных.
Вывод.
– Как же Чехов так смог рассказать о волчихе, что нам становится
ее жаль?
– Он сумел встать на ее место.
– Он понял ее материнские чувства.
IV. Итоги урока.
А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.
V. Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"
Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».
Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'
Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....
Конспект урока Литературное чтение 2 класс. Тема: В.Даль «Девочка Снегурочка» «Начальная школа XXI века»
Литературное чтение 2 класс. (Слушание)...
Урок литературного чтения 4 класс. Тема: А. П. Чехов «Ванька».
Цель урока: 1. Учить анализировать текст по вопросам, выделять идею автора через отношение самого автора к написанному. 2. Развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выраз...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класса по теме "В. Бианки "Сова" УМК "Школа России"
В презентации представлена небольшая информация из биографии В. Бианки, работа с текстом произведения, физминутки...
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...