Урок литературного чтения 4 класс. Тема: А. П. Чехов «Ванька».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/otkr_ur_po_liter_0.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс
Учитель Гуль Л.В.
Тема: А. П. Чехов «Ванька».
Цель урока:
1. Учить анализировать текст по вопросам, выделять идею автора через отношение самого автора к написанному.
2. Развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выразительного чтения.
3. Воспитывать у детей нравственные качества, вызывать чувство сострадания к ближнему, к чужим бедам.
4.Учить детей работать в парах, в группах, самостоятельно добывать знания.
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми. На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями.
- Сегодня мы продолжим работать над произведением А.П.Чехова «Ванька».
- Посмотрите на доску и выберите цели, которые подойдут к нашему уроку.
2. Постановка цели на уроке.
1.Познакомиться с произведением А.П.Чехова «Ванька»
2.Учиться анализировать текст по вопросам.
3.Выяснить смысл непонятных и устаревших слов.
4.Учиться читать осознано и выразительно.
5.Развивать свою речь, внимание, наблюдательность, культуру общения.
6.Учиться исследовать, работать в группе, добывать информацию из разных источников.
- Теперь давайте проверим правильно ли вы выбрали цели.
3. Проверка исследовательской деятельности.
- Дорогие ребята, наш сегодняшний урок откроет нам интересный путь в мир одного из гениальных писателей мировой литературы, имя которого А.П.Чехов. В рассказе, который мы прочитали с вами, А.П.Чехов рассказывает нам о мальчике, нашем сверстнике, Ваньке. Вы дома провели небольшую исследовательскую работу, в которой познакомились с жизнью детей, ваших ровесников, живших 100 лет назад. Узнали вы о них через работы художников, через произведения других писателей, познакомились и с другой информацией. И мне очень хочется узнать об этом.
1.А.П.Чехов
2.Писатели и художники о жизни наших сверстников в далеком прошлом.
Художник Н.В.Невров «Торг»
Маковский «Свидание»
Перов «Тройка»
Н.Аргунов «Портрет мальчика семьи Шереметьевых»
Г.Сенкевич «Янко – музыкант»
А.П.Чехов «Ванька»
Мамин – Сибиряк «Вертел»
- В какой картине вам хотелось бы оказаться? Почему?
3.Рассказ о жизни детей.
Прочитав рассказы А.П.Чехова «Ванька», «Вертел», «Янко – музыкант». Я захотела узнать больше о том, как жили мои сверстники в прошлом веке и познакомить моих одноклассников с моим исследованием. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.
4. Изучение нового материала.
- Ребята, а какие у всех этих детей общие проблемы?(бесправие, тяжелый труд, атмосфера хамства, грубость и даже смерть)
- Какие права детей нарушены?(бесплатное медицинское лечение, неприкосновенность, образование, счастливое детство)
- Чтобы понять это, писатели в своих текстах используют разные слова. Ими они рисуют перед нами картины, образы через которые мы можем почувствовать наше отношение к герою, отношение автора к нему. Словами писатели подчеркивают характерные черты своих героев. Вот такие приметы мы попробуем с вами отыскать в отрывках из рассказа «Ванька».
-Мы работаем в группах перед вами путевые листы с заданиями.(Называются задания групп)
5. Путевые листы.
Группа - 1.
Чтение шепотом.
1.Найти и прочитать описание дедушки Макаровича. Затем составить словесную характеристику и выпишите в путевые листы.
Физкультминутка
- А кто главный герой в этом рассказе? Давайте сейчас продолжим работу с текстом этого рассказа.
2.В каких словах описано отчаяние Ваньки?
- Составьте синквейн «Ванька»
3.Синквейн.
1.Написать героя.
2. Написать 2 прилагательных.
3.Написать 3 глагола.
4. Написать основную мысль рассказа(4 слова)
5. Назвать по-другому героя.
Пример:
Ванька
внимательный, душевный
пишет, любит, надеется
надежды, мечты, светлые воспоминания
Любящий внук
Группа – 2.
Чтение шепотом
1.Найти и прочитать, как автор описывает ночь в деревне? Затем выпишите в путевые листы.
2.На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
3.Синквейн
Группа – 3
Чтение шепотом
1.Найти и прочитать. Какой предстает перед Ванькой Москва? Затем выпишите в путевые листы.
2.Найдите и прочитайте, их чего состоит «учение Ваньки»?
3.Синквейн
5. Индивидуальная работа.
- А сейчас поработайте самостоятельно. С вопросами викторины, которые находятся у вас на парте.
Викторина «Вопрос – ответ»
1.Сколько лет Ваньке?
2.Какое время он живет у сапожника?
3.Почему Ванька не мог убежать в деревню сам?
4.Как звали собак деда?
5.До какого числа умел считать Ванька?
6.Какой танец умел танцевать?
7.Любимое занятие Константина Макарыча?
8.Какой гостинец просит Ванька у барыни с елки?
9.На кануне какого праздника пишет письмо Ванька?
- Давайте проверим. Поставьте себе оценки.
6. Итог урока.
Любой человек – это мир.А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть эта тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество А.П.Чехова найдет в вашей душе скромное место.
- Давайте подведём итоги нашего урока.
- Какое настроение вызвало у вас рассказ А.П.Чехова «Ванька»?
- Хотелось бы вам помочь Ваньке?
- Почему Ванька так промахнулся с адресом?
- Какое выражение стало крылатым?
- Почему рассказ заканчивается многоточием?
- Мы хорошо, я думаю, потрудились. Давайте оценим свою работу.
7. Рефлексия. Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я (мне):
- научился…
- понял…
- было интересно…
- было трудно…
В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Каштанка" А.П.Чехов 4 класс + презентация
Это первый урок по данной теме. Презентация является информационным и иллюстративным сопровождением урока....
Урок-исследование текста (Учебник О.Кубасовой, УМК «Гармония» 4 класс) Тема: А.П. Чехов. « Ванька».(2 урок, продолжение темы)
· познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;· выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет н...
Урок литературного чтения на тему А.П.Чехов "Ванька"
Тип урока: открытие новых знаний Цели урока: Продолжение знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;Работа над навыками чтения, вырабатывать умения работать ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
Цель: Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.Формировать навык осознанного и выразительного чтения.Учить анализи...
Урок литературного чтения по теме А.П. Чехов «Степь»
Цель:знакомство с новым произведением А.П.Чехова “Степь”, его жанровыми особенностями и художественным своеобразием;краткий обзор зоны степи, его растительный и животный мир.Задачи:учить в...
Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь отвечать на вопросы п...
конспект урока литературное чтение по теме "Ванька" Чехов А.П.
В данной публикации представлен конспект урока литературного чтения "Ванька "А.П.Чехов с целями и задачами....