Интеллектуальная игра для обучающихся 2-го года обучения по теме "Сказки"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие по теме «Устное народное творчество»
(для обучающихся 3-го года обучения)
Задачи:
Выяснить знания жанров устного народного творчества, развивать творческие способности детей, образное мышление, наблюдательность, устную речь; учить выражать свое мнение и аргументировать его; обогащать и расширять словарный запас детей; проверить умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; учить выполнять различные творческие задания в парах и группах, проявляя активность, интерес, индивидуальность и творчество; воспитывать любовь к творчеству русского народа, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: детские книги с русскими народными сказками, картинки к русским народным сказкам, ноутбук, телевизор, презентация.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд №1. Запись темы занятия: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
– прочитайте название занятия.
– что это значит?
– что является устным народным творчеством?
III. Слайд № 2. ( На слайде записи небылиц, загадок, чистоговорок, названия сказок, пословиц, поговорок по усмотрению учителя)
– кто может назвать все эти жанры устного народного творчества одним словом?
ФОЛЬКЛОР – в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»
- назовите, какие жанры устного народного творчества здесь названы?
А) Потешки . Рассказ заранее подготовленного ребенка – ассистента о потешках.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия. Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики.
Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.
Прослушивание записи одной потешки.
Б). Отгадывание загадок, которые дети сами сочинили самостоятельно дома.
Выставка иллюстраций отгадок.
В) Беседа о сказках.
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки? (виды сказок)
Слайд № 3. Отличительные черты сказки. Выяснение знаний о них.
- Сказочные события
- Сказочные герои
- Сказочные существа
- Необычность обстановки
- Особая манера повествования
- Вариативность текста
- Автор коллективен
Слайд № 4 Общие особенности волшебных сказок.
( Дети называют особенности волшебных сказок)
- Наличие чуда
- Столкновение с волшебной силой
- Волшебные персонажи
- Волшебные предметы
- Описание
Слайд № 5. - Что мы можем сказать о героях волшебных сказок?
- Делятся на положительных и отрицательных
- Борются с волшебной силой
- Это вымышленные персонажи
- Обычные люди
Слайд № 6. Общие особенности сказок о животных
Задание №1.
Работа в группах. Каждая группа готовит ответ , перечисляет особенности сказок о животных
- Иносказательность
- Ясность оценки героев
- Антропоморфизм
- Быстродействие
- Диалог
- Облегчённая композиция
Слайд № 7. Задание № 2. Назовите традиционные типы героев сказок о животных.
Работа в парах.
Например,
- Лиса – хитрая
- Волк – глупый
- Заяц - трусливый
Слайд № 8. Назовите разновидности бытовых сказок.
- Сказка-анекдот
- Докучные сказки
- Сказка-загадка
- Сказки-насмешки
Работа в группах.
1-я группа называет общие особенности бытовых сказок; ( ответ: отсутствие фантастики, реальные конфликты, сказочное разрешение, смысловой акцент-развязка, жестокий юмор)
2-я группа – особенности героев бытовых сказок; ( примерные ответы: герой хитёр, герой удачлив, дурак в глазах других, герой благороден и т. д.)
3-я группа – что можно прочитать (например, «Иванушка-дурачок», «Солдатская сказка», «Каша из топора», «Репка», «Как мужик гуся делил» и т. д. )
Слайд № 9. Игра «Угадай сказку»
Дается картинка к сказке, а ученик пробует рассказать сказку не называя персонажей, дети должны отгадать.
Цель игры – поиск синонимов.
Слайд № 10 . Игра «Собери пословицу»
– Прочитайте пословицы. Что вы заметили?
Доброе слово – да навек ссора.
От одного слова и кошке приятно.
В гостях хорошо, а потехе час.
Делу время, а дома лучше.
(Перепутаны части пословиц)
– Составьте пословицы, найдите начало и конец пословиц.
(«Доброе слово и кошке приятно» – нужно не забывать о добрых словах.
«В гостях хорошо, а дома лучше» – так говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.
«Делу время, а потехе час» – основное время отводим делам, а забавам и веселью – только досуг.
«От одного слова – да навек ссора» – прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать.)
VIII. Обобщение.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Изменилось ли у вас настроение после этого занятия?
- ребята, спасибо вам за то, что помогли провести это занятие интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"
Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 класса.
Интеллектуальная игра организуется с помощью презентации. В презентации предложено игровое поле с разными блоками заданий, счетное поле. Предполагается игра двух команд. Особое внимание уделено национ...

«Мозаика знаний» интеллектуальная игра для обучающихся третьих классов
Цель: обобщение знаний по основным предметам курса начальной школы.Задачи: Формировать у обучающихся умение систематизации полученных знаний, применения их на практике....

Интеллектуальная игра для обучающихся 8-10 лет
«Увлекательный компьютер»Интеллектуальная игра по информатике8-10 летЦели и задачи:1.Обучающая: Повторение, закрепление и углубление материала по темам: кодирование информации, Внешние устройства комп...

" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)
Цели: 1. Формирование интереса учащихся к предмету; 2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...

Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на втором году обучения. Методика проведения взаимного диктанта.
Методика проведения взаимного диктанта....

Интеллектуальная игра для обучающихся начальных классов «Умники и умницы»
Данная разработка можжет быть использована учителями начальных классов в рамках внеурочной деятельности....