Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на втором году обучения. Методика проведения взаимного диктанта.
методическая разработка по русскому языку по теме
Методика проведения взаимного диктанта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на втором году обучения
Методика проведения взаимного диктанта
Развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся на втором году обучения предполагает определенные изменения в характере их познавательной деятельности, реализацию новых направлений, применение новых способов и приемов интеллектуальной работы.
В ряду главных изменений – перераспределение функций учителя и учащихся, передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов учебного процесса. Фигура учителя как бы сдвигается на периферию учебной ситуации, уходит в тень. Формально «первое» и «последнее» слово переходит к учащимся. Практически на каждом этапе урока они в той или иной степени исполняют роль учителя. Ученики, выполняя часть учительской работы, одновременно пребывают в позиции и педагога, и обучаемого. В результате они осваивают не только операциональный состав действий, но также их смысл, цели и некоторые аспекты связанных с учебным процессом межличностных отношений. Правильно, грамотно построенные отношения между учителем и учащимися при рациональном распределении учебной деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития интеллектуальной активности ученика.
На каждом уроке русского языка учащиеся выполняют задания, предусматривающие их непосредственное участие в организации минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучении нового материала и т.д.
Необходимо отметить одно принципиальное обстоятельство: в течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом структурном этапе урока, постепенно усложняются. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебного процесса.
Рассмотрим конкретно, как это выглядит во время проведения «Взаимного диктанта»:
- Ставлю и реализую на уроке следующие цели:
- Обучение учащихся умениям грамотно писать на разных предметах;
- Формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений;
- Развитие интереса к предмету
- Подготовительный этап
Готовятся разные тексты диктантов (это могут быть вырезки из старых книг, журналов, газет в 4-12 строк, написанные учителем). Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. Сложность текстов зависит от подготовленности класса. В начальных классах диктант краткий. В старших классах объем диктанта увеличивается.
- Работа учащихся на уроке:
- Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст.
- После того, как все прочитали тексты, учитель отвечает на вопросы учащихся, если им что-то не понятно в тексте.
- Перед написанием диктанта необходимо напомнить, проговорить план Слухового диктанта:
- Слушаю предложение очень внимательно.
- Повторяю предложение про себя.
- Пишу в тетрадь.
- Все учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учеников выполняет роль учителя: читает первое предложение текста своей карточки вслух.
- Второй ученик выслушивает предложение до конца, повторяет про себя и пишет в тетрадь. Таким же образом зачитывается второе, третье предложение и т.д. до конца текста.
- На следующем этапе происходит смена ролей в парах. Тот кто писал, диктует свой текст, а другой пишет под диктовку.
- После окончания диктанта учащиеся обмениваются тетрадями и без карточек (карточки лежат текстами вниз) проверяют написанное. Ошибки исправляют карандашом или зеленой пастой.
- На следующем этапе учащиеся самостоятельно проверяют по карточкам диктанты своих товарищей. Исправления ошибок делают красной пастой.
- Совместная проверка вначале одного диктанта, затем второго. Допустивший ошибки под контролем другого учащегося делает устный разбор, второй ему помогает.
- Каждый в своей тетради делает работу над ошибками.
Учащимся можно в некоторых ситуациях предлагать ставить отметки. Однако этот процесс имеет свои плюсы и минусы: с одной стороны, когда учащиеся ставят еще и отметки, появляется большая ответственность, но с другой стороны, при низких отметках может возникнуть отрицательное отношение к своему товарищу.
На этом работа заканчивается.
Разновидностью письменного взаимодиктанта может быть устная его форма. Вопрос формулируется в устной форме: «Как пишется слово «товарищ», «огород»? и т.д.» Собеседник в ответ четко произносит слово и поясняет, почему оно так пишется. Эта форма позволяет за короткое время проверить большие объемы материала. У учащихся развивается слуховая память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная методика диагностики отклонений в интеллектуальном развитии младших школьников
Первый блок методики – исследование пространственных представлений.Второй блок методики – обобщение содержательного материала с опорой на наглядность.Третий блок методики – обобщение наглядного ...

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"
Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
1. Почему я уделила место этому вопросу? Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...

Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"
Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...

Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка
Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка...
Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО
В настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного и...