ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат»
Верхотурова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов
Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе
Тема: «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька»,
Л.Н. Андреева «Петька на даче».
Тип урока: систематизация, обобщение знаний и умений.
Цель урока: учиться сравнивать героев произведений и находить сходства и различия в образах героев, в их судьбах.
Задачи урока:
Образовательные: составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Развивающие: способствовать развитию логического, критического мышления, зрительной памяти, устной речи.
Воспитательные:уметь сопереживать, проявлять сострадание; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и уметь договариваться (работая в паре, малой группе).
Предметные:
-уметь раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;
- уметь читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно);
Метапредметные:
-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- уметь работать с таблицами, работать с текстом (отбор информации);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-готовить небольшие публичные выступления;
Познавательные:
-уметь свободно работать с текстом (текстами): умение выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект, умение быстро менять аспект рассмотрения;
-уметь анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов;
Регулятивные:
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
-осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Личностные:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
-уметь работать в парах, в малой группе соблюдая правила культурного поведения;
-уметь работать в разной социальной роли (ведущего и исполнителя);
В рамках коммуникации как взаимодействия:
-уметь аргументированно высказать свою собственную точку зрения;
-уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
Оборудование: карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска,шляпки.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Мотивирование на учебную деятельность
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Начнем наш урок с высказывания голландского ученого Б. Спиноза «Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Давайте и мы тоже подарим друг другу хорошее настроение улыбкой. | Проверка готовности к уроку. Дети друг другу улыбнулись. | Психологический настрой.
Мотивация учебной деятельности. |
2. Актуализация опорных знаний
| Давайте вспомним название раздела в котором работаем уже несколько уроков? Сейчас просмотрим 2 фрагмента видео, вам необходимо будет определить о каких произведениях идет речь. (1 мин.) Назвать героев произведения и авторов произведения. Как вы догадались? Назовите полностью авторов и названия произведений? Что объединяет эти произведения?
Картина какого художника представлена на экране? О ком эта картина?
Какое детство было у этих детей? Приведите примеры.
Вот как говорил Антон Павлович Чехов: «В детстве у меня не было детства»
(слайд) Как понимаете эти высказывание? Выскажите свое предположение.
| «Всматриваемся в лица наших сверстников,живших задолго до нас».
Герой произведения А. П.Чехова «Ванька»- мальчик Ванька, Л. Андреева «Петька на даче»-мальчик Петька.
Произведения о детях, которые жили до нас, о их трудном детстве. На слайде представлена картина Перова В.Г. «Тройка». (Картина о крестьянских детях.)
Ответы детей… (У детей, которые жили за долго до нас –крестьянские дети, у них было трудное, тяжелое детство)
Дети читают.
Дети высказывают свою точку зрения.
|
|
3. Целеполагание.
| Судьбы детей Ваньки и Петьки похожи? Но можем ли мы сказать, что они одинаковые? Давайте попробуем вместе сформулировать тему урока. «Такие похожие разные судьбы».
Чтобы узнать, чем похожи и чем отличаются судьбы детей, какую необходимо выполнить работу? Что сделать? (цель?) Чтобы сравнить мы должны хорошо знать содержание произведений.
Давайте прочитаем слова, выясним из какого произведения слова и что они обозначают? Возможно, есть лишние слова, не относящиеся к произведениям. (можно пользоваться толковым словарем)
На экране: Ремесло? Подмастерье? Колодка? Заутреня? Кухарка? Прачка? Жестянка? Врач
Мы видим, что вы знаете содержание произведений, и помните даже фрагменты произведений, связанные с данными словами. Молодцы! Теперь мы можем приступить к сравнению героев произведений.
| Да, судьбы детей похожи. Нет, судьбы детей не одинаковые.
Дети с учителем формулируют тему урока. Ребята высказывают свою точку зрения.
(Сравнивать жизнь детей /героев двух произведений. Сравнить характеристики героев. Поговорить о тяжелом детстве этих мальчиков). Ответы детей. Ответы детей. Ремесло – это мелкое ручное производство применением ручных орудий труда. (Ремесленник – человек, владеющий ремеслом: ювелиры, сапожники, гончары идр.). Подмастерье- ремесленник, не имевший собственной мастерской и работающий по найму у мастера (помощник мастера). Колодка –кусок дерева в форме ступни, используемый при шитье обуви. Заутреня- ранняя церковная служба у православных христиан. Кухарка- работница, готовящая кушанья (повар). Прачка- работница, занимающаяся ручной стиркой белья. Жестянка- банка или коробка из жести.
| Формулирование учебной задачи.
|
4. Обобщение и систематизация знаний. (Работа в парах. Выборочное чтение).
5. Контроль усвоения (Самооценивание)
| Работа с таблицей. Подпишите лист (фамилию и имя). Для начала проставим минусы в колонках в правом верхнем уголке каждой строки. Как вы думаете зачем? Заполните таблицу (с опорой на текст). Опишите / расскажите о героях и их жизни заполняя таблицу. После выполнения работы необходимо озвучить свои ответы. В таблицу возможно записывать ответ в виде указания стр. учебника (при ответе зачитать –доказать словами из текста) - выборочное чтение.
| Петька | Ванька | #1042;озраст? |
|
| #1043;де родился и вырос мальчик? |
|
| #1056;одители, близкие родственники мальчиков? |
|
| #1042;нешний вид мальчиков? (описание) |
|
| #1054;бразование? Умения, навыки, способности ребят? (что умел делать ребенок?) |
|
| #1050;ак проходит обучение ремеслу? |
|
| #1050;ак с мальчиками обращаются люди у которых живут дети? |
|
| 8. В каких условиях живут мальчики? |
|
| #1050;уда хотят вырваться мальчики, где по-настоящему чувствуют себя счастливыми? |
|
| #1050;акими качествами личности обладали мальчики? |
|
| Итог: Герои произведений по -настоящему (по-детски) счастливы/ несчастливы (выберите верный ответ), (докажите / кратко) потому что…. Но несмотря на ……мальчики остаются …(какими? / личностные качества) |
Проверим сколько у вас «+» и сколько «-»? На экране (слайде):
| Петька | Ванька | #1042;озраст? | 10лет (стр.139) | 9 лет (стр.152) | 2. Где родился и вырос? | Стр.142 | Стр.155 | #1056;одители и близкие родственники мальчиков?
| Стр.140 | Стр.153 | #1042;нешний вид мальчиков? (описание) | Стр.140 Стр. 143
| Стр.153. | #1054;бразование? Умения, навыки, способности ребят? (что умел делать ребенок?) | - Стр.139 Стр. 140 Стр. 141 Стр. 142 Стр.147 Стр.148 | + Стр.153, 154, 155, 157. (письмо дедушке), Стр.156 -Речь о барышне Ольге Игнатьевне, которая выучила Ваньку (читать, писать, считать до 100 и танцевать) Танцы, умел играть на гармони, стр.157, чтение, письмо, счет в пределах 100. Нянчиться с маленькими детьми. Стр.156 | #1050;ак проходит обучение ремеслу? | Стр.139 | Стр.154-156 | #1050;ак с мальчиками обращаются люди у которых живут дети? | Стр. 138
| Стр. 154,155, 156, 157 | 8. каких условиях живут мальчики? | Стр.139 | Стр.154 Стр.155
| #1050;уда хотят вырваться мальчики, где по-настоящему чувствуют себя счастливыми? | Стр.139
Стр.140
Стр.141 | Стр.154 | #1050;акими качествами личности обладали мальчики? (Какими они были?) | любознательный добрый ранимый жизнерадостный (когда на был на даче) дружелюбный любил природу немного трусливый
| добрый ответственный доброжелательный вежливый культурный решительный сообразительный наблюдательный любил природу | Итог: Герои произведений по -настоящему (по-детски) счастливы/ несчастливы (выберите верный ответ), (докажите / кратко) потому что…. Но несмотря на ……мальчики остаются …(какими? / личностные качества) |
Оцените свою работу. (критерии оценивания) |
Подписывают каждый свой лист.
Чтобы при проверке поставить «+», если верно и оставить «-», если допущена ошибка. (самопроверка)
Ребята выполняют письменную работу. Заполняют таблицу.
Работают над предложенными заданиями, выступают с выводами по работе. Дети заносят свои выводы в таблицу.
| Работа в парах. Умение ориентироваться в учебнике. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Делать выводы в результате совместной работы.
Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; -корректно и аргументированно высказывать своё мнение; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -готовить небольшие публичные выступления;
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
|
#1060;из. минутка.
| Ребята, теперь после сравнительного анализа, мы можем сказать, что у мальчиков не было детства? «В детстве у меня не было детства!» А.П.Чехов.
А теперь давайте поговорим о нашем детстве. Что вы можете сказать о своем детстве? ( используя таблицу)
Какой вывод сделаем? Какие чувства вы испытываете к мальчикам?
Что такое сострадание?
Молодцы!
Физ.минутка. (необходимо встать) Сейчас я буду называть качества личности, а вы если оно хорошее –хлопаете в ладоши, если плохое – необходимо потопать ногами. +
«Словесный баскетбол» (Уважение к другим, хвастливость, благодарность, осуждение, терпение, агрессия, доброта, жадность, бескорыстие, лицемерие, трудолюбие, вежливость, сопереживание.)
| Да, мы можем сказать, что у мальчиков не было детства. (безысходность детства ребенка из бедной семьи, как ребенок попавший в совсем не детскую обстановку превращается в старичка с тонкими морщинками, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего кроме грязи кругом, не чувствует ничего кроме грубости…)
У нас счастливое, беззаботное время. У нас настоящее детство в отличии от героев произведений, хотя они такого же возраста, как и мы (наши сверстники). Мы с родителями путешествуем по нашей стране, совместный отдых, мы не работаем, не выполняем тяжелую работу, а учимся. У нас есть много всего для счастливого детства (игры, игрушки, свободное время, родные рядом итак далее.) Вывод: У нас есть все для счастливого детства. Наше детство счастливое, а к мальчикам, с которыми мы познакомились в произведениях- мы испытываем сострадание.
Сострадание –это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. (сопереживание, сострадание..)
Выполняют движения
|
|
7. Применение знаний и умений в новой ситуации (Практическая и творческая деятельность учащихся. Работа с текстом. Выборочное чтение.)
8. Контроль усвоения (взаимооценивание)
| Мы продолжаем сравнивать героев их жизнь, детство. Работаем с 2 произведениями. Для этого нам необходимо распределиться по группам.
Какой же итог мы подведем? Какой вывод сделаем? Какая цель была поставлена в начале урока?
| Ребята распределяются по группам (6 групп). Работа в группах ( мин 10-15) Дети работают с текстом. Заслушивание групп. Группа ребят в белых шляпках(факты) «Будда». Группа ребят в красных шляпках (эмоции) «Провидец». Группа ребят в черных шляпках (противоречия, правонарушения). «Пессимист». Группа ребят в желтых шляпках (позитивное мышление). «Оптимист». Группа ребят в зеленых шляпках (новые идеи, творчество). «Предприниматель». Группа ребят в синих шляпках (эксперты, аналитики). Выставляют баллы и анализируют работу остальных групп.
Нам необходимо было выполнить сравнительный анализ произведений, сравнить характеристики героев их судеб. Итог: События, которые представлены в произведениях А.П. Чехова и Л. Андреева, описывают тяжелое детство детей в России в 19 веке на примере судеб мальчиков –Ваньки и Петьки.Писатели нас знакомят с жизнью детей того времени и показывают какое было трудное детство у детей, а точнее сказать его не было. Действительно, судьбы детей разные, но очень похожие.
Ценить наше детство, наслаждаться детством. Надеяться на лучшее, уметь справляться с трудностями. Уметь сострадать другим людям.
|
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Рефлексия.
| Ребята, что больше всего вам понравилось на уроке? какой вид работы был интересным на уроке? Какие трудности вы испытывали на уроке? - Достигли ли мы целей, поставленных на уроке? На уроке хорошо работали: … Отметка «4», «5» … Так же сдать таблицы на проверку.
| Ответы детей.
|
Оценка собственной деятельности |
10. Домашнее задание. | Написать мини-сочинение «Как сложилась жизнь мальчиков через несколько лет?». (Кем станет Петька? Кем станет Ванька? Произойдет ли встреча Ваньки и дедушки?). Познакомиться с другими произведениями о крестьянских детях Например, Некрасов «Крестьянские дети» идр. | Дети записывают д.з. |
|