Внеклассное чтение 4 класс . Стихотворения С. А. Есенина
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Внеклассное чтение 4 класс . Стихотворения С. А. Есенина
Цель урока:
познакомить ребят с личностью и творчеством Сергея Есенина.
Задачи урока:
раскрыть своеобразие личности поэта, его творчества, в ходе совместной деятельности – подготовке урока – пробудить интерес к произведениям русского поэта, познакомить с музыкальными произведениями, написанными на стихи С.Есенина, прививать любовь к поэзии; развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет, воспитывать любовь к природе, Родине
Оборудование:
сборники стихотворений С.Есенина, портрет С.Есенина, выставка рисунков, ромашки, картина Левитана “Золотая осень”, книжки-малышки, пословица «Никакое искусство не достигнет природы», цветные карандаши, зелёное поле, тексты стихотворения Есенина «Звёзды» (1911 год), с пропущенными тропами.
Ход урока
1.
Организационный момент.
^ Эмоционально-психологический настрой.
- Наша речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.
Потому поэта слушай,
будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть! (Повтори за учителем)
2. Речевая разминка
- Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».
- Как вы ее понимаете?
- Прочитайте медленно
- Выделение логически ударных слов
— Прочитайте с ускорением. (в режиме скороговорки 3 раза)
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с восклицанием.
- Прочитайте выразительно.
3. Объявление целей и задач урока; рассказ учителя.
У. Сегодня у нас немного необычный урок – урок-мастерская. Он посвящен творчеству известного вам русского поэта – Сергея Есенина. У великих людей одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Из далёких 20-х годов 19 века шагнул в наши дни и дальше – в будущее удивительный человек и поэт Сергей Есенин.
(На доске портрет С.Есенина)
Подготовленный ученик читает стихотворение.
В этом имени слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - " Сергей Есенин "
Всей России встают черты:
И над заводью месяц тонкий,
И в степи, у заросших троп,
Красногривого жеребёнка
Неуклюжий, смешной галоп.
И весенних осин серёжки,
И рязанского неба ширь,
И просёлочные дорожки,
И приокские камыши.
А я помню его живого,
Златоуста, а я слыхал,
Как слетало златое слово
В затаивший дыханье зал,
И как в души оно врывалось,
Мучась, жалуясь, ворожа,
И как в нём закипала ярость
Пугачёвского мятежа.
Слово болью шло, замирая,
Будто било в колокола,-
Русь, Россия, не надо рая,
Только ты бы одна жила!..
Над Россией летит …Есенин!
Осень, есень, осенний цвет.
Всё равно этот цвет весенний
Сень берёзы и синь рассвет.
4. Объяснение нового материала.
У. Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
Вспомним немного о самом авторе.
Работа в парах над деформированными предложениями.
1 группа
поэт, С.А. Есенин, народный, русский
в 1925 году, родился, в 1895 году, умер
под, родился, Рязанью, Есенин, Константиново, в, селе, и, вырос
2 группа
лет, деду, отдан, с, воспитание, двух, на
детство, берегу, красивой, русской, реки, Оки, на , его прошло
девяти, начал, с, лет, писать, стихи
3 группа
вышел, «Радуница», в, Сергея, 1916, первый, году, сборник, Есенина
называют, Есенина, сердцем, России, поэтическим
любил, поэт, и, природу, воспел, родную, в, ее, стихах, своих.
У. окружающая природа – это и есть Родина для Есенина. А Родина для него – это село Константиново под Рязанью, где он родился. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти все его детство. Дяди были озорные и отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку. А как его учили плавать? Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Среди других мальчишек Сережа был большим драчуном, ходил всегда в царапинах. Так протекало его детство.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
У. Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?
Д. “Родина”, “мама”, “семья”, “дом”, “природа”, “река”, “любовь”, “забота”, “Отчество”, “Россия”).
З. Александрова
РОДИНА
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(Звучит песня “С чего начинается Родина”) презентация
У. “Чувство Родины основное в моем творчестве”, - писал Сергей Есенин. Какой же видел и какой любил свою Родину Сергей Есенин? В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи Есенина.
(Выставка рисунков детей)
У. Найдите строки, созвучные рисункам.
(Дети читают отрывки из стихотворений)
У. Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы. Сейчас мы послушаем несколько его стихотворений.
(Учащиеся читают стихотворения “Береза”,
* **Берёза – символ нашей Родины. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзе как символу нашей Родины.
***- В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…Черёмуха.
“Черемуха”,
***Я люблю животных, а особенно птиц. Мне нравится наблюдать за шустрыми воробьями, за их суетливой повседневной жизнью. Я вижу, как весной они заботливо строят свои гнёздышки за наличниками нашего дома. А сколько пернатые трудятся, чтобы прокормить своё потомство! А зимой их ждёт настоящее испытание: выжить в холодную и голодную пору. Мы с ребятами переживаем за них и стараемся им помочь – организовываем «птичьи столовые».
У С. Есенина есть стихотворение «Воробушки». В этом слове заложено ласковое, нежное отношение ко всем без исключения воробьям. Таких слов не нашел бы человек равнодушный к птицам. Не каждый умеет рассказать так, чтобы другие могли представить, о чем говорит рассказчик, и разделить его чувства, что пережил сам автор.Это одно из самых моих любимых стихотворений.
«Воробушки»
***Зимняя природа побуждает людей творить. Изображать природу можно по-разному: художник использует краски, композитор – звуки, а поэт – слово. Сергей Есенин нарисовал замечательную картину зимы словами. «Пороша»
***М. Пришвин сказал: «Солнечное росистое утро, как неоткрытая земля. Утро такое единственное, никто ещё не встречал, никто ещё не видел. Вставай, же, друг мой, будь смелей, помогай солнцу». О рождении нового дня рассказывает С.Есенин в стихотворении «С добрым утром»
У. О чем эти стихи, что воспевает в них поэт?
Д. Это стихи о природе, в них С. Есенин воспевает красоту русской березки, зиму, рождение нового дня...
Учитель. Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения С. Есенина. Заметили ли вы, как они мелодичны, певучи, легко рифмуются, легко заучиваются, лиричны?
Учитель. Мы можем сказать, что близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню; грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное – чувствовал ее. Самой большой радостью было упросить мать Татьяну Федоровну спеть народную песню.
Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”. Давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.
(Дети слушают романс в исполнении Н. Кадышевой ) видеоролик
У. Ребята, если Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихах и его оружие – слово, то великие русские художники выражали свое восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти. Стихи С.Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. То же самое мы видим и на полотнах художников. Посмотрите на картину Левитана “Золотая осень”. Перед нами – чудесный уголок природы. На пригорке – стройные золотые березки. Течет ручей или небольшая речушка. От нее веет прохладой. Голубеет небо; вдали видны небольшая деревенька, усадьбы, огороды. Привлекает внимание одинокая березка на другом берегу. Наверное, о ней Есенин сказал:
“Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…”
1.
Физкультминутка.
Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Как ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем –
Крылья сложить мы должны.
6. Исследовательская работа.
У. Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся еще раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.
(У учеников ромашки)
У. Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет.
(Учащиеся раскрашивают лепестки ромашки соответствующим цветом)
У. Поговорите с ромашкой. Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета:
Белый цвет…
“Белая береза под моим окном…”
Голубой цвет…
“Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…”
Синий…
“Синий плат небес…”
“Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…”
- “Только синь сосет глаза…”
Зеленый…
“Шелестят зеленые сережки…”
Красный, малиновый…
“Подымалась красна зорюшка…”
“Огоньки – лучи багровые…”
“В пруду лебедем красным
Плавает тихий закат…”
Желтый, золотой…
“Ветки золотистые,
Что кудри, завила…”
“Золотою лягушкой луна…”
“Задремали звезды золотые…”
Серебристый…
“И горят серебряные росы…”
“Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…”
У. Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов С.Есенина. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.
(Учитель собирает ромашки и вывешивает их на зеленое поле)
У. Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Какими же звуками наполнена поэзия С.Есенина? Докажите стихотворными строчками.
^ Д. Звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины.
(Учащиеся зачитывают четверостишия, где есть эти словосочетания)
У. А я слышу в поэзии С.Есенина особый звон. И может быть, этот звон всколыхнул душу современного поэта и композитора, создавших замечательную песню “Малиновый звон”. Вслушайтесь в слова и музыку и постарайтесь найти строки, созвучные поэзии С.Есенина.
(Звучит песня А.Морозова “Малиновый звон”)
7. Творческая мастерская.
- Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли. (Уч-ся получают текст стихотворения Есенина «Звёзды» (1911 год), с пропущенными тропами. Задание: самостоятельно – «вместо поэта» - подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.)
Звезды
Звездочки………., звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу….......?
Частые звездочки, звездочки……….!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания……….?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце……….
Звезды небесные, звезды……….?
Вспомогательные задания:
1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)
2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.
3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.
8. Чтение стихотворения собственного сочинения (Гончарук А)
Поднялись туманы
Над рекой и лугом,
Стал Сергей Есенин
Нашим близким другом.
И стихи, и песни
Зазвучат певуче,
Солнышко протянет
К нам в окошко лучик.
И его зайчонок
Пробежит лукаво,
Принесёт улыбки
И большим, и малым.
1.
Рефлексия
У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)
Что дал вам этот урок?
(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)
Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она вдохновила Есенина на создание прекрасных стихотворений. Нам тоже надо учиться чувствовать, замечать всё прекрасное. А для этого надо чаще обращаться к поэзии, к нашей литературной сокровищнице
У. В заключении мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение 4 класс . Стихотворения С. А. Есенина
Цель урока:
познакомить ребят с личностью и творчеством Сергея Есенина.
Задачи урока:
раскрыть своеобразие личности поэта, его творчества, в ходе совместной деятельности – подготовке урока – пробудить интерес к произведениям русского поэта, познакомить с музыкальными произведениями, написанными на стихи С.Есенина, прививать любовь к поэзии; развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет, воспитывать любовь к природе, Родине
Оборудование:
сборники стихотворений С.Есенина, портрет С.Есенина, выставка рисунков, ромашки, картина Левитана “Золотая осень”, книжки-малышки, пословица «Никакое искусство не достигнет природы», цветные карандаши, зелёное поле, тексты стихотворения Есенина «Звёзды» (1911 год), с пропущенными тропами.
Ход урока
Организационный момент.
^ Эмоционально-психологический настрой.
- Наша речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.
Потому поэта слушай,
будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть! (Повтори за учителем)
2. Речевая разминка
- Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».
- Как вы ее понимаете?
- Прочитайте медленно
- Выделение логически ударных слов
— Прочитайте с ускорением. (в режиме скороговорки 3 раза)
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с восклицанием.
- Прочитайте выразительно.
3. Объявление целей и задач урока; рассказ учителя.
У. Сегодня у нас немного необычный урок – урок-мастерская. Он посвящен творчеству известного вам русского поэта – Сергея Есенина. У великих людей одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Из далёких 20-х годов 19 века шагнул в наши дни и дальше – в будущее удивительный человек и поэт Сергей Есенин.
(На доске портрет С.Есенина)
Подготовленный ученик читает стихотворение.
В этом имени слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - " Сергей Есенин "
Всей России встают черты:
И над заводью месяц тонкий,
И в степи, у заросших троп,
Красногривого жеребёнка
Неуклюжий, смешной галоп.
И весенних осин серёжки,
И рязанского неба ширь,
И просёлочные дорожки,
И приокские камыши.
А я помню его живого,
Златоуста, а я слыхал,
Как слетало златое слово
В затаивший дыханье зал,
И как в души оно врывалось,
Мучась, жалуясь, ворожа,
И как в нём закипала ярость
Пугачёвского мятежа.
Слово болью шло, замирая,
Будто било в колокола,-
Русь, Россия, не надо рая,
Только ты бы одна жила!..
Над Россией летит …Есенин!
Осень, есень, осенний цвет.
Всё равно этот цвет весенний
Сень берёзы и синь рассвет.
4. Объяснение нового материала.
У. Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
Вспомним немного о самом авторе.
Работа в парах над деформированными предложениями.
1 группа
поэт, С.А. Есенин, народный, русский
в 1925 году, родился, в 1895 году, умер
под, родился, Рязанью, Есенин, Константиново, в, селе, и, вырос
2 группа
лет, деду, отдан, с, воспитание, двух, на
детство, берегу, красивой, русской, реки, Оки, на , его прошло
девяти, начал, с, лет, писать, стихи
3 группа
вышел, «Радуница», в, Сергея, 1916, первый, году, сборник, Есенина
называют, Есенина, сердцем, России, поэтическим
любил, поэт, и, природу, воспел, родную, в, ее, стихах, своих.
У. окружающая природа – это и есть Родина для Есенина. А Родина для него – это село Константиново под Рязанью, где он родился. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти все его детство. Дяди были озорные и отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку. А как его учили плавать? Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Среди других мальчишек Сережа был большим драчуном, ходил всегда в царапинах. Так протекало его детство.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
У. Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?
Д. “Родина”, “мама”, “семья”, “дом”, “природа”, “река”, “любовь”, “забота”, “Отчество”, “Россия”).
З. Александрова
РОДИНА
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(Звучит песня “С чего начинается Родина”) презентация
У. “Чувство Родины основное в моем творчестве”, - писал Сергей Есенин. Какой же видел и какой любил свою Родину Сергей Есенин? В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи Есенина.
(Выставка рисунков детей)
У. Найдите строки, созвучные рисункам.
(Дети читают отрывки из стихотворений)
У. Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы. Сейчас мы послушаем несколько его стихотворений.
(Учащиеся читают стихотворения “Береза”,
* **Берёза – символ нашей Родины. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзе как символу нашей Родины.
***- В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…Черёмуха.
“Черемуха”,
***Я люблю животных, а особенно птиц. Мне нравится наблюдать за шустрыми воробьями, за их суетливой повседневной жизнью. Я вижу, как весной они заботливо строят свои гнёздышки за наличниками нашего дома. А сколько пернатые трудятся, чтобы прокормить своё потомство! А зимой их ждёт настоящее испытание: выжить в холодную и голодную пору. Мы с ребятами переживаем за них и стараемся им помочь – организовываем «птичьи столовые».
У С. Есенина есть стихотворение «Воробушки». В этом слове заложено ласковое, нежное отношение ко всем без исключения воробьям. Таких слов не нашел бы человек равнодушный к птицам. Не каждый умеет рассказать так, чтобы другие могли представить, о чем говорит рассказчик, и разделить его чувства, что пережил сам автор.Это одно из самых моих любимых стихотворений.
«Воробушки»
***Зимняя природа побуждает людей творить. Изображать природу можно по-разному: художник использует краски, композитор – звуки, а поэт – слово. Сергей Есенин нарисовал замечательную картину зимы словами. «Пороша»
***М. Пришвин сказал: «Солнечное росистое утро, как неоткрытая земля. Утро такое единственное, никто ещё не встречал, никто ещё не видел. Вставай, же, друг мой, будь смелей, помогай солнцу». О рождении нового дня рассказывает С.Есенин в стихотворении «С добрым утром»
У. О чем эти стихи, что воспевает в них поэт?
Д. Это стихи о природе, в них С. Есенин воспевает красоту русской березки, зиму, рождение нового дня...
Учитель. Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения С. Есенина. Заметили ли вы, как они мелодичны, певучи, легко рифмуются, легко заучиваются, лиричны?
Учитель. Мы можем сказать, что близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню; грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное – чувствовал ее. Самой большой радостью было упросить мать Татьяну Федоровну спеть народную песню.
Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”. Давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.
(Дети слушают романс в исполнении Н. Кадышевой ) видеоролик
У. Ребята, если Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихах и его оружие – слово, то великие русские художники выражали свое восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти. Стихи С.Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. То же самое мы видим и на полотнах художников. Посмотрите на картину Левитана “Золотая осень”. Перед нами – чудесный уголок природы. На пригорке – стройные золотые березки. Течет ручей или небольшая речушка. От нее веет прохладой. Голубеет небо; вдали видны небольшая деревенька, усадьбы, огороды. Привлекает внимание одинокая березка на другом берегу. Наверное, о ней Есенин сказал:
“Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…”
Физкультминутка.
Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Как ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем –
Крылья сложить мы должны.
6. Исследовательская работа.
У. Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся еще раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.
(У учеников ромашки)
У. Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет.
(Учащиеся раскрашивают лепестки ромашки соответствующим цветом)
У. Поговорите с ромашкой. Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета:
Белый цвет…
“Белая береза под моим окном…”
Голубой цвет…
“Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…”
Синий…
“Синий плат небес…”
“Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…”
- “Только синь сосет глаза…”
Зеленый…
“Шелестят зеленые сережки…”
Красный, малиновый…
“Подымалась красна зорюшка…”
“Огоньки – лучи багровые…”
“В пруду лебедем красным
Плавает тихий закат…”
Желтый, золотой…
“Ветки золотистые,
Что кудри, завила…”
“Золотою лягушкой луна…”
“Задремали звезды золотые…”
Серебристый…
“И горят серебряные росы…”
“Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…”
У. Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов С.Есенина. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.
(Учитель собирает ромашки и вывешивает их на зеленое поле)
У. Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Какими же звуками наполнена поэзия С.Есенина? Докажите стихотворными строчками.
^ Д. Звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины.
(Учащиеся зачитывают четверостишия, где есть эти словосочетания)
У. А я слышу в поэзии С.Есенина особый звон. И может быть, этот звон всколыхнул душу современного поэта и композитора, создавших замечательную песню “Малиновый звон”. Вслушайтесь в слова и музыку и постарайтесь найти строки, созвучные поэзии С.Есенина.
(Звучит песня А.Морозова “Малиновый звон”)
7. Творческая мастерская.
- Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли. (Уч-ся получают текст стихотворения Есенина «Звёзды» (1911 год), с пропущенными тропами. Задание: самостоятельно – «вместо поэта» - подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.)
Звезды
Звездочки………., звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу….......?
Частые звездочки, звездочки……….!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания……….?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце……….
Звезды небесные, звезды……….?
Вспомогательные задания:
1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)
2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.
3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.
8. Чтение стихотворения собственного сочинения (Гончарук А)
Поднялись туманы
Над рекой и лугом,
Стал Сергей Есенин
Нашим близким другом.
И стихи, и песни
Зазвучат певуче,
Солнышко протянет
К нам в окошко лучик.
И его зайчонок
Пробежит лукаво,
Принесёт улыбки
И большим, и малым.
Рефлексия
У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)
Что дал вам этот урок?
(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)
Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она вдохновила Есенина на создание прекрасных стихотворений. Нам тоже надо учиться чувствовать, замечать всё прекрасное. А для этого надо чаще обращаться к поэзии, к нашей литературной сокровищнице
У. В заключении мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Литературно-историческая игра, посвященная 200-летию Бородинской битвы, "Про день Бородина"....
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...
Конспект урока литературного чтения "Рождение красоты в стихотворении С. А. Есенина "Берёза".
Представлен конспект урока по литературному чтению, на котором дети выясняют, как рождается красота в стихотворении Есенина "Берёза"....
Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"
Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....
Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»
Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....
Конспект урока по литературному чтению на тему: Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне.
Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне....
Урок литературного чтения "Знакомство с лирическим стихотворением С.А.Есенина «Белая береза». 2 класс.
Урок литературного чтения "Знакомство с лирическим стихотворением С.А.Есенина «Белая береза» для учащихся 2 класса....