Урок внеклассного чтения по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Литературно-историческая игра, посвященная 200-летию Бородинской битвы, "Про день Бородина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  внеклассного чтения в 3а классе

Учитель: Буланова Людмила Николаевна,

высшая квалификационная категория

Тема: Литературно-историческая  игра   «Про день Бородина» по стихотворению  М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Дидактические цели урока: воспитание патриотизма, любви к России, развитие интереса к ее историческому прошлому

Задачи урока:

Предметные: развитие устной речи учащихся, пополнение словарного запаса

Метапредметные:

Познавательные УУД: развитие познавательной активности;

Регулятивные УУД: определение степени успешности своей работы и работы других учеников в диалоге с учителем;

Коммуникативные УУД: формирование дружеских взаимоотношений, навыков взаимопомощи;

Личностные УУД: развитие интереса к чтению.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Мультимедийная презентация

CD-плейер

Музыка из  кинофильма “Звезда  пленительного счастья” (CD)

Оборудование ученика:

Текст стихотворения

Объяснения незнакомых слов стихотворения, записанные в тетрадях

Карточки 2 видов (название рода войск, описание рода войск)

Кроссворд

Оценочные цветные карточки

Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа учащихся, игра-соревнование, анализ и самоанализ своей работы.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

2.Обсуждение проблемной ситуации.

3.Фронтальная работа.

4.Работа по теме.

5.Групповая работа.

6.Рефлексия содержания учебного материала.

7.Эмоциональная рефлексия

Итог урока

Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

Класс разделен на 2 команды: «Синие», «Зеленые». Команды,  представьтесь друг другу.

Поприветствуйте друг друга.

Слайд 1.Прочитайте тему урока. О чем она вам говорит?

- Какой знаменательной дате посвящена наша игра?

- С кем воевала Россия?

- Кто был главнокомандующим русских войск?

- Кто стоял во главе французских войск?

- Какое сражение в корне изменило ход войны?

- Когда произошло сражение?

Слайды 2,3.

Со стороны русских войск в битве участвовало 132 тыс. человек, 640 орудий.

У противника было в сражении 135 тыс. человек, 587 орудий.

Потери русских: 44 тыс. человек.

Потери французов: 58 тыс. человек.

Слайды 4, 5.

Ребята, а что вы узнали о М. Ю. Лермонтове, готовясь к уроку?

- Как начинается стихотворение?

- К кому обращается поэт?

А давайте-ка проверим, как хорошо вы знаете текст стихотворения. Игра «Доскажи фразу».

к. «Синие»

Недаром помнит вся Россия

Про….

к. «Зеленые»

И вот нашли большое поле:….

к. «Синие»

Уж мы пойдем ломить….

к. «Зеленые»

Повсюду стали слышны речи….

к. «Синие»

Пришли вздремнуть….

к. «Зеленые»

И молвил он,….

к. «Синие»

Полковник наш….

к. «Зеленые»

Вот затрещали барабаны….

к. «Синие»

Французы двинулись….

к. «Зеленые»

Уланы….

к. «Синие»

Драгуны….

к. «Зеленые»

Когда б на то не Божья….

Слайд 6.

В стихотворении вам встретилось много незнакомых слов. Какое объяснение вы им нашли?

Команды по очереди задают друг другу вопросы.

к. «Зеленые»

Мундир-….

к. «Синие»

Штык-….

к. «Зеленые»

Редут-….

к. «Синие»

Мусью-….

к. «Зеленые»

Картечь-….

к. «Синие»

Лафет-….

к. «Зеленые»

Бивак-….

к. «Синие»

Кивер-….

к. «Зеленые»

Хват-….

к. «Синие»

Булат-….

к. «Зеленые»

Уланы-….

к. «Синие»

Драгуны-….

к. «Зеленые»

Бусурманы-….

Слайд 7.

Почему Москва была отдана врагу?

Обобщая ваши ответы, скажу, что в Бородинской битве обе стороны понесли огромные потери и сил на то, чтобы гнать французов назад к границе у русской армии не оказалось. Нужно было время, чтобы вспомнить потери. Нужно было, во чтобы то ни стало, сохранить армию боеспособной. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставить Москву врагу. Жителей заранее предупредили об отступлении и многие покинули город. Долго ждал Наполеон, что жители русской столицы принесут ему ключи от города, но не дождался. В пустом городе начались пожары, французов одолевал голод, болезни. В конце концов, Наполеон вынужден был уйти из Москвы. А русская армия, собрав силы, погнала врага той же дорогой, по которой он наступал и гнал до самого Парижа.

Слайды 8,9,10,11,12.

Русская армия 1812 года была одной из лучших в мире.

По родам войск она делилась на:

-пехота,

-кавалерия,

-артиллерия,

-казачьи войска,

-партизаны,

-ополченцы.

Предлагаю командам соединить карточки №1 «родов войск» с их описанием - карточками №2.(см.Приложение 1)

Слайд 13.

Конкурс капитанов.

Показывается слайд и капитаны по очереди называют героев и коротко рассказывают о нем.

Слайд 14,15,16,17,18,19,20,21.

Слайд 22.

Предлагаю командам решить кроссворд и вы узнаете ещё одного великого героя этой войны.

1.Военный головной убор.

2.Форменная одежда военных.

3.Колющее оружие, часть солдатского ружья.

4.Укрепление для защиты, круженное насыпью земли.

5.Одновременный выстрел из нескольких орудий.

6.Старинный орудийный заряд в виде шара.

7.Расположение под открытым небом.

Прочитайте ключевое слово.

Слайд 23.

В честь победы русской армии в этой войне в Москве на Поклонной горе был построен храм Христа Спасителя.

В нашем прекрасном городе тоже много памятников, посвященных победе в Отечественной войне 1812 года.

Узнаете их?

Слайд 24.

Здесь захоронен М. И. Кутузов.

Слайд 25.

Там же хранятся ключи от городов, освобожденных от врага и трофейные знамена, захваченные на полях сражений 1812года.

Слайд 26.

Около собора памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю – де – Толли, который был главнокомандующим русскими войсками до Кутузова.

Слайд 27.

Слайд 28.

Слайд 29.

Слайд 30.

Галерея героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце. Она насчитывает 332 портрета.

Слайд 31.

В день 200-летия Бородинского сражения 7 сентября 2012 года открыт памятник Петру Ивановичу Багратиону недалеко от ТЮЗа. Раньше это была территория Семеновского полка, которым командовал Багратион.

Звучит музыка из кинофильма «Звезда пленительного счастья». Жюри подводит итоги.

Что вы, ребята, вынесли из содержания урока?

Понравилась ли вам игра? Чем? Что задело вашу  душу?

Ребята, оцените свою работу на уроке и выберите оценочною карточку.

Капитаны раздайте свои оценочные карточки команде.

Оценки совпали?

Вы, ребята, молодцы!

В нашей игре нет ни побежденных, ни победителей. Победили дружба и хорошая подготовка к уроку.

Я уверена, что после этого урока вы ещё больше будете гордиться нашим городом, страной, нашим народом.

Будете расти достойными последователями их бессмертной славы. Урок окончен.

Встали. Попрощались с гостями и дружно вышли из класса.

к. «Синие»

наш девиз: ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и ввысь!

к. «Зеленые»

наш девиз: один - за всех и все - за одного!

к. «Синие»

«В своем приветствии сердечном Друзьям желаем мы успеха!»

к. «Зеленые»

«Пусть будет доброй наша встреча! И вам желаем мы успеха!»

Тема урока говорит о том, что будем работать не только с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, но и рассказывать об историческом событии.

200- летию Победы в Отечественной войне 1812г.

С французами.

Михаил Илларионович Кутузов.

Император Наполеон Бонапарт.

Бородинская битва.

25 августа по старому стилю (7 сентября по новому) 1812 года.

Рассказы учащихся о поэте, найденные в различных источниках.

Скажи-ка, дядя….

Может, это дядя поэта - Афанасий Столыпин. А может, молодой солдат обращается к солдату-ветерану? Ведь тогда служили 25 лет.

Инсценировка стихотворения мальчиками.

Предположения учащихся.

Тяжелая - гренадеры.

Легкая - егеря.

Тяжелая – кирасиры, драгуны.

Легкая – гусары, уланы.

Орудия разных калибров, по 10-13 обслуги и 4-6 лошадей.

Призывались на службу только в военное время.

Летучие отряды гусар.

Добровольцы из народа.

Ученики выполняют задание.

к. «Синие»

Петр Иванович Багратион….

к. «Зеленые»

Федор Петрович Уваров….

к. «Синие»

Дмитрий Сергеевич Дохтуров….

к. «Зеленые»

Денис Васильевич Давыдов….

к. «Синие»

Николай Николаевич Раевский….

к. «Зеленые»

Петр Петрович Коновицын….

к. «Синие»

Иван Федорович Паскевич….

к. «Зеленые»

Матвей Иванович Платов.

Решают кроссворд.

Кутузов.

Казанский собор.

Александрийская колонна на Дворцовой площади.

Арка Главного штаба.

Нарвские триумфальные ворота.

Приложение 1

Описание родов войск русской армии 1812 года

Гусары

Легкая кавалерия. Носили венгерку-куртку с нашитыми поперечными шнурами.

Драгуны

Вид кавалерии, предназначенной для действий в конном и пешем строю. На их знамени был изображен дракон.

Пионерные части

Саперные части. Занимались разминированием местности и оборудованием переправ.

Гренадеры

Отборные пехотные части, вооруженные гранатами для метания, в сомкнутом строю использовали штыки.

Егеря

Солдаты  особых стрелковых войск.

Уланы

Конные воины, в пешем бою не участвовали. Были вооружены пикой и саблей, а когда появилось огнестрельное оружие – пистолетами и карабинами.

Кирасиры

Всадники, конница тяжелой кавалерии. Одеты в латы – металлические выпуклые пластины на груди и спине, скрепленные  пряжками.

Казаки

Крестьяне, потомки переселенцев на юг России, а также  бойцы воинских частей, состоящих из этих крестьян. По большей части конные.


Приложение 2

Кроссворд «КУТУЗОВ»

4.

6.

7.

2.

3.

1.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: "Стихотворения русских поэтов о зиме"

На уроке создается образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства....

презентация стихотворения на урок внеклассного чтения

Предлагаю озвученную презентацию стихотворения Роберта Стивенсона. Она может быть использована на уроке внеклассного чтения при знакомстве с зарубежной литературой...

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...

Урок внеклассное чтение. Стихотворение "Мечта Медера" Абдыкалыков Джолдошбай

Комплексный урок включает чтение, математику, русский язык .Через стихотворение раскрывается и мечта Медера....