Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.chtenie_esenin.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
по теме
«Стихотворения С.А. Есенина о Родине»
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа »
учитель 3 «а» класса Бобринева Л.А.
Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина; формировать умение выразительно читать стихотворения, видеть самого автора в данных стихотворениях, выделять главную мысль; воспитывать интерес к творчеству С. Есенина и любовь к Родине; обогащать словарный запас, речь учащихся, внимание; побуждать учеников в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к томику стихотворений поэта.
Развивающая: развивать внимание к художественному слову, Развивать речь.
Воспитывающая: формирование глубокого уважения к Родине.
Оборудование: учебник литературного чтения для учащихся 3 класса по УМК « Начальная школа 21 век», рабочая тетрадь №2, проектор, ПК, колонки, сборник стихов
С.Есенина.
ХОД УРОКА:
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
-Возьмите друг друга за руки. Чувствуете теплоту руки товарища? А теперь положите руку друг другу на плечо. Думаю, что плечо надёжное.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела о людях больше узнать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лёд, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те...
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.
-Мы живём среди людей. Окружающие нас люди..., о чем они думают, чем живут? Каждый человек и его жизнь загадка. Есть такое старое высказывание: «Жизнь ценится не за длину»
- Актуализация опорных знаний.
- запись на доске:1925
- 1895
- На Кавказе говорят : «30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 лет писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал и понял».
- Сколько же это получается лет?
- Я всем присутствующим сегодня желаю долгих лет жизни.
- А вот 30 лет - это много или мало для жизни?
- Можно ли за такой короткий срок оставить о себе добрый след, светлую память?
- Работа с моделями в парах.
-Сейчас вы послушаете отрывки . Работать будете парами, вам надо определить жанр и тему прослушанного произведения. Во время работы сразу договоритесь, кто будет давать ответ.
- Как будите определять жанр?
- Как определите тему?
- СЛАЙД 1.( о Родине)
-СЛАЙД 2. ( о природе)
- СЛАЙД 3.( о животных)
- СЛАЙД 4.( о матери)
- Вывод : СЛАЙД 5.( схема)
семья Россия Родной край
природа животные
- Итак, автор этих стихотворений был очень разносторонний поэт. Его произведения доступны и понятны детям вашего возраста, старшим школьникам. Я точно знаю, что многие из гостей очень любят творчество этого автора.
- Дети, кому знакомы прочитанные строки? Кто их автор? А вы хотите это узнать?
5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
СЛАЙД 6.(портрет С. Есенина)
- Сергей Александрович Есенин - русский народный поэт.
- Сам Сергей Есенин говорил о себе так:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
- Перечитайте этот отрывок, что интересного, важного мы узнаём из прочитанного об авторе?
- Сергей Александрович родился 25 сентября 1895 года в селе Константиново под Рязанью, на берегу реки Оки. Отец - Александр Никитич много работал в Москве, мать - Татьяна Фёдоровна занималась воспитанием троих детей . У Сергея Есенина было две сестры- Екатерина и Сашенька.
СЛАЙД 7.(семья поэта)
- Продолжить знакомиться с биографией поэта нам помогут ученики нашего класса, у которых было «секретное» домашнее задание.
СЛАЙД 8. (мать Есенина)
- Наделённая от природы большим умом, красотой, чудесным песенным даром, мама Сергея Есенина - Татьяна Фёдоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. Каких только она не знала: и шуточные, и величальные, и игровые, и обрядовые. Любую работу она выполняла с песней. Даже рассказывая детям сказки, она обязательно пела.
- Раннее детство поэта прошло в доме дедушки - Фёдора Андреевича Титова. У дедушки было трое взрослых сыновей. Каждый из них по-своему занимался с мальчиком. Дяди учили мальчика плавать, обучали верховой езде на лошади, брали с собой на охоту.
СЛАЙД 9. ( деревня Константиново)
- По настоянию деда Сергей Есенин начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошёл с 9 лет и тогда же начал писать свои первые стихи. Окончил школу Есенин с похвальным листом.
- Поблагодарим наших одноклассников за такие интересные сообщения.
СЛАЙД 10.( высказывание)
- Сергей Есенин часто повторял: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моём творчестве. Нет поэта без Родины»
6.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Какие слова повторяются в высказывании автора?
- Предположите, какой будет тема нашего урока?
- Россия для поэта была самой большой любовью в жизни.
- Скажите, а кого и что любите вы?
- В стихотворении « Русь Советская» Сергей Есенин заявляет, что весь свой талант, всё, что у него есть, он направит на воспевание своей Родины. Это стихотворение большое по объёму, авторы нашего учебника поместили только конец стихотворения.
- Прежде, чем начать работать над стихотворением, давайте вспомним, что такое лирика?
- Лирика-это поэзия, которая изображает, передаёт внутренний мир души, чувства, настроение.
7.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
- Учебник стр.58. Читает учитель.
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
- Перечитайте стихотворение, отметьте слова или выражения, которые вам не понятны.
- Пройдет вражда племён- народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир.
- Воспевать- славить.
- Шестая часть — площадь России.
- В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину?
- ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.
- С каким чувством по вашему мнению мы должны читать это стихотворение?
- О вражде, лжи и грусти с чувством тревоги, печали.
- Воспевать- с чувством гордости.
- В каком темпе мы будем читать данное произведение: быстро или неторопливо? (неторопливо, потому что надо показать, как поэт воспевает Русь.)
- Где будем делать небольшие паузы? (в конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания)
- Мы подготовились к выразительному чтению, кто попробует прочитать этот отрывок. ( читают 3 ученика, одноклассники слушают и оценивают, что удалось, а что нет )
- стр.59, вопрос №2.
- гордость — я буду воспевать....
- грусть — пройдёт вражда...
ЗНАКОМСТВО СО 2 ОТРЫВКОМ.
- Этот отрывок из стихотворения « Гей, ты, Русь, моя родная...»
- чтение учителем.
- Прочитайте самостоятельно.
- Всё ли понятно? Как понимаете слово рать?(большое войско)
- Подберите синоним к слову кинь.
- Что обозначает слово Рай?
- Мы повторяли требования выразительного чтения — кто попробует прочитать?
- Всё ли удалось при чтении?
- Сейчас прочитайте отрывок очень внимательно, это поможет вам выполнить задание в тетради.
8.РАБОТА В ТЕТРАДИ.
- ТПО, стр.36, задание №1.
- Как называется задание? Что в нём надо сделать?
- Закройте учебники, выполните самостоятельно.
- ПРОВЕРКА.
- Какие слова вставили? (Русь, Родину)
- Какие рифмы нашли?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки, как ветки,
А мы как березки,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем,
Березки обнимем,
Снежинки вплетем ей в косу,
Сейчас в хоровод вместе дружно мы станем,
Эпитеты мы подберем.
Нам мячик поможет,
Из слов нежных самых
Веночек березке сплетем.
9.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ.
- Откройте учебник, стр.58
- К какому отрывку подходит иллюстрация?
- Почему вы так решили?
- Для С. Есенина Россия — благодатный край земли. Православные русские люди не мыслили жизнь без Бога и вместе с деревнями строили храмы в каждом селе. Крест — это очищение, от него как от божественного источника изливаются различные дани благодати и спасение душ наших.
- Скажите, а что для вас значит слово Родина, Россия?
- В чём, в каких поступках, делах человек может доказать, проявить свою любовь к Родине?
10. СРАВНЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
- Какой общей темой объединены, связаны эти два стихотворения?
- Докажите словами текста.
- Ребята, вы знаете, что на уроках мы часто кроме учебника пользуемся дополнительной литературой. И сегодня мне бы хотелось «выйти» за рамки нашего учебника. Прочитайте ещё один отрывок их стихотворения С. Есенина.
СЛАЙД 11.
- О Русь — малиновое поле
И синь упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
- Понравилось ли стихотворение? Чем?
- Все ли слова понятны?
- Какие краски использует поэт?
- Что хотел Есенин показать нам этим стихотворением? (красоту природы Руси, любовь к Родине)
- Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении?(эпитеты, олицетворение)
- Назовите эпитеты; олицетворение.
- Перечитайте ещё раз в пол - голоса, найдите основную мысль.
11.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Вспомните из полученной сегодня информации, о чём писал С. Есенин?
- Скажите, а почему изучение нового раздела мы начали именно со стихотворений о Родине? (Родина — это «начало» каждого человека.)
12. РЕФЛЕКСИЯ.
-Понравился ли вам наш урок? Чем? Что именно понравилось?
-Мы попробовали с вами войти в удивительный мир поэзии С. Есенина. Это очень интересно, хотя и непросто. Возможно, в душе у вас будет свой Есенин. Ведь душа поэта - это вечность. Сергей Александрович прожил всего30 лет, но след, оставленный им в поэзии неизгладим. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт.
Всё начинается с любви
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка-
Всё начинается с любви.
Всё начинается с любви:
С любви! Я это точно знаю
Мечта и страх: тоска и подвиг-
Всё начинается с любви.....
С любви к родителям и близким, с любви к природе, к Родине большой и малой.
13. Дом. Задание: стихотворение по выбору наизусть.
-Спасибо за урок, вы меня и всех остальных сегодня порадовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"
Технология формирования типа правильной читательской деятельности...
Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс Умк "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения на тему: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение Берестова "Пловец"»
Тема: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец»Тип урока: открытие нового знания.Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4...
Конспект урока литературного чтения на тему "Лебёдушка С.А. Есенина" 4 класс
Конспект урока литературного чтения на тему "Лебёдушка С.А. Есенина" 4класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему " Стихотворение С. А. Есенина "Черемуха".
Тема урока: С. А. Есенин "Черемуха"Тип: Знакомство с новым произведениемЦель: создать условия для восприятия и воссоздания в воображении картин, созданных С.А.Есениным в стихотворении «...