Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бобринева Лариса Алексеевна

Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.chtenie_esenin.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект урока литературного чтения

                                       по теме

      «Стихотворения   С.А. Есенина о Родине»

МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа »

                   учитель 3 «а» класса Бобринева Л.А.

                                                                                                                                                                                                                               

         Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина; формировать умение выразительно читать стихотворения, видеть самого автора в данных стихотворениях, выделять главную мысль; воспитывать интерес к творчеству С. Есенина и любовь к Родине; обогащать словарный запас, речь учащихся, внимание; побуждать учеников в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к томику стихотворений поэта.

Развивающая: развивать внимание к художественному слову, Развивать речь.

Воспитывающая: формирование глубокого уважения к Родине.

Оборудование: учебник литературного чтения для учащихся 3 класса по УМК « Начальная школа 21 век», рабочая тетрадь №2, проектор, ПК, колонки, сборник стихов    

С.Есенина.

                                     ХОД УРОКА:

Оргмомент. Эмоциональный настрой.

-Возьмите друг друга за руки. Чувствуете теплоту руки товарища? А теперь положите руку друг другу на плечо. Думаю, что плечо надёжное.

 

Я шла по улице, я всматривалась в лица.

Хотела о людях больше узнать,

Но люди шли, смотря себе под ноги,

На улице был лёд, боялись все упасть.

Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,

А ведь внутри они совсем не те...

Боимся мы смотреть в глаза друг друга,

Боимся людям тайны доверять,

Но надо постараться жить открыто,

В друзьях поддержку надо нам искать,

Друг другу в жизни надо помогать.

-Мы живём среди людей. Окружающие нас люди..., о чем они думают, чем живут? Каждый человек и его жизнь загадка. Есть такое старое высказывание: «Жизнь ценится не за длину»

  1. Актуализация опорных знаний.

- запись на доске:1925

                            -  1895

  • На Кавказе говорят : «30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 лет писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал и понял».
  • Сколько же это получается лет?
  • Я всем присутствующим сегодня желаю долгих лет жизни.
  • А вот 30 лет - это много или мало для жизни?
  • Можно ли за такой короткий срок оставить о себе добрый след, светлую память?

  1. Работа с моделями в парах.

-Сейчас вы послушаете отрывки . Работать будете парами, вам надо определить жанр и тему прослушанного произведения. Во время работы сразу договоритесь, кто будет давать ответ.

- Как будите определять жанр?

- Как определите тему?  

- СЛАЙД 1.( о Родине)

-СЛАЙД 2. ( о природе)

- СЛАЙД 3.( о животных)

- СЛАЙД 4.( о матери)

  1. Вывод : СЛАЙД 5.( схема)

    семья    Россия   Родной край

             природа                   животные

  • Итак, автор этих стихотворений был очень разносторонний поэт. Его произведения доступны и понятны детям вашего возраста, старшим школьникам. Я точно знаю, что многие из гостей очень любят творчество этого автора.

-  Дети, кому знакомы прочитанные строки? Кто их автор? А вы хотите это узнать?

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

                    СЛАЙД 6.(портрет С. Есенина)

  • Сергей Александрович Есенин - русский народный поэт.
  • Сам Сергей Есенин говорил о себе так:

                    Худощавый и низкорослый,

                    Средь мальчишек всегда герой,

                    Часто, часто с разбитым носом

                    Приходил я к себе домой.

  • Перечитайте этот отрывок, что интересного, важного мы узнаём из прочитанного об авторе?
  • Сергей Александрович родился 25 сентября 1895 года в селе Константиново под Рязанью, на берегу реки Оки. Отец - Александр Никитич много работал в Москве, мать - Татьяна Фёдоровна занималась воспитанием троих детей . У Сергея Есенина было две сестры- Екатерина и Сашенька.

                          СЛАЙД 7.(семья поэта)

  • Продолжить знакомиться с биографией поэта нам помогут ученики нашего класса, у которых было «секретное» домашнее задание.

                        СЛАЙД 8. (мать Есенина)

  • Наделённая от природы большим умом, красотой, чудесным песенным даром, мама Сергея Есенина - Татьяна Фёдоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. Каких только она не знала: и шуточные, и величальные, и игровые, и обрядовые. Любую работу она выполняла с песней. Даже рассказывая детям сказки, она обязательно пела.

  • Раннее детство поэта прошло в доме дедушки - Фёдора Андреевича Титова. У дедушки было трое взрослых сыновей. Каждый из них по-своему занимался с мальчиком. Дяди учили мальчика плавать, обучали верховой езде на лошади, брали с собой на охоту.

                     СЛАЙД 9. ( деревня Константиново)

  • По настоянию деда Сергей Есенин начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошёл с 9 лет и тогда же начал писать свои первые стихи. Окончил школу Есенин с похвальным листом.

  • Поблагодарим наших одноклассников за такие интересные сообщения.

                   СЛАЙД 10.( высказывание)

  • Сергей Есенин часто повторял: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моём творчестве. Нет поэта без Родины»

6.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

  • Какие слова повторяются в высказывании автора?
  • Предположите, какой будет тема нашего урока?
  • Россия для поэта была самой большой любовью в жизни.
  • Скажите, а кого и что любите вы?
  • В стихотворении « Русь Советская» Сергей Есенин заявляет, что весь свой талант, всё, что у него есть, он направит на воспевание своей Родины. Это стихотворение большое по объёму, авторы нашего учебника поместили только конец стихотворения.
  • Прежде, чем начать работать над стихотворением, давайте вспомним, что такое лирика?
  • Лирика-это поэзия, которая изображает, передаёт внутренний мир души, чувства, настроение.

7.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

  • Учебник стр.58. Читает учитель.
  • Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
  • Перечитайте стихотворение, отметьте слова или выражения, которые вам не понятны.
  • Пройдет вражда племён- народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир.
  • Воспевать- славить.
  • Шестая часть — площадь России.
  • В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину?

  • ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.
  • С каким чувством по вашему мнению мы должны читать это стихотворение?
  • О вражде, лжи и грусти с чувством тревоги, печали.
  • Воспевать- с чувством гордости.
  • В каком темпе мы будем читать данное произведение: быстро или неторопливо? (неторопливо, потому что надо показать, как поэт воспевает Русь.)
  • Где будем делать небольшие паузы? (в конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания)
  • Мы подготовились к выразительному чтению, кто попробует прочитать этот отрывок. ( читают 3 ученика, одноклассники слушают и оценивают, что удалось, а что нет )
  • стр.59, вопрос №2.
  • гордость — я буду воспевать....
  • грусть — пройдёт вражда...

ЗНАКОМСТВО СО 2 ОТРЫВКОМ.

  • Этот отрывок из стихотворения « Гей, ты, Русь, моя родная...»
  • чтение учителем.
  • Прочитайте самостоятельно.
  • Всё ли понятно? Как понимаете слово рать?(большое войско)
  • Подберите синоним к слову кинь.
  • Что обозначает слово Рай?
  • Мы повторяли требования выразительного чтения — кто попробует прочитать?
  • Всё ли удалось при чтении?
  • Сейчас прочитайте отрывок очень внимательно, это поможет вам выполнить задание в тетради.

8.РАБОТА В ТЕТРАДИ.

  • ТПО, стр.36, задание №1.
  • Как называется задание? Что в нём надо сделать?
  • Закройте учебники, выполните самостоятельно.
  • ПРОВЕРКА.
  • Какие слова вставили? (Русь, Родину)
  • Какие рифмы нашли?

                    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки, как ветки,

А мы как березки,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем,

Березки обнимем,

Снежинки вплетем ей в косу,

Сейчас в хоровод вместе дружно мы станем,

Эпитеты мы подберем.

Нам мячик поможет,

Из слов нежных самых

Веночек березке сплетем.

9.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ.

  • Откройте учебник, стр.58
  • К какому отрывку подходит иллюстрация?
  • Почему вы так решили?

  • Для С. Есенина Россия — благодатный край земли. Православные русские люди не мыслили жизнь без Бога и вместе с деревнями строили храмы в каждом селе. Крест — это очищение, от него как от божественного источника изливаются различные дани благодати и спасение душ наших.
  • Скажите, а что для вас значит слово Родина, Россия?
  • В чём, в каких поступках, делах человек может доказать, проявить свою любовь к Родине?

10. СРАВНЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

  • Какой общей темой объединены, связаны эти два стихотворения?
  • Докажите словами текста.

  • Ребята, вы знаете, что на уроках мы часто кроме учебника пользуемся дополнительной литературой. И сегодня мне бы хотелось «выйти» за рамки нашего учебника. Прочитайте ещё один отрывок их стихотворения С. Есенина.

                               СЛАЙД 11.

  • О Русь — малиновое поле

И синь упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

  • Понравилось ли стихотворение? Чем?
  • Все ли слова понятны?
  • Какие краски использует поэт?
  • Что хотел Есенин показать нам этим стихотворением? (красоту природы Руси, любовь к Родине)
  • Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении?(эпитеты, олицетворение)
  • Назовите эпитеты; олицетворение.
  • Перечитайте ещё раз в пол - голоса, найдите основную мысль.

11.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  • Вспомните из полученной сегодня информации, о чём писал С. Есенин?
  • Скажите, а почему изучение нового раздела мы начали именно со стихотворений о Родине? (Родина — это «начало» каждого человека.)

12. РЕФЛЕКСИЯ.

-Понравился ли вам наш урок? Чем? Что именно понравилось?

-Мы попробовали с вами войти в удивительный мир поэзии С. Есенина. Это очень интересно, хотя и непросто. Возможно, в душе у вас будет свой Есенин. Ведь душа поэта - это вечность. Сергей Александрович прожил всего30 лет, но след, оставленный им в поэзии неизгладим. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт.

          Всё начинается с любви

          И озаренье, и работа,

          Глаза цветов, глаза ребёнка-

          Всё начинается с любви.

         

          Всё начинается с любви:

          С любви! Я это точно знаю

          Мечта и страх: тоска и подвиг-

          Всё начинается с любви.....

С любви к родителям и близким, с любви к природе, к Родине большой и малой.

13. Дом. Задание: стихотворение по выбору наизусть.

-Спасибо за урок, вы меня и всех остальных сегодня порадовали.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...

Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему  С.А.Есенин "Береза " 3 класс Умк  "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения на тему: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение Берестова "Пловец"»

Тема: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец»Тип урока: открытие нового знания.Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4...

Конспект урока литературного чтения на тему "Лебёдушка С.А. Есенина" 4 класс

Конспект урока литературного чтения на тему "Лебёдушка С.А. Есенина" 4класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему " Стихотворение С. А. Есенина "Черемуха".

Тема урока: С. А. Есенин "Черемуха"Тип: Знакомство с новым произведениемЦель: создать условия для восприятия и воссоздания в воображении картин, созданных С.А.Есениным в стихотворении «...