Урок литературного чтения в 3 классе Сергей Есенин «Черёмуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Студеникина Маргарита Николаевна

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения в 3 классе
 

 

Сергей Есенин «Черёмуха»
 

 

 

 

 

 

 

Провела учитель начальных классов:

Студеникина Маргарита Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Цель: знакомство с биографией и творчеством С.Есенина. 
Задачи: 
1) Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; учить выразительному чтению стихотворения, умению находить в тексте образные средства (эпитеты); 
2) Развивать связную речь учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном; развивать творческое воображение учащихся. 
3) Воспитывать любовь к Родине через красоту природы; чувства коллективизма через работу в парах. 
Ход урока: 
I. Оргмомент. Учитель и дети становятся в кружок. 
- У вас сегодня необычный урок. Я хочу с вами  поделиться частичкой тепла (ладошки). Давайте скажем на ушко друг другу добрые пожелания. 
II. Постановка цели урока: 
РЕЛАКСАЦИЯ: 
- А сейчас усаживайтесь поудобнее и закройте глазки. Я вам предлагаю окунуться в мир звуков (звуки природы) (СЛАЙДЫ 1 и 2) 
- Какую картину вы нарисовали в своем воображении? (Поют птицы. Журчит ручей. Шумит лес. С приходом весны пробуждается природа.) 
- А ещё весной цветет растение с нежным ароматом. Вот послушайте загадку о нём: 
Будто снежный шар бела 
По весне она цвела. 
Нежный запах источала, 
А когда пора настала, 
Разом сделалась она 
Вся от ягоды черна (черёмуха) (СЛАЙД 3) 
- Посмотрите, какая цветущая черемуха? (белая, красивая, пушистая) 
- Про черёмуху слагали песни, писали стихотворения. 
- И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха», которое написал Сергей Есенин. Мы будем учиться выразительно читать это стихотворение и стараться передавать чувства и впечатления о прочитанном. 
Речевая разминка: 
(чтение загадки)- хором (СЛАЙД 3) 
- медленно; 
- четко проговаривая звуки (артикуляционная гимнастика) 
- с ускорением. 
III. Изучение нового материала: 
1) Биография поэта: 
Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.) (СЛАЙД 5) 
Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта).
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.  Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. 
Сергей Александрович Есенин прожил короткую (30 лет), но очень непростую жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. 
- Прочитайте рассказ о Есенине и скажите, что нового вы ещё узнали(СЛАЙД 6)
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, слушал лекции в народном университете. 
Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. До сих пор остается загадкой история его гибели... 
2) Творчество поэта: 
- Во 2 классе уже знакомились со стихотворениями С.Есенина. Кто вспомнит названия?

Выберите из предложенного списка, названия стихов С.Есенина. 
«Белая берёза» (!) 
«Вовка – добрая душа» (А. Барто) 
«Поёт зима, аукает» (!) 
«Мойдодыр» (К.Чуковский) 
(дети встают и убирают лишние стихотворения) 
- Кто автор других стихотворений? 
3) Знакомство с новым стихотворением: 
(УЧИТЕЛЬ НАИЗУСТЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЧЕРЁМУХА»)
Черемуха душистая 
С весною расцвела 
И ветки золотистые, 
Что кудри, завила. 
Кругом роса медвяная 
Сползает по коре, 
Под нею зелень пряная 
Сияет в серебре. 
А рядом, у проталинки, 
В траве, между корней, 
Бежит, струится маленький 
Серебряный ручей. 
Черемуха душистая, 
Развесившись, стоит, 
А зелень золотистая 
На солнышке горит. 
Ручей волной гремучею 
Все ветки обдает 
И вкрадчиво под кручею 
Ей песенки поет. (Пауза) 
 

 

- Что представили? Какую картину нарисовали в своем воображении? 
4. Вторичное знакомство со стихотворением: (жужжащее чтение) 
(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) 
- Какое настроение автора вы почувствовали: (СЛАЙД  12) (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное) ?
- Какие чувства возникли в вашем сердце: (СЛАЙД 13) (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование). 
ФИЗМИНУТКА: 
1) Двигательно-игровая физминутка: 
Вверх руки подняли и покачали – это черёмуха в лесу. 
Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу. 
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. 
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад. 
2) Проталинки. 
3) Зрительные тренажеры.
5. Словарная работа: 
- Может быть, встретились непонятные слова? 
- МЕДВЯНАЯ (РОСА)  (СЛАЙД 7)
- ПРЯНАЯ (ЗЕЛЕНЬ) (СЛАЙД 8)
- ВКРАДЧИВО ПОД КРУЧЕЮ (СЛАЙД 11)

- ВОЛНА ГРЕМУЧАЯ (СЛАЙД 10)
- Найдите из предложенных значений те, которые обозначали бы данные слова. 
6. Беседа о прочитанном: 
- Как вы считаете, для чего автор написал это стихотворение?

- Что побудило поэта к написанию этого стихотворения? 
1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха 
2.Чтобы передать свою радость 
3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы 
4.Чтобы вызвать сопереживание (СЛАЙД  14)
- При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты? 
-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ) 
- Для чего нужны эпитеты? (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной). 
7. Выборочное чтение: 
- Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте) 
(Черёмуха душистая, ветки золотистые) 
- Почему они золотистые? (блестят в лучах солнца) 
- С чем сравниваются ветки дерева? (с кудрями) 
- Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась) 
- Как автор рассказывает про росу? А зелень какая? (зачитайте). 
- Почему «сияет в серебре»? (блестит на солнце) 
- Значит, в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром) 
- Прочитайте в парах первый и второй столбики. 
8.Работа над выразительностью. 
- Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава) 
ЧИТАЕМ ЭХОМ. 
- Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? Какой звук преобладает в этих словах? 
(А Рядом, у пРоталинки, в тРаве, между коРней, 
Бежит, стРруится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р) 
- Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) 
- Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне) 
- Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика) 
Дополнительно (или на дом): 
Дифференцированное задание (разного уровня): 
(Каждый ученик выбирает карточку в зависимости от степени трудности) 
Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? 
2-й уровень- природа 
Вопрос 2. Прочитайте понравившееся вам строчки. 1-й уровень 
Вопрос 3. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения 3-й уровень 
Вопрос 4. Что удивляет автора? 
3-й уровень- красота природы 
Вопрос 5. С каким чувством вы прочтете это стихотворение 
2-й уровень- с чувством радости, восторга 
Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете? 
3-й уровень - темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую. 
IY. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; нарисовать рисунок к стихотворению (по желанию). 
Y. Итог урока:
- с чем мы познакомились и чему мы учились на уроке? 
(познакомились со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина; 
учились выразительно его читать) 
- как называются слова, которые делает нашу речь более яркой, 
точной, красочной, выразительной? (ЭПИТЕТЫ) 
Оценивание учащихся. 
Рефлексия: составление грозди цветущей черёмухи из отдельных цветочков, с изображением улыбок или печальных лиц. (рисуют улыбку, если понравился урок; грустное лицо – если нет).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Пороша"

Стихотворение С.А. Есенина "Пороша"...

урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Берёза"

Урок литературного чтения посвящён стихотворению С.Есенина "Берёза"....

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.Есенин "Береза"

конспект урока с.Есенин "Берёза" 3 класс...

Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...