Урок литературного чтения в 3
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Д Мамин-Сибиряк «Медведко»
Цель урока: - познакомить с творчеством автора
-Развить художественное восприятие.
-Воспитывать нравственные качества.
Оборудование: Учебник, презентация
Оформление доски
20 февраля Классная работа |
План урока:
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
А) Работа с текстом до чтения
Б) Работа с текстом во время чтения
4.Итог урока
5. Домашнее задание
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент 2.Актуализация знаний 3.Изучение нового материала А)Работа с текстом до чтения. Б) Работа с текстом во время чтения. 4. Итог урока 5. Домашнее задание | - Здравствуйте ребята, сегодня я буду проводить урок чтения. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Работа с заглавием и иллюстрацией.
Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения. - Барин, хотите вы взять медвежонка? - предлагал мне мой кучер Андрей. (Судя по словам барин (обращение к богатому, знатному человеку), кучер (человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в экипажи) и по времени написания рассказа - действие происходит где-то в конце XIX - самом начале XX века.) - А где он? - Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом. - Зачем же соседи отдают, если он славный? - Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает. Я жил на Урале, в уездном городе. (Уездный город в конце XIX — начала XX в. — то же, что сейчас у нас районный центр - т.е. небольшой город.) Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (Обратите внимание: повторяется слово «забавный» - от слова «забава» - развлечение. То есть крохотного медвежонка пока берут для забавы, «а там увидим, что с ним делать».) Сказано - сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки. (Действительно симпатичный медвежонок, забавный, крохотный -с рукавицу, то есть... (с варежку). Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился (то есть нисколько, совсем не смутился), а, напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке. Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. («Мои гимназисты» - кто это может быть? (Очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.) Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью. (То есть... (со смешной важностью). Да, малыш вёл себя важно и поэтому был очень смешной.)
мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок. - Ах, какой он милый! — повторяли гимназисты в один голос. — Мы его оставим у нас жить... Он такой маленький и ничего не может сделать. - Что ж, пусть его поживёт, - согласился я, любуясь притихшим зверьком. Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребёнок. (Понравился медвежонок и взрослым, и детям! Действительно, чудесный малыш.) Часть 2 дети читают вслух. Эта часть не требует ведения диалога с автором, учитель только обратит внимание детей, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал. Обратим также внимание по ходу чтения, что, когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать». Вопросы после чтения:
Часть 3 могут прочитать вслух дети, а последний абзац - учитель. Текст не требует особых комментариев, нужно, чтобы дети его эмоционально «прожили» и убедились в верности своих предположений, обратили внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка - поганым зверем. По ходу чтения нужно пояснить слово ларь ~ большой деревянный ящик для муки. Вопрос после чтения: - Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик? Часть 4 может прочитать учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения. Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался - т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял. - Помилуйте, какой милый зверь! - восхищался он. - Дети будут рады. Для них - это настоящий праздник. Право, какой милый. (Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? (Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.) - Да, милый... - соглашался я. Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок. Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил - то есть... (набезобразничал). Что же он натворил? Вопрос ставим, но ответа от детей не требуем, это риторический вопрос.) Забрался в экипаж, заложенный (запряжённый) молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж. Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез - то есть... (не соглашались ни в какую). Догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?) - Что же мы будем с ним делать? - взмолился я, обращаясь к кучеру. -Я готов даже заплатить, только бы избавиться. На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием. Выявление первичного восприятия.
Обобщающая беседа. а) Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка. - Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме. б) Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли в) В чём он раскаивается? Работа с текстом после чтения. Повторное обращение к иллюстрации и заглавию. - Озвучьте иллюстрацию словами из текста. - Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём -трогательность, мягкость, доброта.) -Какой рассказ прочитали сегодня? -Понравился ли он вам? -Что понравилось больше всего? Домашнее задание. Подготовить пересказ текста от 3-го лица (например, от лица кучера | Рассказывают домашнее задание. -игрушки, куклы, машинки -На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....