Рабочая программа по литерному чтению 2 класс Программа "Занков"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Решетникова Елена Борисовна

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_i_ktp_literatura.docx109.33 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная     записка

       Рабочая программа по литературному чтению для второго класса разработана на основе примерной образовательной программы по литературному чтению, основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы.    Учтены межпредметные и внутрипредметные  связи,  логика учебного процесса по литературному чтению.

      В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.

                   Цель курса:

  • воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а так же развитую способность к творческой деятельности.  

Задачи курса:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;
  • Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;
  • Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа;
  • Развитее речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.

2. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»


     Особенно важно изучение литературы в школе сегодня, когда нравственная составляющая образовательного процесса стала очевидной. Не случайно одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура. При этом литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания. 
     
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но уже целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
   
 Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
     
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.   
      Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Содержание и различные формы работы способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.
   
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
      Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения соответствуют высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.
     
Читая и анализируя произведение в процессе обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником-читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно-смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.

3. Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане.


    В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по Литературному чтению  предмет «Литературное чтение» во 2 классе – 136часов.

Количество часов в неделю -4;

Количество часов в 1четверти- 32;

Количество часов во 2 четверти-31;

Количество часов в 3 четверти- 37;

Количество часов в 4четверти -36;

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение».

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.

Планируемые результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

            Положительное отношение к школе;

  • Интерес к содержанию доступных художественных произведений;
  • Умение выделять поступок как проявление характера героя;
  • Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
  • Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей;
  • Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;
  • Общее представление о мире некоторых профессий.

Обучающийся получит возможность для формирования:

            Интереса к школьному содержанию занятий;

  • Интереса к слову, родному языку;
  • Первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;
  • Умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
  • Начальных представлений о культурных традициях своего народа;
  • Чувства ответственности за мир животных;
  • Понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

            Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

  • Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
  • Ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
  • Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
  • Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
  • Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

            Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

  • Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
  • Соотносит внешнюю оценку и самооценку;
  • Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
  • Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

            Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

  • Сравнивать художественный и научно-популярный текст;
  • Обобщать и классифицировать учебный материал;
  • Находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
  • Ориентироваться в содержании учебника;
  •  Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Обучающийся получит возможность научиться:

            Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

  • Осознавать роль названия произведения;
  • Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
  • Видеть отличия народного и авторского текста;
  • Подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
  • Подбирать слова-определения для характеристики героев;
  • Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

            Реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  • Проявлять интерес к общению  групповой работе;
  • Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
  • Уважать мнение собеседников;
  • Участвовать в выразительном чтении по ролям;
  • Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности;
  • Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Обучающийся получит возможность научиться:

            Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

  • Ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
  • Понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
  • Понимать контекстную речь взрослых;
  • Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

          Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;

  • Читать наизусть стихотворения разных авторов;
  • Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
  • Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора;
  • Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
  • Строить высказывание по образцу;
  • Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;
  • Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
  • Понимать средства авторской оценки героя;
  • Оценивать литературного героя по его поступкам;
  • Составлять описание природы, предметов.

Обучающийся получит возможность научиться:

            Отличать искусство от науки;

  • Представлять сходство и различие литературы и других видов искусства;
  • Определять тему произведения;
  • Пересказывать текст подробно и выборочно;
  • Сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему;
  • Осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;
  • Воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;
  • Осознавать наличие художественного вымысла в произведении;
  • Узнавать традиционные выразительные средства фольклора;
  • Определять тональность и характер произведения.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

            Ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

  • Выделять основную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи, образ, эпизод, репродукция, эпиграф;
  • Ориентироваться в заданиях учебника по значкам;
  • Пользоваться словарем учебника и справочной литературой;
  • Дополнительно знакомиться с произведениям в хрестоматии;
  • Представлять тематическое разнообразие литературы разных времен и народов.

Обучающийся получит возможность научиться:

            Различать тематику книг;

  • Ориентироваться в мире детской литературы;
  • Определять особенности произведений зарубежной литературы;
  • Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях;
  • Ориентироваться в публичной библиотеке;
  • Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.

6. Содержание учебного предмета «Литературное чтение».

Глава 1. Вступление, или Детективное начало... 9 часов

В. Драгунский «Что я люблю».

И. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной...».

В. Драгунский «Что любит Мишка». С.

 Б. Заходер «О границах поэтического творчества»

 Стихотворение А. Пушкина «Тиха украинская ночь...». С.

 А. Куинджи.

Статьи и произведения М. Пришвина.

   Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них. Создание условий для сравнения характеров героев.

Тема, идея стихотворения

 Разные подходы к годовому кругу, их объяснение. Наблюдение за приемом олицетворения

Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения.

Различие видов информации (научная, художественная)

Содержательность повтора в произведении

Понятие рифма: точная, неточная, перекрёстная. Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух осмысленно, выразительно.

Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос.

Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями

Участвовать в диалоге, аргументировать собственную позицию.

Глава 2. Завязка, тайны искусства   11 часов

И. Пивоварова «Картина» и картины В. Поленова «Московский дворик

Д. Кедрин «Осенняя песня».

Сочинение на тему «Осенний парашютист»

 М. Лермонтов «Утёс» и картинах М. Чюрлениса и Н. Рериха.

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение стихотворения

Создание условий для воплощения нового художественного образа

Различие жанров произведений: считалка

Заучивание наизусть. Понимание содержания литературного произведения.

Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи.

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике.

Рассказывать о человеке, изображённым на картине, по предложенному плану.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Придумывать продолжение , сочинять.

Определять особенности жанра.

Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении.

Объяснять значение слов, встречающихся в произведении.

Глава 3. Погоня за секретами литературы... 35 часов

С. Козлов «Ёжик в тумане»

 М. Цветаева

 Эллен Нийт

 Л. Н. Толстой «Прыжок».

С. Михалков и Д. Биссет

 И. Суриков и картина М. Врубеля.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Авторская сказка и народная сказка, русская сказка и европейская сказка: сравнительный анализ. Хрестоматия.

 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...»

 Сказки Р. Киплинга.

 В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

 Тим Собакин и Юнна Мориц

 Ф. Галас «Мир наоборот»,

 В. Шленски«Другу»

 П. Ершов «Конёк-Горбунок»

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Три типа сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые.

Понимание содержания литературного произведения. Жанры произведений. События, составляющие основу произведения

Эмоционально-нравственные переживания лирических героев

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения, композиция произведения

Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи

Различение жанра литературного произведения и сказки.

Главный герой сказок

Развитие сюжета сказки

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение

Развитие сюжета сказки.

Понятие кругового ритма в народной  сказке.

        Выразительно читать стихотворение.

Выявлять смысл в лирическом произведении.

Находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Выделять нужный эпизод.

Характеризовать состояние героев,

 определять причины  совершаемых ими поступков, отношения автора к ним

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание

Определять своё отношение к персонажам, обосновывать его

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Определять основную мысль произведения.

Глава 4. Новые загадки следствия... 9часов

В. Даль «Старик-годовик», «Снегурочка».

Л. Лагина«Старик Хоттабыч»

Развитие сюжета сказки

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение

Развитие сюжета сказки.Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать  фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Читать по ролям.

Оценивать действия героев.

Рисовать  иллюстрации к произведениям

Глава 5. Кульминация! Вершина воображения...  20 часов

Е. Благинина

 С. Есенин «Зима»

Н. Носов«Мишкина каша»

 Н. Носов «Заплатка»

 Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»,

Ф. Тютчев «Весна»,

Н. Рыленкова «После дождя»,

Р. Сеф «Странное дело»

 Ю. Тувим «Овощи»

 Л. Н. Толстой «Акула»

 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

 Саша Черный

Агния Барто

 Малых жанров фольклора.

О. Кургузое «День рождения вверх ногами»

 Д. Родари «Сакала-пакала»

Потешки, сказки, загадки.

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение

Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Различие малых фольклорных жанров

Определять особенности жанра.

Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении.

Объяснять значение слов, встречающихся в произведении.

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать  фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Читать по ролям.

Оценивать действия героев.

Выяснять значение слов  в толковом словаре в конце учебника.

Характеризовать состояние героев, определять причины  совершаемых ими поступков, отношения автора к ним.

Выделять общие черты жанра произведения.

Глава 6. Распутанные тайны ... 16 часов

С. Козлов «Чёрный омут»

 «У страха глаза велики»

Н. Лама, С. Черный

 Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

 А. Толстой «Золотой ключик,...»

 Л. Толстой «Липунюшка

Л. Мур «Крошка Енот»  

 «Айога»

П. Неруда

 К. Чуковский

 В. Драгунский

 Дж. Родари

 Г. Сапгир

Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении

Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать  фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Читать по ролям.

Оценивать действия героев.

Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Выделять общие черты жанра.

Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения.

Глава 7. Развязка  37 часов

Б. Заходер,

 Дж. Родари

Докучная сказка и загадка

 «Колыбельная  песня» А. Майкова.

 С. Маршак и картины И. Репина.

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

 А. Гайдара «Чук и Гек»

 Ш. Перро «Спящая красавица»

 А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Открываем тайны стихотворения

«Морозко»

 В. Одоевский «Мороз Иванович»

 Л. Пантелеев «Честное слово»,

 В. Катаев «Цветик-семицветик»,

 Б. Заходер «Бочонок-собачонок»,

 О. Григорьева «Былина»

Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения

Различие малых фольклорных жанров

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении

Главный герой произведения

Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Выделять общие черты жанра.

Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения.

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать  фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Читать по ролям.

Оценивать действия героев.

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Пересказывать произведение выборочно.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать своё отношение к произведению  кратко.

Передавать в рисунке впечатление, произведённое литературным произведением.

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

136 часов

Тема урока

К-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Знакомство с учебником

1

Характеризовать книгу. Анализировать и характеризовать иллюстрации. Воспринимать текст вступительной статьи. Пользоваться словарем учебника. Создавать небольшое монологическое высказывание; участвовать в диалоге

02.09

2

Характер литературного героя.

В. Драгунский «Что я люблю».

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности произведения, описывать героев. Отвечать с опорой на текст. Определять главную мысль произведения

04.09

3

Характер литературного Героя И. Токмакова «Мне грустно –я лежу больной...»

1

Выразительно читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль

произведения. Участвовать в диалоге

05.09

4

Характер литературного героя. В. Драгунский «Что любит Мишка».

1

Определять главную мысль произведения. Отвечать на вопросы по

содержанию литературного

текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения. Участвовать в диалоге

06.09

5

Характе литературного героя. В. Драгунский «И чего не люблю!»

1

Читать вслух с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать произведения. Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Находить фрагменты текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Участвовать в диалоге.

09.09

6

Прием контраста в литературе. Б. Заходер «О границах поэтического творчества»,

Дж. Чиарди «…Скажу я слово ВЫСОКО…», Д. Хармс «Очень_очень вкусный пирог», считалки.

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по построению литературного текста. Анализировать текст, различая противопоставления.

Декламировать стихотворения, инсценировать. Участвовать в диалоге

11.09

7

Прием контраста в литературе. К. Ушинский «Четыре желания», Работа с годовым кругом, А. Усачев «Первое сентября»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, рифмы. Участвовать в диалоге.

Декламировать стихотворение

12.09

8

Яркие поэтические Образы в стихотворении Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая особенности авторских

выразительных средств. Понимать многообразие художественных средств. Участвовать в диалоге

13.09

9

Сравнение научного и художественного текста. М.Пришвин «Осеннее утро», статья из энциклопедического словаря, В. Друк «Нежно смотрит на микроба…»

1

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Читать вслух плавно, целыми словами. Выразительно читать тексты. Сравнивать и характеризовать тексты с помощью учителя

16.09

10

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. А.Пушкин «Тиха украинская ночь…», В. Драгунский «Тиха украинская ночь…».

1

Выразительно читать тексты. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

Определять главную мысль произведения

18.09

11

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. Понятие о видах искусства. Репродукция А. Куинжди «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л. ван Бетховена.

Проверь себя. Работа над проектом.

Стр. 29

1

Определять настроение произведения живописи и музыки, соотносить живописный, музыкальный и поэтический образы ночи. Декламировать, выразительно читать стихотворение наизусть. Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

19.09

12

Звучащие образ в стихотворении И.Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья»

1

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Зачитывать вслух те части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Выразительно читать. Определять настроение произведения живописи, сравнивать живописный и поэтический образы природы

20.09

13

Песни осени. Д. Кедрин «Осенняя песня»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения.

23.09

14

Песни осени. О. Дриз «Кончилось лето»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Выделять в стихотворении сравнения. Участвовать в диалоге

25.09

15

Олицетворение как поэтический прием. М. Лермонтов «Утес», Ф. Тютчев «Что ты клонишь над водами…»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Выделять в стихотворении сравнения, прием контраста

26.09

16

Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И. Левитана «Золотая осень»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении

учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении

для создания настроения, выделять

сравнения и олицетворения. Определять эмоциональный настрой произведений живописи и музыки, сравнивать живописный и поэтический образы осенней природы

27.09

17

Картины мира, созданные писателями и поэтами. «Заря_заряница…», И.Пивоварова «Песня зарянки», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный и прозаический

тексты. Определять настроение произведений. Выделять в текстах сравнения. Анализировать структуру

текста: различать абзацы, микротемы

30.09

18

Чудесный дар –видеть красоту мира. М. Цветаева «Одна половина окна растворилась…», С. Козлов «Ежик в тумане»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. Определять характеры литературных героев. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Характеризовать текст. Выразительно читать тексты,

02.10

19

Чудесный дар – видеть красоту мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов.

Определять характеры литературных героев. Характеризовать текст: его

жанр, особенности, обосновывая свою точку зрения выдержками из текста.

Выразительно читать тексты

03.10

20

Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога»

1

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства своих суждений. Анализировать жанровые особенности построения текста. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание

с главной мыслью прочитанного произведения

04.10

21

Как смотрят на мир поэт и ученый.

И.Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку».

1

Читать вслух. Анализировать жанровые особенности построения текста. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных средств. Различать позицию автора, даже когда он говорит от имени литературного героя. Декламировать стихотворение.

Анализировать прозаическое произведение: находить в тексте портрет героя, его поступки, различать отношение к герою автора

07.10

22

Как смотрят на мир поэт и ученый.

Г. Корнилова «Вертолет»

1

Читать вслух. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. Анализировать прозаическое произведение: находить в тексте портрет героя, описание его поступков, различать отношение к герою автора.

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

09.10

23

Как смотрят на мир поэт и ученый.

Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь»

1

Читать вслух. Анализировать жанровые особенности построения текста.. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных средств. Анализировать и сравнивать научно-популярное и художественное произведения

10.10

24

Как смотрят на мир поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром»

Проверь себя. (Проверочная работа)

Стр. 63

1

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать особенности построения стихотворения, построения сравнения. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных средств. Отвечать на вопросы учебного текста. Презентовать классу рисунок, фотографию, стихотворение в рамках проектной работы

11.10

25

Что такое образ? Мир литературы – мир образов. Тие, Басе хокку Э. Нийт «Каменный замок...».

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов

14.10

26

Ироническое отношение Автора к герою. К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповецкий отрывок из книги «Непоседа, Мякиш и Нетак».

1

Выразительно читать тексты, Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Отвечать на вопросы по

содержанию литературного текста.

Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль

произведения

16.10

27

Ироническое отношение Автора к герою. С. Маршак «Попрошайка»,

Э. Мошковская «Жадных нет»

1

Выразительно читать тексты. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль произведения. Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение

17.10

28

Ироническое отношение автора

к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу»

1

18.10

29

Характер героя, его портрет,

поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Прыжок»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства. Читать вслух

21.10

30

Характер героя, его портрет,

поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Прыжок»

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения. Читать вслух части текста,

изменяя интонацию, темп чтения. Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

23.10

31

Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Лев и собачка».

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Определять главную мысль Произведения. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп

чтения. Участвовать в диалоге

24.10

32

Черты сказки и загадки в стихотворении. П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…», В. Даль «Старик-годовик»

1

Выразительно читать тексты Отвечать на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, находить рифмы. Участвовать в диалоге. Декламировать стихотворение

25.10

33

Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий»

1

Выразительно читать тексты. Анализировать стихотворный текст, различая строфы. Декламировать стихотворение, инсценировать

Воспринимать произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Определять главную мысль произведения (при помощи учителя).

28.10

34

Реальные и фантастические

образы. Н.Носов «Фантазеры».

1

30.10

35

Реальные и фантастические образы. Н.Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот»

1

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, персонажей, особенности и причины их поведения. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения. Участвовать в диалоге. Инсценировать прозаический текст, разыгрывать роли героев. Выразительно читать тексты, Отвечать на вопросы по построению стихотворного текста.

Декламировать стихотворение

31.10

36

Авторская сказка. Сходство с народными волшебными

 сказками. В. Катаев «Цветик_

семицветик»

1

Воспринимать произведение. Определять настроение про_

изведения, его жанровую принадлежность. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки. Читать вслух

01.10

37

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сходство

и различие с народными волшебными сказками. Позиция

автора. Прием преувеличения.

1

Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста.

Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки.

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп

чтения. Участвовать в диалоге.

Пользоваться словарем учебника

11.11

38

Авторская сказка. В. Катаев

«Цветик-семицветик». Нравственная коллизия.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать особенности произведения, описывать героя, особенности и причины его поведения. Читать вслух. Участвовать в диалоге.

Делить рассказ на смысловые части

13.11

39

Авторская сказка. В. Катаев

«Цветик-семицветик».

Сказка, фантазия, мечта

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героя, особенности и причины его поведения. Читать вслух. Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части

14.11

40

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сказка, фантазия, мечта.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать

особенности произведения, описывать героя, Читать вслух. Участвовать в диалоге. Пересказывать части сказки.

15.11

41

Проверь себя.

Стр. 109

1

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

18.11

42

Исследуем волшебную сказку. Ю.Мориц «Песенка про сказку»

1

Анализировать композицию, героев, средства, используемые в сказках (кумулятивная цепочка построения, традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи, наличие волшебных чисел, волшебных предметов). Выразительно читать тексты. Декламировать стихотворение

20.11

43

Исследуем волшебную сказку. Вступление к поэме А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»

1

Воспринимать информацию

на слух. Выразительно читать тексты. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для создания его настроения, характера.

21.11

44

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Читать вслух. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей

этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Находить черты сходства фольклорного и авторского произведения.

Рассматривать и анализировать иллюстрации, толковать образы, созданные художником. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему

22.11

45

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Читать вслух. Воспринимать текст: определять языковые средства, отношение автора к изображаемому. Анализировать средства, используемые в авторской сказке в отличие от фольклорной. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, участвовать в диалоге, дополнять высказывания других, делать замечания.

25.11

46

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Читать вслух. Воспринимать текст: определять языковые средства, отношение автора к изображаемому. Анализировать средства, используемые в авторской сказке в отличие от фольклорной. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, участвовать в диалоге, дополнять высказывания

27.11

47

Сказочные законы в волшебной

сказке.  Ш.Перро «Кот в сапогах», РНС «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»

1

Читать вслух. Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Анализировать сюжеты сказок, находить различия. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

28.11

48

Сказочные законы в русской народной волшебной сказке «Кузьма Скоробогатый»

1

Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы. Читать вслух. Пересказывать прочитанное

29.11

49

Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок Народов разных стран. «Кузьма Скоробогатый», Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

Читать вслух. Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

02.12

50

Зимняя страничка. А.Пушкин

«Опрятней модного паркета…»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых для создания

поэтических образов.  Выделять в стихотворении сравнения

04.12

51

Сказочные дорожки. И. Суриков

«Все тем ней, темней и тише…»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных

средств. Выразительно читать стихотворный текст. Выделять в стихотворении части по смыслу

05.12

52

Образы сказки, волшебства,

ночи в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»

1

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Читать вслух. Анализировать язык сказки,

ее сюжет. Формулировать простые выводы

06.12

53

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Читать вслух. Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы.

Определять настроение произведения.

09.12

54

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы. Читать вслух. Определять настроение произведения.

11.12

55

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»

1

Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения. Создавать небольшой текст, анализируя репродукцию картины

12.12

56

Бытовая сказка. Рнс «Мужик и медведь»

1

Читать вслух. Анализировать текст, языковые средства. Находить черты различия между сказками о животных

и волшебными. Отвечать на вопросы по со держанию прочитанного.

13.12

57

Бытовая сказка. Эвенкийская сказка

«Медведь и охотник».

1

Читать вслух. Анализировать текст, языковые средства. Находить черты сходства между сказками о животных

разных народов. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Участвовать в диалоге. Пересказывать текст.

16.12

58

Сказочный праздник. Р. Кудашева «Зимняя

песенка».

1

Выразительно читать стихотворный текст. Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов. Определять настроение про_

изведения, понимать многообразие художественных средств

18.12

59

Юмор в литературном произведении.

В. Драгунский «Заколдованная буква»

1

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его юмористического характера, характера героя рассказа, персонажей. Участие в обсуждении. Чтение по ролям. Инсценирование.

19.12

60

Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю...»

1

Выразительно читать стихотворный текст. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности (олицетворения), использованных в нем, необычной формы записи, точные и

неточные рифмы Читать и отвечать на вопросы учебного текста

20.12

61

Проверь себя. Стр. 154

1

23.12

62

Художественные приемы в авторском

Поэтическом тексте. С. Есенин «Зима».

1

Рефлексия, предположение о предстоящей работе. Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Участие в обсуждении. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств (олицетворение, звукопись, использование сравнения)

25.12

63

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. «Морозко»

1

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.

26.12

64

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Предполагать, какое будет продолжение сказки в соответствии с законами волшебной сказки. Анализировать текст. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

27.12

65

Народна и авторская сказка с похожими

сюжетами

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию текста, находить части текста, подтверждающие суждение. Участвовать в диалоге. «Сказывать сказку» (подробно пересказывать, используя лексику произведения)

13.01

66

Народная и авторская сказка с похожими

сюжетами: «Морозко», Братья Гримм «Госпожа Метелица»

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию, находить части текста, подтверждающие суждение. Участвовать в диалоге. «Сказывать сказку»

15.01

67

Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Е.Благинина. Загадки.

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать фольклорные

и авторские произведения для различения специфики каждого. Участвовать в диалоге

16.01

68

Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери»

1

Читать вслух. Определять главную мысль произведения, находить доказательства в тексте. Анализировать особенности выразительных средств, соотносить их с жанром сказки.

Сравнивать сказки одного типа.

Составлять план текста, анализировать на основе получившегося плана структуру сказки, делать выводы о традиционном построении сказки. Пересказывать сказку.

17.01

69

Разгадываем загадки сказок. О.Вацетис «Подснежник»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных

средств. Выразительно читать стихотворный текст. Анализировать построение стихотворения: порядок рифмующихся строчек. Сравнивать построение разных стихотворений, влияние построения на эмоциональный настрой

20.01

70

Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка «Снегурочка».

1

Воспринимать сказку. Определять настроение произведения. Находить части текста. Выразительно читать сказку.

22.01

71

Русская народная сказка «Снегурочка».

1

Выразительно читать созданный сказочный текст. Воспринимать на слух текст, читаемый учеником.

Анализировать тексты. Участвовать в диалоге. Анализировать текст сказки: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения.

23.01

72

Репродукция картины Б.Кустодиева «Масленица».  Творческая работа.

1

Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения. Создавать устно небольшой текст, анализируя репродукцию картины. Сочинение

по картине (устное или письменное)

24.01

73

Следы сказочного жанра в стихотворениях. И.Суриков «Детство».

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Выделять сюжет в стихотворении, делить стихотворение на части, озаглавливать их

27.01

74

Следы сказочного жанра в стихотворениях. Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

1

Читать вслух. Определять настроение произведения, находить в тексте детали, которые делают стихотворение сходным с фольклорной сказкой, находить доказательства своего суждения. Выразительно читать стихотворный текст. Анализировать модель

29.01

75

Особенности авторского взгляда. М.Бородицкая «Колдунье не колдуется»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образ, созданный в стихотворении, его нетрадиционность. Декламировать стихотворение, инсценировать

30.01

76

Особенности авторского взгляда. Фрагмент сказки О.Пройслера «Маленькая Баба-Яга»

1

Читать вслух. Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста. Участвовать в диалоге. Делать выводы о принадлежности произведения к сказке или рассказу, обобщать ранее полученные знания об этих жанрах

31.01

77

О. Пройслер «Маленький водяной»,

«Маленькое привидение», Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

03.02

78

Мир авторской сказки. «Золотой

ключик» А. Толстого

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в сказке), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Участвовать в диалоге

05.02

79

Жанры в литературе и живописи.

А. Кушнер «Что я узнал!»

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию учебного текста. Творческая работа.

06.02

80

Исследуем законы рассказа. Л.Толстой «Акула»

1

Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Определять главную мысль произведения, находить части текста. Читать вслух.

07.02

81

Нравственная коллизия в рассказе Л.Толстого «Акула».

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения.. Участвовать в диалоге. Делить рассказ на части, выделять завязку, кульминацию, развязку. Описывать переживания героя;выборочный пересказ

10.02

82

Л.Толстой «Лебеди».

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения. Характеризовать особенности прочитанного произведения. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку. Пересказывать текст.

12.02

83

М.Пришвин «Глоток молока». Л.Дьяконов «Щенок и снег»

1

Выразительно читать прозаический и стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств

13.02

84

Проверь себя. Стр. 47

1

Отвечать на вопросы. Различать жанры произведений. Называть народные и авторские сказки, встретившиеся в главе. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими

14.02

85

Уроки добра. Э.Мошковская «Дедушка Дерево»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образ, созданный в стихотворении, выразительные средства, использованные для его создания.

Декламировать стихотворение

17.02

86

Уроки добра Г.Скребицкий «Передышка».

1

Выразительно читать текст . Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Осознавать нравоучительный характер произведения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для точного отражения характеров героев и событий сюжета

19.02

87

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка».

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.Участвовать в диалоге

20.02

88

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка»,

А. Куинджи «Березовая роща»

1

Определять настроение произведения живописи, описывать живописное полотно. Создавать собственный текст.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Сочинение по картине

устное или письменное

21.02

89

Следы волшебных сказок в авторских текстах.

Ф. Тютчев «Зима не даром злится...».

1

Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов, используемых для олицетворения. Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение.

24.02

90

В. Бианки –писатель и ученый. «Как Муравьишка домой спешил».

1

Характеризовать книгу: анализировать обложку, иллюстрации, аннотацию. Выбирать книгу в библиотеке. Читать вслух. Анализировать текст (сюжет в виде кумулятивной цепочки, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Участвовать в диалоге. Определять жанровую принадлежность произведения

26.02

91

В. Бианки –писатель и ученый. «Как Муравьишка домой спешил».

1

Воспринимать произведение на слух.

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сходства и различия с фольклорной сказкой (принцип организа ции сюжета_цепочки, сказочная форма обращения героя к персонажам) и с научным текстом (точность описания

способов передвижения разных насекомых, их внешний вид).

Находить в тексте особенности выразительных средств автора

27.02

92

Научный и художественный текст. В. Бианки

«Муравейник зашевелился»

1

Пересказывать текст. Презентовать свою иллюстрацию. Анализировать сюжет сказки, располагать иллюстрации по порядку следования

эпизодов в сказке. Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить в тексте особенности выразительных средств

автора. Находить черты сходства

и различия двух произведений одного автора.

28.02

93

«Точка зрения» художника в литературе

и живописи. С. Махотин «Жук», репродукции

Ф. Толстого.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения. Участвовать в диалоге. Определять эмоциональный настрой произведения живописи, описывать живописное  пол.

03.03

94

Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного.

1

Выразительно читать тексты. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения,

юмористического характера.

Анализировать текст, особенности авторских выразительных средств, выделять прием звукоподражания.

Создавать собственный текст, используя прием звукоподражания. Сравнивать прием звукоподражания в стихотворном и музыкальном произведениях  ( сочинение устное/письменное)

05.03

95

Э. Успенский «Разгром», А. Усачев

«Самый лучший день».

1

Выразительно читать текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств.  Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема

06.03

96

Уроки этики в авторском произведении. К.Ушинскй «Играющие собаки».

1

Выразительно читать Текст. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение отношения автора к изображаемому. Находить части текста, доказывающие высказанное суждение, несущие основную нагрузку нравоучительного характера.

07.03

97

Исследуем жанры устного народного творчества.

1

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать фольклорные и авторские произведения

для различения специфики каждого. Участвовать в диалоге.

10.03

98

Исследуем жанры устного народного творчества. Небылица. Прибаутка. Загадка. Считалка.

1

Выразительно читать тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать фольклорные и авторские произведения для различения специфики каждого. Участвовать в диалоге.

12.03

99

Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1

Читать вслух. Анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Определять жанровую принадлежность произведения, его специфику

13.03

100

Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1

Выразительно читать тексты. Анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Определять жанровую принадлежность произведения, его специфику.

Формулировать выводы о жанровых особенностях фольклорной и авторской сказки. Пересказ близко к тексту с использованием языка сказки.

14.03

101

Колыбельные в авторской поэзии.

1

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для создания настроения, юмористического характера. Анализировать текст, особенности авторских выразительных средств, сходство с фольклорной колыбельной. Выразительно читать тексты. Декламировать, инсценировать

17.03

102

Современная авторская сказка. Л.Петрушевская «Кот, который умел петь».

1

Воспринимать на слух произведение или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Находить черты сходства и различия с фольклорной сказкой; различать особенности авторских выразительных средств

19.03

103

Мир  детей и мир взрослых в рассказах. Л.Петрушевская «Кот, который умел петь»

1

Воспринимать на слух произведение или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сходства и различия с фольклорной сказкой; различать особенности авторских выразительных Средств. Пересказывать текст по плану.

20.03

104

Л.Петрушевская «Все непонятливые»,

Сравнение произведений одного автора.

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сказки. Находить в тексте особенности авторских выразительных средств. Делать выводы

21.03

105

Наедине с книгой. По произведениям Л.Петрушевской

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

31.03

106

Наедине с книгой. По произведениям Л.Петрушевской

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Сочинить новую сказку о Колобке

02.04

107

Проверь себя. Стр. 91

1

Воспринимать текст на слух. Анализировать текст. Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и построению текстов. Рефлексия. Оценивание результатов своего творчества

03.04

108

Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша»

1

Читать вслух. Воспринимать учебный текст: определять его цель. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать его особенности. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Формулировать выводы. Творческая работа

04.04

109

Н.Носов «Мишкина каша»

1

Воспринимать на слух произведение, в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки  героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые доказывают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

07.04

110

Н.Носов «Мишкина каша».характеры героев.

1

Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Доказывать собственное мнение цитатами из рассказа. Выразительно читать текст. Участвовать в диалоге.

Читать по ролям. Инсценировать

09.04

111

Юмор в литературном произведении. Тим Собакин «Дело и мастер». Н.Носов «Заплатка»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию. Предполагать дальнейшее развитие событий. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

10.04

112

Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело

и мастер».

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.  Участвовать в диалоге

11.04

113

Н.Носов «Как Незнайка сочинил стихи»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

14.04

114

Н.Носов «Как Незнайка сочинил стихи»

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Формулирование вывода о характере литературного героя. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана. Пересказ текста. Определение литературного героя по отрывкам из литературных произведений.

16.04

115

Наедине с книгой. Произведения Н.Носова

1

Пересказывать сюжет рассказа, выразительно читать отрывки из понравившегося рассказа. Воспринимать содержание

текста на слух. Отвечать на вопросы викторины

17.04

116

О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А. Вивальди, П. Чайковского.

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведений, находить в тексте отражение авторской позиции.  Выделять в текстах сравнения. Сравнивать стихотворное и музыкальное произведения

18.04

117

С. Козлов «В небе туча хмурится…», Н. Рыленков «После дождя».

1

Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов. Выделять в текстах сравнения. Сравнивать стихотворения

21.04

118

Дж. Родарит «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки».

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию. Находить черты сходства и различия с художественным (образность) и с научным текстом (точность описания). Находить в тексте особенности авторских выразительных средств

23.04

119

Сочиняем сказку. Сказка «Путешествие

капельки»

1

Пересказывать сюжеты сказок, выразительно читать отрывки из понравившейся сказки. Воспринимать на слух текст.

24.04

120

Мир детей в рассказе И.Пивоваровой «Мы пошли в театр». Понятие о видах искусства .

1

Читать вслух. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов

25.04

121

Работа над проектом «Поэзия и Живопись». Обобщающий урок.

1

Воспринимать информацию на слух. Участвовать в диалоге. Создание собственного текста на основе восприятия произведений архитектуры и живописи. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени

28.04

122

Проверь себя. Стр. 127

1

Отвечать на вопросы. Различать жанры произведений. Называть народные и авторские сказки, встретившиеся в главе. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Оформление проектного задания

30.04

123

Поэтические и живописные образы детей. С.Маршак, В.Лунин.

1

Читать вслух. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения. Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение

05.05

124

Поэтические и живописные образы детей. Э.Успенский. Картина З.Серебряковой «За завтраком». Работа над проектом.

1

Читать вслух. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение. Сравнивать стихотворение и живописное произведение. Сочинение по картине (устное или письменное)

07.05

125

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах»

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить в тексте отражение авторской позиции. Определять главную мысль произведения. Читать вслух части текста

08.05

126

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах»

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Определять главную мысль произведения, находить в тексте отражение авторской позиции.

Читать вслух. Исследовательская работа

12.05

127

Как смотрят на мир поэт и ребенок. А.Барто «В пустой квартире»

1

Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов,

используемых в произведении для создания его настроения.

14.05

128

Сопричастность миру семьи, Родины. А.Смирнов «Кто был на войне», Г.Ладонщиков «Вместе с дедушкой»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Творческое задание

15.05

129

Сопричастность миру семьи, Родины. В.Берестов «Мир», О.Высотская «Салют»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Чтение стихотворения наизусть.

16.05

130

А. Гайдар «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма.

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее

развитие событий, опираясь на оценку характеров и поступков героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

19.05

131

А. Гайдар «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

21.05

132

А.Гайдар «Чук и Гек». Часть 3,4. Устное сочинение о путешествии на поезде.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге. Читать по ролям

22.05

133

А.Гайдар «Чук и Гек». Часть 5. Темы, нравственные проблемы, характеры героев.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного

текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге. Работа в группах

23.05

134

А.Гайдар «Чук и Гек». Темы, нравственные проблемы, характеры героев.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, пересказывать сюжет по эпизодам. Характеризовать особенности произведения с точки зрения жанра (находить черты сходства с народной сказкой). Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге.

24.05

135

Проверь себя. Стр.171. М.Матусовский «С чего начинается родина»

1

Воспринимать текст на слух. Анализировать текст. Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и построению текстов. Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведения, находить в тексте

отражение авторской позиции. Выразительно читать стихотворный текст

26.05

136

Обобщающий урок. Презентация проекта.

1

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

28.05

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Литература

Свиридова В.Ю.  Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» ; 2011.

Методические рекомендации к курсу.

2. Специфическое сопровождение.

  • Иллюстрации к литературным произведениям
  • Портреты писателей
  • Репродукции произведений живописи
  • Магнитная доска
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

Тематическое планирование 3 класс литерное чтение

Литературное чтение по учебнику: Литературное чтение. 3 класс в 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. -  М: «Просвещение», 2013 год Школа России...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Конспект урока литерное чтение 3 класс «М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением автора; формирование умения понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать, работать над развитием грамотной речи учащи...

Урок литерного чтения по теме: В. К. Железников «Рыцарь» Класс: 2

Урок литерного чтения по теме: В.  К. Железников «Рыцарь» Класс: 2...

Технологическая карта урока литерного чтения на тему «Произведения К. Ушинского и Л. Толстого» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; развитие умения определять характер героев сказки, ...

Технологическая карта урока литерного чтения на тему: Сказки авторские и народные «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление со сказками «Курочка Ряба». Е. Чарушина «Теремок»; формирование умения определять тип сказки, ее главную мысль, характер героев....