Н.И.Сладков "Всему свое время".
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Н.И.Сладкова через ознакомление со сказкой "Всему свое время".
Формирование у учащихся представления об образе жизни и особенностях питания зимующих птиц и животных, взаимосвязи явлений живой и неживой природы.
Формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров.
Коррекция и развитие связной устной речи учащихся, расширение активного и пассивного словаря учащихся, коррекция логического мышления при анализе содержания произведения.
Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr.urok_.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок чтения и развития речи и природоведения в 4 классе Буткинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Берсенева Т.С. и Мокринская М.М.
Тема: Н.И.Сладков. «Всему свое время».
Цель:
Создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Н.И.Сладкова через ознакомление со сказкой «Всему свое время»;
- формирование представления у учащихся об образе жизни и особенностях питания зимующих птиц и животных, взаимосвязи явлений живой и неживой природы;
- формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
- формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;
- формирование умения читать текст по ролям.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- коррекция и развитие логического мышления при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи явлений живой и неживой природы;
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, при прослушивании рассказов.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать развитию эмоционально- волевой сферы учащихся;
- воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
- воспитывать нравственные качества учащихся;
- формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Н.И.Сладкова;
- формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.
Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки со словарными словами ноутбук, интерактивная доска, проектор, выставка книг Н.И.Сладкова, маски с изображением зверей и птиц, зеркала по количеству учащихся.
Ход урока:
1 Организационный момент.
(Учитель начальных классов)
- Сегодня у нас необычный урок чтения и природоведения. Будем вести его с Мариной Михайловной, учителем природоведения. Она будет учить вас в 5 классе.
(Слайд 1).
- При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!
- Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.
-Какой урок?
-Который по счету?
-Чему учимся на уроках чтения?
2. Логопедическая зарядка.
(Учитель природоведения).
- А чтобы четко читать, проведем гимнастику для губ и языка.
(Слайд 2).
(Учащиеся выполняют упражнения с опорой на зрительный анализатор перед зеркалом).
- Упражнение «Шарики». Надуваем щеки, перекатываем «шарики» из одной щеки в другую.
- Упражнение «Слоник». Вытянули губы вперед, как хоботок у слоника.
- Упражнение «Окошко». Широко открываем рот, растягиваем губы.
- Чередуем «Слоник» и «Окошко».
- Упражнение «Часики». Улыбнулись, открыли рот, вытащили острый язык и двигаем из одного уголка в другой.
- Упражнение «Лошадка». Цокаем языком.
- Молодцы!
3. Проверка домашнего задания.
(Учитель начальных классов)
- Что готовили к уроку? (Ответы детей).
- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Мужичок с ноготок» (дифференцированно).
- Почему так названо произведение?
4. Сообщение темы и цели урока.
(Учитель природоведения).
- Представляете, дети, я сегодня нарвала первых подснежников. Вот они!
(Слайд 3).
- Не верите? Почему? (Ответы детей).
- А хотелось и вам найти их?
- Почему сейчас нельзя?
- Правильно, ребята! Всему свое время!
- А когда найдете подснежники, все сразу сорвете или нет?
- Почему?
- Подснежники занесены в Красную книгу и рвать их нельзя!
(Учитель начальных классов)
- Дети, сегодня на уроке мы будем учиться читать по ролям, выразительно произведение Н.И.Сладкова.
- Прочитайте название произведения на доске!
(Слайд 4).
- О чем может быть это произведение?
5. Рассказ о биографии писателя.
(Учитель природоведения).
- Написал это произведение Николай Иванович Сладков.
(Слайд 5,6).
- Ребята, кто знает, о чем писал Сладков?
- Послушайте мой рассказ о писателе и постарайтесь ответить на это вопрос!
- Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю жизнь прожил в Санкт- Петербурге (Ленинграде). С детства он любил природу, интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо нее стал заниматься фотоохотой. Много путешествовал, эти путешествия отражен в его книгах. Первую книгу «Серебряный хвост» он написал в 1953 году. Всего написал более 60 книг.
- Посмотрите на обложки некоторых книг Н.И.Сладкова.
(Слайд 7).
- Кто понял, о чем писал Сладков?
- Правильно, дети, Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
- Когда и где он родился?
- Зачем Н.И.Сладков ходил в лес?
- Что такое фоторужье?
- Как Н.И.Сладков относился к природе, к растениям, к животным?
- Итак, Сладков писал произведения о природе.
6 Первичное знакомство с текстом произведения.
(Учитель начальных классов).
(Предварительный вопрос классу:
- Послушайте произведение «Всему свое время» и ответьте на мой вопрос.
- Почему так названо произведение?
- Определите его жанр!
-Докажите, что это сказка!
-Содержит сказка сведения о жизни животных и птиц?
- В жизни в лесу могла произойти такая история?
-Значит это познавательная сказка.
- Назовите героев сказки.
- С чего все началось?
-Почему?
-Чем все закончилось?
-Почему?
7. Работа над текстом сказки.
(учитель начальных классов)
- Будем работать над первой частью сказки.
- Прочитайте сказку глазами, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух!
3 группа -2 абзаца, 2 группа 3 абзаца.
- Какие слова непонятны?
(На доске слова на карточках)
(Работа над значением слов)
Чтение слов с ударением.
Свиристель (птица),
оскомина (ощущение во рту терпкости, вяжущей кислоты); тетерев-косач (птица),
мерещится (кажется);
ахнуть не успели (очень быстро);
закручинился (запечалился)
-Читаем эти слова!
(Обратить внимание на написание слова –свиристель).
-Довольны ли звери и птицы зимой?
- Каким голосом надо читать разговор животных?
- Чтение сказки вслух (дифференцированно).
8.Беседа на актуализацию знаний учащихся о животных.
(Учитель начальных классов)
-О каких зверях и птицах прочитали в сказке?
- Расскажите о медведе! Где живет? Чем питается? Как зимует?
(Слайд 8)
- Расскажите о сороке? Чем питается? Как проводит зиму?
(Слайд 9)
- А про свиристелей и тетерева-косача вам расскажет …
9. Рассказ о птицах
(Учитель природоведения)
- Ребята, я вам расскажу про тетерева и свиристеля.
- Чем питаются свиристели и тетерев-косач?
(Слайд 10,11, 12)
-Свиристель –маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. .Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны улетает на север.
Тетерев –косач живет круглый год в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Питается почками березы и лиственницы. Ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи и листья некоторых растений. Весной тетерева поют, токуют. Летом выводят птенцов.
- Чем питаются свиристели и тетерев – косач? (Ответы детей).
-Где проводит лето свиристель?
-Что делают тетерева весной?
10. Физминутка – релаксация. (презентация)
(Учитель начальных классов)
- А сейчас мы отдохнем!
- Какое время года по календарю? (Ответы детей).
-А через 2 дня наступит …(зима).
11. Чтение произведения по ролям.
(Учитель начальных классов).
-Поучимся читать по ролям! Распределим роли.
Автор, Сорока, Свиристель, Косач, Медведь.
- Выразительное чтение. Голосом подражаем героям сказки!
- Послушайте, как надо читать выразительно! Читает …
12. Анализ иллюстрации к сказке.
(Учитель начальных классов).
- К какой части сказки относится иллюстрация?
- Расскажите, что изображено на ней?
13 Инсценирование сказки -1части.
(Учитель природоведения)
-Ребята, представьте себя на месте героев сказки!
-Давайте попробуем их изобразить!
14.Выразительное чтение сказки.
(Учитель начальных классов)
-Покажите образец выразительного чтения!
(Чтение учащимися).
15.Домашнее задание.
(Учитель начальных классов)
-Дома научиться читать сказку по ролям (по абзацам).
3 гр. 1-3 абзац, 1,2 гр. стр.62 и рассказать о жизни птиц зимой.
16. Итог урока.
(Учитель начальных классов)
-Чему научились на уроке?
-Что запомнилось?
(Учитель природоведения)
-Что нового узнали о жизни животных?
- Понравился ли вам урок? Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и хорошее настроение. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.
(Учитель начальных классов)
-А что произошло с животными дальше, мы узнаем на следующем уроке.
- Рекомендую вам почитать и другие книги Н.И.Сладкова! (выставка книг).
-Спасибо за старание, с вами приятно работать!
-Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Н.И.Сладков "Всему своё время"
Конспект урока по литературе в начальной школе. Знакомство с новым литературным жанром - познавательной сказкой....
Урок чтения: Н. Сладков "Всему свое время"
Интегрированный урок: чтение - технология...
Конспект занятия "Береги свое время и время других "
Занятие формирует у учащихся быть пунктуальными, ценить время....
Классный час во 2 классе на тему «Береги свое время и время других»
Классный час для 2 классаКлассный час во 2 классе на тему «Береги свое время и время других»Подготовила Мухина М.С.Цели: учить ценить время, быть пунктуальными; показать важность собл...
Технологические карты окружающий мир 1 класс. Тема "Взгляни на человека. Всему свой черед" «ПЕРСПЕКТИВА»
Технологические картыдля работы по комплекту для начальной школы«ПЕРСПЕКТИВА» Окружающий мир 1 класс Тема разделаЧеловек и окружаю...
Внеклассное занятие "Всему свое время"
Занятие (окружающий мир+биология/анатомия) для учащихся 3-4 классов...
Конспект классного часа «Береги свое время и время других» (2 класс)
Тема: «Береги свое время и время других». Цель: формирование у учащихся ответственного отношения ко времени. Оборудование: презентация, раздаточные материалы. Подготовительная работа: подг...