Конспект урока по теме: Н.И.Сладков "Всему своё время"
методическая разработка по чтению (1,2 класс) на тему

Конспект урока по литературе в начальной школе. Знакомство с новым литературным жанром - познавательной сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vsemu_svoyo_vremya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Познавательная сказка Н. И. Сладкова «Всему свое время»

Цели урока:

  1. Учить разным способам работы с текстами разных стилей.
  2. Познакомить с жанром познавательной сказки.
  3. Совершенствовать навык чтения, обучать выразительному чтению, развивать речь.
  4. Учить делить текст на части, озаглавливать их.
  5. Вести к пониманию идеи сказки.

Ход урока:

  1. Повторение о литературных жанрах.

Послушайте отрывки из литературных произведений и определите их жанр.

(подготовленный ученик читает отрывок из произведения Н.И. Сладкова «Лиса-плясунья»)

Узнали произведение? Определите жанр.

(подготовленный ученик читает отрывок из научной статьи о лисе)

Откуда мог взять ученик этот прочитанный отрывок? Попробуйте определить жанр.

Чем похожи отрывки? (они о лисе, познавательные)

А в чем отличие?

Выводы. Сравниваем художественное произведение и научную статью.

  1. Проверка домашнего задания.

Произведение какого жанра читали к уроку?

Какую задачу вы поставили перед собой, составляя научную статью? (дать точные научные сведения)

Пользуясь планом, предложите свою работу нашему вниманию. Мы будем слушать и потом обсудим сумел ли… справиться с поставленной задачей.(3 ученика)

Интересно было составлять статью?

А если бы такое задание вы получили осенью, например, вы справились бы? Почему нет? (не умели, не было нужных знаний)

Представляете, какие задания нас ждут впереди, сколькому мы научимся! Ведь всему свое время.

  1. Сегодня мы познакомимся с произведение, которое так и называется «Всему свое время». Написал его Н. И. Сладков.

Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием? (предположения детей)

  1. Первичное восприятие.

Вот сейчас будем читать и проверим ваши предположения.

  1. Проверка первичного восприятия. Определение жанра.

Интересно было слушать?

Кто запомнил героев произведения?

Могла ли на самом деле произойти такая история?

Чего не могло быть? ( животные разговаривают, зима провалилась)

А содержит ли это произведение сведения о жизни животных?

Кто запомнил, какие? (свиристель с севера прилетает, косач в снегу спит и др.)

Как называются такие сведения, дающие нам знания?

Можно назвать это произведение сказкой?

А содержит ли она познавательный материал?

Определите жанр этого произведения.

Итак, мы познакомились с новым литературным жанром- познавательной сказкой. Действительно, с одной стороны, эта история – вымысел, а с другой позволяет нам понять важные природные закономерности.

Да и название у сказки не очень то сказочное. Будем разбираться и в этом.

  1. Анализ сказки.

Будем читать и сразу делить сказку на части. Начнет читать …, когда вы решите, что первая часть закончилась – поднимите руку, а … остановится.

Почему здесь закончилась 1 часть? ( дальше описывается, что зима провалилась)

Озаглавим эту часть. (Надоела зима)

Кому же надоела зима?

Прочитайте, что говорит свиристель?

Что значит «перебиваюсь с рябины …»? (нет разнообразной пищи, да и той, что есть – немного, приходиться перебиваться)

Что значит «оскомина на языке»? (как бы вкусно не было, надоела одна и та же пища)

Прочитайте реплику Косача.

Чем питается Косач? Что это за птица?

Что медведю в зиме не нравится?

Что значит мерещится?

Итак, какой же вывод сделала сорока? ( всем зима надоела)

Обсуждение выразительности чтения. Чтение по ролям.

Читаем вторую часть.

Почему здесь она заканчивается? (дальше о том, что зима вернулась)

Озаглавим эту часть. Выбрать лучшее из 3 названий:

1) Веселись, лесной народ!

2) И зима провалилась.

3) Голова кругом.

Почему второе название выбрали?

Возможно ли такое в жизни? Но в сказке возможно все.

Зачем же автор использует такой прием? ( автор как бы говорит, давайте посмотрим, что будет, если зима провалится.)

Найдите предложение, в котором говорится обрадовались ли герои лету?

Что значит - народ закручинился?

Почему же все загрустили?(оказались не готовы встретить лето)

Найдите в тексте доказательства этому.

Обсуждение:

Итак, как убедителен оказался приём автора, вот и увидели жители леса, что получится, если провалится зима. Плохо не само лето, а то, что настало оно не вовремя.

Дочитаем сказку до конца.

Найдите предложение, которое могло быть заголовком к этой части.(Снова зима.)

Стало ли обитателям леса легче оттого, что зима вернулась?

Почему же они больше не ругают зиму?

Что они поняли? (всему своё время)

Не напрасно Н.И.Сладков так назвал сказку, он хотел, чтобы это поняли лесные жители.

  1. Итоги.

В чём особенность жанра познавательной сказки?

  1. Д/з.

На следующем уроке мы сами будем сочинять познавательную сказку по аналогии со сказкой Сладкова. Только назовём её «Всему своё место».

Представим, что будет, если животные поменяются хвостами.

1). Узнать, для чего разным животным нужны хвосты.

Ответ есть в книге В.В.Бианки, в энциклопедии.

  1. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

конспект урока по теме:Скорость, время, расстояние. математика 4 класс

Подробный конспект урока с мультипродуктом-презентация!...

конспект урока на тему Время

данный конспект предназначен для 4 класса  по учебнику Биболетова  М.З....

конспект урока по теме Времена года

конспект урока  в 3-м классе по теме Времена года с приложениями...

Конспект урока по теме «Использование мультимедийных технологий во время урока-обобщения по теме «Животные»

Обобщающий урок  для 3 класса по теме "Животные" и смользованием мультимедийной доски. В конспект включены УУД. Учебник Starlight 3....