Конспект урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Рамазанова  Екатерина Александровна

Тема: К. Паустовский  «КОТ – ВОРЮГА».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_klass.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ 3 класс

Тема: К. Паустовский  «КОТ – ВОРЮГА».

Цели урока:

1. Представление учащимся русского писателя  К.Г. Паустовского

2. Освоение содержания рассказа и его нравственных уроков

3. Развивать навык правильного, сознательного  беглого, выразительного чтения; развивать  речь, мышление, память, внимание;  воспитывать чуткое, доброе отношение к  животным; познакомить с понятием  «юмористическое произведение».

Оборудование: тексты рассказа «Кот-ворюга», чистый лист бумаги, проектор, компьютер, экран, презентация.

Время: 40 минут.

                                       Ход урока

  1. Организационный момент:

(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

Опрос  домашнего задания

-Что нового вы узнали из произведения, который вы прочитали дома?

-Что вам понравилось - какой момент из произведения?

-Какие герои вам запомнились?

 2. Постановка цели урока

- Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «КОТ - ВОРЮГА».

- Какое произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.

(слайд) Встреча с этим писателем и его произведением поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными.

-Кто же такой Константин Георгиевич Паустовский? (слайд)

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

3.Работа с текстом.

Читаем заглавие. Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот)

-Как называет его автор? Что означает слово ворюга?

Рассмотрим иллюстрацию с.74

-Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз и позу кота.

-Можно ли предположить, чем любит лакомиться кот?

-Предположите, почему такая напряженная поза?

Первичное чтение рассказа хорошо читающими детьми.

- 1 часть читаю я, все остальные следим, я могу произнести  слово-ловушку, услышав это слово -  хлопните в ладоши 1 раз.

-Что же такое кукан? Опустите глазки вниз, Настя прочитай нам значение этого слова.

-СЛАЙД. Вот как выглядит кукан.

-Мы- кто это? От чьего лица ведётся повествование. (Пока не ясно, надо читать дальше)

-Что значит пришли в отчаяние? (То есть в состояние крайней безнадёжности, безысходности)

- Какой кот в этой части? Найдите слова в тексте, характеризующие его?

- Как звали кота за глаза? Что значит за глаза? (Ворюга)

-Чем же закончились поиски кота?

-Озаглавьте эту часть.

2 часть

-Что такое тесовая крыша? (Крыша, сделанная из тёса-тонкие доски из древесных пород)

СЛАЙД Посмотрите.

-Каким вы видите рассказчика? Как изменился  тон его речи?

-С какой интонацией нужно прочитать эту часть?(спокойно, умеренно)

-Меняется ли настроение рассказчика? Почему?

-Что такое босяцкие выходки? (Босяк-дездомный опустившийся человек бродяга)

Озаглавьте этот текст.

3 часть

-Как вел кот себя в ловушке? Найдите в тексте.

- как же удалось поймать кота?

_ Что такое плотица?(плотва-Маленькая пресноводная рыбка)

СЛАЙД

- Что такое мёртвая хватка?

-Как же выглядел кот при ближайшем осмотре? Найдите в тексте.

-Что решили сделать с котом?

-Почему его глаза были не благодарные, а нахальные?

Озаглавьте текст.

4 часть

-Сейчас мы узнаем какое же важное событие произошло?

Читаю я.

- какое же важное событие произошло?

-Почему Ворюгу переименовали в Милиционера?

-Почему кот совершил такой подвиг?

Работа над содержанием

-Какой это рассказ по настроению ( весёлый)

- К.Г. Паустовский с юмором описывает своего героя, кота – Ворюгу.

- Что же такое юмор?

 Юмор – это добродушно – насмешливое отношение к поступкам, поведению героев. Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим.

- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.

- Какова же идея этого произведения?

Давайте составим с вами схему, для выявления идеи этого произведения.

-Какие деяния совершал кот?(воровал)

СЛАЙД

-Был ли он замечен в своих злодеяниях?

-Что с ним дальше было? (поймали)

СЛАЙД

-Наказали его ребята?

-Что они сделали? (накормили)

СЛАЙД

-Как дальше себя повёл кот?

-Какой подвиг он совершил?

-Как его стали звать? (изменился)

Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.(Слайд)

- Анализировать текст мы будем по плану.

План: (слайд)

1)  Описание внешнего вида кота.

2)  Черты характера кота.

3)  Изменили отношение к коту. (Кот Милиционер.)

4)  Идея текста. (Добро побеждает зло.)

- В рассказе описание кота даётся в разных местах, найдите, зачитайте. (Выборочное чтение).

С помощью иллюстраций подводим итог его внешности. (слайд)

- Дальше в соответствии с планом назовите или зачитайте черты характера кота в начале произведения. (Бродяга, бандит, ворюга.)

- В конце произведения? (3 пункт плана). (Благодарен. Изменили отношение – он стал Милиционером).

  1. Итог урока:

- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке(домашнее задание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...