Конспект урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ 3 класс
Тема: К. Паустовский «КОТ – ВОРЮГА».
Цели урока:
1. Представление учащимся русского писателя К.Г. Паустовского
2. Освоение содержания рассказа и его нравственных уроков
3. Развивать навык правильного, сознательного беглого, выразительного чтения; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать чуткое, доброе отношение к животным; познакомить с понятием «юмористическое произведение».
Оборудование: тексты рассказа «Кот-ворюга», чистый лист бумаги, проектор, компьютер, экран, презентация.
Время: 40 минут.
Ход урока
- Организационный момент:
(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)
Опрос домашнего задания
-Что нового вы узнали из произведения, который вы прочитали дома?
-Что вам понравилось - какой момент из произведения?
-Какие герои вам запомнились?
2. Постановка цели урока
- Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «КОТ - ВОРЮГА».
- Какое произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.
(слайд) Встреча с этим писателем и его произведением поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными.
-Кто же такой Константин Георгиевич Паустовский? (слайд)
Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.
3.Работа с текстом.
Читаем заглавие. Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот)
-Как называет его автор? Что означает слово ворюга?
Рассмотрим иллюстрацию с.74
-Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз и позу кота.
-Можно ли предположить, чем любит лакомиться кот?
-Предположите, почему такая напряженная поза?
Первичное чтение рассказа хорошо читающими детьми.
- 1 часть читаю я, все остальные следим, я могу произнести слово-ловушку, услышав это слово - хлопните в ладоши 1 раз.
-Что же такое кукан? Опустите глазки вниз, Настя прочитай нам значение этого слова.
-СЛАЙД. Вот как выглядит кукан.
-Мы- кто это? От чьего лица ведётся повествование. (Пока не ясно, надо читать дальше)
-Что значит пришли в отчаяние? (То есть в состояние крайней безнадёжности, безысходности)
- Какой кот в этой части? Найдите слова в тексте, характеризующие его?
- Как звали кота за глаза? Что значит за глаза? (Ворюга)
-Чем же закончились поиски кота?
-Озаглавьте эту часть.
2 часть
-Что такое тесовая крыша? (Крыша, сделанная из тёса-тонкие доски из древесных пород)
СЛАЙД Посмотрите.
-Каким вы видите рассказчика? Как изменился тон его речи?
-С какой интонацией нужно прочитать эту часть?(спокойно, умеренно)
-Меняется ли настроение рассказчика? Почему?
-Что такое босяцкие выходки? (Босяк-дездомный опустившийся человек бродяга)
Озаглавьте этот текст.
3 часть
-Как вел кот себя в ловушке? Найдите в тексте.
- как же удалось поймать кота?
_ Что такое плотица?(плотва-Маленькая пресноводная рыбка)
СЛАЙД
- Что такое мёртвая хватка?
-Как же выглядел кот при ближайшем осмотре? Найдите в тексте.
-Что решили сделать с котом?
-Почему его глаза были не благодарные, а нахальные?
Озаглавьте текст.
4 часть
-Сейчас мы узнаем какое же важное событие произошло?
Читаю я.
- какое же важное событие произошло?
-Почему Ворюгу переименовали в Милиционера?
-Почему кот совершил такой подвиг?
Работа над содержанием
-Какой это рассказ по настроению ( весёлый)
- К.Г. Паустовский с юмором описывает своего героя, кота – Ворюгу.
- Что же такое юмор?
Юмор – это добродушно – насмешливое отношение к поступкам, поведению героев. Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим.
- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.
- Какова же идея этого произведения?
Давайте составим с вами схему, для выявления идеи этого произведения.
-Какие деяния совершал кот?(воровал)
СЛАЙД
-Был ли он замечен в своих злодеяниях?
-Что с ним дальше было? (поймали)
СЛАЙД
-Наказали его ребята?
-Что они сделали? (накормили)
СЛАЙД
-Как дальше себя повёл кот?
-Какой подвиг он совершил?
-Как его стали звать? (изменился)
Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.(Слайд)
- Анализировать текст мы будем по плану.
План: (слайд)
1) Описание внешнего вида кота.
2) Черты характера кота.
3) Изменили отношение к коту. (Кот Милиционер.)
4) Идея текста. (Добро побеждает зло.)
- В рассказе описание кота даётся в разных местах, найдите, зачитайте. (Выборочное чтение).
С помощью иллюстраций подводим итог его внешности. (слайд)
- Дальше в соответствии с планом назовите или зачитайте черты характера кота в начале произведения. (Бродяга, бандит, ворюга.)
- В конце произведения? (3 пункт плана). (Благодарен. Изменили отношение – он стал Милиционером).
- Итог урока:
- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке(домашнее задание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...