Буква Х.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кислая Анна Алексеевна

Урок обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_kh.doc39 КБ
Microsoft Office document icon bukva_kh.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

    Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.

Тема: Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [x’].

        

        Подготовила:        

        учитель начальных классов

        средней школы Чехов - 3

        Кислая А. А.

        декабрь 2006 год

Тема урока : Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки  х  , х   .

Цели :

          Обучающие: познакомить с новыми буквами и звуками, учить              давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, учить плавному чтению;

          Воспитывающие: воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к хлебу, уважать труд взрослых;

          Развивающие: развивать наблюдательность, фонематический слух, речь, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: персонажи сказки «Колобок»; слоги, слова на печатной основе; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей беречь хлеб».

        Ход урока.

Организационный момент.

 - Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Подравнялись. Тихонько сели. Но это ребята ещё не все гости . Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки ( слушание записи начала сказки «Колобок» ).

 - Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. ( показ персонажа). С ним  мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.

Повторение пройденного.

 - Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить. Загадки отгадать.

     - В золотой клубочек

       спрятался дубочек. (Жёлудь)

   - Сжался ты – не развернёшь, -

      На клубок, на мяч похож.

      Сто иголок, а не шьёшь

      - Не хочу, - ответил  ( ёж)

 - Было гладкое

   Прозрачное стекло.

   А под солнышком

   Под ярким – потекло. ( Лёд)

( Слова – отгадки вывешиваются на доску)

- Что общего в этих словах?

 - Чем интересна эта буква?

- А какие ещё буквы вы знаете, которые обозначают два звука?

 - Назовите звуки, которые обозначают мягкость согласного.

 - Произнесите слово жёлудь. Как произносится звук Ж ? А почему?

 - Назовите ещё один всегда твёрдый звук, который мы с вами изучили.

 - Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше.

Объяснение новой темы.

  1. Знакомство с новыми звуками.

 - Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Ребята, а волк к каким животным относится? Правильно – хищник.

 - А Колобок к чему относится? Правильно к хлебным изделиям.

 - Давайте произнесём эти слова: хлеб и хищник.

 - Что у них общего?

 - Произнесите первые звуки, с которых начинаются эти слова и назовите тему нашего урока.

 - Молодцы! Учитывая тему урока и опираясь на слова перечислите цели урока.

Познакомиться со…

Учиться отличать…        ( на доске)

Учиться читать…

 - Произнесите слово «хлеб», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику.

 - Произнесите слово  «хищник», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его.

 - Молодцы !

 - Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Помогите справиться с ним Колобку.

Игра «Кто внимательнее?»

Если в словах встречается звук х или х  , хлопайте в ладоши.

Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, пар, запах, хлеб, шорох, мох, шёлк.

Игра « Кто больше запомнит слов со звуком  х  .

 - Холодно! – хныкал хомяк – хохотун. – хатка хлипкая. Халат худой! Худо!

 - Хорошо! – хорохорился хомяк – хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой. Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы. Хороший хозяин хомяк – хлопотун.

 - Молодцы и с этим заданием помогли справится. Отпустил Волк Колобка. И покатился он дальше.

  1. Знакомство с новой буквой.

 - Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, буквы все рассыпал и не знает, какие вы буквы изучили, а какие нет.

 - Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши.

 - Ну, вот вы поприветствовали новую букву.

  - Это буква «Ха».

  - На что похожа буква      Х?

    Х – забавная игрушка,

    Деревянная вертушка –

    Ветру вольному подружка.

 - На что похожа буква Х ?

- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.

 - Скажите, в какой домик надо поселить букву Х.

 - С новой буквой мы познакомились. Теперь закрепим эти знания. Прочитаем слоги и слова с новой буквой.

Ха     ах      уха

Ху     ух      уход        (на доске)

Хо     ох      хор

Хе     ых      холод

- Продолжим нашу работу по учебнику. Откройте Азбуку на странице 161.

- Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?

 - Кого обычно встречают в России с хлебом с солью?

 - Почитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

 - Где выращивают хлеб?

- Посмотрите, как сто лет назад выращивали хлеб, и как сейчас. (вывешиваются картинки )

 - Объяснение по словарю значение слов «серп», «сноп».

Чтение текста на странице 162.  

  - С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.

- А навстречу ему Лиса . А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку подготовила.

 - Посмотрите на эту запись. Скажите, что здесь написано?

           - всему голова.

Худ обед, когда                нет.

- Какое задание можно составить с этими пословицами.

 - Прочитайте эти пословицы.

 - Какой у них общий смысл?

 - Как надо относиться к хлебу?

Чтение текста « Умей беречь хлеб».

  С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.

   На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей  его беречь.

 - Почему надо беречь хлеб?

 - И с  самым трудным заданием помогли Колобку справится. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.

Итог.

 - Что нового узнали на уроке?

 - С какими звуками и буквой познакомились?

 - Дайте характеристику звукам  х    х  .

 - Что больше всего понравилось на уроке?



Предварительный просмотр:

    Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.

Тема: Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [x’].

        

        Подготовила:        

        учитель начальных классов

        средней школы Чехов - 3

        Кислая А. А.

        декабрь 2006 год

Тема урока : Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки  х  , х   .

Цели :

          Обучающие: познакомить с новыми буквами и звуками, учить              давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, учить плавному чтению;

          Воспитывающие: воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к хлебу, уважать труд взрослых;

          Развивающие: развивать наблюдательность, фонематический слух, речь, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: персонажи сказки «Колобок»; слоги, слова на печатной основе; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей беречь хлеб».

        Ход урока.

Организационный момент.

 - Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Подравнялись. Тихонько сели. Но это ребята ещё не все гости . Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки ( слушание записи начала сказки «Колобок» ).

 - Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. ( показ персонажа). С ним  мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.

Повторение пройденного.

 - Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить. Загадки отгадать.

     - В золотой клубочек

       спрятался дубочек. (Жёлудь)

   - Сжался ты – не развернёшь, -

      На клубок, на мяч похож.

      Сто иголок, а не шьёшь

      - Не хочу, - ответил  ( ёж)

 - Было гладкое

   Прозрачное стекло.

   А под солнышком

   Под ярким – потекло. ( Лёд)

( Слова – отгадки вывешиваются на доску)

- Что общего в этих словах?

 - Чем интересна эта буква?

- А какие ещё буквы вы знаете, которые обозначают два звука?

 - Назовите звуки, которые обозначают мягкость согласного.

 - Произнесите слово жёлудь. Как произносится звук Ж ? А почему?

 - Назовите ещё один всегда твёрдый звук, который мы с вами изучили.

 - Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше.

Объяснение новой темы.

  1. Знакомство с новыми звуками.

 - Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Ребята, а волк к каким животным относится? Правильно – хищник.

 - А Колобок к чему относится? Правильно к хлебным изделиям.

 - Давайте произнесём эти слова: хлеб и хищник.

 - Что у них общего?

 - Произнесите первые звуки, с которых начинаются эти слова и назовите тему нашего урока.

 - Молодцы! Учитывая тему урока и опираясь на слова перечислите цели урока.

Познакомиться со…

Учиться отличать…        ( на доске)

Учиться читать…

 - Произнесите слово «хлеб», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику.

 - Произнесите слово  «хищник», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его.

 - Молодцы !

 - Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Помогите справиться с ним Колобку.

Игра «Кто внимательнее?»

Если в словах встречается звук х или х  , хлопайте в ладоши.

Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, пар, запах, хлеб, шорох, мох, шёлк.

Игра « Кто больше запомнит слов со звуком  х  .

 - Холодно! – хныкал хомяк – хохотун. – хатка хлипкая. Халат худой! Худо!

 - Хорошо! – хорохорился хомяк – хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой. Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы. Хороший хозяин хомяк – хлопотун.

 - Молодцы и с этим заданием помогли справится. Отпустил Волк Колобка. И покатился он дальше.

  1. Знакомство с новой буквой.

 - Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, буквы все рассыпал и не знает, какие вы буквы изучили, а какие нет.

 - Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши.

 - Ну, вот вы поприветствовали новую букву.

  - Это буква «Ха».

  - На что похожа буква      Х?

    Х – забавная игрушка,

    Деревянная вертушка –

    Ветру вольному подружка.

 - На что похожа буква Х ?

- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.

 - Скажите, в какой домик надо поселить букву Х.

 - С новой буквой мы познакомились. Теперь закрепим эти знания. Прочитаем слоги и слова с новой буквой.

Ха     ах      уха

Ху     ух      уход        (на доске)

Хо     ох      хор

Хе     ых      холод

- Продолжим нашу работу по учебнику. Откройте Азбуку на странице 161.

- Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?

 - Кого обычно встречают в России с хлебом с солью?

 - Почитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

 - Где выращивают хлеб?

- Посмотрите, как сто лет назад выращивали хлеб, и как сейчас. (вывешиваются картинки )

 - Объяснение по словарю значение слов «серп», «сноп».

Чтение текста на странице 162.  

  - С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.

- А навстречу ему Лиса . А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку подготовила.

 - Посмотрите на эту запись. Скажите, что здесь написано?

           - всему голова.

Худ обед, когда                нет.

- Какое задание можно составить с этими пословицами.

 - Прочитайте эти пословицы.

 - Какой у них общий смысл?

 - Как надо относиться к хлебу?

Чтение текста « Умей беречь хлеб».

  С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.

   На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей  его беречь.

 - Почему надо беречь хлеб?

 - И с  самым трудным заданием помогли Колобку справится. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.

Итог.

 - Что нового узнали на уроке?

 - С какими звуками и буквой познакомились?

 - Дайте характеристику звукам  х    х  .

 - Что больше всего понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...