Буква Х.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.
Тема: Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [x’].
Подготовила:
учитель начальных классов
средней школы Чехов - 3
Кислая А. А.
декабрь 2006 год
Тема урока : Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки х , х .
Цели :
Обучающие: познакомить с новыми буквами и звуками, учить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, учить плавному чтению;
Воспитывающие: воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к хлебу, уважать труд взрослых;
Развивающие: развивать наблюдательность, фонематический слух, речь, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: персонажи сказки «Колобок»; слоги, слова на печатной основе; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей беречь хлеб».
Ход урока.
Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Подравнялись. Тихонько сели. Но это ребята ещё не все гости . Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки ( слушание записи начала сказки «Колобок» ).
- Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. ( показ персонажа). С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.
Повторение пройденного.
- Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить. Загадки отгадать.
- В золотой клубочек
спрятался дубочек. (Жёлудь)
- Сжался ты – не развернёшь, -
На клубок, на мяч похож.
Сто иголок, а не шьёшь
- Не хочу, - ответил ( ёж)
- Было гладкое
Прозрачное стекло.
А под солнышком
Под ярким – потекло. ( Лёд)
( Слова – отгадки вывешиваются на доску)
- Что общего в этих словах?
- Чем интересна эта буква?
- А какие ещё буквы вы знаете, которые обозначают два звука?
- Назовите звуки, которые обозначают мягкость согласного.
- Произнесите слово жёлудь. Как произносится звук Ж ? А почему?
- Назовите ещё один всегда твёрдый звук, который мы с вами изучили.
- Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше.
Объяснение новой темы.
- Знакомство с новыми звуками.
- Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Ребята, а волк к каким животным относится? Правильно – хищник.
- А Колобок к чему относится? Правильно к хлебным изделиям.
- Давайте произнесём эти слова: хлеб и хищник.
- Что у них общего?
- Произнесите первые звуки, с которых начинаются эти слова и назовите тему нашего урока.
- Молодцы! Учитывая тему урока и опираясь на слова перечислите цели урока.
Познакомиться со…
Учиться отличать… ( на доске)
Учиться читать…
- Произнесите слово «хлеб», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику.
- Произнесите слово «хищник», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его.
- Молодцы !
- Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Помогите справиться с ним Колобку.
Игра «Кто внимательнее?»
Если в словах встречается звук х или х , хлопайте в ладоши.
Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, пар, запах, хлеб, шорох, мох, шёлк.
Игра « Кто больше запомнит слов со звуком х .
- Холодно! – хныкал хомяк – хохотун. – хатка хлипкая. Халат худой! Худо!
- Хорошо! – хорохорился хомяк – хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой. Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы. Хороший хозяин хомяк – хлопотун.
- Молодцы и с этим заданием помогли справится. Отпустил Волк Колобка. И покатился он дальше.
- Знакомство с новой буквой.
- Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, буквы все рассыпал и не знает, какие вы буквы изучили, а какие нет.
- Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши.
- Ну, вот вы поприветствовали новую букву.
- Это буква «Ха».
- На что похожа буква Х?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- На что похожа буква Х ?
- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.
- Скажите, в какой домик надо поселить букву Х.
- С новой буквой мы познакомились. Теперь закрепим эти знания. Прочитаем слоги и слова с новой буквой.
Ха ах уха
Ху ух уход (на доске)
Хо ох хор
Хе ых холод
- Продолжим нашу работу по учебнику. Откройте Азбуку на странице 161.
- Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?
- Кого обычно встречают в России с хлебом с солью?
- Почитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
- Где выращивают хлеб?
- Посмотрите, как сто лет назад выращивали хлеб, и как сейчас. (вывешиваются картинки )
- Объяснение по словарю значение слов «серп», «сноп».
Чтение текста на странице 162.
- С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.
- А навстречу ему Лиса . А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку подготовила.
- Посмотрите на эту запись. Скажите, что здесь написано?
- всему голова.
Худ обед, когда нет.
- Какое задание можно составить с этими пословицами.
- Прочитайте эти пословицы.
- Какой у них общий смысл?
- Как надо относиться к хлебу?
Чтение текста « Умей беречь хлеб».
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.
На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь.
- Почему надо беречь хлеб?
- И с самым трудным заданием помогли Колобку справится. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.
Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- С какими звуками и буквой познакомились?
- Дайте характеристику звукам х х .
- Что больше всего понравилось на уроке?
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.
Тема: Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [x’].
Подготовила:
учитель начальных классов
средней школы Чехов - 3
Кислая А. А.
декабрь 2006 год
Тема урока : Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки х , х .
Цели :
Обучающие: познакомить с новыми буквами и звуками, учить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, учить плавному чтению;
Воспитывающие: воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к хлебу, уважать труд взрослых;
Развивающие: развивать наблюдательность, фонематический слух, речь, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: персонажи сказки «Колобок»; слоги, слова на печатной основе; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей беречь хлеб».
Ход урока.
Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Подравнялись. Тихонько сели. Но это ребята ещё не все гости . Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки ( слушание записи начала сказки «Колобок» ).
- Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. ( показ персонажа). С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.
Повторение пройденного.
- Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить. Загадки отгадать.
- В золотой клубочек
спрятался дубочек. (Жёлудь)
- Сжался ты – не развернёшь, -
На клубок, на мяч похож.
Сто иголок, а не шьёшь
- Не хочу, - ответил ( ёж)
- Было гладкое
Прозрачное стекло.
А под солнышком
Под ярким – потекло. ( Лёд)
( Слова – отгадки вывешиваются на доску)
- Что общего в этих словах?
- Чем интересна эта буква?
- А какие ещё буквы вы знаете, которые обозначают два звука?
- Назовите звуки, которые обозначают мягкость согласного.
- Произнесите слово жёлудь. Как произносится звук Ж ? А почему?
- Назовите ещё один всегда твёрдый звук, который мы с вами изучили.
- Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше.
Объяснение новой темы.
- Знакомство с новыми звуками.
- Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Ребята, а волк к каким животным относится? Правильно – хищник.
- А Колобок к чему относится? Правильно к хлебным изделиям.
- Давайте произнесём эти слова: хлеб и хищник.
- Что у них общего?
- Произнесите первые звуки, с которых начинаются эти слова и назовите тему нашего урока.
- Молодцы! Учитывая тему урока и опираясь на слова перечислите цели урока.
Познакомиться со…
Учиться отличать… ( на доске)
Учиться читать…
- Произнесите слово «хлеб», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику.
- Произнесите слово «хищник», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его.
- Молодцы !
- Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Помогите справиться с ним Колобку.
Игра «Кто внимательнее?»
Если в словах встречается звук х или х , хлопайте в ладоши.
Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, пар, запах, хлеб, шорох, мох, шёлк.
Игра « Кто больше запомнит слов со звуком х .
- Холодно! – хныкал хомяк – хохотун. – хатка хлипкая. Халат худой! Худо!
- Хорошо! – хорохорился хомяк – хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой. Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы. Хороший хозяин хомяк – хлопотун.
- Молодцы и с этим заданием помогли справится. Отпустил Волк Колобка. И покатился он дальше.
- Знакомство с новой буквой.
- Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, буквы все рассыпал и не знает, какие вы буквы изучили, а какие нет.
- Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши.
- Ну, вот вы поприветствовали новую букву.
- Это буква «Ха».
- На что похожа буква Х?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- На что похожа буква Х ?
- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.
- Скажите, в какой домик надо поселить букву Х.
- С новой буквой мы познакомились. Теперь закрепим эти знания. Прочитаем слоги и слова с новой буквой.
Ха ах уха
Ху ух уход (на доске)
Хо ох хор
Хе ых холод
- Продолжим нашу работу по учебнику. Откройте Азбуку на странице 161.
- Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?
- Кого обычно встречают в России с хлебом с солью?
- Почитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
- Где выращивают хлеб?
- Посмотрите, как сто лет назад выращивали хлеб, и как сейчас. (вывешиваются картинки )
- Объяснение по словарю значение слов «серп», «сноп».
Чтение текста на странице 162.
- С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.
- А навстречу ему Лиса . А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку подготовила.
- Посмотрите на эту запись. Скажите, что здесь написано?
- всему голова.
Худ обед, когда нет.
- Какое задание можно составить с этими пословицами.
- Прочитайте эти пословицы.
- Какой у них общий смысл?
- Как надо относиться к хлебу?
Чтение текста « Умей беречь хлеб».
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.
На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь.
- Почему надо беречь хлеб?
- И с самым трудным заданием помогли Колобку справится. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.
Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- С какими звуками и буквой познакомились?
- Дайте характеристику звукам х х .
- Что больше всего понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...