план конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
план конспект урока литературного чтения по методике А.М. Кушнира 1 класс учебник Бунеева Р.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план конспект урока по чтении 1 класс | 44.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по обучению чтению
Класс 1 «Д»
Система учебников (УМК) « Школа 2100»
Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Учитель: Яковлева Мария Никитична
Тема. Воспитатели
Тип урока: знакомство с новой темой
Цели: Чтение целыми словами, овладение техникой чтения.
Научить петь песню со звуковым ориентиром (караоке);
Совершенствовать навык чтения со звуковым ориентиром. Приучаем к текстам. Воспитать доброжелательное, заботливое, ласковое отношение к младшим сестрам и братьям. Развитие навыков каллиграфического письма;
Развивающие: - развивать творческое воображение; образное мышление; внимание, речь.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность суждений; положительное отношение к младшим, бережное отношение к игрушкам.
УУД формируемые на уроке:
-регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция;
-познавательные: умения структурировать знания, знаково-символические моделирования, смысловое чтение , умение осознанно строить высказывания, построение логической цепи рассуждений, оценка процесса деятельности и результативности:-
-коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.
Оборудование: презентационный материал к уроку; аудиозаписи текста и песни, листы каждому с текстом песни.
Ход урока.
I. ОРГ. момент
- Добрый день!
- К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим улыбки.
II. Изучение новой темы
- Прослушивание песни «Спят усталые игрушки» (аудиозапись) одновременно слушают и «окрашивают» текст песенки, могут начать с раскрашивания картинки текста.
Перед тем как начнем читать на уроке сперва вспомним выученные СКОРОГОВОРКИ: (повторяем. Включается презентация )
- Поэтическая минутка
прочитаем стихотворения Эдуард Успенский с доски
У коляски нет колес,
У ежа отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из мишки лезет вата.
Были новыми игрушка,
А сейчас они старушки.
Так давайте поскорей
Взяли кисточки и клей,
Нитки, катушки
И вылечим игрушки.
- Какова тема этого стихотворения?
- Чему оно нас учит?
- Сегодня мы прочтем текст под названием Воспитатели. Как вы думаете, о чем будет говорится в этом рассказе.
- А теперь, ребята, у меня следующий вопрос - как мы должны читать?
(громко, выразительно, читать целыми словами)
III. Работа с текстом.
1) Прослушивание рассказа (слушают, находят трудные слова, не понятные им и отмечают карандашом)
2) Словарная работа: Чтение трудных для произношения слов с доски.
Объяснение их лексического значения:
Ясли по другому детский сад.
Кто такие ягнята? (детеныш овцы) (показать фото ягнят)
Резвятся – играют, шалят, шумят.
Приговаривают – зовет к завтраку.
Лакали молоко – пьют молоко. (с помощью языка)
Покрошила булку – измельчила булку.
- 3) Чтение стихотворения со звуковым ориентиром (запись)
Будьте внимательны.
Целевое задание.
- Почему стихотворение об игрушках, а называется «Воспитатели»?
IV. Физминутка. Отгадываем Загадки: (ответы появляются в слайдах)
У порога плачет
Коготоки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычит, запоет (КОШКА)
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. (ЛИСА) (Воспитанники младшей группы, у Яны)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок. (ПОРОСЕНОК)
С бородою, а не старик.
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается. (КОЗЕЛ)
Ходит печка,
Вся в колечках. (Овечка)
Они воспитанники старшой группы, у Оли.
(изображает походку животных: зайчик, кошка, медведь, )
- 4) Чтение за учительницей. (по одному предложению) тактильный метод
- 5) Чтение мальчики девочек, девочки мальчиков. (по одному предложению)
IV. Проверка первичного восприятия. Ответы на вопросы «да» - «нет»
- Таня и Катя - подруги? (нет)
- Девочки играли в школу? (Нет)
- Воспитанники – мягкие игрушки? (Да)
- Игрушки стали резвятся на снегу? (Нет)
- Лисята и котята – младшая группа? (Да)
- Ягнятам, козлятам и поросятам воспитательница Оля дала молоко? (Нет)
- Можно ли сказать что Яна и Оля заботливые девочки? (Да)
- Девочки играли до ужина? (Нет)
- Оля и Яна смогли бы сломать игрушки? (Нет)
- Когда подрастут девочки будут ли ласковыми, доброжелательными к малышам? (Да)
- Ответ на целевое задание
- Какое чувство испытывают каждая девочка (заботливости)
- Почему они стали играть в ясли? (Чувствует себя старшими, заботливыми)
- Кто понравился и почему?
- Выборочное чтение. (по абзацам)
- Игра: «Какой я?» Дети читают с доски утверждения и откладывают красный кружок если «да» и синий «нет».
- У меня много друзей
- Я помогаю младшим детям
- Я берегу свои игрушки
- Я умею делиться с игрушками, когда играю с друзьями.
- Исполнение песни «Спят усталые игрушки» (аудиозапись)
- Итог урока:
Понравился ли вам наш урок?
Чем понравился?
Какое чтение вам больше понравилось?
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА: поздравим наших гостей с прошедшим праздником 8 марта Алина Захарова и Павлик Петров
У порога плачет
Коготоки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычит, запоет (КОШКА)
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. (ЛИСА) (Воспитанники младшей группы, у Яны)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок. (ПОРОСЕНОК)
С бородою, а не старик.
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается. (КОЗЕЛ)
Ходит печка,
Вся в колечках. (Овечка)
Они воспитанники старшой группы, у Оли.
Игра: «да» - «нет»
1. Таня и Катя - подруги? (нет)
2. Девочки играли в школу? (Нет)
3. Воспитанники – мягкие игрушки? (Да)
4. Игрушки стали резвятся на снегу? (Нет)
5. Лисята и котята – младшая группа? (Да)
6. Ягнятам, козлятам и поросятам воспитательница Оля дала молоко? (Нет)
7. Можно ли сказать что Яна и Оля заботливые девочки? (Да)
8. Девочки играли до ужина? (Нет)
9. Оля и Яна смогли бы сломать игрушки? (Нет)
10. Когда подрастут девочки будут ли ласковыми, доброжелательными к малышам? (Да)
Глава 7 КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ МЕТОДИКА А. М. КУШНИРА
Малыш возьмет в руки букварь, кубики, азбуку, начнет заниматься. Пройдет год-два, и любой ребенок более или менее научится складывать буквы в слоги и слова. Можно ли назвать этот навык чтением? С натяжкой! Ведь чтение – это увлекательный мир, полный приключений, переживаний, слез, веселья. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением? Над этим вопросом задумался кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», директор НИИ школьных технологий, заместитель начальника управления школьных технологий Министерства образования РФ Алексей Михайлович Кушнир. Так появилась методика воспитания Читателя. Дети, занимавшиеся по Кушниру, любят книги и умеют не только быстро читать их, но и размышлять, переживать, анализировать. А еще они очень грамотно пишут. Почему же традиционным методикам не удается добиться таких высоких результатов? В чем секрет Алексея Кушнира?
ЧЕТЫРЕ МИНУСА ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК, И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ
Дети не любят читать
Вот малыша начали учить читать (не важно как – по звукам, буквам или слогами). Цель многих, даже разных, методик одна – формирование навыка чтения, а собственно чтение является отсроченным и весьма отдаленным событием. Ребенку предлагается огромный объем подготовительных упражнений, его заставляют многократно прочитывать по слогам короткие и примитивные букварные тексты. О понимании, тем более переживании прочитанного и речи нет. Словом, он выполняет бездумную, механическую работу, смысла которой не понимает. Период овладения приемлемой техникой чтения растягивается на годы. И каков же результат? Если, начиная читать, дети любят книгу (ведь они выросли на сказках, которые им читали родители), то к школе они чуть ли не ненавидят ее и чтение тоже.
В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя.
Кушнир считает, что чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не как его этапный суррогат. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. От этой установки и надо отталкиваться.
Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов. Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом появляются сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения.
Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.
Пишут безграмотно
Сложность русского языка заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Говорим «карова», но пишем-то «корова». Нужно запомнить написания всех слов, которые нельзя проверить. Казалось бы, для малыша, возможности памяти которого просто безграничны, это не такая уж и сложная задача. Но тут в дело освоения грамотности вмешивается методика обучения чтению.
Современные, принятые в школе программы основаны на фонематическом методе и обучают сначала звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит. А слышать его научили очень хорошо. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Утверждение, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, никто не подвергает сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука и умеет выделять звуки из речи.
Учебные программы начальной школы во времена наших мам и бабушек были построены на ином принципе – зрительном. Детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова. Малыши сразу привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате в экзаменационном сочинении на десять страниц текста было не более двух-четырех ошибок.
Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.
Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Нормально, природосообразно, просто – двигаться от слова к букве.
Читают медленно
Как начинают учить читать малыша? Вслух. Его учат правильно выговаривать буквы, читать громко и с выражением. Но Кушнир уверен, что громкое чтение письменного текста – это не чтение, а иная отдельная деятельность, в которой чтение исполняет служебную роль. Чтение вслух – это дополнительная сложность, а вовсе не тренировка навыка чтения.
Читать вслух не только сложно, но и вредно – уверен Кушнир. У ребенка создается устойчивый стереотип – выговаривать слова. И он продолжает их выговаривать, проговаривать даже тогда, когда читает про себя. Это ограничивает скорость чтения. В итоге – темп чтения молча (про себя) лишь незначительно превышает скорость чтения вслух. Для обучения быстрому чтению уже требуется переучивание.
Читают и не понимают
У чтения вслух есть и еще один минус.
Озвучивание и осмысливание текста – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Был проведен такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети поймут еще меньше, чем взрослые. В итоге нередко школьники умеют бегло озвучивать тексты, но абсолютно не понимают, что они читают.
Что делает малыш, если нужно понять текст? Кушнир доказал, что на начальном этапе обучения ребенок возвращается к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется еще один стереотип: обратное движение глаз – регрессия, действующая всю жизнь и сокращающая полезное время чтения. По методу Кушнира дети учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу слова.
ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ
Кто учитель
Кушнир не советует родителям учить детей читать. Чтение – очень важный и ответственный навык. Если научить неправильно, то можно навсегда отвратить ребенка от чтения, закрыть доступ к информации. Так что неуверенному в своих силах родителю лучше за эту задачу не браться, а довериться специалистам. У мам и пап другая задача – уверен Кушнир – сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем. Путь к этому один – читать ребенку книги вслух. И делать это нужно до 16-17 лет. Необходимо создать дома традицию семейного чтения. И тогда ребенок не бросит чтение.
Когда начинать
Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой.
Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно.
Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям.
Возможные ошибки родителей
1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов.
2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность.
3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель).
4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще.
5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст.
6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения.
УЧИМ ЧИТАТЬ
Дочтение: осваиваем алфавит
Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности.
Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук належится на букву.
Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др.
Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность.
Первый этап: читает мама
Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению.
Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть.
Обратите внимание!
На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал.
Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием.
Второй этап: берем в руки указку
Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка.
Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке.
Далее можно использовать магнитофонную запись вместо собственного громкого чтения. Записываете текст на магнитофон со скоростью 40-50 слов в минуту. При начитывании текста на пленку не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами.
Третий этап: наращивание темпа
Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту.
Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова.
Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно.
Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме.
Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса.
Четвертый этап: чтение-«схватывание»
Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст.
Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно.
И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать.
ЗА И ПРОТИВ
Плюсы методики
1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.
2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже.
3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.
4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.
5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно.
Минусы методики
1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.
2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.
3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.
Кому не стоит заниматься по Кушниру
Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.
Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.
Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мы учились читать сразу целыми словами. Очень успешно. И в школе все было просто: либо очень повезло, либо этот фонематический анализ для умеющих читать детей не страшен. На грамотности моих отпрысков это никак не отразилось.
Сын научился читать рано, сразу целыми словами, не по слогам. Но у него очень хорошая зрительная память: если он видит слово, то он сразу запоминает, как оно пишется. Некоторые слова произносит так, как они пишутся: говорил «яйцо», выделяя голосом «яй», сейчас часто слышу от него «сЕгодня», вместо привычного «сиводня». Логопед его слушала и сказала, что фонематический слух у сына «плоховато» развит. Но я подумала, что такие диагнозы четырехлетнему ребенку ставить рановато и внимания не обратила. А сейчас я вообще не понимаю, нужно ли нам делать упражнения на развитие фонематического слуха или нет. Ведь прекрасно читает и пишет! Видимо, этот анализ нужен, чтобы путался и безграмотно писал.
Наблюдая за сыном и его одноклассниками, вижу, что фонематический анализ и чтение от звука к букве отнимает массу сил у хорошо читающих детей, а нечитающих вообще вгоняет в ступор.
Мой Саня научился читать именно так – сразу целыми словами. Оказывается, это методика Кушнира. Я не знала, просто все интуитивно делала правильно. Садилась рядом с ним и читала следя пальчиком по строкам. Самый подходящий вариант для него оказался. У нас, правда, бывают сложности с осознанием прочитанного, если вслух читаем. Или чтение и понимание, или громкое выразительное чтение – в пустоту. Но, как я поняла, вслух читать и не нужно. Вот и хорошо!
Мне очень понравился метод Кушнира. Только моему сыну быстро надоело водить пальчиком по строкам. Не тот характер.
Старшего начинала учить читать с двух лет. К этому времени он знал (мог показать) все буквы. Пытались читать сразу целыми словами (по Доману), но дело не пошло. Сынок принципиально не понимал, зачем это надо. Ну, узнавал в три года несколько словечек из списка (папа, мама, собака, панда, яблоко и прочее), и все. Потом учились по таблице Зайцева. К сожалению, склеить кубики нам так и не удалось. К первому классу мы поняли, что читает он очень плохо. И его это не очень интересует. А потом нам попалась книжка «Капельки солнца». Стали читать вместе. Очень интересные тексты, сыну нравилось. И к весне он читал уже много, и книжки начали «толстеть». За «капельками» пошли веселые истории про детей, потом приключения, фантастика и прочее. В девять лет за два дня прочитал толстенный том «Гарри Поттера».
Мой сын пошел в первый класс. Я в шоке от новых методик обучения. Фонематический анализ! Для меня в университете фонетика была одним из самых трудных предметов. Бедные дети! Хорошо, мы научились читать заранее без всякой фонетики. А то бы к десятому классу, кроме азбуки, так бы ничего и не прочел.
На мой взгляд (филолога), именно обучение вдумчивому чтению про себя способствует развитию грамотности, чутью языка. А фонетику надо оставить до пятого класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс
Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...