Методическая разработка урока по литературному чтению «В.В.Бианки «Сова»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Малышева Тамара Ивановна

Урок предназначен для использования на уроках литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_bianki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая

разработка урока

по литературному чтению

«В.В. Бианки «Сова»


  1. Тема урока: В.В. Бианки «Сова»
  1. Цели:

продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Бианки; дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка»; развивать навыки выразительного, осознанного чтения; обогащать их словарный запас; развивать умение анализировать поступки героев и текст; воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Ожидаемый результат:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию и по  началу текста, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, пересказывать и отвечать на вопросы.

  1. Оборудование:

портрет и книги В. Бианки; карточки (текст для речевой разминки, задания) кроссворд.

  1. Ход урока.
  1. Организационный момент.
  1. Речевая разминка.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

  • Прочитайте стихотворение медленно.
  • Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
  • Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
  • Прочитайте весело (с удивлением, восхищением, сожалением)
  • Прочитайте выразительно.
  1. Постановка целей урока.
  • Сегодня мы познакомимся еще с одним  произведением В. Бианки. Как вы думаете, какая птица с древности считается символом мудрости и познания? Это голубь, ласточка или сова?
  • Почему вы выбрали этот ответ?
  • Сова считалась символом мудрости ещё у древних греков.
  • А что вы знаете об этой птице?
  • Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится  ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например, ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.
  1. Работа по теме урока.
  • Как вы думаете, что мы будем читать сегодня: сказку, рассказ или басню?
  • О чём, по-вашему, это произведение?
  • Проверим ваши предположения.

Первичное чтение.

Читаем вслух текст на стр.146.

Как вы думаете, что произойдет, когда сова не будет вылетать из дупла? Запомним некоторые предположения и посмотрим, что произойдет дальше.

Чтение произведения до слов: «Молчит Старик, ничего не говорит»

  • Почему Старик Сове раньше отвечал, а теперь молчит?
  • Помирится ли Старик с Совой? Проверим ваши предположения.
  • Чтение текста до конца.
  1. Словарная работа.
  • Как можно заменить слова и выражения?
  • Утекает - убегает.
  • Хорониться - прятаться, таиться.
  • Раздолье - много места.
  • Как бы худа не вышло - как бы беды не было.
  • Чай белить - добавлять молоко в чай.
  • Цветень - пыльца цветов.
  • Пойло - питательное питьё для скота.
  1. Обсуждение рассказа.
  • Понравилось  ли вам произведение В.Бианки?
  • Сказку или рассказ мы прочитали? Докажите.
  • Почему Сова рассердилась на Старика?
  • Что же произошло, когда Сова перестала летать на луг?
  • Что же пришлось сделать Старику?
  • Почему Сова простила Старика?
  • Так о чем эта сказка? Чему она нас учит?

Найдите и прочитайте диалоги героев.

  • Что можно сказать о речи Старика?
  • Интересно бы вам было поговорить с таким человеком?
  1. Работа с пословицами и поговорками.
  • Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
  • Выберите ту, которая больше подходит к данному произведению.
  • Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.
  • Глядит как сова, выпучив глаза.
  • Знать сокола по лёту, сову - по подъёму.
  1. Работа над текстом. Игра «Подскажи словечко»

Дети работают парами: получают карточки с цитатами  из произведения, читают, ищут в тексте (или вспоминают) и вставляют пропущенное слово, читают:

  • «Ты, Сова, - отчаянная ….» (голова)
  • «Улетела Сова, забралась в ...» (дуб)
  • «По лугу ветер гуляет, … наземь сыплет» (цветень).
  • «Мыши не волки, не зарежут ...»(тёлки).
  • «Что от них толку: ни мёду, ни воску,- ….только» (волдыри)
  • «Стоит на лугу … кормовистый» (клевер).
  • «Была … с клевера здорова» (Корова).
  • «Нечем стало Старику … белить» (чай)
  • «Уж ты, Совушка - ….. , из беды меня выручай» (вдовушка).
  • «... на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают» (шмели).
  1. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

1. На какое дерево забралась сова, обидевшись на старика?

3. Как мышка обращается к другой мышке?

5. От какой травы у коровы молоко прибавилось?

По вертикали

1. Как сова называет старика в начале рассказа?

2. Кто автор познавательной сказки «Сова»?

4. Какое чувство загнало мышей в норы?

  1. Рефлексия.

Составление синквейна. Работают парами, один ряд пишет синквейн «Старик», а другой «Сова». Например:

Сова.

Мудрая, дружелюбная.

Ловит, сидит, ждет.

Она хорошо проучила Старика.

Мир.

  1. Подведение итогов урока.
  • Какое произведение мы прочитали сегодня?
  • Кто его автор?
  • Чему учит нас произведение Бианки?
  1. Домашнее задание

Составить рассказ по рисункам на стр.151.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Музыкант"В. Бианки

Урок литературного чтения для 2 класса с презентацией...

Урок литературного чтения В.В.Бианки "Сова" 3-й класс

Тема: В.В.Бианки "Сова"Цели: 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – с...

презентация к уроку литературное чтение на тему "Бианки,мышонок пик"

презентация к уроку литературное чтение на тему    "Бианки,мышонок пик"...

Урок литературного чтения Виталий Валентинович Бианки "Сова"

На уроке литературного чтения по произведению В.В. Бианки "Сова" учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприним...

Урок по литературному чтению «В. В. Бианки «Мышонок Пик», 3 класс.

Урок по литературному чтению «В. В. Бианки «Мышонок Пик», 3 класс. 2018г 3четверть...

Открытый урок по литературному чтению "В.В. Бианки "СОВА"

Тема: «В. В. Бианки. «Сова»Цели и задачи урока:Образовательные:познакомить учащихся с новым материалом – произведением В. В. Бианки «Сова», с творчеством В. В. Биан...