календарно-тематическое планирование "Литературное чтение", "Окружающий мир" 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению и окружающему миру 3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_literatura.docx | 117.22 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема | Количест-во часов | ФГОС | ||||
Дата | Вид контроля | Содержание курса | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся | |||
I четверть (36 часов) «Уж небо осенью дышало…» (15 часов) | |||||||
1 2 3 | К.Г. Паустовский "Барсучий нос" | 3 | Знакомство с понятием "синоним". Формирование умения пользоваться словарем синонимов. | Развитие умения привлекать жизненный и читательский опыт для решения поставленной задачи. | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам или словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. | ||
4 | Научно-популярная статья «Барсук» | 1 | Приобретение знаний о научно-популярном жанре. Развитие умения делить текст на смысловые части и озаглавливать их. | ||||
5 | И.А. Бунин "Листопад» НРКК. Рубинский «День осени» | 1 | наизусть | Закрепление знаний о сравнении и рифме. | Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. | Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа. Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным, толковым словарём. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему. | |
6 7 | М.М. Пришвин "Хрустальный день" "Капитан-паук" Недос мотренные грибы" (из книги "Дорога к другу") НРК С. Школьникова «Зачарованный лес» | 2 | Знакомство с понятием "метафора". | Развитие умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. | |||
8 | Н. Рубцов "У сгнившей лесной избушки..." | 1 | наизусть | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. | ||
9 10 11 | К.Г. Паустовский "Подарок" | 3 | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | Развитие умения передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. | |||
12 13 | Внеклассное чтение Осень в произведениях русских писателей НРК А. Дементьев «Слепой заяц» | 2 | техника чтения | Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем | правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. | ||
14 | Научно-популярная статья «О живописи» | 1 | |||||
15 | Картинная галерея И. И. Левитан «Лесное озеро» НРКН. Цуприк «Айка» Проверочная работа (тест) по теме «Уж небо осенью дышало...» | 1 | Проверочная работа (тест) по теме «Уж небо осенью дышало...» | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. | ||
«Народные сказки» (15часов) | |||||||
16 17 18 | "Семь Симеонов" (русская народная сказка) | 3 | Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок. | Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений | Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведения изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. | ||
19 20 21 | "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо" (русская народная сказка) | 3 | Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок. | Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. | |||
22 23 | Внеклассное чтение Русские народные сказки | 2 | Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. | читать текст по ролям, участвовать в инсценировках. | |||
24 | Картинная галерея В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» | 1 | Литературная викторина | Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. | читать текст по ролям, участвовать в инсценировках. | ||
25 | Жаба-королева" (литовская народная сказка) | 1 | Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок. | Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. | |||
26 | "Птица Кахна" (таджикская народная сказка) | 1 | Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок. | Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. | |||
27 28 | "Как юноша любимую искал" (китайская народная сказка) | 2 | Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок. | Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. | |||
29 30 | Внеклассное чтение Сказки народов мира НРК П. Бажов «Про великого полоза» Внеклассное чтение Сказки народов мира Проверочная работа (тест) по теме «Народные сказки» | 1 1 | Проверочная работа (тест) по теме «Народные сказки» | Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок. | Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. | ||
«Поэтические страницы» (6 часов) | |||||||
31 | А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." (отрывок) | 1 | наизусть | Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем | Развитие умения выразительно читать лирическое произведение; внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного. | Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять своё впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле). | |
32 | Ю. Мориц "Песенка про сказку" | 1 | наизусть | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. | ||
33 | "Маленький скрипач" (немецкая народная баллада) | 1 | Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем | правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. | |||
34 | Г. Сапгир "Сны" | 1 | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | составлять план произведения, рассказы о героях; | |||
Резервные уроки по темам:
| |||||||
II четверть (28 часов) «О мужестве и любви» (11 часов) | |||||||
35 36 37 | В. Белов "Верный и Малька" "Малька провинилась" | 3 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. | Развитие умения давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рас сказывать по плану. | Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять своё и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. Формировать представление о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр). | ||
38 | Научно-популярная статья «Больше чем просто собака» | 1 | |||||
39 | И.С. Тургенев "Воробей" | 1 | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | составлять план произведения, рассказы о героях; | |||
40 41 | Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка" | 2 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. | составлять план произведения, рассказы о героях; | |||
42 43 | Л.Н. Толстой "Прыжок" (быль) | 2 | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | составлять план произведения, рассказы о героях; | |||
44 45 | Внеклассное чтение Сказки Е. Шварца, В. Каверина | 2 | Проверочная работа (тест) по теме «О мужестве и любви » | Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. | делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие | ||
«Зима ждала, ждала природа…» (8 часов) | |||||||
46 | Научно-популярная статья «Ледяное дыхание Арктики» | 1 | Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведений изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики. | ||||
47 | А.С. Пушкин "В тот год осенняя погода..." (отрывок из романа "Евгений Онегин" | 1 | Знакомство с понятием "олицетворение". | Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения. | |||
48 49 | "Зимнее утро" "Зимняя дорога" (отрывок) | 2 | наизусть | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. | правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. | ||
50 | Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..." | 1 | наизусть | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. | правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. | ||
51 | С. Есенин "Разгулялась вьюга..." | 1 | Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе. | правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударен ия. | |||
52 | Картинная галерея Н. Крылов «Зима» НРК С. Школьникова «Тихий снег» | 1 | Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе. | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | |||
53 | Внеклассное чтение Стихи и проза о зиме А. Гольдберг «Зимняя сказка» | 1 | Проверочная работа (тест) по теме «Зимы ждала, ждала природа» | Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе. | делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие | ||
«Авторские сказки» (14 часов) | |||||||
54 55 56 57 58 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 5 | наизусть отрывок | Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. | Развитие умения объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором. | Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. Формировать нравственное чувство и нравственное сознание. Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относится к переживаниям других людей. | |
59 60 61 62 | Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 4 | Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. | Развитие умения составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. | |||
III четверть (40 часов) | |||||||
63 | Л.Н. Толстой «Царь и рубашка» | 1 | Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. | читать текст по ролям, участвовать в инсценировках. | |||
64 65 | Внеклассное чтение Х. К. Андерсен Сказки НРК М Гроссман «Непутёвый» | 2 | Провер работа (тест) по теме «Авторские сказки» | Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе. | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | ||
Резервные уроки по теме:
| |||||||
«Басни» (9 часов) | |||||||
66 67 | О. Мандельштам «Муха» | 2 | Знакомство с особенностями басни как жанра. | Развитие умения постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. | Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. Формировать представление о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. | ||
68 | Л.Н. Толстой «Отец и сыновья» | 1 | Знакомство с особенностями басни как жанра. | Формирование умения связывать смысл мора ли басни с собственным жизненным опытом. | |||
69 70 71 | И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» «Слон и Моська» «Две Бочки» | 3 | Наизусть | Знакомство с особенностями басни как жанра. | Развитие умения понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни, сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц. | ||
72 73 | Пословицы НРК В. Савин «К солнцу» | 2 | Практическая работа «Басни» | различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); | |||
74 | Федр «Лягушка и мышь» Крылов «Мышь и крыса» | 1 | |||||
«Братья наши меньшие» (16 часов) | |||||||
75 76 77 78 | А.П. Чехов «Белолобый | 4 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | Развитие умения объяснять свое отношение к прочитанному, выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей, выявлять авторское от ношение к ним, составлять план рассказа по предложенной теме, объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы. | Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопросы фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приёмы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относится к живой природе. | ||
79 80 81 | М.М. Пришвин «Лимон» | 3 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | Развитие умения определять тему и главную мысль произведения. | |||
82 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | составлять план произведения, рассказы о героях; | |||
83 84 | К.Г. Паустовский «Кот Ворюга» | 2 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | составлять план произведения, рассказы о героях; | |||
85 | Научно-популярная статья «Кошка» | 1 | |||||
86 87 | Внеклассное чтение Книги о животных НРК Н. Ваторопина«Воронко» | 2 | Литературная викторина | Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | ||
88 | Картинная галерея БартоломеоМурильо «Мальчик с собакой» | 1 | различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | |||
Резервные уроки по теме:
| |||||||
«О совести и долге» (13 часов) | |||||||
89 90 91 92 | Ю. Яковлев "Полосатая палка" (в сокращении)- | 4 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. | Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к нему. Формировать представление о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. | ||
93 94 | А. Платонов "Разно цветная бабочка" (легенда) НРК Р. Шагалеев«Лошадь» | 2 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | Развитие умения составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. | |||
95 | Научно-популярная статья «Бабочки рядом с человеком» | 1 | |||||
96 | А. Кешоков "Мне больно, мальчики" | 1 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | читать текст по ролям, участвовать в инсценировках. | |||
97 98 | К.Г. Паустовский "Теплый хлеб" | 2 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | |||
IV четверть (32 часа) | |||||||
99 | К.Г. Паустовский "Теплый хлеб" | 1 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | |||
100 | Научно-популярная статья «Лошадь» | 1 | |||||
101 | Внеклассное чтение Произведения К. Г. Паустовского | 1 | Проверочная работа (тест) по теме «О совести и долге» | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | ||
«Весна пришла» (10 часов) | |||||||
102 103 | "Жаворонушки..." "Березонька" | 2 | наизусть | различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); | Развитие интереса к устному народному творчеству, внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. | Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведений. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках. | |
104 | Научно-популярная статья «Изменение погоды» | 1 | |||||
105 | А.А. Фет "Весенний дождь" НРК Л. Татьяничева «Лучшее время года» | 1 | наизусть | Закрепление знаний о понятиях "сравнение", "метафора", "олицетворение". | делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие | ||
106 | М.М. Пришвин "Лесная капель" | 1 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | |||
107 | К.Д. Бальмонт "Золотая рыбка" | 1 | наизусть | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие | ||
108 | А.А. Фет "Рыбка | 1 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | Развитие устного и письменного творчества учащихся | |||
109 | Внеклассное чтение Народные песни. НРК Л. Татьяничева «Малахит» | 1 | Литературная викторина | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | |||
Резервные уроки по теме:
| |||||||
«И в шутку, и в серьёз» (19 часов) | |||||||
110 | Шутки-прибаутки | 1 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица. | Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. | ||
111 | "Болтливая баба" (русская народная сказка) | 1 | Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. | читать текст по ролям, участвовать в инсценировках. | |||
112 113 114 | А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги") | 3 | Конкурс лучшего чтеца | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | Определять своё отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. | |
115 116 | С. Маршак "Про двух соседей" (кавказская народная сказка) "Старуха, дверь закрой!" (народная сказка) | 2 | различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; | читать текст по ролям, участвовать в инсценировках. | Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой. | ||
117 118 119 120 | М. Зощенко "Великие путешественники" | 4 | Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | |||
121 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом» НРК Н. Ваторопина«Музыка» | 1 | Проверка техники чтения | различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); | Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. | ||
122 123 124 | Внеклассное чтение Детская периодическая литература | 3 | Проверочная работа (тест) по теме «И в шутку, и всерьёз» | ||||
Резервные уроки по теме: | |||||||
Итого | 136 часов |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема | Количество часов | ФГОС | ||||
Дата | Вид контроля | Содержание курса | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся | |||
I четверть (18 часов) Природа вокруг нас (8 часов) | |||||||
1 | Что нас окружает. | 1 | что такое явление природы; | Знать понятие «окружающая среда человека»; что изучает экология. Уметь приводить примеры предметов, которые изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы; объяснять выражение «в природе все взаимосвязано»; рассказывать, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Осуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая) Приводить примеры явлений природы. Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по различным признакам. Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы. Выражать своё эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках. Составлять план наблюдений. Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ; называть существенные свойства, классифицировать. | ||
2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». | 1 | . | Особенности живой и неживой природы | Знать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы, особенности влияния деятельности человека на природу | ||
3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу». | 1 | Положительное и отрицательное влияние человека на природу | Знать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы, особенности влияния деятельности человека на природу | |||
4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. | 1 | что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса; что такое открытая и закрытая линия горизонта | Знать, что пространство, которое мы видим вокруг себя, называют горизонтом; 4 основные стороны горизонта (север, юг, восток, запад) и промежуточные стороны горизонта (северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток). Уметь определять, на каком рисунке изображена закрытая местность, а на каком открытая; определять, можно ли назвать местность перед зданием школы открытой; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта | |||
5 | Ориентирование по компасу и местным признакам. | 1 | Практическая работа | что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса | Знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; как можно ориентироваться по местным признакам. Уметь пользоваться компасом; выполнять самодельный компас; пользоваться справочной литературой; объяснять, как в полдень можно определять стороны горизонта по Солнцу; сравнивать таяние с южной и с северной сторон домов; рассказывать, как можно ориентироваться по местным признакам. | ||
6 | Экскурсия «Ориентирование на местности». | 1 | что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса | Уметь пользоваться компасом; выполнять самодельный компас; пользоваться справочной литературой; объяснять, как в полдень можно определять стороны горизонта по Солнцу; сравнивать таяние с южной и с северной сторон домов; рассказывать, как можно ориентироваться по местным признакам. | |||
7 | Явления природы. | 1 | что такое явление природы; о физических и химических явлениях природы | Знать понятие «явления природы». Уметь называть явления природы, изображенные на рисунках; определять время года, свойственное для каждого природного явления; рассказывать, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул; приводить примеры физических и химических явлений. Иметь представление о физических и химических явлениях. | |||
8 | Свойства тел и веществ. | 1 | Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас» | что называют свойством тела и вещества; | Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество. Иметь представление о том, что каждое тело занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; что все жидкости и твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются; о строении веществ. Уметь выделять главные (существенные) признаки тел; сравнивать свойства двух тел, выделять общие и отличительные признаки; объяснять, что такое существенные свойства тел; определять свойства сахарного песка и соли; сравнивать по рисунку, как располагаются молекулы жидкости, газа и твердого вещества. | ||
Вода, воздух, горные породы и почва (16 часов) | |||||||
9 | Свойства воды в жидком состоянии. | 1 | о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое; | Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, газообразное, твердое). Уметь приводить примеры воды в трех состояниях; определять свойства воды в жидком состоянии; заполнять схему «Свойства воды»; доказывать, что вода текуча и принимает форму того сосуда, в который ее наливают; называть свойства воды. | Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ. Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое. Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь. Приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть части водоёмов; рассказывать об использовании и охране водоёмов. Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни. Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха. Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых. Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость её охраны. | ||
10 | Вода-растворитель. | 1 | легко определяемые свойства воды | Знать, что вода с растворенными в ней веществами называется раствором. Уметь приводить примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде, и веществ, которые почти не растворяются; называть свойство растворов, которое позволяет легко отличить их от других жидкостей; находить ошибки в обобщающих таблицах; рассказывать, как очистить грязную воду; проводить опыты | |||
11 | Свойства льда, снега и пара. | 1 | что такое явление природы; о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое; легко определяемые свойства воды | Знать, что снег и лед – это вода в твердом состоянии. Уметь сравнивать лед и другие вещества по цвету; устанавливать свойства льда; объяснять, почему во время ледохода лед плавает по поверхности воды, а не тонет; проводить опыты; называть свойства пара, которые делают его невидимым; выделять существенные при знаки снега, льда, пара; пользоваться справочной литературой; устанавливать с помощью опытов, при какой температуре снег и лед тают | |||
12 | Родники. | 1 | о водоёмах (река, озеро, море); | Знать, как образуются родники. Уметь доказывать, что глина не пропускает воду; рассказывать, какая вода называется минеральной; описывать родник родного края; придумывать плакат на тему «Охраняйте родники»; отделять соль от речного песка | |||
13 | Водоемы (река, озеро, море, пруд, водохранилище).НРК стр.55 | 1 | о водоёмах (река, озеро, море); | Знать виды водоемов (озеро, река, пруд, водохранилище, океан, море). Уметь рассматривать схему озера; определять, какая река впадает в озеро, а какая вытекает из него; показывать на схеме устье и исток реки; рассказывать, чем отличается озеро от реки, пруд от озера, озеро от моря. Море от водохранилища, река от канала; подбирать репродукции картин художников, на которых изображены водоемы; отгадывать загадки; называть водоемы родного края; объяснять, почему не следует ходить по только что замерзшей поверхности водоема; проводить наблюдения за водоемом зимой | |||
14 | Облака, роса, туман, иней, изморозь. | 1 | что такое явление природы; о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое; | Знать, как образуются облака, виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса – это капли воды на поверхности почвы и растений; туман – это скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды. Уметь объяснять, почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой – снег; указывать, на какой высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака; рассуждать на вопрос «Почему дождь хорошо, а почему плохо?»; проводитЬ наблюдения за небом; объяснять, как возникают такие явления природы, как роса, туман, изморозь; находить сходство и различие между туманом и облаками; составлять небольшие рассказы на темы «Роса», «Туман», «Изморозь» | |||
15 | Круговорот воды в природе. | 1 | о круговороте воды в природе; | Знать, как происходит круговорот воды в природе. Уметь объяснять, почему воду называют «вечной странницей»; называть свойства воды, которые обеспечивают ее круговорот в природе; рассказывать об опыте, в котором вода превращается в пар, а пар в воду; придумать рассказ «Путешествие капельки воды» | |||
16 | Использование и охрана воды. | 1 | Тест «Свойства воды. Вода в природе» | о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования | Знать, как люди используют воду. Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды. Уметь анализировать схему «Вода в жизни человека»; объяснять, почему воду называют «другом» и «помощником» человека; рассказывать, почему запрещается спускать в водоемы использованную воду; придумать плакат на тему «Нам нужна чистая вода» | ||
17 | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | 1 | состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси); | Знать понятие «атмосфера». Уметь объяснять выражение «окружающая нас воздушная среда»; придумывать опыты, с помощью которых можно доказать, что нас окружает воздух; рассказывать, сколько воздуха нужно человеку в спокойном состоянии; определять по диаграмме, какого газа больше всего в воздухе, а какого меньше; объяснять, почему космонавты берут с собой в космос кислород | |||
18 | Свойства воздуха. | 1 | Самостоятельная работа | легко определяемые свойства воздуха (3—4); | Знать свойства воздуха. Уметь называть свойства воздуха (плохо проводит тепло, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается); доказывать, что воздух, который во многих телах природы, легче воды; объяснять, какое свойство воздуха позволяет нам видеть окружающий мир | ||
II четверть (14 часов) | |||||||
19 | Ветер. | 1 | об использовании энергии воды и ветра | Знать, что ветер – это движение воздуха над поверхностью земли. Уметь объяснять, как образуется ветер; придумывать опыт, который бы доказал, что теплый воздух поднимается вверх; объяснять, почему ветряные двигатели не загрязняют воздух; объяснять, почему свистит ветер | Участвовать в природоохранных мероприятиях. Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации. Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах, делать выводы из наблюдаемых явлений. Исследовать: Состав воздуха на основе демонстрационных опытов; Свойства воздуха на основе де-монстрационныхи самостоятельных опытов и характеризовать их; Свойства песка, глины (опыты, групповая работа), состав почвы на основе опытов. | ||
20 | Охрана воздуха. | 1 | Тест «Воздух» | о необходимости охраны воздуха от загрязнения; | Знать, почему воздух необходимо охранять от загрязнений. Уметь рассказывать, как сберечь чистоту воздуха; объяснять, почему растения называют «легкими» города | ||
21 | Горные породы. Полезные ископаемые. НРК стр.38 | 1 | что такое горные породы и полезные ископаемые | Знать понятие «горные породы». Уметь рассказывать, как залегают слои горных пород; объяснять, почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами; наблюдать, как расположены слои горных пород, какого они цвета | |||
22 | Песок, глина, гранит, известняк. | 1 | Практическая работа | свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком | Знать, что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев земли. Уметь рассказывать о свойствах песка и глины; выполнять практические работы; заполнять таблицу «Полезные ископаемые»; сравнивать свойства глины и песка, песка и гранита, гранита и известняка; рассматривать образцы речного песка | ||
23 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. НРК стр. 47 | 1 | о необходимости бережного использования полезныхископаемых; | Знать, как используют песок, глину, известняк, гранит. Уметь рассказывать, как используют различные полезные ископаемые; приводить примеры; называть горючие полезные ископаемые; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как добывают полезные ископаемые; сравнивать шахту и карьер | |||
24 | Почва. | 1 | Проверочная работа по теме «Вода, воздух, горные породы и почва» | о почве, её значении и необходимости охраны; | Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву. Уметь рассказывать, как образуется почва; сравнивать почву и горную породу; рассказывать, от чего зависит плодородие почвы; доказывать, что в почве есть воздух, вода, песок и глина; проводить опыты | ||
О царствах живой природы (16 часов) | |||||||
25 | Четыре царства живой природы. | 1 | Практическая работа | о четырёх царствах живой природы; | Знать царства живой природы; чем живые существа отличаются от тел неживой природы; какие среды обитания населяют живые существа; строение растений. Уметь сравнивать условия жизни в разных средах; приводить примеры сходств и различий между растениями, животными, грибами и бактериями; приводить примеры живых существ, обитающих в наземно-воздушной, водной и почвенной средах; приводить примеры живых существ, обитающих не в одной, а в двух среда; описывать по плану любое растение; сравнивать корни различных растений; стебли, листья; называть главное сходство плодов; указывать, какое значение имеют для растений его органы. | Объяснять различия объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы. Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Доказывать опытным путём некоторые жизненные процессы растений. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы. Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информацией, характерные для животных. Приводить примеры особенностей органов чувств разных животных. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных. Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов. Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей. | |
26 | Строение растений. | 1 | об органах растений и их значении о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; | Иметь представление о строении цветка (лепестки, пестик, тычинка, чашелистик); о листовой почке и цветочной почке | |||
27 | Разнообразие растений.НРК стр. 66 | 1 | о некоторых группах растений и их отличительных признаках | Знать о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения). Иметь представление о группах растений. Уметь сравнивать водоросли и остальные группы растений; рассказывать, чем размножаются мхи и папоротники; называть отличия цветковых растений от хвойных; объяснять названия некоторых растений. | |||
28 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | о некоторых группах растений и их отличительных признаках о предках культурных растений и домашних животных | Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь сравнивать культурные и дикорастущие растения; рассказывать, как люди научились выращивать растения; объяснять, почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайные, чем их дикорастущие предки | |||
29 | Жизнь растений. | 1 | о некоторых группах растений и их отличительных признаках об особенностях питания и дыхания растений | Знать, что растение – это живое существо, организм. Уметь доказывать, что растения поглощают воду из почвы; что получают из почвы вместе с водой; определять, какое свойство воды особенно важно для растений; объяснять, какое значение имеет сахар и крахмал, которые образуются в листьях; объяснять, зачем люди рыхлят почву | |||
30 | Размножение и развитие растений. | 1 | особенности размножения и развития растений об условиях прорастания семян; | Знать, что такое опыление; как опыляются цветки растений; какое значение имеет опыление в жизни растений. Уметь определять, от каких растений данные семена; рассказывать, как растения распространяют свои семена; объяснять, почему первым из семени вырастает корень; доказывать, что для прорастания семенам необходимы вода, воздух, тепло | |||
Доп.урок | Развитие растения из семени | 1 | Этапы развития растений из семени | Развивать знания детей о развитии растения из семени. Выявить опытным путём условия, необходимые для развития растения из семени. | |||
31 | Охрана растений.НРК стр.71 | 1 | Тест «Растения» | положительного и отрицательного отношения человека к природе; | Знать, почему растения нуждаются в бережном отношении; как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения. Уметь объяснять выражение «бережное отношение к растениям»; рассказывать, почему сократилось количество дикорастущих растений красивыми цветками; приводить примеры редких растений, рассказывать, как охраняются растения в нашей стране. | ||
32 | Строение животных. | 1 | об отличительных признаках основных групп животных | Знать, из каких веществ состоит организм животного. Уметь описывать домашнее животное по плану; приводить примеры наружных органов животных; рассказывать о значении органов животных; приводить примеры внутренних органов животных. Иметь представление о том, чем животные отличаются от растений; что общего у растений и животных | |||
III четверть (20 часов) | |||||||
33 | Разнообразие животных | 1 | Практическая работа | об отличительных признаках основных групп животных | Знать разнообразие животных. Уметь называть знакомых животных каждой группы; сравнивать животных каждой группы; приводить свои примеры; называть существенные признаки животных каждой группы; сравнивать изображения червей, ракообразных, паукообразных, моллюсков | Извлекать информацию из рисунка-схемы. Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы. Моделировать развитие растений и животных. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | |
34 | Домашние и дикие животные. | 1 | об отличительных признаках основных групп животных о предках культурных растений и домашних животных | Знать понятия «домашнее» и « дикое» животное. Уметь приводить примеры диких и домашних животных; объяснять, почему человек стал приручать животных, почему домашние животные дают больше молока, мяса, яиц, чем их дикие предки | |||
35 | Как животные воспринимают мир. | 1 | об отличительных признаках основных групп животных | Уметь называть органы чувств животных; рассказывать об их значении для животных; объяснять, какие органы чувств лучше всего развиты у насекомых, рыб, птиц; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих; определять, какие органы чувств у них лучше развиты | |||
36 | Передвижение и дыхание животных. | 1 | особенности передвижения, питания, размножения и развития животных | Уметь наблюдать за передвижениями животных; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих и определять, как они передвигаются; объяснять, почему тюленей и моржей называют ластоногими; определять, от чего зависит способ передвижения животного | |||
37 | Питание животных. | 1 | особенности передвижения, питания, размножения и развития животных | Уметь наблюдать за питанием животных; называть, на какие группы делят животных в зависимости от того, чем они питаются; приводить примеры растительноядных, насекомоядных, хищных животных; определять сходство и различие в размножении насекомых, птиц, рыб, млекопитающих; использовать рисунки, рассказывать, чем отличаются самцы от самок у бабочки-капустницы, у горбуши; составлять рассказ о том, как птицы и млекопит. заботятся о своем потомстве | |||
38 | Размножение и развитие животных. | 1 | особенности передвижения, питания, размножения и развития животных | Знать, что животные, как и все другие живые существа, размножаются. | |||
39 | Охрана животных. | 1 | Практическая работа | о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны; | Знать, как человек использует животных; каково значение животных в природе; как человека влияет на диких животных; как животные охраняются в нашей стране. Уметь объяснять, почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким; приводить примеры животных, которые занесены в Красную книгу | ||
40 | Грибы и бактерии. | 1 | Проверочная работа по теме «О царствах живой природы» | некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы • о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека; о значении бактерий в природе и жизни чело века; | Иметь представление о грибах и бактериях; о том, какое значение имеют бактерии в природе. Уметь называть грибы; объяснять, чем полезны ядовитые грибы; рассказывать, почему грибы (белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, рыжик, опенок, мухомор) получили такие названия; сравнивать шляпочные и плесневые грибы | ||
Человек (10 часов) | |||||||
41 | Человек — часть живой природы. | 1 | названия важнейших органов человека и их функции | Знать, что такое система органов; науки – анатомию, физиологию, гигиену; чем опасен шум для здоровья. Уметь называть системы органов человека; сравнивать человека с другими организмами; объяснять выражение «организм – единое целое» | Доказывать, что человек – часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными. Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья. Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы. Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую ин-формацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать свое участие. Участвовать в исследовании в зависимости частоты пульса от физической нагрузки. Представлять результаты проектной деятельности. | ||
42 | Кожа — первая «одежда». | 1 | Практическая работа | основные правила личной гигиены; органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение; | Знать, что наше тело покрыто кожей; свойства и значение кожи; правила гигиены. Уметь выполнять правила ухода за кожей; рассказывать, отчего загрязняется кожа; оказывать первую помощь при травме кожи; ухаживать за волосами и ногтями; правильно принимать солнечные ванны | ||
43 | Скелет. | основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги); | Знать части скелета (позвоночник, череп, грудная клетка); понятие «осанка». Уметь рассказывать о значении скелета для организма человека; выполнять упражнения для формирования правильной осанки | ||||
44 | Мышцы. | 1 | основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги); | Знать, какое значение в жизни е имеют мышцы; как изменяются мышцы при сокращении и расслаблении. Уметь выполнять сравнение мышц (мышцы-разгибатели, мышцы-сгибатели); рассказывать о работе мышц; укреплять мышцы | |||
45 | Кровеносная система. | 1 | Самостоятельная работа | основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги); | Знать органы кровеносной системы; что такое пульс; как укрепить сердце; какие необходимые вещества доставляет кровь ко всем органам тела. Уметь рассказывать о движении крови в организме; обобщать сведения о составе крови | ||
46 | Дыхание. | 1 | О роли дыхания в жизни человека | Знать органы дыхательной системы (носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие); почему нужно дышать носом; как беречь органы дыхания. Уметь объяснять по рисунку путь воздуха в организме при вдохе и выдохе; рассказывать, как происходит вдох и выдох; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух. | |||
47 | Питание и выделение | 1 | О роли питания в жизни человека | Знать органы пищеварительной системы (ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник, печень, поджелудочная железа); правила ухода за зубами; виды зубов (резцы, клыки, коренные зубы). Уметь рассказывать, как устроена пищеварительная система; пользоваться справочной литературой | |||
48 | Органы чувств. | 1 | органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение; | Знать органы чувств; правила гигиены зрения, слуха. Уметь объяснять, какое значение для человека имеют органы чувств; выполнять правила гигиены, чтобы сохранить хорошее зрение, слух, обоняние и вкус | |||
49 | Нервная система. | 1 | О нервной системе | Знать строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы); правила гигиены. Уметь обобщать знания о том, какую работу выполняет головной мозг; уточнять значение спинного мозга и нервов; выполнять правила охраны нервной системы; рассказывать, какой вред нервной системе наносят вредные привычки | |||
50 | Эмоции и темперамент | 1 | Проверочная работа по теме «Человек» | виды эмоционального состояния человека (грустный, веселый, удивленный, испуганный); | Иметь представление о том, что такое темперамент, о типах темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Знать понятие «эмоции». Уметь управлять своими эмоциями; приводить примеры положительных и отрицательных эмоций; рассказывать о своем друге, черты какого темперамента у него проявляются; рассуждать, как можно избежать обиды | ||
Человек в обществе (18 часов) | |||||||
51 | Народы нашей страны. | 1 | какие народы живут на территории России | Знать, в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края. Уметь работать с картой; рассказывать о традициях народов; обобщать сведения о народном костюме; анализировать содержание народных песен, танцев. Сравнивать костюмы народов; называть детали национального костюма своего народа; по рисункам определять, какие костюмы принадлежат жителям Севера, средней части России, Кавказа. | Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической. Устанавливать длительность событий определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу. | ||
52 | Традиции народов нашей страны. | 1 | об обычаях и традициях своего народа; | Знать, в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края. Уметь работать с картой; рассказывать о традициях народов; обобщать сведения о народном костюме; анализировать содержание народных песен, танцев. Сравнивать костюмы народов; называть детали национального костюма своего народа; по рисункам определять, какие костюмы принадлежат жителям Севера, средней части России, Кавказа. | |||
IV четверть (16 часов) | |||||||
53 | Путешествие по ленте времени | 1 | об истории возникновения своего города (села); историю возникновения герба своего города | Знать, что история – наука, изучающая прошлое человеческого общества; понятие «историческое время», «лента времени»; что такое век. Уметь отмечать на ленте времени дату своего рождения и все важные события жизни; называть промежутки времени в порядке их увеличения; называть, какой сейчас год, век; обобщать сведении о названиях месяцев года | Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край), народных традициях и обычаях. Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями). | ||
54 | Города и села. | 1 | символику своего города | Знать понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»; чем отличается город от села; историю возникновения названий старинных городов Ярославль, Хабаровск, Смоленск, крепость святого Петра, Соликамск. Уметь определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город; рассматривать план города Санкт-Петербурга и анализировать его особенности; работать со справочной литературой | Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Объяснять назначение исторической застройки российских городов. Определять местонахождение различных крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения. Кратко характеризовать особенности их местоположения. Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках фотографиях и кратко характеризовать их. Описывать основные элементы городских гербов, объяснять их изображения. Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы. Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Находить информацию о происхождении названии городов символики гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочнике, энциклопедии и др.) в интернете. | ||
55 | Названия городов.НРК стр. 24 | 1 | Практическая работа | Историю названия городов | Знать понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»; чем отличается город от села; историю возникновения названий старинных городов Ярославль, Хабаровск, Смоленск, крепость святого Петра, Соликамск. Уметь определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город; рассматривать план города Санкт-Петербурга и анализировать его особенности; работать со справочной литературой | ||
56 | Кремль — центр города. | 1 | Проектная деятельность «Как жили наши предки» | Что такое Кремль | Знать, какие реки защищали Московский Кремль; какие здания находятся на территории современного Кремля. Уметь называть башни Московского Кремля по рисунку; сравнивать рисунки древнего Московского Кремля; сравнивать историю Псковского и Московского Кремля. Иметь представление об истории Псковского кремля, Новгородского кремля | ||
57 | Улицы города. | 1 | Самостоя тельная работа | Историю названия улиц | Знать название своей улицы. Уметь рассказывать об улице, на которой ты живешь; называть улицы, которые носят имена русских поэтов и писателей, героев войны, великих ученых; объяснять историю возникновения названий улиц; рассказывать о памятниках своего города | ||
58 | Герб — символ города. | 1 | историю происхождения и развития основных символов государства | Знать, что все города мира имеют свой самый главный символ. Отличительный знак – герб города; какие качества символизируют разные животные на гербе. Уметь описывать герб своего города; рассматривать гербы российских городов; объяснять, что означают элементы гербов; придумать герб своего класса | |||
59 | Памятные места городов | 1 | Практическая работа | о главных достопримечательностях своего города | Знать памятные места своего города; что символом города является памятник, примечательное здание, музей, завод и т.д. Уметь рассказывать о памятниках своего города, своей страны; пользоваться справочной литературой и картами. Иметь представление о памятниках России: о Мамаевом кургане, Казанском университете | ||
60 | Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» | 1 | Знать памятные места своего города; что символом города является памятник, примечательное здание, музей, завод и т.д. Уметь рассказывать о памятниках своего города, своей страны; пользоваться справочной литературой и картами. | ||||
61 | Современный город НРК стр.11 | 1 | Проектная деятельность «Мой родной край» | Об удобствах и недостатках современных городов | Знать, что современный город – это очень большое хозяйство; что город разделен на округа и районы, на улицы и переулки. Уметь сравнивать рисунки современного и старинного городов; рассказывать о знаках дорожного движения; называть мэра своего города. Иметь представление о периодической печати для детей, о средствах массовой информации | ||
62 | Москва-столица России | 1 | столица России; | Знать столицу России, год основания Москвы. Уметь рассказывать, чем отличается Москва от других городов нашей страны, сравнивать возраст Москвы и возраст своего города. Иметь представление о достопримечательностях Москвы: о Третьяковской галерее, Московском университете | |||
63 | Что такое государство | 1 | как устроено наше государство; основные моменты развития органов власти страны историю происхождения государственных наград | Знать понятия « государство», «федерация», «гражданин», «президент», «правительство». Уметь называть состав Российской Федерации; объяснять, зачем нужны государству милиция, армия. Иметь представление о том, как управлялось наше государство в прошлом | Показывать на карте территорию России, её границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства – Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти. Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребёнка. Объяснять символику Государственного флага и Государственного герб, значение символов государства. Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна. Рассказывать о назначении государственных наград. Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек), распределять роли и планировать своё участие. Участвовать в исследовании происхождения названия улиц. Представлять результаты своей деятельности. | ||
64 | Конституция- основной закон нашей страны. | 1 | как называется главный закон страны; | Знать, что главный закон нашего государства – Конституция, которая определяет устройство государства, основные права и обязанности граждан. Уметь называть права и обязанности граждан России по Конституции. Иметь представление о том, какие права бывали в старину. | |||
65 | Права ребёнка | 1 | Тест по теме: «Человек в обществе» | основные права и обязанности ребёнка. | Знать, что права детей защищает международный документ – Конвенция о правах ребенка. Уметь рассказывать о правах детей во всем мире; рассказывать по рисункам о применении знаний, полученных в школе. Иметь представление о праве на образование, на гражданство, на охрану здоровья | ||
66 | Символы государства. Государственный герб России Государственный флаг России | 1 | государственные символы России; | Знать, что символами государства являются герб, флаг, гимн. Уметь описывать герб, флаг России; петь гимн; как защищают государственные символы страны. Иметь представление об истории российского гимна | |||
67 | Государственный гимн России | 1 | государственные символы России; | Знать, что символами государства являются герб, флаг, гимн. Уметь описывать герб, флаг России; петь гимн; как защищают государственные символы страны. Иметь представление об истории российского гимна | |||
68 | Государственные награды | 1 | Проверочная работа по теме «Наше государство» | государственные символы России; | Знать государственные награды РФ. Уметь объяснять, для чего существуют государственные награды. Иметь представление о героях нашей страны | ||
итого | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение в 3 классе.
КТП по литературному чтению в 3 классе. Школа России....
Календарно-тематическое планирование по чтению для 3 класса школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по "Чтению и развитию речи" для 3 класса коррекционной школы VIII вида по "Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида"...
календарно-тематическое планирование. литературное чтение ФГОС 2 класс
Пояснительная записка + поурочно-тематический план...
Календарно-тематическое планирование - литературное чтение ПНШ 2 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа». Программа рассчитана на 136 часов. Из них 99 часов отведено на изучение авторской литер...
Календарно-тематическое планирование - литературное чтение ПНШ 3 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа». Программа рассчитана на 136 часа. Из них 99 часов отведено на авторскую литературу, на «...
Календарно-тематическое планирование по чтению для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века".
УМК "Начальная школа XXI века"...
Календарно-тематическое планирование - литературное чтение ПНШ 4 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа».Программа рассчитана на 102 часа. В конце учебного года проводится контрольный тест, а та...