Интегрированный урок обучение чтению и окружающий мир
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Мышкина Елена Владимировна

Урок призван развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с буквами П,п;  обучить чтению слогов и слов с буквами П,п; закрепить у детей знания о правилах поведения на природе; формировать умение принимать участие в обсуждении поставленных вопросов; развивать речь учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степанцевская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок-сказка

в 1 классе

«Путешествие в город мастеров»

                                                             Учитель

                                                                         Мышкина Е.В.

- 2013 -

Интеграция предметов: обучение чтению и ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Согласные звуки [п], [п'], буквы П,п».

Цели урока: развитие познавательного интереса учащихся, ознакомление со звуками [п], [п'], буквами П,п; обучение чтению слогов и слов с буквами П,п; закрепление у детей знаний о правилах поведения на природе; формирование умения принимать участие в обсуждении поставленных вопросов; развитие речи учащихся.

Оборудование: таблица-маршрут, фигуры сказочных героев, поезд, иллюстрации с изображением леса, реки.

Ход урока

1.Организационный момент

- Ребята! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в город Мастеров. Нас ждет много интересных встреч со сказочными героями. Во время путешествия нас будут подстерегать неожиданности. Мы должны будем показать, чему научились и, конечно, узнаем много нового. Итак, вперед. Но что это? Нам дорогу загородил огромный камень. Обойти его нельзя. С одной стороны – болото, а там сидит злая Кикимора, а с другой – владения не менее злого Звукомора. Но этот камень волшебный! И я знаю, как его сдвинуть. Мы должны показать свои знания и мастерство: повторим буквы и покажем, как научились читать.

2. Актуализация знаний

Повторение букв (по ленте букв).

- На какие две группы делятся все буквы? (Гласные и согласные буквы).

- В чем заключается отличие гласных букв от согласных? (Гласные буквы обозначают гласные звуки, которые поются и произносятся при помощи голосовых связок. При произношении согласных звуков мы испытываем затруднение, препятствие. А еще гласные на письме обозначают твердость и мягкость согласных звуков).

- Какие гласные буквы вам уже знакомы?

- Какие звуки они обозначают?

- Используя ленту букв, расскажите все об изученных согласных звуках.

- А о чем вот эта загадка?

  Черные птички

  На каждой страничке

  Молчат, ожидают,

  Кто их отгадает. (Буквы).

3. Отработка навыков чтения

- Все знакомые вам буквы предлагают продолжить наше путешествие, открыть учебник и прочитать текст в «Азбуке». (Этот текст должен быть связан с природой.)

- Природу надо охранять. Каждый из вас должен быть другом природы.

  Давайте, ребята,

  Везде, где живем,

  Деревья посадим,

  Сады разведем!

  Нас много, ребята,

  Пусть каждый из нас

  Хоть кустик для сада

  Посадит сейчас!

- Что нам советует автор стихотворения?

- К этому уроку вы должны были выучить стихи. Кто готов их прочесть? А остальные внимательно послушают своих друзей, а затем ответят на вопрос: какую пользу приносит человеку и самой природе лес.

Ученик 1:

Смотрю, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа.

                            Ф. Тютчев

Ученик 2:

Над морем солнечной пшеницы,

Как часовые вдоль границы,

В тумане высятся леса.

Они стеной стоят на страже.

- Не только красотой славится лес. Он задерживает влагу, останавливает пыльные бури и суховеи, помогая этим человеку выращивать хороший урожай.

Ученик 3:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим, смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

                                                 И. Бунин

- Кто готов ответить на ранее поставленный вопрос?

(Дети отвечают. Затем учитель подводит итог).

- Действительно, как легко и свободно дышится в лесу! Леса – это огромные фабрики по выработке кислорода, необходимого всему живому на Земле. Лес – это еще и дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Ведь древесина – это один из главных богатств леса. Мы сегодня на уроке об этом еще поговорим. Когда отправимся в город Мастеров. А пока ответьте еще на один вопрос. Как называют тех, кто пишет стихи?

- Русские поэты и поэты других народов очень много стихов посвятили лесу, цветам, природе.

- Как друзья природы должны вести себя в лесу? (Друг не портит деревья, не режет кору, не ломает ветки. Друг не оставляет мусор в лесу. Он не рвет в лесу и в поле редкие цветы).

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядной Земля.

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

- Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда! (Эти слова дети говорят хором, отрабатывая навыки орфоэпического произношения).

- Но бережно надо относиться не только к лесу и полям, но и к рекам. Пусть там будет чистая прозрачная вода, плавает разная рыба и растут красивые водные растения.

- Прочитаем рассказы «На реке», «Река».

- О чем говорится в этих текстах? Какова основная мысль?

- Кто из вас в летнее время вместе со взрослыми отдыхал у реки?

- Послушайте стихотворение С. Баруздина и затем ответьте на вопрос, чему он хотел нас научить и от чего предостерегает?

(Дети читают заранее подготовленные стихи).

Около одной реки

Разместились рыбаки.

Удочки забросив в воду,

Все глядят на поплавки.

- Посмотри! – кричит рыбак,

Выдернув удилище:

На крючке висит башмак,

Рваное страшилище.

Час идет, другой идет,
только рыба не клюет.

И у бедных рыбаков

Ни ершей, ни окуньков.

А на всех один башмак.

Так!

- Лес и река – это дом для многих рыб, зверей, птиц, насекомых. В чужом доме не кричат, не мусорят. Тем более нельзя бить стеклянную посуду, разбрасывать пустые консервные банки и пластиковые бутылки.

- И как вывод из всего сказанного вами, прозвучат слова из стихотворения. (Заранее подготовленные дети говорят по одной строке из стихотворения Е. Каргановой):

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

4. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише. Тише,

Деревцо все выше. Выше.

5. Ознакомление с новым материалом

- Молодцы! С вашей помощью я отодвигаю камень.

- С нами в путешествие в город Мастеров должны были отправиться герои наших любимых сказок и мультфильмов, но они попали к злому Звукомору. Спасем их? Звукомор поставил два условия. Если мы их выполним. Он отпустит наших друзей.

- Первое условие. Какой одинаковый звук есть в именах сказочных героев: Петрушка, Поночка, Пятачок, Вини-Пух, Петушок-золотой гребешок? (Это звуки [п], [п']).

Второе условие. Запомнить слова со звуками [п], [п'] из текста, который я вам сейчас прочитаю. Написал его Л. Яхнин.

«Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути Пете попался. Поостерегся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень! Потоптался. Перышки почистил.

- Пора! – прокукарекал петух. – Пойду поспать».

- Какие слова вы запомнили? В какой части слова стоят новые звуки?

- Охарактеризуйте звуки [п], [п'].

- Молодцы! Мы познакомились с глухими согласными звуками.

(Появляются сказочные герои, они приготовили детям загадки).

Одежды себе не шью,

А ткань всегда тку. (Паук).

Маленький домик без окон,

Круглая дверь с цепью,

Кто мимо пройдет,
На того страх нападет.

Строгий хозяин в доме сидит

Да за домом следит. (Пес).

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит. (Пчела).

Отгадай загадку:

Что это за птица –

Из яйца родится,

Яиц не несет? (Петух).

Кровь пью, а жизнь даю. (Пиявка).

Не царь – царек,

Себя властью облек,

На серенькую спину

Мантию накинул,

На мантии – алмазы,

Рубины да топазы,

На голове – венец,

А сам глупец. (Павлин).

- Что объединяет все слова-отгадки? (В них есть звуки [п], [п'], они относятся к одушевленным предметам).

- Кто лечит людей?

Все болезни лечит врач,

Он уколет – ты не плачь.

Веселей смотри вокруг:

Детский врач – ребятам друг.

- А кто лечит животных, птиц, рыб?

Кто поможет стать здоровым

Козам, курам и коровам?

Снимет боль, уменьшит жар?

Доктор их … (ветеринар).

(Провести слого-звуковой анализ слов-отгадок).

- Ни один город мастеров не обходится без врачей и ветеринаров. В каких случаях они оказывают помощь людям и животным?

- Дальше в город Мастеров нас поведут Тим и Том. А сейчас расставьте наших сказочных героев так, чтобы стало ясно, кто с кем пойдет. (Тим – Пятачок, Петрушка, Петушок; Том – Вини-Пух, Поночка).

- Почему вы их разделили именно так? (Имена одних героев начинаются с мягкого согласного звука, а других – с твердого согласного звука).

- Итак, с какими новыми звуками вы познакомились по дороге? Охарактеризуйте их.  (Глухие согласные, могут быть твердыми или мягкими).

- От чего зависит мягкость и твердость согласных звуков?

- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [п], [п']. Эта буква стоит в кассах между буквами О и Р.

(Учитель показывает, ученики находят новую букву у себя в кассах).

- А зачем нам две буквы: одна большая, а вторая маленькая? Когда мы применяем заглавную букву?

- Найдите на ленте букв букву П. На каком цвете будем искать?

- Теперь понятно, почему Вини-Пух оказался в ущелье Ошибок. Давайте его спасем. Исправьте ошибки Вини-Пуха. (Плотник пилит. Пилот летает. Капитан плавает.)

- А какое отношение к этим профессиям может иметь лес? (Из древесины плотник изготовляет мебель и другие предметы. Пилот летает над лесом и смотрит, нет ли пожара. В случае пожара помогает его потушить. В старину корабли строили из корабельной сосны, дуба и других крепких пород дерева).

- А что забыл поставить Вини-Пух в конце предложения? (Поставить точки).

6. Физкультминутка

   Дети движениями изображают действия пилота, пильщика дров, капитана. В это время звучит музыка «Капитан, капитан, улыбнитесь».

- У Петрушки есть подружки – матрешки. Они тоже хотят отправиться с нами в город Мастеров. Ведь их тоже изготовил мастер по дереву – плотник.  Вот они – матрешки.

- Сколько их? (8)

- Сколько матрешек в желтых платочках? (3)

- Сколько матрешек в синих платочках? (5)

- Матрешек в каких платочках больше? На сколько? А теперь поставьте их по росту. Сколько их получилось вновь? (Опять 8, потому что мы считали одних и тех же матрешек).

(Дети читают на наборном полотне слово ПЕРЕМЕНА).

7. Продолжение путешествия

- Ребята! В городе Мастеров живут не только умелые, но и воспитанные люди. Какие волшебные слова вы знаете? Обратите внимание на слово ПОЖАЛУЙСТА. Когда мы его произносим?

(Учитель звонит в маленький звоночек).

- Вы должны выполнять мои команды только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста». Встаньте, пожалуйста. Повернитесь направо. Подпрыгните, пожалуйста. Присядьте. Руки вперед. Руки вверх, пожалуйста. Пожалуйста, присядьте. Встаньте на правую ногу, пожалуйста. Попрыгайте на ней. Сядьте, пожалуйста. Молодцы!

- Ой, что это такое? По-моему, это Вини-Пух зовет нас на помощь. Пока мы отдыхали, он провалился в ущелье Ошибок. Вини-Пух сам решил составить предложения, и вот что у него получилось. Прочитаем?

ПИЛОТ ПЛАВАЕТ КАПИТАН ПИЛИТ ПЛОТНИК ЛЕТАЕТ

(Точки не расставлены).

- Ребята! После путешествия нам необходимо будет подкрепиться.

-Куда мы пойдем? (В столовую).

- А кто нам готовит еду? (Повар).

Учитель:

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед).

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!)

Очень

Трудно

Готовить

Обед!

        Б. Заходер

- Сейчас мы будем читать рассказ, который называется «Повар», но сначала давайте прочитаем с доски, как зовут повара. (Елена Петровна).

(Дети читают рассказ по предложениям).

- Как зовут повара?

- Где она стоит? Что варит?

- Как зовут повара в нашей школе?

- На чем повар готовит обед? Где стоят кастрюли? (На плите).

- Прочитаем слово на наборном полотне. (Плитка).

- Что вы мысленно представляете, когда произносите это слово.

(Показ предметной картинки, на которой изображены облицовочная плитка, кухонная плитка для приготовления пищи, плитка шоколада).

- Слово одно, а сколько значений!

- В каждом городе есть магазины. И у нас тоже есть магазин. Я с утра уже заглянула туда и решила приготовить вам подарок за хорошую работу. Я хочу вас угостить вкусным изделием из муки. Название моего угощения начинается на букву П. Отгадайте, что это может быть такое? (Печенье персиковое, пряники).

- Угощаю вас, но есть его будем на перемене. Как дети должны поступить, когда их угощают взрослые?

(Дети должны понимать, как нужно поступать в случаях, когда угощают не только знакомые, но и незнакомые взрослые люди).

- А теперь я предлагаю поиграть в продавцов. Что же продается в нашем магазине?

(Учитель выставляет бумажные муляжи с надписями или крупными буквами подписанные ценники и дети читают: пряники, повидло, печенье, зефир, кефир, фрукты, соки, сливы, вафли, конфеты, финики).

- А какие еще профессии начинаются на букву П?

(Учитель читает стихотворения).

Портниха.

Целый день сегодня

Шью.

Я одела

Всю семью.

Погоди немножко, кошка, -

Будет и тебе одежка!

                            Б. Заходер

Переплетчица.

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную

Пожалею:

Я возьму ее и склею.

                        Б. Заходер

8. Итог урока

- С представителями каких профессий мы сегодня встретились на уроке?

- Во время нашего путешествия мы с вами познакомились с новыми звуками и буквами. Какими? Что о них узнали? Чему научились?

- А теперь расскажите, кто кем хочет стать?

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Какое наступит следом? (Зима).

- Выпадет снег. Мы с вами будем кататься на лыжах, на коньках. Будем лепить снеговиков и кататься с гор. Однажды буква П тоже решила покататься с ледяной горки. Пока поднималась, читала слова: щека, река, сор, очки, кочки, листочки, ушки, сушки, ласточки. А когда катилась с горы буква П, то ничего прочитать не смогла. Давайте прочитаем мы: пушки, почки, пласт, спор, река, щепка.

- У кого из вас вызывает затруднение чтение слов с буквами П,п?

- Каким образом можно справиться с этим затруднением?

- К следующему уроку принесите иллюстрации, на которых изобразите, кем вы мечтаете стать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Интегрированный урок обучения грамоте и окружающего мира " Путешествие капельки" 1 класс

Урок дает возможность повторить буквы и звуки,  совершенствовать составление слов из слогов, систематизировать знания о временах года, дать элементарное представление о трёх состояниях воды. К ур...

Конспект интегрированного урока обучение грамоте и окружающего мира.

Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.УМК "Школа 2100"....

Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...

Презентация к интегрированному уроку Обучение грамоте и окружающего мира в 1 классе

Презентация к интегрированному уроку Обучение грамоте и окружающего мира в 1 классе рекомендуется к использованию на уроках для расширения знаний по предмету...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....