Урок-творческий отчет по литературному чтению "Снег летает и сверкает"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Светлова Елена Викторовна

Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе  по итогам изучения раздела "Снег летает и сверкает". УМК "Гармония". Уроку предшествовала серьезная исследовательская работа детей в группах по интересам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения    ,,Снег летает и сверкает…”

УМК ,,Гармония”, 3 класс

Автор: учитель высшей категории  Светлова Е.В.

            МОУ СОШ №92  Краснооктябрьского района  г. Волгограда

                                         

                                               

Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме ,,Снег летает и сверкает…”

Тип урока: урок – творческий отчет

Цели урока:

- развитие умения аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать собеседника и оценивать его сообщение;

 - развитие способности видеть и ценить красоту окружающего мира;

- умение проводить сравнительный анализ произведений искусства и литературы, переносить полученные на уроке знания в повседневную жизнь;

- развитие творческих способностей детей

Оборудование: 

- иллюстрации с изображением зимнего пейзажа

- карточки -указатели, опорные схемы и плакаты для организации групповой работы

- аудиозапись музыкального фрагмента из произведения Г.В. Свиридова

- портреты Г.В. Свиридова и П.И. Чайковского

- рисунки детей к прочитанным произведениям

- тексты литературных произведений

- фрагменты костюмов и оборудования для организации инсценирования     

- журнал – раскладушка с письменным отчетом каждой группы детей

                                                ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

        1   Введение в тему урока  

             Психологический настрой

- Сегодня мы проводим последний урок по теме ,,Снег летает и сверкает…”

Чтобы нам настроиться на работу, давайте с вами немного пофантазируем

Представьте, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть телевизор, где сейчас покажут интересный фильм. Но фильма почему-то нет. Вместо этого на экране видна завораживающая зимняя картина и звучит прекрасная музыка. Вы вслушиваетесь в эти звуки всем сердцем, живете с ними несколько минут и прислушиваетесь к себе, к своим чувствам, своему настроению. Закройте глаза и послушайте музыку.

- Поделитесь своими чувствами, эмоциями, впечатлениями.

- Да, вы правы. Перед моими глазами тоже сейчас возникли похожие картины.

- При подготовке к уроку вы узнали, сколько мастеров искусства изобразили зиму в своих произведениях!

Как они сумели передать нам свои чувства, эмоции, настроение?

- На самом первом уроке темы ,,Снег летает и сверкает…” я у вас спросила: зачем мы опять читаем произведения о зиме? Ведь мы уже изучали эту тему в 1 и 2 классах. Вы помните, что вы мне тогда ответили?

- Ребята, а за что вы любите зиму?

- Недавно каждый из вас побывал в роли журналиста и задал несколько вопросов своим родителям о том, как они относятся к зиме. Что же вам удалось выяснить?

- Ребята, вы представляете, что более половины человечества любит зиму?

Три недели в нашем классе работали творческие группы.  Кто-то из вас любит музыку, кто-то увлекается рисованием, а кто- то любит стихи и даже сам сочиняет. Каждая группа занималась своим  исследованием

Ответ на какой вопрос вы искали, проводя эту работу?

- А какие же цели вы поставили перед собой?

- А вы много нового узнали, готовясь к сегодняшнему уроку?

- А вы хотели бы поделиться своими знаниями с окружающими?

- Что бы это было удобно сделать, я предлагаю вам сегодня создать свой журнал, который мы назвали ,,Снег летает и сверкает…” В нем несколько страниц. Они будут появляться постепенно, по мере того, как вы будете рассказывать о своей работе

- Итак, поделитесь своими наблюдениями, открытиями, эмоциями, своим настроением.

- Наш урок мы начали с музыки. Я предлагаю сейчас послушать ее любителей

2 Творческие отчеты детей,       работающих в группах по интересам

Звучит спокойная музыка

Дети рассказывают о том, что они увидели и представили под музыку, о чем подумали

Композиторы – с помощью музыкальных звуков, художники – с помощью  кисти и краски, поэты и писатели – с помощью слова

- каждый раз знакомимся с новыми произведениями

- мы любим зиму и ее забавы

- мы изменяемся, растем, меняются наши чувства, ощущения, мы по-другому смотрим на мир

- Почти все наши родители ответили, что любят зиму, а на вопрос ,,почему?” были такие ответы:

- чистый и прозрачный воздух

- деревья в зимнем убранстве

- снег хрустит под ногами

- красивые узоры на окнах

- красиво падает снег

- всюду пахнет елью и апельсинами

Все смогли назвать композиторов и художников, которые изображали зиму. Наши родители знают много стихов о зиме, помнят их еще со школы.

- Мы хотели узнать, почему так часто художники, композиторы и поэты обращались в своем творчестве к теме зимы

- изучить и исследовать произведения искусства, посвященные зиме

- выяснить, какие чувства испытывали люди, когда писали о зимней природе

- Ребята, так вы получили ответ на вопрос: почему так часто композиторы обращались к теме зимы?

- Как называется ваша страничка в журнале, который мы сегодня создаем?

Давайте поместим ее сюда и откроем наш журнал.  

- К какому же выводу вы пришли, работая в своей группе?

- Давайте поместим вашу страничку в наш журнал

Физминутка

- Ребята, мы сегодня говорим о зиме. А вы знаете ее отличительные особенности? Давайте проверим, и в это время отдохнем

- Почему же так много пословиц и поговорок о зиме у русского народа?

- А как вы можете объяснить то, что так много зимних праздников?

- Да, даже говорили в старину ,,Зима за морозы – мужик за праздники”

- Давайте и вашу страничку поместим в наш журнал

        

- Ребята, а как называется ваша страничка в журнале?

- Почему вы ее так назвали?

- А как вы думаете, важно ли стремиться к тому, чтобы узнать и понять, что означают новые слова?

- Ребята, а почему у вас получились такие разные стихи? Давайте поместим вашу страничку в журнал. Вот он и готов. Посмотрите, какой красивый получился!

3  Подведение итогов урока

- Итак, наш урок подходит к концу. Как вы считаете, мы нашли ответ на вопрос: почему же так часто люди искусства обращались к теме зимы?

- Что же двигало творческими людьми в их стремлении изобразить зиму?

- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Но как бы человек не передавал свои чувства, в них всегда есть и удивление, и радость, и восхищение красотой природы, и ожидание чуда

- Меняются люди, меняется время, но есть то вечное, что остается навсегда: окружающий нас мир, такой прекрасный и удивительный. И нам, людям, нужно научиться видеть эту красоту и беречь ее.

- Я надеюсь, что вы, когда вырастете, тоже станете творческими людьми и сумеете рассказать всем нам о том, как прекрасна наша Земля.

1 группа ,,Любители музыки”

-Многие из нашей группы ходят в музыкальную школу и все мы любим музыку. Нам захотелось узнать- почему так  часто композиторы писали о зиме и что они хотели рассказать в своей музыке.

-А вы знаете таких композиторов?

-А можете ли вы что-нибудь рассказать об их музыке?

-А мы узнали много интересного и сейчас вам немного расскажем.

-Кто может сказать, чья музыка звучала в начале урока?

-Звучала музыка Георгия Васильевича Свиридова.

Он очень хорошо чувствовал красоту русской природы и особенно ему удавалась музыка, посвященная зиме. Под нее можно представить дорогу, занесенную снегом, белые поля, зимний лес с красивыми деревьями, можно даже услышать перезвон бубенчиков и колокольчиков.

- А вы знаете, как называются пьесы П.И. Чайковского, посвященные зиме из сборника ,,Времена года”?

Пьеса про декабрь называется ,,Святки”, про февраль - ,,Масленица”, а про январь - ,,У камелька”

- Что такое камелек?

- В то время, когда жил Чайковский, не было батарей, по которым в дома поступало бы тепло. Были печки и камины. Композитор часто любил сидеть около них и слушать, как потрескивают дрова, как поет метель за окном. Это и означало ,,сидеть у камелька”

Если внимательно прислушаться к музыке Чайковского, можно представить искорки огня, яркий свет пламени, услышать, как воет вьюга или поет метель, а можно о чем-нибудь помечтать.

- Мы еще узнали, что, оказывается, есть песня на стихи  С. Есенина ,,Береза”. Музыку написал Александр Лепин

Люди спешили передать свои чувства, свои эмоции, возникающие от того, что они видели за окном зимой, спешили сесть за рояль. И 100, и 150 лет назад, и сейчас люди также радуются, удивляются, восхищаются красотой зимней природы.

,,Музыкальная мозаика

2 группа ,,Юные художники”

- А мы любим рисовать и занимаемся в художественной школе. Наша группа решила найти рисунки, которые разные художники посвятили стихотворению С. Есенина ,,Береза” – ведь в нашем учебнике нет ни одного

Мы нашли 4 рисунка. Как вы думаете, они относятся к этому стихотворению? Почему так решили?

- А рисунки эти одинаковые или разные? Почему?

- К какому рисунку больше всего подходят строчки ,,И ГОРЯТ СНЕЖИНКИ В ЗОЛОТОМ ОГНЕ”? Почему?

- А на каком рисунке береза получилась самая красивая?

Почему?

- Какой рисунок вам хотелось бы дополнить? Почему?

- А мы еще нашли фотографию. Как вы считаете -подходит ли она к стихотворению ,,Береза”?

- Мы тоже решили нарисовать свои иллюстрации к этому стихотворению. Что вы о них думаете?

- А теперь мы покажем вам картину ,,Волшебница зима”

Почему она так называется?

- А вот А.С. Пушкин так описывал волшебницу зиму:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы…

,,В мастерской художника

Дети приседают, если услышат название зимних явлений, и подпрыгивают, если услышат названия весен-

них явлений природы:

изморозь

капель

иней

снегопад

сосульки

проталины

ледостав

ледоход

листопад!

3 группа ,,Народники”

- Наша группа называется ,,Народники”

Мы провели такое исследование: как русский народ изображал красоту зимней природы в своем творчестве: в пословицах, поговорках, загадках, сказках. Мы узнали, что пословиц и поговорок так много, и они такие разные!

Мы разделили их на 4 группы

Первая группа – пословицы и поговорки о зимних явлениях. Например, ,,Зимний денек как воробьиный скок” (на доске постепенно вывешиваются названия групп и тексты пословиц, т.е. дети наглядно иллюстрируют то, о чем говорят)

Вторая групп - пословицы и поговорки на тему ,,Зима и

человек” Например, ,,Шубка зимой не шутка”

Третья  группа-  пословицы и поговорки, где встречаются названия зимних месяцев. Например, ,,Январю – батюшке – морозы, февралю – метели”.

Четвертая группа - ,,Народные приметы” Например,

,,Шумит лес зимой – ожидай оттепель”

-А теперь вы попробуйте распределить пословицы и поговорки по группам.

Декабрь глаз снегами тешит ,а ухо морозом рвет.

Где снег, там и лед.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Дрова горят с треском – к морозу.

Когда мы работали с пословицами и поговорками, мы на

шли такие, которые подходят к произведениям, прочитанным на уроках. Отгадайте, к каким:

1 ,,Сказка – складка –

     Послушать сладко” ( И.Суриков ,,Детство”)

2 ,,Сколько голов – столько и умов ( В.Драгунский ,,Кот в сапогах”)

3 ,,Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает” (Н.Носов ,,Бенгальские огни”)

    - А в каких произведениях упоминались зимние праздники?

- А еще русский народ праздновал Крещение и Масленицу

- А вы знаете, что в новогодние дни русский народ любил гадать? Люди хотели взглянуть в будущее, узнать, урожайным будет год или нет, что ждет в новом году – богатство или нищета, удача или невезение. Часто пели гадальные песни и пускали по кругу звезду – символ Солнца и Рождества. У кого в руках окажется звезда, тот и узнает, что ему нагадали. Мы сейчас вам покажем, как это примерно было

               ИНСЦЕНИРОВАНИЕ

1 Ой, мышь пищит,

    Каравай тащит

    Еще попищит,

    Еще потащит

         Кому мы спели?

                              Кому сгадали?

                              Тому сбудется,      

                              Не минуется (к богатству)

2 За дежой сижу,

  Пятерней вожу.

  Еще посижу,

  Еще повожу

          …(к работе)

3 Золота парча

   Развевается.

   А кто-то в дорогу

   Собирается.

                           …(к дороге)

4 На прилубочке

  Две голубочки

  Вьются, вьются,

  Улыбаются.

                          …(к дружбе)

     (Во время исполнения песни дети передают друг другу звезду)

,,Из глубины веков”

4 группа ,,Толкователи”

- Наша группа называется ,,Толкователи” Мы работали с толковыми словарями и выясняли, что означают новые, непонятные слова, которые встретились нам в разделе о зиме. Например, мы читали рассказ Н. Носова ,,Бенгальские огни” А вы знаете что это такое? А почему такое название – бенгальские? А мы вот что узнали.

Бенгальские огни – это  палочки, обмазанные специальной смесью, которая при сгорании образует множество искр.В Индии есть такая местность – Бенгалия. Там впервые применили способ сигнализации. В бамбуковые трубки помещали горючие смеси. Эти смеси очень  хорошо горели и повсюду было много искр.

- Мы предлагаем вам разгадать кроссворд из новых слов, которые мы узнали.

   1 Непрозрачный воздух сгущающихся сумерек.(мгла)

   2.Суматоха, беспорядок(кутерьма)

   3.Прозрачная, легкая ткань (кисея)

   4.Убогий, ветхий домик (лачужка)

   5 Меховой воротник на женской одежде (горжетка)

   6 Стержень для навивания нити во время прядения (веретено)

   7 Канун церковного праздника Рождества или Крещения (Сочельник)

   8 Слой только что выпавшего снега (пороша)

(На доску вывешивается плакат с кроссвордом. Он постепенно заполняется)

   

,,Больше узнаешь - сильнее станешь

5 группа ,,Юные поэты”

- А мы любим стихи и иногда сами сочиняем. Скажите, с помощью чего поэтам удается сделать свои стихи более яркими, точными, выразительными? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

- Мы решили вас проверить. Сейчас мы раздадим вам текст стихотворения Ивана Бунина ,,Метель” Прочитайте его. Найдите в этом стихотворении сравнения, олицетворения, эпитеты.

- А как вы думаете, легко ли сочинять стихи? Сейчас вам раздадут листы с написанной рифмой СНЕЖИНКА – ПУШИНКА. Попробуйте и вы сочинить стихи (дети в каждой группе сочиняют четверостишия, лучшие – зачитываются)

- А мы тоже сочиняли стихи. Послушайте, что у нас получилось.

,,Проба пера

Они хотели поделиться с окружающими людьми теми чувствами, которые их переполняли, хотели передать радость, восхищение, удивление от того, что они видят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает» Сергей Есенин «Берёза»

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Можно использовать в работе по любой программе....

Урок отчет по литературному чтению. Басни И.А.Крылова.4 класс.

Воспитывать любовь к басням, желание их читать. ...

Конструкт урока по литературному чтению "Снег теперь уже не тот"

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот". 2 класс...