Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. О. В. Кубасова
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению.1 класс. Кубасова О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_klass.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение                                          1 класс

Пояснительная записка

Рабочая  программа  учебного  курса  «Литературное чтение» образовательной области «Филология» для  1  класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  литературному чтению  (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010) и  авторской программы курса «Литературное чтение» для  учащихся  1-4  классов  общеобразовательных  учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О.В. –Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2012г.).  Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание программы курса «Литературное чтение » 1 класса рассчитано на 30 часов (3 часа  в неделю).  

  1. Учебник (Кубасова  О.В. «Любимые страницы», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012);
  2. Методические рекомендации  (Кубасова О.В.  Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению. 1класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Личностные, метапредметные  и предметные задачи/результаты обучения чтению

Личностные задачи/результаты:

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5.  Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты:

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве[1]1.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты:

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового  содержания.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА.

1 класс (30 часов)

Виды речевой   деятельности

Аудирование (слушание)  

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,  художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.  

Чтение вслух

Плавный слоговой способ  чтения с соблюдением орфоэпических   норм чтения  (скорость чтения в соответствии  с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание  читаемого при помощи вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов,  передавать основной эмоциональный тон  произведения.Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение «про себя»

Понимание при чтении про себя смысла  доступных по объему и жанру произведений.   Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).  

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), т. е.  преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы,  слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.  

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом  художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста.   Определение главной мысли текста, в котором эта мысль  сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения.   Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.  Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,   характеру поступков героев[2]1.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из  предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана.

Ключевые (опорные)  слова.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура.

Книга  учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и  как источник  знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление),   иллюстрации.  

Умение ориентироваться в характере книги
по ее обложке. Выбор книг на основе  открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

Говорение (культура речевого общения)  

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:  отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.  

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так  и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и  живописного произведения).  

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица,   считалка),  рассказ по иллюстрации.

Круг  чтения

Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения  отечественной литературы. Детям предлагаются  произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом  параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе.  Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.

Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, песня, пословица, небылица, побасенка, считалка, загадка, скороговорка – узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей.  Народная и литературная (авторская) сказка.

Различение фольклорных и авторских  художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов.

Общее представление о жанре басни.

Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Творческая деятельность (на основе литературных произведений)

Формирование воссоздающего и творческого  воображения.

Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации,   словесного и графического  рисования.

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).

Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках  литературного чтения

Создание классной  библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х. К. Андерсена и А.С. Пушкина.

Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.

Участие в конкурсе чтецов.

Участие в работе театрального кружка.

Создание небольшого сборника  пословиц (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника побасенок (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради). 

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга».

Звенит звонок — начинается урок

 «Час потехи»

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

 «Там чудеса...»

II.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

      Осмысленность чтения:

-Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;

-Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);

-Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);

-Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;

-Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;

-Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

Правильность чтения:

-Работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);

-Обучение соблюдению орфоэпических норм;

-Формирование плавного слогового способа чтения.

          Скорость чтения:

-К концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)

           Выразительность чтения:

-Формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;

-Работа над передачей основного эмоционального тона произведения;

-Усвоение по ролям небольших произведений

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                          1 КЛАСС


п/п

Тема урока
(этап проектной или исследовательской
деятельности)

страницы

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

(результат)

Материально-техническое обеспечение

Вид

контроля.

Дата
проведения

план

факт

1

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»

Знать названия произведений, их авторов.

Уметь:

– объяснять значение каждого слова;

– отвечать на вопросы;

– комментировать чтение;

– читать текст по ролям

Самостоятельное
чтение

2

Р. Сеф «Учись читать!»;
Л. Пантелеев «Ау»

Презентация

Самостоятельное
чтение

3

Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

Уметь читать по ролям, отвечать на
вопросы

Самостоятельное
чтение

4

В. Голявкин «Болтуны»;
С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»

Уметь самостоятельно читать, выражать свое отношение к прочитанному, называть рассказ, подбирать из нескольких вариантов названий один, наиболее подходящий, читать текст по ролям

Портрет  С. Маршака

Чтение

стихотворения наизусть выразительно

5

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…»; пословицы

Уметь самостоятельно читать, описывать иллюстрацию, отвечать на вопросы

Презентация «Пословицы и поговорки»

Самостоятельное
чтение

6

В. Смит «Час потехи»

Русские народные побасенки

Уметь:

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

– самостоятельно работать над выразительным чтением стихо-
творений;

– различать народные и авторские загадки

Презентация «Пословицы и поговорки»

Выборочное чтение побасенок

7

Загадки.
С. Маршак

Портрет  С. Маршака

Рисунки-отгадки
к загадкам

8

Г. Цыферов  «В среду решили они играть

в прятки»

Выбор точ-ного названия к сказке;

9

В. Берестов «Искалочка»; русские народ-

ные считалоч-ки; В. Берестов «За игрой»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения,

объяснять значение слов: ссора, спор, мир, дружба

Чтение
наизусть считалки

10

Словесные игры: скороговорки, небылицы; С. Маршак «Я видел»

Уметь выразительно читать стихотворение, доказывать, что это небылица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения

Рисунки детей

Быстрое и чистое произнесение скороговорок

11

С. Маршак
«С нами смех»; П. Усачев «Если вы собрались в гости»

Уметь доказывать при помощи текста авторскую позицию в описании смеха

Портрет С. Маршака

Выразительное чтение

12

С. Маршак
«Пудель»

Уметь находить отрывки произведения к картинкам, составлять описание к картинкам

Портрет С. Маршака

Проверка навыков чтения

13

Л. Толстой «Правда всего дороже»

Уметь:

– составлять план рассказа;

– отличать слова действующих лиц в тексте и читать по ролям

Портрет Л. Толстого

Подробный пересказ текста

14

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

15

В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская

«Не надо больше ссориться!»; Л. Толстой «Кто прав?»

Уметь читать текст выразительно, отвечать на вопросы

Пересказ

текста

Уметь:

– подбирать пословицу

к тексту;

– читать и объяснять пословицы;

– соотносить пословицы с текстом;

– редактировать текст, читать текст;

– придумывать продолжение рассказа

Рисунки детей

Выразительное чтение текста

16

В. Осеева «Всё вместе»

17

Е. Пермяк «А для чего руки нужны?»

18

Эзоп «Собрался старик помирать…»

Выразительное чтение

19

Л. Толстой «Два раза не умирать»

Уметь:

– находить в тексте главную мысль произведения

Портрет Л. Толстого

Чтение

басни

наизусть

20

Л. Толстой «Два товарища»

В. Росин. «Друзья познаются в беде»

Уметь:

– пересказывать текст;

– составлять план
басни;

Портрет Л. Толстого

Текущий

21

С. Михалков «Ошибка», «Прививка» Л. Яхтин
«Силачи»

Уметь пересказывать

небольшой текст, выразительно читать, объяснять, что высмеивается в басне

Портрет С Михалкова

Текущий

22

М. Пляцковский «Добрая  лошадь»

Уметь читать сказку, объяснять превращения слов

Презентация «Домашние животные»

Текущий

23

А. Шибаев «Сказки
просят»

Знать содержание произведения.

Уметь отвечать на вопросы литературной

 викторины, рассказывать о знакомых сказках, отгадывать их

Взаимо-
контроль

24

Русские народные сказки «Лиса и рак», «Петушок и бобовое зёрнышко»

Уметь:

– отвечать на вопро-
сы по содержанию
сказок;

– читать вырази-
тельно;

– кратко и подробно
пересказывать сказки;

– высказывать свое отношение к героям сказки;

– подбирать заголовок к произведению;

– пересказывать
сказку по картинному плану;

Презентация  к сказкам

Текущий. Пересказ по картинному плану

25

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

Американская сказка «Вот он, вор!»

Высказывание о мудрой мысли сказки

26

Армянская сказка «Заказчик и мастер»

Пересказ

27

Викторина «Сказки
А. С. Пушкина. Откуда эти
строки?»

Портрет А Пушкина

Ответы на вопросы викторины

28

Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине»

– объяснять, какая мудрая мысль высказана
в сказке

Портрет Андерсена

Пересказ сказки

29

В. Орлов «Абрикос в лесу».

Чтение слов ежика выразительно

30

Анализ проверочной работы. Проверка навыков чтения.

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»
(история
седьмая)

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать со-
бытия, героев произ-
ведения;

– высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении;

– ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Тематический (письменная
работа).

Итоговый тест за 1 класс

24.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс автор О.В.Кубасова

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс  автор О.В.Кубасова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе к учебнику Кубасовой О.В.

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе к учебнику Кубасовой О.В.(Поурочное планирование в другом документе)...

Рабочая программа по литературному чтению Кубасовой для 4 класса

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...