Рабочая программа по литературному чтению Кубасовой для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Сидоренко Любовь Владимировна

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lit_chtenie_kubasova_4_microsoft_word.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Гармония».

Рабочая учебная программа по литературному чтению, 4 класс.

1.Пояснительная записка.

1.1.Рабочая программа – «Гармония».

 Организация учебно-воспитательного процесса ведется в соответствии с методическими концепциями УМК «Гармония».

1.2. Нормативно-правовая база.

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  •  приказ МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»; 
  • Требования СанПИН
  • примерные программы начального образования(письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);
  • областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004  № 02 – 678 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 5 мая 2005 г. №01-571, от 10 мая 2006 г. №02-510, от 29 мая 2007 г. №02-567, от 5 мая 2008 г. №04-387 и 6 мая 2009 г. №01-269).
  • письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009г. №103/3404. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях.
  • приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997.
  • учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год.
  • Авторской программы УМК «Гармония»

1.3. Основные цели и задачи предмета

.Цель обучения – формирование  «талантливого» читателя, то есть читателя, адекватно, полноценно и творчески  постигающего литературное  наследие человечества.

 Обучение чтению по данной программе предполагает решение следующих задач:

1. Формирование настойчивого желания читать доступную возрасту литературу.

2. Совершенствование навыка чтения (сознательность, беглость, выразительность, правильность).

3.Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавлива-нию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6.  Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанро-вой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видсгжанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для

дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во 2 классе -> накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе -> литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо жанровых особенностей в 4 классе.

1.4. Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.

Органично считать, что каждый человек взрастает на материалах устного народного творчества. Тем более, это касается литературного чтения, с которым ребенорк знакомится с самого раннего возраста. Поэтому для реализации национально-регионального компонента логично брать материал, связанный с творчеством русского народа, и уральского в частности. Поэтому, в 4 классе будет продолжено рассмотрение творчества уральских писателей. А также рассмотрение картин русских художников с изображением картин родной природы. В 4 классе на работу над НРК отводится 14 часов. Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП.При реализации НРК используется «Хрестоматия по литературе родного края» Горская А.Б. и др. Челябинск: ИЦ «Взгляд»

2. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.

Учебник О.В. Кубасова « Любимые страницы» 1,2,3 часть 4 класс .

Программа:

Литературное чтение

Смоленск: Ассоциация 21 век 2010 г.

Сборник программ УМК « Гармония»

Смоленск: Ассоциация 21 век 2010 г.

Планирование из журнала « Начальная школа»

Методические рекомендации  О.В. Кубасова  4 класс

3 часа в неделю – 102 часа.

3. Календарно-тематический план реализации рабочей программы.

  

 

№ п.п.

Дата

Тема урока

Р.\К.

Использование ЦОР

1

 

Гимн Российской Федерации; тема «Что мы читали летом»

Хрестоматия по литературе родного края

 

2

 

«Что за прелесть эти сказки!»

 (21 час)

И. Токмакова « В чудной стране»*,

Все у нас, слава Богу, хорошо!» (народная сказка)

 

 

3

 

Русская народная сказка «Петр 1 и мужик»

 

 

4

 

Русская народная сказка  «Петр и Петруша»

 

 

5

 

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

 

 

6

 

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

 

 

7

 

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

 

 

8

 

** Обобщение по теме «Русские народные сказки»

 

Авторская презентация

9

 

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», С.Маршак «Отчего у месяца нет платья»

«Каменный цветок» с.290

 

10

 

** «Сказки разных народов», бразильская сказка «Жизнь человека»

 

 

11

 

Х.К Андерсен «Русалочка»

 

 

Авторская презентация

12

 

Х.К Андерсен «Русалочка»

 

 

 

13

 

Х.К Андерсен «Русалочка»

Урок КВН

 

 

14

 

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

Авторская презентация

15

 

**Сказки А.С.Пушкина

Урок КВН

 

 

16

 

А.Толстой «Кикимора»,Д.Джекобс «Рыба и кольцо»

 

 

17

 

В.Берестов «Сказки»,**Сказки  К. .Чуковского»

 

 

18

 

К.Чуковский «Приключения Белой Мышки»

 

 

19

 

А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

 

 

20

 

А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

 

 

21

 

**Книги Джанни Родари; Дж.Родари «Эти бедные приведения»

 

 

22

 

К.Драгунская «Лекарство от послушания»

 

 

23

 

«О подвигах, о доблестях, о славе», былины (5 часов)

«Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева); (отрывок  в обработке Ю Круглова)

 

 

24

 

«Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева); (отрывок  в обработке Ю Круглова)

 

 

25

 

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

 

 

26

 

«Илья Муромец и Соловей  Разбойник  пересказ А.Нечаева)

 

 

27

 

«Илья Муромец и Соловей  Разбойник  (отрывок в обработке В. Аникина)**Книги с былинами

 

 

28

 

«Уж сколько раз твердили миру…» басни (4 часа)

Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя»,Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик – вор и его мать», « Лисица и козёл»

 

 

29

 

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и крыса», «Две бочки»

 

Авторская презентация

30

 

Л. Толстой «Лев и лисица»,С.Михалков. «Просчитался», «Услужливый»

 

 

31

 

**С.Михалков «Заячье горе», «И.Демьянов. «Валерик и тетрадь», Книги с баснями

 

 

32

 

«Оглянись вокруг»: рассказы (20 часов) М.Пришвин. «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе»

Собака – друг человека

С.240 «Щенок»

 

33

 

К.Паустовский «Заячьи лапы»

 

Дикие животные Челябинской области

 

34

 

Р.Фраерман «Девочка с камнем»

Правила поведения в школе

 

35

 

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

 

 

36

 

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

 

 

37

 

**Тема книги о детях. Ю. Яковлев «Полосатая палка»

 

 

38

 

А.Платонов «Цветок на земле»

 

 

39

 

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

 

Авторская презентация

40

 

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

 

 

41

 

Н.Носов «Огородники»

 

Авторская презентация

42

 

Н.Носов «Клякса»

С.241 «Не для себя…»

 

43

 

Ю.Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Ёлка», О.Григорьев «              трубы»

 

 

44

 

**Тема книги С.Алексеева, С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большее придёт»

 

 

45

 

А.Чехов «Ванька»

 

 

46

 

А.Чехов «Ванька»

 

 

47

 

Г.Сенкевич «Янко- музыкант»

 

 

48

 

Д.Мамин – Сибиряк «Вертел»

Д.Мамин – Сибиряк на Урале

 

49

 

Д.Мамин – Сибиряк «Вертел»

 

 

50

 

Л.Кассиль «У классной доски»

Односельчане в годы ВОВ

 

51

 

**Тема Книги о Великой Отечественной войне, В.Лидин «Завет»

Аллея памяти

в д. Фроловка

 

52

 

«Золотая колесница»: мифы Древней Греции (4  часа)

«Персей»

 

 

53

 

Н.Кун «Олимп»

Участие спортсменов  Челябинской области в летних и зимних олимпийских играх

 

54

 

«Орфей и Эвридика»,Н.Кун «Царство мрачного Аида»

 

 

55

 

**Тема: « Мифы Древней Греции», «Дедал и Икар»

 

 

56

 

«В начале было слово, и слово было Бог»: библейские сказания (8 часов)

Библейские сказания: « Семь дней творения», « Бог сотворил плоть человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обет Спасителя», «Изгнание из рая»

 

 

57

 

«Всемирный потоп»

 

 

58

 

«Моисей»

 

 

59

 

«Моисей»

 

 

60

 

«Моисей»

 

 

61

 

С.Лагерлеф «Святая ночь»

 

 

62

 

С.Лагерлеф «В Назарете»

 

 

63

 

**Тема «Книги с библейскими сказаниями, А.Мень «Милость Иисуса»

 

 

64

 

«Мир-  театр, люди – актёры…»: пьесы (6 часов)

С.Маршак «Про козла»

 

 

65

 

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

С.244 «Старая телеграмма»

 

66

 

**Книги Н.Носова, Н.Носов «Два друга»

 

 

67

 

**Книги Н.Носова, Н.Носов «Два друга»

 

 

68

 

С. Козлов «Снежный цветок»

С.247 «Белый лес»

 

69

 

С. Козлов «Снежный цветок»

 

 

70

 

Мир волшебных звуков»: поэзия (15 часов»

В.Жуковский «Песня»

 

 

71

 

А.Пушкин «Птичка»,* «Няне»

 

Авторская презентация

72

 

А.Пушкин «Зимняя дорога»,М.Лермонтов «Горные вершины»

С.»79 «Кирюха»

 

73

 

М.Лермонтов «Утёс»

 

 

74

 

М.Лермонтов «Молитва»

 

 

75

 

И.Суриков «Весна», К.Бальмонт «Золотая рыбка»

 

 

76

 

А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…»*

 

 

77

 

С.Есенин «С добрым утром!»*

 

 

78

 

М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток»,                 «Тучкины штучки»

 

 

79

 

**Тема «Стихи русских поэтов»

 

 

80

 

С.Маршак «Пожелания друзьям», Саша Чёрный «                            

 

 

81

 

Ю.Владимиров «Чудаки»*, Д.Хармс «Очень страшная история»

 

 

82

 

**Тема «Смешные стихи» В.Хотомская « Два гнома»,…

С.226 «Звёздный калейдоскоп»

 

83

 

О. Высотская «Весенние рубашки»,Э.Мошковская  «Песня»

 

 

84

 

Ю.Мориц « Чтоб летали мы все росли, В.Высоцкий «Песня Кэрролла»

 

 

85

 

Когда, зачем и почему? – познавательная литература (11 часов)

Ю.Яковлев «О нашей Родине», М.Пришвин «Моя Родина»

С232 «Будь счастливой. Родина моя!»

 

86

 

И.Соколов –Микитов «Русский лес»,Ю.Дмитриев «Зелёное и желтое»

 

 

87

 

«Крещение Руси»

 

 

88

 

Н.Соловьёв «Сергей Радонежский»

 

 

89

 

В.Губарев «В открытом космосе», Л.Яхнин «Метро»

 

 

90

 

М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего», М.Ильин «Сто тысяч почему»

 

 

91

 

**Тема « Книги о вещах и том, из чего они сделаны» Н.Надеждина «Лук – от семи недуг», М.Константиновский «Что такое электрический ток?»

 

 

92

 

В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

 

 

93

 

**Тема « Книги о книгах и их издателях»,А. Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная»

 

 

94

 

К.Паустовский «Великий сказочник», «Сказки Пушкина»

 

 

95

 

Я.Смоленский «как научиться читать стихи». К.Чуковский «Признания старого сказочника»

 

 

96

 

«Самого главного глазами не увидишь : повесть – сказка (7 часов)

А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц»

 

 

97

 

А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц»

 

 

98

 

А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц»

 

 

99

 

А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц»

 

 

100

 

А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц»

 

 

101

 

А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц»

 

 

102

 

А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц»

** Заключительный обобщающий библиотечный урок.

 

 

 

4. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.

Читательские умения:

Дети должны знать:

     Заинтересованно, осмысленно, правильно выразительно читать минимум 90 слов в минуту, если позволяет характер текста; при чтении про себя – на 15- 20 слов быстрее;

     Полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров;

     Составлять план и пользоваться им при пересказе;

     Делать краткий и другие пересказы;

     Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её;

     Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги;

     Читать значительные по объёму рассказы, сказки, повести;

     Пользоваться приёмами заучивания стихотворений с опорой на ключевые слова и выразительного чтения.

 

             Литературоведческая пропедевтика

 

Обучающиеся должны:

     Практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка- рассказ, басня – сказка, рассказ – повесть, сказочная повесть сказка, рассказ – стихотворение, пьеса – рассказ, былина – сказка, миф – сказка;

     Уметь элементарно классифицировать сказки;

     Иметь представление о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические)

     Иметь представление о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;

     Уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе практического сравнения;

     Знать приёмы художественной композиции – без термина;

     Составить первоначальное представление о наиболее известных писателях (А.Пушкин, Л.Толстой, Х.К.Андерсен, И Крылов и другие) на основе знакомства с их творчеством.

 

Развитие творческих способностей

Дети должны:

     Освоить все используемые в начальной школе виды интерпретации текста, уметь выбирать их в соответствии со спецификой произведения;

     Принимать участие в конкурсах чтецов;

     Создавать небольшие сочинения разных типов  повествовательное, описание, рассуждение на основе читаемой литературы.

 

5. Характеристика контрольно- измерительных материалов.

В Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника: в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).

Способ чтения: чтение целыми словами.

Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста. В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).

Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставлять цифровую отметку по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6,4 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами, знак препинания). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время. Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова – 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения про себя во 3-4-х классах

Таблица 11

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

4

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 115 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 115 сл/мин

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

выразительное чтение текста;

пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);

выразительное чтение наизусть;

составление простого плана;

создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;

работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...