Рабочая программа по литературному чтению Кубасовой для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lit_chtenie_kubasova_4_microsoft_word.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Гармония».
Рабочая учебная программа по литературному чтению, 4 класс.
1.Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа – «Гармония».
Организация учебно-воспитательного процесса ведется в соответствии с методическими концепциями УМК «Гармония».
1.2. Нормативно-правовая база.
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
- Требования СанПИН
- примерные программы начального образования(письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);
- областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 № 02 – 678 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 5 мая 2005 г. №01-571, от 10 мая 2006 г. №02-510, от 29 мая 2007 г. №02-567, от 5 мая 2008 г. №04-387 и 6 мая 2009 г. №01-269).
- письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009г. №103/3404. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях.
- приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997.
- учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год.
- Авторской программы УМК «Гармония»
1.3. Основные цели и задачи предмета
.Цель обучения – формирование «талантливого» читателя, то есть читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Обучение чтению по данной программе предполагает решение следующих задач:
1. Формирование настойчивого желания читать доступную возрасту литературу.
2. Совершенствование навыка чтения (сознательность, беглость, выразительность, правильность).
3.Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавлива-нию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанро-вой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видсгжанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для
дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования.
Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во 2 классе -> накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе -> литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо жанровых особенностей в 4 классе.
1.4. Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.
Органично считать, что каждый человек взрастает на материалах устного народного творчества. Тем более, это касается литературного чтения, с которым ребенорк знакомится с самого раннего возраста. Поэтому для реализации национально-регионального компонента логично брать материал, связанный с творчеством русского народа, и уральского в частности. Поэтому, в 4 классе будет продолжено рассмотрение творчества уральских писателей. А также рассмотрение картин русских художников с изображением картин родной природы. В 4 классе на работу над НРК отводится 14 часов. Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП.При реализации НРК используется «Хрестоматия по литературе родного края» Горская А.Б. и др. Челябинск: ИЦ «Взгляд»
2. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.
Учебник О.В. Кубасова « Любимые страницы» 1,2,3 часть 4 класс .
Программа:
Литературное чтение
Смоленск: Ассоциация 21 век 2010 г.
Сборник программ УМК « Гармония»
Смоленск: Ассоциация 21 век 2010 г.
Планирование из журнала « Начальная школа»
Методические рекомендации О.В. Кубасова 4 класс
3 часа в неделю – 102 часа.
3. Календарно-тематический план реализации рабочей программы.
№ п.п. | Дата | Тема урока | Р.\К. | Использование ЦОР |
1 |
| Гимн Российской Федерации; тема «Что мы читали летом» | Хрестоматия по литературе родного края |
|
2 |
| «Что за прелесть эти сказки!» (21 час) И. Токмакова « В чудной стране»*, Все у нас, слава Богу, хорошо!» (народная сказка) |
|
|
3 |
| Русская народная сказка «Петр 1 и мужик» |
|
|
4 |
| Русская народная сказка «Петр и Петруша» |
|
|
5 |
| Русская народная сказка «Марья и ведьмы» |
|
|
6 |
| Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» |
|
|
7 |
| Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» |
|
|
8 |
| ** Обобщение по теме «Русские народные сказки» |
| Авторская презентация |
9 |
| Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», С.Маршак «Отчего у месяца нет платья» | «Каменный цветок» с.290 |
|
10 |
| ** «Сказки разных народов», бразильская сказка «Жизнь человека» |
|
|
11 |
| Х.К Андерсен «Русалочка»
|
| Авторская презентация |
12 |
| Х.К Андерсен «Русалочка»
|
|
|
13 |
| Х.К Андерсен «Русалочка» Урок КВН |
|
|
14 |
| А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
| Авторская презентация |
15 |
| **Сказки А.С.Пушкина Урок КВН |
|
|
16 |
| А.Толстой «Кикимора»,Д.Джекобс «Рыба и кольцо» |
|
|
17 |
| В.Берестов «Сказки»,**Сказки К. .Чуковского» |
|
|
18 |
| К.Чуковский «Приключения Белой Мышки» |
|
|
19 |
| А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» |
|
|
20 |
| А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» |
|
|
21 |
| **Книги Джанни Родари; Дж.Родари «Эти бедные приведения» |
|
|
22 |
| К.Драгунская «Лекарство от послушания» |
|
|
23 |
| «О подвигах, о доблестях, о славе», былины (5 часов) «Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева); (отрывок в обработке Ю Круглова) |
|
|
24 |
| «Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева); (отрывок в обработке Ю Круглова) |
|
|
25 |
| «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» |
|
|
26 |
| «Илья Муромец и Соловей Разбойник пересказ А.Нечаева) |
|
|
27 |
| «Илья Муромец и Соловей Разбойник (отрывок в обработке В. Аникина)**Книги с былинами |
|
|
28 |
| «Уж сколько раз твердили миру…» басни (4 часа) Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя»,Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик – вор и его мать», « Лисица и козёл» |
|
|
29 |
| И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и крыса», «Две бочки» |
| Авторская презентация |
30 |
| Л. Толстой «Лев и лисица»,С.Михалков. «Просчитался», «Услужливый» |
|
|
31 |
| **С.Михалков «Заячье горе», «И.Демьянов. «Валерик и тетрадь», Книги с баснями |
|
|
32 |
| «Оглянись вокруг»: рассказы (20 часов) М.Пришвин. «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе» | Собака – друг человека С.240 «Щенок» |
|
33 |
| К.Паустовский «Заячьи лапы»
| Дикие животные Челябинской области |
|
34 |
| Р.Фраерман «Девочка с камнем» | Правила поведения в школе |
|
35 |
| Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой» |
|
|
36 |
| Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой» |
|
|
37 |
| **Тема книги о детях. Ю. Яковлев «Полосатая палка» |
|
|
38 |
| А.Платонов «Цветок на земле» |
|
|
39 |
| К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
| Авторская презентация |
40 |
| К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
|
|
41 |
| Н.Носов «Огородники» |
| Авторская презентация |
42 |
| Н.Носов «Клякса» | С.241 «Не для себя…» |
|
43 |
| Ю.Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Ёлка», О.Григорьев « трубы» |
|
|
44 |
| **Тема книги С.Алексеева, С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большее придёт» |
|
|
45 |
| А.Чехов «Ванька» |
|
|
46 |
| А.Чехов «Ванька» |
|
|
47 |
| Г.Сенкевич «Янко- музыкант» |
|
|
48 |
| Д.Мамин – Сибиряк «Вертел» | Д.Мамин – Сибиряк на Урале |
|
49 |
| Д.Мамин – Сибиряк «Вертел» |
|
|
50 |
| Л.Кассиль «У классной доски» | Односельчане в годы ВОВ |
|
51 |
| **Тема Книги о Великой Отечественной войне, В.Лидин «Завет» | Аллея памяти в д. Фроловка |
|
52 |
| «Золотая колесница»: мифы Древней Греции (4 часа) «Персей» |
|
|
53 |
| Н.Кун «Олимп» | Участие спортсменов Челябинской области в летних и зимних олимпийских играх |
|
54 |
| «Орфей и Эвридика»,Н.Кун «Царство мрачного Аида» |
|
|
55 |
| **Тема: « Мифы Древней Греции», «Дедал и Икар» |
|
|
56 |
| «В начале было слово, и слово было Бог»: библейские сказания (8 часов) Библейские сказания: « Семь дней творения», « Бог сотворил плоть человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обет Спасителя», «Изгнание из рая» |
|
|
57 |
| «Всемирный потоп» |
|
|
58 |
| «Моисей» |
|
|
59 |
| «Моисей» |
|
|
60 |
| «Моисей» |
|
|
61 |
| С.Лагерлеф «Святая ночь» |
|
|
62 |
| С.Лагерлеф «В Назарете» |
|
|
63 |
| **Тема «Книги с библейскими сказаниями, А.Мень «Милость Иисуса» |
|
|
64 |
| «Мир- театр, люди – актёры…»: пьесы (6 часов) С.Маршак «Про козла» |
|
|
65 |
| Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» | С.244 «Старая телеграмма» |
|
66 |
| **Книги Н.Носова, Н.Носов «Два друга» |
|
|
67 |
| **Книги Н.Носова, Н.Носов «Два друга» |
|
|
68 |
| С. Козлов «Снежный цветок» | С.247 «Белый лес» |
|
69 |
| С. Козлов «Снежный цветок» |
|
|
70 |
| Мир волшебных звуков»: поэзия (15 часов» В.Жуковский «Песня» |
|
|
71 |
| А.Пушкин «Птичка»,* «Няне» |
| Авторская презентация |
72 |
| А.Пушкин «Зимняя дорога»,М.Лермонтов «Горные вершины» | С.»79 «Кирюха» |
|
73 |
| М.Лермонтов «Утёс» |
|
|
74 |
| М.Лермонтов «Молитва» |
|
|
75 |
| И.Суриков «Весна», К.Бальмонт «Золотая рыбка» |
|
|
76 |
| А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…»* |
|
|
77 |
| С.Есенин «С добрым утром!»* |
|
|
78 |
| М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток», «Тучкины штучки» |
|
|
79 |
| **Тема «Стихи русских поэтов» |
|
|
80 |
| С.Маршак «Пожелания друзьям», Саша Чёрный « |
|
|
81 |
| Ю.Владимиров «Чудаки»*, Д.Хармс «Очень страшная история» |
|
|
82 |
| **Тема «Смешные стихи» В.Хотомская « Два гнома»,… | С.226 «Звёздный калейдоскоп» |
|
83 |
| О. Высотская «Весенние рубашки»,Э.Мошковская «Песня» |
|
|
84 |
| Ю.Мориц « Чтоб летали мы все росли, В.Высоцкий «Песня Кэрролла» |
|
|
85 |
| Когда, зачем и почему? – познавательная литература (11 часов) Ю.Яковлев «О нашей Родине», М.Пришвин «Моя Родина» | С232 «Будь счастливой. Родина моя!» |
|
86 |
| И.Соколов –Микитов «Русский лес»,Ю.Дмитриев «Зелёное и желтое» |
|
|
87 |
| «Крещение Руси» |
|
|
88 |
| Н.Соловьёв «Сергей Радонежский» |
|
|
89 |
| В.Губарев «В открытом космосе», Л.Яхнин «Метро» |
|
|
90 |
| М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего», М.Ильин «Сто тысяч почему» |
|
|
91 |
| **Тема « Книги о вещах и том, из чего они сделаны» Н.Надеждина «Лук – от семи недуг», М.Константиновский «Что такое электрический ток?» |
|
|
92 |
| В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» |
|
|
93 |
| **Тема « Книги о книгах и их издателях»,А. Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная» |
|
|
94 |
| К.Паустовский «Великий сказочник», «Сказки Пушкина» |
|
|
95 |
| Я.Смоленский «как научиться читать стихи». К.Чуковский «Признания старого сказочника» |
|
|
96 |
| «Самого главного глазами не увидишь : повесть – сказка (7 часов) А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц» |
|
|
97 |
| А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц» |
|
|
98 |
| А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц» |
|
|
99 |
| А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц» |
|
|
100 |
| А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц» |
|
|
101 |
| А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц» |
|
|
102 |
| А. де Сент –Экзюпери « Маленький принц» ** Заключительный обобщающий библиотечный урок. |
|
|
4. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
Читательские умения:
Дети должны знать:
Заинтересованно, осмысленно, правильно выразительно читать минимум 90 слов в минуту, если позволяет характер текста; при чтении про себя – на 15- 20 слов быстрее;
Полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров;
Составлять план и пользоваться им при пересказе;
Делать краткий и другие пересказы;
Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её;
Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги;
Читать значительные по объёму рассказы, сказки, повести;
Пользоваться приёмами заучивания стихотворений с опорой на ключевые слова и выразительного чтения.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся должны:
Практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка- рассказ, басня – сказка, рассказ – повесть, сказочная повесть сказка, рассказ – стихотворение, пьеса – рассказ, былина – сказка, миф – сказка;
Уметь элементарно классифицировать сказки;
Иметь представление о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические)
Иметь представление о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;
Уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе практического сравнения;
Знать приёмы художественной композиции – без термина;
Составить первоначальное представление о наиболее известных писателях (А.Пушкин, Л.Толстой, Х.К.Андерсен, И Крылов и другие) на основе знакомства с их творчеством.
Развитие творческих способностей
Дети должны:
Освоить все используемые в начальной школе виды интерпретации текста, уметь выбирать их в соответствии со спецификой произведения;
Принимать участие в конкурсах чтецов;
Создавать небольшие сочинения разных типов повествовательное, описание, рассуждение на основе читаемой литературы.
5. Характеристика контрольно- измерительных материалов.
В Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника: в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).
Способ чтения: чтение целыми словами.
Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста. В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).
Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставлять цифровую отметку по технике чтения не рекомендуется.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6,4 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами, знак препинания). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время. Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова – 6,4 знака.
Оценивание навыка чтения про себя во 3-4-х классах
Таблица 11
Класс | Общая оценка | Ответы по содержанию | Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста |
3 | «Справился» | Правильно выполнено не менее 25% заданий | Не менее 85 сл/мин |
«Не справился» | Правильно выполнено менее 25% заданий | Менее 85 сл/мин | |
4 | «Справился» | Правильно выполнено не менее 25% заданий | Не менее 115 сл/мин |
«Не справился» | Правильно выполнено менее 25% заданий | Менее 115 сл/мин |
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
выразительное чтение текста;
пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
выразительное чтение наизусть;
составление простого плана;
создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...