Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Рабочая програма и тематическое планирование 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и тематическое планирование 3 класс УМК Планета знаний | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Барвихинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Барвихинской СОШ ______________/Яковлева Т.В./ 2 сентября 2013 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______________ /Шумова Л.Н./ 30 августа 2013г. | «Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей начальных классов _________ /Иванова С.Н./ 30 августа 2013г. |
Класс – 3-а
Учитель: Бочкарёва Л.М
Предмет: Литературное чтение
Рабочая программа по литературному чтению на 2013 – 2014 учебный год
4 часа в неделю, всего 136 часов
Автор программы: Э.Э.Кац
Учебно-методический комплект:
Учебник. Э.Э.Кац «Литературное чтение 3 класс»
Рабочая тетрадь к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение 3 класс»
Издательство «Астрель» 2013год
ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1—4 классы
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Учебно - тематическое планирование 3 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Уж небо осенью дышало | 11 |
2 | Народные сказки | 10 |
3 | Поэтические страницы | 4 |
4 | О мужестве и любви | 8 |
5 | Зимы ждала, ждала природа… | 8 |
6 | Авторские сказки | 10 |
7 | Басни | 8 |
8 | Братья наши меньшие | 11 |
9 | О совести и долге | 12 |
10 | Весна пришла | 7 |
11 | И в шутку и всерьез | 13 |
Итого | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…»
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
Народные сказки
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…»
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление об общих нравственных категориях у разных народов;
- нравственное чувство и чувственное сознание;
- умение анализировать свои переживания и поступки;
- способность к самооценке;
- эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
- бережное отношение к живой природе;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- выявлять тему и главную мысль произведения;
- сопоставлять героев, идеи разных произведений;
- составлять план рассказа;
- определять свое и авторское отношение к героям;
- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- продолжать сюжет произведения, историю героя;
- участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- планировать свои учебные действия;
- анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
- составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
- планировать свою читательскую деятельность;
- планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- свободно ориентироваться в аппарате учебника;
- находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
- находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
- сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
- ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
- находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
- извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
- знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- овладевать диалогической формой речи;
- формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
Перечень учебно – методического обеспечения.
- Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.
- 3 класс
- Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
- Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
- Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тематическое планирование изучения учебного материала
3 класс
102 ч (3 ч в неделю)[1]
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Цели и задачи урока | дата | ТСО, ЦОР И ДР. |
1-е полугодие | ||||
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (11 ч) | ||||
1 2 3 (*) | К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Часть 1 С. 3—9 | Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения. Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения | С. 4-9 ответы на вопросы, краткий пересказ. С. 10 – 11 наизусть отрывок из стихотворения С. 13 – 15 ответы на вопросы С. 16, 17 выразительное чтение С. 18 – 23 ответы на вопросы, составление рассказа по плану С. 26, 27 выразительное чтение С. 24,25 описание картины по плану | |
4 5 | И. А. Бунин «Листопад» С. 10—12 | Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные | ||
6 (*) | М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» С. 13—15 | Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту | ||
7 | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» С. 16—17 | Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях | ||
8 9 (*) | К. Г. Паустовский «Подарок» С. 18—23 | Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства | ||
10 (*) | Внеклассное чтение[2] Осень в произведениях русских писателей С. 26—29 А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах. | Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств | ||
11 | Картинная галерея И. И. Левитан «Лесное озеро» С. 24—25 | Развитие интереса к творчеству конкретного художника | ||
(*) (*) | Работа с научно-популярными текстами | |||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (10 ч) | ||||
12 13 (*) | Народные сказки (зачин, концовка) «Семь Симеонов» (русская народная сказка) С. 30—39 | Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений | С. 28 пересказ С. 29 – 36 чтение по ролям отрывка, пересказ близко к тексту отрывка С. 37 – 43 чтение по ролям отрывка, пересказ близко к тексту отрывка С. 64 – 75 чтение по ролям отрывка, пересказ близко к тексту отрывка С. 62, 63 описание картины С. 47 – 49 пересказ С. 50 – 53 составить план сказки и озаглавить каждую часть Выразительное чтение Выразительное чтение отрывков | |
14 15 (*) | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка) С. 40—49 | |||
16 | Внеклассное чтение Русские народные сказки «Царевна- лягушка С. 68—79 | Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении | ||
17 | Картинная галерея В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» С. 66—67 | Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине | ||
18 | «Жаба-королева» (литовская народная сказка) С. 51—53 | Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур | ||
19 | «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) С. 54—57 | |||
20 (*) | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) С. 58—65 | |||
21 (*) | Внеклассное чтение Сказки народов мира С. 80—83 | |||
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (4 ч) | ||||
22 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок) С. 86—87 | Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного | С. 82 – 83 наизусть С. 84 – 85 выразительное чтение С. 86- 87 выразительное чтение, ответы на вопросы С. 88 – 89 ответ на вопрос №6 выразительное чтение, | |
23 | Ю. Мориц «Песенка про сказку» С. 88—89 | Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства | ||
24 | «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) С. 90—91 | |||
25 | Г. Сапгир «Сны» С. 92—93 | |||
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (8 ч) | ||||
26 27 (*) | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку» С. 95—100 | Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным | ) | С. 91 – 96 выборочное чтение к иллюстрациям, пересказ по плану С. 97 – 98 ответы на вопросы Рассказать краткую историю Озаглавить части Пересказ одной части рассказа Выразительное чтение |
28 | И. С. Тургенев «Воробей» С. 101—102 | |||
29 30 31 | Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» С. 103—112 | |||
32 (*) | Л. Н. Толстой «Прыжок» С. 113—117 | |||
33 (*) | Внеклассное чтение Сказки Е. Шварца, В. Каверина С. 118—123 | Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев | ||
(*) | Работа с научно-популярными текстами | |||
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч) | ||||
34 | С. Есенин «Разгулялась вьюга...» С. 124—125 | Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства. | Учебник ч2 С. 3 – 5 выразительное чтение С. 6 - 7 выразительное чтение с. 8 – 9 наизусть С. 10 – 11 наизусть С. 12 – 13 наизусть С. 14 – 15 описание картины С. 16 – 18 выразительное чтение | |
35 36 37 | А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок), «Зимнее утро», «Зимняя дорога» (отрывок) С. 126—131 | |||
38 | Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...» С. 132 | |||
39 | Картинная галерея Н Крылов «Зима» С. 134—135 | Обогащение знаний об особенностях народного быта | ||
40 41 | Внеклассное чтение Зима в произведениях разных жанров С. 136—138 | Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы | ||
(*) | Работа с научно-популярными текстами |
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (4 ч) | ||||
42 43 44 45 (*) | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» С. 139—167 | Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям | С. 19 – 47 выразительное чтение по частям, ответы на вопросы, отрывок наизусть по выбору, придумай вопросы к сказке, реферат «Творчество Пушкина» | |
2-е полугодие | ||||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (продолжение) (6 ч) | ||||
46 47 48 | Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Часть 2 С. 3—12 | Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев. | С. 48 – 58 выразительное чтение, сочинить сказку о неодушевленном предмете, пересказ по составленному плану (в 4) С. 57 – 58 выразительное чтение С. 59 – 63 чтение по ролям С. 64, 65 выразительное чтение | |
49 | Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» С. 13—15 | |||
50 51 | Внеклассное чтение Х.-К. Андерсен «Сказки» | Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | ||
БАСНИ (8 ч) | ||||
52 53 54 | О. Мандельштам «Муха» Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши» С. 23—25 | Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом | С. 66 выразительное чтение С. 69, 70 пересказ Выразительное чтение Выразительное чтение Наизусть по выбору С. 75 ответ на вопрос №3 | |
55 | Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» С. 26—27 | |||
56 57 58 | И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки» С. 28—32 | |||
59 (*) | Пословицы С. 33 | Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц | ||
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (11 ч) | ||||
60 61 62 (*) | А. П. Чехов «Белолобый» С. 38—45 1 | Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. | С. 80 – 87 выразительное чтение эпизода рассказа по выбору, ответы на вопросы, рассказ по составленному плану, сочинить рассказ выразительное чтение, ответы на вопросы, пересказ эпизода из рассказа по выбор С. 94, 95 выразительное чтение, пересказ Придумать весёлую историю Нарисовать иллюстрацию к рассказу С. 103 – 107 выразительное чтение, пересказ | |
63 64 (*) | М. М. Пришвин «Лимон» С. 46—51 | |||
65 66 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» С. 52—53 | |||
67 68 | К. Г. Паустовский «Кот Ворюга» С. 54—59 | |||
69 (*) | Внеклассное чтение Книги о животных | Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе | ||
70 | Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой» С. 66—67 | Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами | ||
(*) | Работа с научно-популярными текстами |
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (12 ч) | ||||
71 72 73 (*) | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) С. 68—75 | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст | С. 110 – 117 выразительное чтение, чтение оп ролям отрывка, ответы на вопросы, придумать продолжение истории чтение по ролям, пересказ по выбору части рассказа, придумать продолжение этой легенды. С. 16 выразительное чтение С. 17 – 29 чтение по ролям, пересказ по выбору части рассказа, С. 30 – 34 выразительное чтение | |
74 75 76 | А. Платонов «Разноцветная бабочка» С. 76—87 | |||
77 | А. Кешоков «Мне больно, мальчики» С. 88 | |||
78 79 80 | К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» С. 89—101 | |||
81 82 | Внеклассное чтение Сказки К. Г. Паустовского Читальный зал С. 102—106 | |||
(*) (*) | Работа с научно-популярными текстами | |||
ВЕСНА ПРИШЛА (7 ч) | ||||
83 (*) | «Жаворонушки…», «Березонька» (народные песни) С. 107—108 | Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения | С. 35, 36 наизусть по выбору С. 37 выразительное чтение, ответ на вопрос 8 С. 38, 39 наизусть отрывок по выбору С. 40, 41 ответ на вопрос 8 С. 42 выразительное чтение, С. 43 – 45 выразительное чтение ответы на вопросы | |
84 | А. А. Фет «Весенний дождь» С. 109 | Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение» Развитие устного и письменного творчества учащихся | ||
85 | М. М. Пришвин «Лесная капель» С. 110—111 | |||
86 | К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» С. 112—113 | |||
87 | А. А. Фет «Рыбка» С. 114 | |||
88 89 | Внеклассное чтение Народные песни Читальный зал С. 115—117 | |||
(*) | Работа с научно-популярными текстами | |||
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (13 ч) | ||||
90 | Шутки-прибаутки С. 118—119 | Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица. Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему | С. 46 – 47 наизусть по выбору Чтение по ролям, пересказ С. 54 – 61 выразительное чтение, ответы на вопросы, подготовка внеклассному чтению. С. 64, 65 выразительное чтение, ответ на вопрос №5 С. 66 – 75 выразительное чтение, чтение оп ролям отрывка, ответы на вопросы, составь рассказ о своем путешествии описание картины С. 78 – 80 чтение по ролям | |
91 | «Болтливая баба» (русская народная сказка) С. 120—125 | |||
92 93 94 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» С. 126—133 | |||
95 96 | С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!» С. 134—137 | |||
97 98 99 (*) | М. Зощенко «Великие путешественники» С. 138—147 | |||
100 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом» С. 148—149 | Развитие интереса к творчеству конкретного художника | ||
101 102 (*) | Внеклассное чтение А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги» Детская периодическая литература | Формирование умения работать с книгой. Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой |
[1] При планировании материала из рамсчета 4 ч в неделю ( в соответствии со Стандартами II поколения) дополнительно проводятся уроки, отмеченные знаком *.
[2] Уроки внеклассного чтения строятся на материале библиотечных книг и произведений рубрики «Читальный зал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
календарно-тематический план 4 класс
в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...