Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Включает пояснительную записку, структуру учебного курса, контрольно-измерительные материалы, тематическое планирование, планируемые результаты в соответствии с ФГОС, перечень учебно-методического обеспечения, список используемой литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_chteniyu_2_kl.docx | 107.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от _______ Руководитель МО ___________ | Согласовано ______________ Заместитель директора по НМР
| Утверждаю ____________________ Директор МБОУ СОШ № 18
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по литературному чтению во 2 б классе
Составитель:
Вольская О.А.,
учитель нач. классов,
высшая квалиф. категория
Срок действия программы
2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.)
Актуальность изучения данного курса
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно - эстетичеким содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, волю, сознание. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Место учебного предмета в учебном плане: в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Для реализации программного содержания используется: Литературное чтение . 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2011. – по 223 с.: ил. Учебник построен на основе двух ведущих принципов – художественно-эстетического и литературоведческого. На основе художественно-эстетического принципа в учебнике отобраны для чтения преимущественно художественные тексты. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что в учебнике представлены произведения, представляющие все области литературного творчества. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Содержание курса учебного предмета «Литературное чтение»
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). На четвёртом году обучения продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи», расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы. В содержание курса вошли преимущественно художественные тексты – произведения словесного искусства, т.к. именно они раскрывают перед учащимися богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Распределение изучения тем программы (136 часов)
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (13 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (15 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке» , И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».Л. Толстой. «Старый дед и внучек»
О братьях наших меньших (10 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (10 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (23 ч)
Произведения о детях, о природе: К. И. Чуковский («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршак («Кот и лодыри»), С. В. Михалков («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носов («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку, и всерьез (12 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (18 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X . Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
Формы контроля. Проверка сформированности умений и навыков чтения в целом относится к числу наиболее сложных, деликатных и крайне трудоемких процедур. Организационно контроль строится в соответствии с его формой – индивидуальной или фронтальной. А также видом проверяемого чтения – вслух или про себя. Индивидуальная проверка может быть текущей, т.е. сопутствовать каждодневным урокам чтения. Это и проверка домашнего задания по выразительному чтению какого-либо произведения или его части, и первоначальное чтение в классе нового, ещё не изучавшегося текста, и чтение какого-либо дополнительного материала или отрывка из книги, которую ученик самостоятельно читает дома. Наиболее четкое представление о навыках чтения каждого ученика создается при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля, который проводится в начале года, в конце полугодия и в конце учебного года. Данная проверка проводится по специальным текстам, отвечающим требованиям стандарта, а, следовательно, и официальной учебной программе. Наряду с индивидуальной проверкой практикуются некоторые виды фронтальной проверки, которые также могут быть текущими и рубежными. С технологией проведения данных проверок дети знакомы с первого класса. Они осведомлены о сроках проведения трехкратного индивидуального рубежного контроля, который является своеобразным стимулом повышения интереса к чтению. По трём результатам данного контроля учитель вместе с учеником отслеживает на протяжении всего учебного года уровень сформированности навыка чтения у каждого ребенка, отмечает положительную или отрицательную динамику в развитии данного навыка и, исходя из этих показателей, планируют дальнейшую деятельность. Также контроль усвоения знаний осуществляется с помощью сочинений на заданную тему, сочинений на произвольную тему, через иллюстрированные «авторские» работы детей и т.п.
Требования к подготовке учащихся 2 класса
В результате изучения чтения на ступени начального общего образования учащиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, учащиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки.
Результаты:
Метапредметные:
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
- элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
- развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Предметные:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Контрольно-измерительные материалы
№ занятия | Дата | Вид работы | По теме |
2.5 | Входящая самостоятельная контрольная работа | Чему я научился в 1 классе. | |
2.12 | Литературная викторина | Узнай сказку! | |
2.13 |
| Тест | По разделу: «Устное народное творчество» |
3.1 | Проверка техники чтения | ||
3.7 | Проверочная работа | По разделу: «Люблю природу русскую! Осень!» | |
4.15 | Проверочная работа | По разделу: « Русские писатели» | |
5.10 | Проверочная работа | По разделу: «О братьях наших меньших» | |
8.23 | Проверочная работа | По разделу «Писатели детям» | |
12.16 | Проверочная работа | По разделу: «Литература зарубежных стран» | |
12.17 | Проверка техники чтения | Итоги за год |
Календарно – тематическое планирование
по литературному чтению
Класс 2б
Учитель Вольская Ольга Анатольевна
Количество часов всего 136 час; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков 10, из них проверочных работ 6, тестов 1 , проверок техники чтения 2;
Планирование составлено на основе УМК «Школа России», авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
№ | Содержание | Кол-во часов | Обучающая цель | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Сроки | |||
предметные | Метапредметные универсальные учебные действия (УДД) | личностные | План. | Факт. | |||||
1. | Самое великое чудо на свете Р.С.Сеф «Читателю» | 1 | Повторить правила обращения с книгами, составление рассказа по картинке | Ориентироваться в учебнике, уметь пользоваться оглавлением, словарем | Использовать модели и схемы для решения учебных задач | Осознание значимости чтения для личного дальнейшего развития |
| ||
2. | Устное народное творчество | 13 | |||||||
2.1 | Русские народные песни | 1 | Познакомить с русскими народными песнями | Русская народная песня | Читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Знакомство с культурно-историческим наследием России. | ||
2.2 | Потешки, прибаутки, считалки, небылицы | 1 | Познакомить с малыми жанрами фольклора, учить различать малые и большие жанры | Фольклор, жанры | Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме, отличать их от небылиц | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
2.3 | Загадки, пословицы, поговорки | 1 | Познакомить с малыми жанрами фольклора, прививать интерес к устному народному творчеству | Фольклор, жанры | Находить различия в пословицах и поговорках, объяснять смысл пословиц, загадок | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
2.4 | Ю.П.Мориц «Сказка по лесу идет» | 1 | Познакомить с жанром народной сказки | сказка | Читать вслух, придумывать свои сказочные сюжеты | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
2.5 | Входящая самостоятельная контрольная работа | 1 | Проверить с каким багажом знаний и умений дети подошли к обучению во 2 классе | Читать про себя, придумывать свои вопросы к тексту | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | ||||
2.6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | Учить определять в тексте основную мысль | Основная мысль, ключевые слова | Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации | Характеризовать героев сказки .Составлять плансказки, пересказывать по составленному плану | Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания итра и самого себя | ||
2.7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | Учить определять в тексте основную мысль, делить текст на части | Основная мысль, ключевые слова | Читать, передавая настроение героев, характеризовать героев | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
2.8 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Проверка техники чтения. | 1 | Учить определять в тексте основную мысль, отвечать на вопросы по тексту. | Основная мысль, ключевые слова | Характеризовать героев сказки .Составлять план сказки, пересказывать по составленному плану | Строить речевое высказывание в устной форме. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
2.9 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | Учить определять в тексте основную мысль, отвечать на вопросы по тексту. | Основная мысль, ключевые слова | Характеризовать героев сказки .Составлять план сказки, пересказывать по составленному плану | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
2.10 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | Учить определять в тексте основную мысль, анализировать текст | Основная мысль, ключевые слова, бытовая сказка | Характеризовать героев сказки .Составлять план сказки, пересказывать по составленному плану | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
2.11 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | Учить отвечать на вопросы по тексту, анализировать текст | Основная мысль, ключевые слова, бытовая сказка | Характеризовать героев сказки .Составлять план сказки, пересказывать по составленному плану | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
2.12 | А.А.Шибаев «Вспомни сказку» Литературная викторина | 1 | Учить отвечать на вопросы по тексту, анализировать текст | Основная мысль, ключевые слова, | Характеризовать героев сказки. Соотносить пословицы со сказками | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
2.13 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Тест № 1. | 1 | Систематизировать и проверять свои знания по теме, отвечать на вопросы, формулировать выводы | Уметь обобщать на основе выделения сущностной связи | рефлексия | ||||
3 | Люблю природу русскую! Осень | 7 | |||||||
3.1 | Нравится ли Вам осень? Осенние загадки Проверка техники чтения | 1 | Познакомить с осенними загадками Проверить технику чтения | Прогнозировать содержание раздела, отвечать на вопросы, используя свои наблюдения | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
3.2 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной», К.Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила» | 1 | Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени | стихи, рифма | Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
3.3 | А.Фет «Ласточки пропали», А.Толстой «Осень» | 1 | Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени | стихи, рифма | Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
3.4 | С.Есенин «Закружилась Сухие листья», И.Токмакова «Опустел скворечник» | 1 | Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени | стихи, рифма | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему | Декламирование произведений, определение эмоционального характера текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
3.5 | В.Д.Берестов «Хитрые грибы» | 1 | Познакомить с творчеством Берестова | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
3.6 | М.М.Пришвин «Осеннее утро» | 1 | Познакомить с творчеством Пришвина | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать рассказ. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
3.7 | Обобщающий урок. Проверочная работа № 1. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
4 | Русские писатели | 15 | |||||||
4.1 | А.С.Пушкин Викторина по сказкам | 1 | В игровой форме проверить знание сказок А.С.Пушкина | Прогнозировать содержание раздела, отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Познакомить с биографией Пушкина | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воображение | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
4.2 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» | 1 | Познакомить с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» | Поэма, лукоморье | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
4.3 | А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин торжествуя» | 1 | Познакомить со стихотворениями А.С.Пушкина о зиме | олицетворение | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
4.4-4.6 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3 | Учить передавать содержание и определять основную мысль текста, делить текст на части | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения, давать им характеристики | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | |||
4.7 | И.А.Крылов | 1 | Познакомить с биографией и творчеством И.А.Крылова | Басня, баснописец | Познакомить с биографией И.А.Крылова. Отвечать и задавать вопросы | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
4.8 | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 | Познакомить с жанровыми особенностями басни | Отличать басню от стихотворения, знать особенности басни, характеризовать героев басни с опорой на текст | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
4.9 | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | Познакомить с жанровыми особенностями басни | персонажи | Отличать басню от стихотворения, знать особенности басни, характеризовать героев басни с опорой на текст | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
4.10 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | Познакомить с биографией и творчеством Толстого, учит выделять главную мысль пр | Определять главных героев, характеризовать их, составлять план произведения | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
4.11 | Л.Н.Толстой «Филиппок» | 1 | Обучать составлению плана произведения | Филипок | Определять главных героев, характеризовать их, составлять план произведения | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
4.12 | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» | 1 | Учить определять основную мысль произведения | Пересказывать текст по предварительно составленному тексту | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов | Формирование потребности в систематическом чтении | |||
4.13 | Л.Н.Толстой «Котенок | 1 | Учить определять основную мысль произведения | Определять главных героев, характеризовать их, составлять план произведения | Речевое высказывание | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
4.14 | Разноцветные страницы. | 1 | Развивать внимание, мышление, речь | Диагностика скорости чтения | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воображение | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
4.15 | Обобщающий урок по теме. Проверочная работа | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
5 | О братьях наших меньщих | 10 | |||||||
5.1 | Н.И.Сладков «Они и мы», А.А.Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | Познакомить со стихотворениями о животных | Животные – друзья человека | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
5.2 | Б.Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова «Жила-была собака» | 1 | Познакомить со стихотворениями о животных | Животные – друзья человека | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
5.3 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | Познакомить со стихотворениями о животных | Животные – друзья человека | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
5.4 | М.М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | Познакомить с творчеством Пришвина | Животные – друзья человека | Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных | Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
5.5 | Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | Познакомить с творчеством Чарушина | Животные – друзья человека | Определять главных героев, характеризовать их, составлять план произведения | Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
5.6 | Б.С.Житков «Храбрый утенок» | 1 | Познакомить с творчеством Житкова | Животные – друзья человека | Выражать собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении | Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
5.7 | В.Бианки «Музыкант « | 1 | Познакомить с творчеством Бианки | Животные – друзья человека | Видеть картину природы в художественном произведении, составлять план и пересказывать по нему, участвовать в обсуждении | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
5.8 | В.Бианки «Сова» | 1 | Познакомить с творчеством Бианки | Животные – друзья человека | Видеть картину природы в художественном произведении, составлять план и пересказывать по нему, участвовать в обсуждении | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
5.9 | Разноцветные страницы | 1 | Развивать внимание, мышление, речь | Оценивать свой ответ, планировать возможные варианты исправления ошибок | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
5.10 | Обобщающий урок. Проверочная работа . | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
6. | Из детских журналов | 9 | |||||||
6.1 | Знакомство с детскими журналами | 1 | Познакомить детей с журналами ХХ века | Детские журналы | Прогнозировать содержание раздела, отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воображение | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
6.2 | Д.Хармс «Игра» | 1 | Познакомить с творчеством Хармса | Игра слов | Отличать журнал от книги | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
6.3 | Д.Хармс «Вы знаете?» | 1 | Познакомить с творчеством Хармса | Игра слов | Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой устный журнал | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
6.4 | Д.Хармс «Веселые чижи» | 1 | Познакомить с творчеством Хармса | Игра слов | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью произведения | Учиться осмысленному чтению художественных и познавательных текстов | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
6.5 | Д.Хармс «Что это было?» «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | Познакомить с творчеством Хармса | Игра слов | Знать названия детских журналов, Уметь находить нужную статью в журнале | Допускать возможность существования у людей разных мнений. | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
6.6 | Ю.Д.Владимиров «Чудаки», А.И.Введенский «Ученый Петя» | 1 | Познакомить с творчеством Владимирова и Введенского | Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой устный журнал | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | |||
6.7 | А.И.Введенский «Лошадка» | 1 | Познакомить с творчеством Введенского | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью произведения | Учиться осмысленному чтению художественных и познавательных текстов | Формирование потребности в систематическом чтении | |||
6.8 | Д.Хармс «Веселый старичок» | 1 | Продолжать знакомить с творчеством Хармса | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью произведения | Учиться осмысленному чтению художественных и познавательных текстов | Формирование потребности в систематическом чтении | |||
6.9 | Обобщающий урок. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
7. | Люблю природу русскую. Зима | 10 | |||||||
7.1 | Нравится ли Вам зима? Зимние загадки | 1 | Познакомить с загадками о зиме | Зима – время года | Прогнозировать содержание раздела, отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воображение | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
7.2 | И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло», К.Д.Бальмонт «Светло-пушистая» | 1 | Познакомить со стихотворениями о зиме | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
7.3 | Я.А.Аким «Утром кот принес на лапах», Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою» | 1 | Продолжать знакомить с произведениями о зиме | Стихотворный текст | Различать стихотворный и прозаический текст. Определять главных героев произведения | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
7.4 | С.А.Есенин «Поет зима-аукает», «Береза» | 1 | Продолжать знакомить с произведениями о зиме | метафора | Читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему | Построение логической цепи рассуждений, доказательств | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
7.5-7.6 | Русская народная сказка «Два мороза» | 2 | Учить выделять главное в тексте | Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова антонимы для их характеристики | Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
7.7 | С.В.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | Познакомить с творчеством С.В.Михалкова | быль | Читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта. | Допускать возможность существования у людей разных мнений. | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
7.8 | А.Л.Барто «Дело было в январе», С.Д.Дрожжин «Улицей гуляет» | 1 | Продолжить знакомить со стихотворениями о зиме. | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
7.9 | Разноцветные страницы | 1 | Развивать внимание, мышление, речь | Читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта. | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
7.10 | Обобщающий урок. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
8 | Писатели детям. | 23 | |||||||
8.1. | К.И.Чуковский | 1 | Познакомить с биографией и творчеством Чуковского | Прогнозировать содержание раздела, отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воображение | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
8.2 | К.И.Чуковский «Путаница» | 1 | Познакомить с произведением Чуковского | Малые жанры фольклора, рифма | Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова антонимы для их характеристики | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
8.3 | К.И.Чуковский «Радость» | 1 | Познакомить с произведением Чуковского | Малые жанры фольклора, рифма | Читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта. | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
8.4-8.6 | К.И.Чуковский «Федорино горе» | 3 | Познакомить с произведением Чуковского | Малые жанры фольклора, рифма | Определять смысл произведения, составлять план, давать характеристики героям | Допускать возможность существования у людей разных мнений. | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
8.7 | С.Я.Маршак | 1 | Познакомить с биографией и творчеством Маршака | Познакомить с биографией С.Я.Маршака, сделать обзор произведений писателя | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
8.8 | С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | 1 | Познакомить с творчеством Маршака | Опорные слова | Читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
8.9 | С.В.Михалков | 1 | Познакомить с биографией и творчеством Михалкова | Познакомить с биографией С.В ,Михалкова, сделать обзор произведений писателя | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
8.10 | С.В.Михалков «Мой секрет» | 1 | Познакомить с произведением Михалкова | Малые жанры фольклора, рифма | Давать характеристики героям по их поступкам | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
8.11 | С.В.Михалков «Сила воли» | 1 | Познакомить с произведением Михалкова | Малые жанры фольклора, рифма | Давать характеристики героям по их поступкам | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
8.12 | С.В.Михалков «Мой щенок» | 1 | Познакомить с произведением Михалкова | Малые жанры фольклора, рифма | Давать характеристики героям по их поступкам. Делить текст на смысловые части | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
8.13 | А.Л.Барто «Веревочка» | 1 | Познакомить с произведением Барто | Малые жанры фольклора, рифма | Познакомить с биографией А.Л.Барто, сделать обзор произведений писателя | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
8.14 | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1 | Познакомить с произведением Барто | Малые жанры фольклора, рифма | Осознанно читать стихотворные произведения, оценивать события, характеризовать героев | Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
8.15 | А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | Познакомить с произведением Барто | Малые жанры фольклора, рифма | Умение определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать наизусть | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
8.16-8.17 | Н.Н.Носов «Затейники» | 2 | Познакомить с биографией и творчеством Носова | Познакомить с биографией Н.Н.Носова, сделать обзор произведений писателя | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | |||
8.18-8.19 | Н.Н.Носов «Живая щляпа» | 2 | Познакомить с рассказом Носова | Составление картинного плана. Умение определять главных героев и характеризовать их. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
8.20-8.21 | Н.Н.Носов «На горке» | 2 | Познакомить с рассказом Носова | Составление картинного плана. Умение определять главных героев и характеризовать их. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | |||
8.22 | Скороговорки. | 1 | Познакомить с жанром | скороговорки | Знание понятия «скороговорка», ее назначение, малые фольклорные жанры, работа над выразительностью и ритмом чтения | Соотносить название произведения с его содержанием | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
8.23 | Обобщающий урок. Проверочная работа | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
9. | Я и мои друзья. | 10 | |||||||
9.1 | В.Д.Берестов «За игрой», Э.Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду» | 1 | Познакомить со стихотворениями о дружбе | Дружба истирая и ложная | Работа со словарем, осознанное чтение текста художественного произведения, определение темы и главной мысли | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
9.2 | В.Д.Берестов «Гляжу с высоты», В.В.Лунин «Я и Вовка» | 1 | Познакомить со стихотворениями о дружбе | Дружба истирая и ложная | Соблюдение интонации при чтении, осознанное чтение текста художественного произведения | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
9.3 | Н.Булгаков «Анна, не грусти» | 1 | Учить выделять главную мысль текста, составлять план текста | Соблюдение интонации при чтении, осознанное чтение текста художественного произведения | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
9.4 | Ю.И.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | Учить выделять главную мысль текста, составлять план текста | Определение идеи произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
9.5-9.6 | В.А.Осеева «Волшебное слово» | 2 | Учить выделять главную мысль текста, составлять план текста | Определение идеи произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | Обмениваться мнением с одноклассниками по поводу читаемых произведений, инсценировать прочитанное | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | |||
9.7 | В.А.Осеева «Хорошее» | 1 | Учить выделять главную мысль текста, составлять план текста | Умение использовать силу голоса при чтении, читать по ролям, делить текст на смысловые части, составлять простой план, монологическое выступление | Обмениваться мнением с одноклассниками по поводу читаемых произведений, инсценировать прочитанное | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | |||
9.8 | В.А.Осеева «Почему?» | 1 | Учить выделять главную мысль текста, составлять план текста | Умения оценивать события, героев произведения, анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
9.9 | Е.А.Благинина «Простокваша», В.И.Орлов «На печи» | 1 | Продолжать знакомить с произведениями о дружбе | Дружба истирая и ложная | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
9.10 | Обобщающий урок. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание, проверка универсальных учебных умений | рефлексия | |||
10 | Люблю природу русскую! Весна | 8 | |||||||
10.1 | Нравится ли Вам весна? Весенние загадки. | 1 | Познакомить с загадками о весне. | Весна – время года | Прогнозировать содержание раздела, отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воображение | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
10.2 | Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». | 1 | Познакомить со стихотворениями о весне. | Весенние воды | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения | Читать вслух целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
10.3 | А.Н.Плещеев «Сельская песенка» | 1 | Познакомить со стихотворениями о весне. | Весенние воды | Отношение автора к литературному персонажу. Составление картинного плана | Читать вслух целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
10.4 | А.А.Блок «На лугу», С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот» | 1 | Познакомить со стихотворениями о весне. | Весенние воды | Составлять небольшие монологические высказывания с опорой на авторский текст | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
10.5 | И.А.Бунин «Матери». Проверка техники чтения. Текст № 4. | 1 | Познакомить со стихотворениями о весне. Провести диагностику скорости чтения | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Определение главных героев | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | |||
10.6 | А.И.Плещеев «В бурю» | 1 | Познакомить со стихотворениями о весне. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения | Обмениваться мнением с одноклассниками по поводу читаемых произведений, инсценировать прочитанное | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | |||
10.7 | Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | Познакомить со стихотворениями о маме. | Мамин праздник | Умение использовать силу голоса при чтении, читать по ролям, делить текст на смысловые части, составлять простой план, монологическое выступление | Обмениваться мнением с одноклассниками по поводу читаемых произведений, инсценировать прочитанное | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
10.8 | И.М.Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
11 | И в шутку, и всерьез | 12 | |||||||
11.1. | «Мозговая атака». Развитие речи. | 1 | Развивать умение связно и последовательно передавать свои мысли. | Развитие речи | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, иногда не совпадающих с точкой зрения ученика | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
11.2 | Б.В.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?» | 1 | Познакомить с творчеством писателя | Заходер | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
11.3 | Б.В.Заходер «Песенки Вини Пуха». | 1 | Познакомить с творчеством писателя | Заходер | Находить авторские сравнения, подбирать свои. Определять главных героев произведения, участвовать в обсуждении | Читать вслух целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
11.4-11.5 | Э.Н.Успенский «Чебурашка» | 2 | Познакомить с творчеством писателя. | Успенский | Определение идеи произведения. Отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | Читать вслух целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
11.6 | Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» | 1 | Познакомить с творчеством писателя. | Успенский | Определение идеи произведения. Отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | Отвечать на вопросы по содержанию текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
11.7 | В.Д.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | 1 | Познакомить с творчеством писателя. | олицетворение | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||
11.8 | И.П.Токмакова «Плим», «В чужой стране» | 1 | Познакомить с творчеством писателя. | Токмакова | Определение идеи произведения. Отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | Читать вслух целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | Формирование потребности в систематическом чтении | ||
11.9 | Г.Б.Остер «Будем знакомы» | 1 | Познакомить с творчеством писателя. | Остер | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения | Обмениваться мнением с одноклассниками по поводу читаемых произведений, инсценировать прочитанное | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
11.10-11.11 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным» | 2 | Познакомить с творчеством писателя. | Драгунский | Определение идеи произведения. Отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
11.12 | Ю.Тувим «Про пана Трулялянского», обобщение по разделу. | 1 | Познакомить с творчеством писателя. Проверить ЗУН по изученной теме. | Тувим | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | ||
12 | Литература зарубежных стран | 18 | |||||||
12.1 | Викторина. Развитие речи. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воображение | Восприятие литературного произведения, как особого вида искусства | ||||
12.2 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 | Развивать умение связно и последовательно передавать свои мысли. | Развитие речи | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу | Восприятие на слух художественного произведения в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
12.3 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | Познакомить с американским фольклором | фольклор | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу | Восприятие на слух художественного произведения в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
12.4 | Французкая народная песенка «Сюзон и Мотылек» | 1 | Познакомить с английским фольклором | фольклор | Формирование осознанности и выразительности чтения | Восприятие на слух художественного произведения в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
12.5 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | 1 | Познакомить с французким фольклором | фольклор | Обогащение словарного запаса. Тренировка и заучивание наизусть | Восприятие на слух художественного произведения в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
12.6-12.8 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 3 | Познакомить с немецким фольклором | фольклор | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу | Обмениваться мнением с одноклассниками по поводу читаемых произведений, инсценировать прочитанное | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
12.9-12.10 | Ш.Перро «Красная шапочка» | 2 | Познакомить с творчеством писателя | Перро | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу | Восприятие на слух художественного произведения в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
12.11-12.13 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | 3 | Познакомить с творчеством писателя | Андерсен | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу | Учиться основам смыслового чтения поэтического текста. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||
12.14-12.15 | Э.Хогарт «Мафин и паук» | 2 | Познакомить с творчеством писателя | Хогарт | Обогащение словарного запаса. Тренировка и заучивание наизусть | Обмениваться мнением с одноклассниками по поводу читаемых произведений, инсценировать прочитанное | Учиться высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению товарищей и учителя | ||
12.16 | Обобщающий урок. Проверочная работа. | 1 | Познакомить с творчеством писателя | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | |||
12.17 | Проверка техники чтения. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал, проверить ЗУН по изученной теме | Проверка предметных универсальных учебных умений | Адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности | ||||
12.18 | Задание на лето | 1 | |||||||
Итого | 136 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебные пособия:
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Начальная школа. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2 частях. - Издательство: Вентана-Граф, 2006 г. - 416 с.
- Кутявина С .В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.
- Литературное чтение. Учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2011. – по 223 с.
- Лободина Н. В. Чтение. 1–4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения.– Волгоград: Учитель, 2011. – 89 с.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Таблицы
- Крупицы народной мудрости.
- Страницы старины седой.
- Мифы народов мира.
- Басни и баснописцы.
- Книги, книги, книги.
- Василий Андреевич Жуковский.
- Александр Сергеевич Пушкин.
- Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Русские писатели XIX века.
- Родные поэты.
- Писатели XX в. детям.
- Зарубежные писатели.
- Очерки и воспоминания.
- Книги о путешествиях и приключениях.
- Словари, справочники, энциклопедии.
- В мире книг.
Информационно – техническое обеспечение
- Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
- «Времена года». Русская поэзия для детей. DVD диск
- «Тренировка быстрого чтения». Супердетки +. Новая игра «Схожие слова». DVD диск
- Интернет ресурсы:
Презентации:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
Литература
- Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
- Вербицкая М. В., Волошина О. И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1-4 кл.: Учебно-метод. пособие – М.Дрофа, 1998
- Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 272 с.
- Кутявина С .В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.
- Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 96 с.
- Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2005 - № 2, С - 2-10.
- Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 5, С - 19-22.
- Мельникова О.В. «Литературная олимпиада для учащихся 4кл.». // «Начальная школа». 2006 - № 3, С - 80-81.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
- Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
- Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С – 62
- Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....