Урок обучения грамоте по Образовательной системе "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте разработан на основе технологии деятельностного метода. По теме "Звук и буква Дд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_26.docx128.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта 18.12

Предмет: Обучение грамоте + письмо

Класс: 1 «а»

Тема урока: : Согласные звуки [д], [д,], буква д. Строчная буква д.  

Фамилия, имя, отчество преподавателя: Бородастова И.В.

Цели:

– формировать  умение различать гласные и согласные звуки;

– формировать умение выделять звук в слове;

формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формировать умение писать предложения;

– формировать умение анализировать текст.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Формы контроля:

Фронтальная.

Коллективная.

Индивидуальная.

Групповая.

Разноуровневая.

Методы

Наглядный.

Беседа.

Диалог.

Практический.

Упражнение.

Самостоятельная работа.

  Тип урока

  Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

  Форма урока

  Классно-урочная.

Оборудование:

буквы печатные и письменные, в т.ч.  Д,  картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети», проектор, экран, колонки, ноутбук, жетоны.

Символы

                                                                                             

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Ι. Организационный момент

Цель:   Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. 

Ну, ребята, чур, молчок.  

 Начинается урок.
Гости в класс пришли сегодня, 
Рады мы конечно им.
Всё покажем, что умеем,                                                                    

Может, даже удивим.

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- А теперь я предлагаю вам занять свои рабочие места:

-Первыми займут свои рабочие места те ребята, чьи полные имена начинаются с гласного звука.

-Теперь ребята, чьи мена начинаются с глухого согласного звука.

-И наконец, займут свои места ребята, чьи мена начинаются с звонкого согласного звука.

-Ребята, оценивать сегодня свою работу, вам поможет  лучистое солнышко, каждый цвет лучика будет соответствовать уровню выполнения задания.

А сейчас найдите лист самооценки и покажите в центре солнышка условным знаком своё настроение.

Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.

-Я очень рада, что у всех отличное настроение и вы готовы к новым открытиям.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

.

ΙΙ.Актуализация знаний

• Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные - ГЛАСНЫЕ, ……..(СОГЛАСНЫЕ.)

-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем)

-Посмотрите на экран, кого вы видите? Что вы можете о них рассказать?

-А теперь проверим насколько вы владеете умением классифицировать данные звуки на группы.

-Для этого поработаем в парах.

-Пары первого ряда из предложенных звуковичков выбирают те, которые обозначают гласные звуки.

-Пары второго  ряда из предложенных звуковичков выбирают те, которые обозначают согласные глухие звуки.

-Пары третьего ряда из предложенных звуковичков выбирают те, которые обозначают согласные звонкие звуки.

Проверка:

Сравните результаты своей работы по слайду и оцените свою работу первым цветным лучиком.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

III. Постановка учебной проблемы

-Ребята, пока вы работали в дружной семье  звуковичков  что-то изменилось? Посмотрите на экран, кто увидел что-то необычное?

-Что вас удивило? ( Один «звуковичок» пустой)

-Какие возникают вопросы? (Какой звук?  Какой буквой он обозначен?)

Работа с текстом.

-Для того, чтобы разгадать эту тайну я предлагаю вам поработать в паре над следующим заданием.

-Закончите предложения, подобрав подходящий рисунок для каждого предложения.

Жил был…. У дедушки был красивый…. Когда холодно дедушка топит печь…    , и из трубы идёт …. К дому ведёт … .

Около дорожки  растёт красивый …. В дубе …  . В дупле  живёт …  .

Проверка:

-Прочитайте полученные предложения.

Молодцы! Оцените свою работу вторым цветным лучиком.

  • Это отдельные предложения или текст? Почему?
  • Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
  • Что объединяет эти слова в одну группу?

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре, группе

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

ΙV. Открытие нового знания

Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность

-Кто же  догадался с чем мы сегодня будем знакомиться?

- Так какая  же буква поселится в нашем пустом звуковичке? Зачем нам необходимо познакомиться ещё с одной новой буквой?

-Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться печатать новую букву, научиться читать слова с новой буквой)

-Посмотрите на с.92 букваря и составьте план наших действий

V. Применение нового знания

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д,], буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

Работа по группам

Цели.

Реализация принципа деятельности.

Формирование мотивации учения и обучения.

Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.

Психологический комфорт в учебном коллективе.

Единство воспитания и обучения.

Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)..

– Где живёт дятел? (На дереве.) слайд

– Что строит дятел? (Дупло, дом)

– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

– А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и заняться исследованием некоторых фактов.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в группах. Давайте вспомним их.

Дети хором читают правила работы в группе:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный? (выбирают звуковичка)

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой? (выбирают шляпку для звуковичка)

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий? (выбирают туфли для звуковичка)

Проверка:

-А теперь я предлагаю вам одеть нашего звуковичка.

Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка, доказывая свой выбор.

Какое же  открытие мы сегодня для себя сделали? Расскажите своими словами

-Что сейчас мы с вами делали в группах ?  (Работали со словами)

- Для чего? ,(чтобы доказать, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.)

-Что нам помогло овладеть этими знаниями? (умение работать со звуками)

-Оцените свою работу в группе третьим цветным лучиком.

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, чего не хватает в нашем звуковичке?

– Поднимите руки, кто знает, как выглядит(Варианты ответов детей.)

-Где её место в алфавите?

-Найдите её среди данных букв и прикрепите к нашему звуковичку. Пока один ребёнок у доски выполняет это задание, я предлагаю вам найти эту букву среди других букв и обвести её.

-Оцените своё умение четвёртым цветным лучиком.

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

– Давайте поселим эту букву в наш город  букв. Как вы думаете, в каком домике может жить эта буква? Почему?

VI.Физминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.

-Прочитайте пословицу о здоровье: ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Слово учителя о бережном отношении к своему здоровью

VII. Первичное закрепление.

Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 92

• Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог.

-Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими слогами?

1 группа

да  до   ду    ди   ды

ад  од  уд    ид   ыд

2 группа

та  то   ту    ти   ты

ат  от   ут    ит   ыт

3 группа: Слоги  ДУ, ТУ, У, УТ -дополни до слова. (чка, дочка, ка)

-Закончите работу. Оцените свою работу пятым цветным лучиком.

Какую работу вы выполняли самостоятельно?

- Расскажите, как вы работали ?

-Справились сами  или  вам  кто-то помог?

- Легкое это было задание или нет? Почему?

- Как оценили свою работу? Почему?

Работа по букварю с.92        

б) Чтение столбиков слов  

-Если слоги встанут рядом, получаются слова.

1-й столбик   Значение каких слов вам не понятно?

Объяснение непонятных слов. 

ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;

2) форма вежливого обращения;

Дума – 1) мысль; размышление;

   2) название некоторых государственных учреждений.

Душа -  1) внутренний мир человека, его сознание.

    2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.

-Назовите два слова, которые отличаются одной буквой. Подчеркните эту букву.

-В каком слове есть опасное место?

3 столбик.

  • На какие группы разделите эти слова. Почему?
  • Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-
  • Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными)

4-й столбик

-Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар-

  • -Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
  • Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?

5 столбик.

  • Какое слово лишнее? Почему? Составьте звуковую схему этого слова. Сравните с образцом. Оцените свою работу шестым цветным лучиком.
  • А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)

в) Чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами..

По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.

-Озаглавьте текст.

-Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя  про  заботу о пожилых людях)

А теперь я предлагаю вам побыть в роли конструкторов предложения.

3 группа

Собирает 1,2,3 предложения.

2 группа собирает 4,5 предложения.

1 группа собирает 6,7 предложения.

Проверка: чтение полученных предложений. Оцените свою работу седьмым цветным лучиком.

Вопросы к ученикам, озвучившим рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что вам  нужно было сделать?

- Удалось ли вам составить предложения  или были недочеты?

Вы составили  все сами  или с помощью товарищей?

- Что мы учились с тобой сейчас делать?  (Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу).

-Молодец! Вы не только правильно составили рассказ, но и объективно оценили свою работу.

Коммуникативные УУД:

  1. формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

VIII.

Рефлексия

-Какое новое знание мы сегодня приобрели?

- Давайте вспомним наш план, т. е. какую работу мы выполнили?

- А были ли задания, которые мы не включили в план работы, но их выполнили?

-Кто с этими заданиями справлялся легко?

-Кому пока было трудновато?

- Кто или что помогло вам справиться с этой работой?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

-Посмотрите на своё солнышко, откройте дневники  и произведите итоговое оценивание всей вашей работы на уроке.

-Покажите оценку вашей работы.

-А я хочу добавить, что сегодня мы еще учились понимать, что и зачем мы делаем на уроке, и рассказывать, что нового узнали. Это тоже очень важно уметь делать. И не только на уроке обучения грамоте.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IX. Домашнее задание (по желанию)

 Нарисовать предметы, в названии которых содержится буква –д-.

- Приближается Новый год, у нас на доске изготовлена елочка - символ Нового года, но вот игрушек на елке нет. Я предлагаю украсить нашу елочку смайлами. У  вас на столах лежат конверты, откройте,  там  два смайла: веселый и грустный. Выберите тот, который подходит к вашему настроению после нашего урока, прикрепите на елочку. Мы увидим настроение   класса.

( Вот что у нас получилось)

2. Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок". Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка?

На доске ключевые слова:

 Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.

2. Чтение по предложениям с комментариями.

1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый.  Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...) 

2-е предложение. – Заметили ли вы, что автор оживил дымка? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?

  • Постой, не спеши – стала учить труба. Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома).

4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным).

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?

6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.

  • Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).
  • Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.

7-е предложение– Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

– Что он означает? (При чтении нужно сделать длинную  паузу.)

Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?

9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.

  • А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
  • Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?

Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование уроков обучения грамоте, 1класс, УМК Школа 2100

Учебно – тематическое планирование по УМК «Образовательная система Школа 2100» по предмету «Обучение грамоте и  литературное чтение в первом классе».      Развёрнутое темати...

Календарно -тематическое планирование уроков "Обучения грамоте" по УМК "Школа 2100"

Этот материал поможет любому учителю в планировании своей работы в первом классе....

Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».

На основе текста "Три птичницы" проводится   работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...

"Ударение" - к уроку обучения грамоте 1 класс "Школа 2100".

Презентация создана по мотивам сказки "Волшебный молоточек"....

Урок обучения грамоте по образовательной программе "Школа 2100".Согласные звуки [ц],[щ,], буквы ц, щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тема урока: «Согласные звуки [ц], [щ\']. Буквы ц, щ. Правила жи – ши, ча – ща, чу – щу».  Конспект урока и презентация по уроку....

Урок обучения грамоте. 1 класс ОС-2100

Тема: гласный звук и буква ы...