Конспект урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Жумалиева Айгуль Ковлановна

Л.Н.Тольстой "Акула"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx131.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Тема урока

 Л. Н. Толстой «Акула».

Цель урока

Формирование умения работать с текстом.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД:  понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Основные понятия

Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

Межпредметные связи

«Окружающий мир»

Ресурсы

Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова 2 класс; «Сундук писателя»; портрет Н.Л. Толстого; цифры 5, 22, 82; слово «Акула» по буквам; рисунок парусника; иллюстрация к произведению Н.Л. Толстого «Акула»;  карточки со словами «спорт, секрет, азбука»; парусы разного цвета.

Использованная литература

Семененко Л.А. Учимся понимать текст Курск, 2005г.

Полячихина О.В., Семененко Л.А. Совершенствование навыков чтения и речи на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Курск, 2000 г.

Совершенствование уроков литературного чтения. Методическое пособие для учителей начальных классов. Курск, 1999г.

 «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000г.

 Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, общеклассная.

 

 Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент

Коммуникативное

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

Личностное

- самоопределение

Эмоциональный настрой:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок чтения в этот необыкновенный день заглянуло солнышко. Давайте улыбнемся ему и в хорошем настроении начнем урок.- У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься

ЬТАТИЧ
ЬТАДЮЛБНА
ЬТАНИМОПСВ
ЬТАМУД

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.

Речевая разминка

- А теперь давайте потренируем наше произношение. Слоги читают мальчики, а остальную часть девочки

а) .Да - да - да - из трубы бежит вода.
Та - та - та - в нашем классе чистота.
Са - са - са - под кустом сидит лиса
Жа - жа - жа - есть иголки у ежа
Ра - ра - ра – на уроке детвора
Кра - кра - кра – в разговоре чистота
 

б)Надо расшифровать слова, вставить гласные буквы и получим названия произведений 

Филиппок(ФЛППК)     Котёнок (КТНК)     Лев и собачка(ЛВ _ СБЧК)     Прыжок(ПРЖК)  Черепаха ЧРПХ

А давайте вспомним, кто автор этих произведений

 ( Лев Николаевич Толстой)  слайд 1 - 2

Карточки

( Заполнить пропуски)

Прочитайте. О ком этот текст?  Верно, это Лев Николаевич Толстой.

 …  …  … родился в 1828 году в имении  Ясная Поляна.

Его воспитывала … . (тётя)

Начальное образование было … . (домашним)

Толстой участвовал в …  сражениях, учил … детей. (военных, крестьянских)

Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п... . (произведения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы

Проверка домашнего задания

Коммуникативные

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Личностные

- самоопределение

Регулятивные

- контроль, оценка, коррекция

Проверка домашнего задания:

- С каким произведением Вы работали дома?

-Для всех учащихся - самостоятельная работа в парах.

Задание: выполнить тест по произведению «Черепаха» в машинном варианте.

1. Автор произведения «Черепаха»:

а) Лев Кассиль;

б) Алексей Толстой;

в) Лев Толстой.

2. Определить жанр произведения «Черепаха»:

а) рассказ;

б) басня;

в) очерк.

3. Рассказ «Черепаха»…

а) художественный;

б) научно-познавательный;

в) документальный.

4. Подле леса Мильтон …

а) начал лаять;

б) стал торопиться лапами рыть яму;

в) начал искать, поднял уши и стал принюхиваться.

5. Впереди его …

а) ползла черепаха, величиною с блюдечко;

б) бежала небольшая черепаха, величиною с шапку;

в) двигалась большая черепаха.

6. Когда черепаха увидала собаку, она …

а) спрятала ноги и голову и опустилась на траву;

б) побежала и спряталась в траве;

в) спрятала голову и замерла от страха.

7. Мильтон не мог прокусить её, потому что …

а) стало жаль черепаху;

б) я отнял черепаху;

в) у черепахи на брюхе скорлупа, как и на спине.

8. Черепахи живут …

а) в море;

б) на земле и в воде, как ужи и лягушки;

в) на земле.

9. Детей они выводят …

а) личинками;

б) икринками;

в) яйцами.

10. Черепахи кладут яйца …

а) на земле, и не высиживают их;

б) в гнезде, и высиживают их;

в) в воде.

Гимнастика для глаз.

Проверка по образцу на экране.

- У кого такой же ответ?

Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-в, 10-а.

 Слайд 3-4

-На ваших мониторах запечатлены отметки. Я их перенесу в журнал и в дневник. Спасибо за работу.

Вывод  Рассказ «Черепаха» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о черепахе, её жизни, о видах черепах.

-Надо ли детям читать такие рассказы? Что хотел передать Л.Н.Толстой?

ответы

Актуализация знаний

Коммуникативное

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

 

- С творчеством этого писателя  сегодня продолжим знакомиться на уроке.

Слайд 5-6

(Учитель вынимает  из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю).

5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей.

22  - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть.

82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Спорт писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. 

ответы

Целеполагание и мотивация

Коммуникативные

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Личностные

- самоопределение 

-Кроме цифр в ящике лежат буквы. Они все перепутались. Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно будет являться названием нашего произведения. (Учитель достаёт разрезанные карточки с буквами  А К У Л А, укрепляет их  на доске, не по порядку, вызывает  учеников к доске, чтобы дети составили слово «Акула».)

- Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, называется «Акула» ( на доске появляется иллюстрация акулы).

- А что вы знаете об акуле?

Слайд 7 – 8

Максим

- Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они  очень быстро плавают. Акула  распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда, но очень редко, нападают на людей. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей.

Валя

Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”.Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

- А теперь я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки.

ответы

Физпауза

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (электронная – чайки на море)

А теперь представим прекрасный день, море, солнечную погоду. Мы не думаем об опасности. Отдыхаем, следим глазками за предметами, которые будут появляться на экране.

 

Первичное восприятие текста

Коммуникативные

-достижение договоренностей и согласование общего решения

Регулятивные-

прогнозирование

Личностные- смыслообразование

Предметные

- выполнение действий по алгоритму

Методический прием «Предположение»

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и предположите, о чём будет рассказ

 - Определите тему рассказа. Тема: о животных.

-Как бы Вы озаглавили?

-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

1) Предварительная словарная работа

-Ребята, теперь обратите внимание на доску. В этом произведении вам встретятся новые слова, значение которых вы должны найти  в толковом словаре.

Работа с новыми словами: (дети объясняют значение слов)

Лексическая работа:

- Как вы думаете, каково значение этих слов? (затем толкование открыть)

Артиллерист - военнослужащий артиллерии - огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) (Человек стреляющий из пушки)

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот - недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

2)Первичное восприятие текста. Послушайте рассказ  и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите и увидите. Ответьте на вопрос: Где происходит  событие? Открываем и следим.

3) Проверка первичного восприятия.

-О чём нам рассказывает писатель?

-Кто главный герой?

-Какие чувства вы переживали, слушая рассказ? Поделитесь своими впечатлениями о произведении.

-А вам было страшно? 

-Когда стало особенно страшно? Проверим совпали ли ваши предположения?

высказыва

ния

Самостоятельная работа

Познавательные

Общеучебные – умение структурировать

Личностные

-самоопределение

-Перечитайте текст молча, стараясь понять душевное состояние главного героя.

чтение текста молча

Анализ произведения

Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Регулятивные

- контроль, коррекция, оценка действий

Личностные самоопределение

 Работа над содержанием рассказа.

- Где происходит событие? (На корабле в море у берегов Африки)

- Кто находится на корабле?  

-  Какое настроение у них в начале рассказа? (хорошее радостное)

-  А потом, когда появляется акула? (тревога волнение страх)

- И в конце, когда всё успешно закончилось? (облегчение разрядка радость)

-  Кто спас мальчиков? ( старый артиллерист)

-  Какое он принял решение? ( Причём не просто правильное решение. Цена этого решения – человеческая жизнь. Он очень рисковал, взяв на себя ответственность)

- А почему он упал на палубу после выстрела?

- Как вы относитесь к поступку артиллериста?

- Какие чувства он испытывал в этот момент? Что двигало им? (любовь к ближнему)

-Что пережил артиллерист за короткое купание мальчиков?(Оцепенел от ужаса, потом действовал решительно, смело и находчиво. Он не мог справиться со своим волнением, горем, если бы попал в ребят. В характере отца - смелость, умение действовать и не теряться. Он упал у пушки, поднялся, когда понял, что опасность миновала 

текст рассказа нас с вами учит быть решительными, смелыми, послушными.

доказательные высказывания

Физпауза

 

Физкультминутка – релаксация. 

-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Вам сейчас было хорошо и комфортно. А какие чувства испытали мальчики?

 

Определение основной мысли и темы произведения

Регулятивные

- выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные оценка действий партнера

Вывод: - Почему рассказ называется “Акула”?
- Можно ли придумать рассказу другое название? Какое? (Опасность в море. Хищница.)
- Какова же основная мысль этого рассказа?
- Чему учит нас этот рассказ?

Вывод: -Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа - радость и облегчение.

-Что хотелось бы сказать о произведении? (Короткий рассказ, но картин и чувств много. Звуковое кино. Переживают не только герои, но и читатели. А главное и важное в его рассказах - это не только изображение событий, а изображение характеров героев, их внутреннего мира.)

выдвижение версий

 

Составление портрета главных героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные-

целеполагание

Предметные

-анализ, синтез, сравнения, учет мнений

-  Назовите героев рассказа? (отец, матросы, мальчики, акула)

Слайд  9 - 10

-А кто является главным героем рассказа? (отец)

- Почему? ( Мы практически ничего не знаем о мальчиках, кроме того, что они плавали наперегонки, но зато можем наблюдать за поведением старого артиллериста (оценить как его замешательство сменилось решительностью). А также за его переживаниями (как он в ужасе закрыл лицо руками, а потом открыл его, услышав радостные возгласы). Таким образом, и поведение, и переживания именно старого артиллериста становятся предметом нашего внимания.

-Какие качества характера проявились у отца?

-Мужественный ли он человек? Можно ли его назвать смелым

(ОТЕЦ – мужественный, смелый,  решительный,  находчивый, любящий)

- А что можете сказать о мальчиках? Какими словами можно охарактеризовать их? (Радостные, весёлые, беззащитные.)

Вот такая опасность подстерегает мальчиков, купающихся в открытом море. Были ли они смелыми?
- Почему вы так считаете?
- Что ещё управляло ими, кроме смелости?
- Кто первым заметил акулу?
- Заметили ли её дети сразу?
- Пытались ли матросы спасти мальчиков?
- Почему они не могли этого сделать?
- Что произошло после того, как дети заметили акулу?
(в разные стороны поплыли)
- Найдите и прочитайте, как дети заметили акулу?
 (Выборочное чтение)

Слайд 9

-А как ведут себя матросы на палубе? (испуганные )

- Акула, что можете сказать про неё? (Хищник, морское чудовище.)

Слайд 10

 

аргументированные ответы

работа в парах

Пересказ текста

Регулятивные- целеполагание

Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Предметные

-выполнение действий по алгоритму

Корректировка и контроль.

Проследим по тексту действия и состояние.

Какой момент самый напряженный?

Слайд 11

Составить рассказ об акуле 

 (Карточки  с текстом   про акулу учитель раздаёт детям, надо подготовить пересказ.   Текст взят из  «Большой энциклопедии  Кирилла и Мефодия».  Можно текст дать ученикам заранее.

Лена

АКУЛА - хищная крупная морская рыба. Длина тела акул колеблется в очень широких пределах — от 15–40 см у колючих и куньих акул, до 15–20 м у гигантской и китовой акул. Вес тела таких гигантов может достигать 20 т.

 Тело большинства видов акул удлиненное. Жаберные щели у акул расположены по бокам головы. У некоторых видов имеется подвижное веко в переднем углу глаза — так называемая мигательная перепонка. Грудные и брюшные плавники расположены в горизонтальной плоскости. Верхняя лопасть хвостового плавника развита значительно больше, чем нижняя.

Даша

 Зубы расположены в несколько рядов. Они имеют форму острых конусов, или плоских треугольных пластин. Из органов чувств у акул лучше всего развито обоняние, а также восприятие вибрации воды органами боковой линии. Акулы широко распространены во всех морях и океанах, некоторые виды встречаются даже в пресной воде. Но главным образом акулы встречаются в тропических морях. Обитают они как на прибрежных мелководьях, так и в открытом океане, даже на больших глубинах.

Илья

 Для человека потенциально опасны 50 видов, нападение 29 из которых документально зарегистрированы. Наиболее опасными являются тигровая, белая и песчаные акулы, а также акула-молот. Около десяти видов обитают в российских водах на Черном, Баренцевом, Балтийском и дальневосточных морях.

Данил

Часть видов акул является объектом рыболовного промысла. Их шкуры используются в кожевенной промышленности.  Печень идет на производство медикаментов и рыбьего жира. Плавники, мясо и некоторые другие части используются в кулинарии. Из скелета акулы делают клей. Некоторые виды акул содержатся в океанариумах, а мелкие ярко окрашенные куньи, ковровые и кошачьи акулы иногда содержатся в домашних аквариумах.

пересказ текста

 

работа в группах

 

самоконтроль

 

Рефлексия

Коммуникативные умение выражать свои мысли

Личностные-

Анализ собственной деятельности

Смыслообразование

Познавательные

- рефлексия

Коммуникативное- адекватное понимание причин успеха/неуспеха/

Ребята, я довольна вашей отличной работой. Оценки  выставляем совместно.

- С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? Кто автор? (Заслуга Толстого в том что он дарит людям новые образы, новые переживания. Этот рассказ помог вам понять сложность опасной ситуации, пригласил к размышлению).

Слайд 12

- Кто главный герой? (отец)

- Какие чувства двигали отца совершить поступок? О чём этот рассказ? ( О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

- Этот рассказ помог понять нам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.

-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!»

 - Вы согласны?

- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте стоит кораблик с мачтой, но без паруса. Добавьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу

1.      Отлично работал (а) и многому научился(ась). \красный цвет

2.      Хорошо работал(а) на уроке. \синий цвет

3.      Надо постараться. \зелёный цвет

- Кораблики вы возьмёте домой и придумаете своему кораблю название.

ответы

Домашнее задание

Регулятивные

- выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач

- Вот и подошёл к концу наш урок. Настало время д/з.- Ребята, на слайде три варианта домашнего задания. Вы прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.

стр. 36-38

слайд 14

  1. Перечитать рассказ и приготовить его пересказ.
  2. Прочитать и нарисовать ту картину, которая возникла в вашем воображении при чтении.
  3. Перечитать рассказ и подготовить выразительное чтение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...