Этапы урока: | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Оргмомент | Коммуникативное - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностное - самоопределение | Эмоциональный настрой: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок чтения в этот необыкновенный день заглянуло солнышко. Давайте улыбнемся ему и в хорошем настроении начнем урок.- У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься ЬТАТИЧ ЬТАДЮЛБНА ЬТАНИМОПСВ ЬТАМУД - Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. Речевая разминка - А теперь давайте потренируем наше произношение. Слоги читают мальчики, а остальную часть девочки а) .Да - да - да - из трубы бежит вода. Та - та - та - в нашем классе чистота. Са - са - са - под кустом сидит лиса Жа - жа - жа - есть иголки у ежа Ра - ра - ра – на уроке детвора Кра - кра - кра – в разговоре чистота б)Надо расшифровать слова, вставить гласные буквы и получим названия произведений Филиппок(ФЛППК) Котёнок (КТНК) Лев и собачка(ЛВ _ СБЧК) Прыжок(ПРЖК) Черепаха ЧРПХ А давайте вспомним, кто автор этих произведений ( Лев Николаевич Толстой) слайд 1 - 2 Карточки ( Заполнить пропуски) Прочитайте. О ком этот текст? Верно, это Лев Николаевич Толстой. … … … родился в 1828 году в имении Ясная Поляна. Его воспитывала … . (тётя) Начальное образование было … . (домашним) Толстой участвовал в … сражениях, учил … детей. (военных, крестьянских) Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п... . (произведения) | ответы |
Проверка домашнего задания | Коммуникативные
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Личностные - самоопределение Регулятивные - контроль, оценка, коррекция | Проверка домашнего задания: - С каким произведением Вы работали дома? -Для всех учащихся - самостоятельная работа в парах. Задание: выполнить тест по произведению «Черепаха» в машинном варианте. 1. Автор произведения «Черепаха»: а) Лев Кассиль; б) Алексей Толстой; в) Лев Толстой. 2. Определить жанр произведения «Черепаха»: а) рассказ; б) басня; в) очерк. 3. Рассказ «Черепаха»… а) художественный; б) научно-познавательный; в) документальный. 4. Подле леса Мильтон … а) начал лаять; б) стал торопиться лапами рыть яму; в) начал искать, поднял уши и стал принюхиваться. 5. Впереди его … а) ползла черепаха, величиною с блюдечко; б) бежала небольшая черепаха, величиною с шапку; в) двигалась большая черепаха. 6. Когда черепаха увидала собаку, она … а) спрятала ноги и голову и опустилась на траву; б) побежала и спряталась в траве; в) спрятала голову и замерла от страха. 7. Мильтон не мог прокусить её, потому что … а) стало жаль черепаху; б) я отнял черепаху; в) у черепахи на брюхе скорлупа, как и на спине. 8. Черепахи живут … а) в море; б) на земле и в воде, как ужи и лягушки; в) на земле. 9. Детей они выводят … а) личинками; б) икринками; в) яйцами. 10. Черепахи кладут яйца … а) на земле, и не высиживают их; б) в гнезде, и высиживают их; в) в воде. Гимнастика для глаз. Проверка по образцу на экране. - У кого такой же ответ? Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-в, 10-а. Слайд 3-4 -На ваших мониторах запечатлены отметки. Я их перенесу в журнал и в дневник. Спасибо за работу. Вывод Рассказ «Черепаха» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о черепахе, её жизни, о видах черепах. -Надо ли детям читать такие рассказы? Что хотел передать Л.Н.Толстой? | ответы |
Актуализация знаний | Коммуникативное - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | - С творчеством этого писателя сегодня продолжим знакомиться на уроке. Слайд 5-6 (Учитель вынимает из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю). 5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей. 22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть. 82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года. Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.
| ответы |
Целеполагание и мотивация | Коммуникативные
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Личностные - самоопределение | -Кроме цифр в ящике лежат буквы. Они все перепутались. Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно будет являться названием нашего произведения. (Учитель достаёт разрезанные карточки с буквами А К У Л А, укрепляет их на доске, не по порядку, вызывает учеников к доске, чтобы дети составили слово «Акула».) - Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, называется «Акула» ( на доске появляется иллюстрация акулы). - А что вы знаете об акуле? Слайд 7 – 8 Максим - Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они очень быстро плавают. Акула распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда, но очень редко, нападают на людей. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей. Валя Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”.Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
- А теперь я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки. | ответы |
Физпауза | | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (электронная – чайки на море) А теперь представим прекрасный день, море, солнечную погоду. Мы не думаем об опасности. Отдыхаем, следим глазками за предметами, которые будут появляться на экране. | |
Первичное восприятие текста | Коммуникативные -достижение договоренностей и согласование общего решения Регулятивные- прогнозирование
Личностные- смыслообразование Предметные - выполнение действий по алгоритму | Методический прием «Предположение» -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и предположите, о чём будет рассказ
- Определите тему рассказа. Тема: о животных. -Как бы Вы озаглавили? -Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты) - Что может произойти в рассказе с таким названием? 1) Предварительная словарная работа -Ребята, теперь обратите внимание на доску. В этом произведении вам встретятся новые слова, значение которых вы должны найти в толковом словаре. Работа с новыми словами: (дети объясняют значение слов) Лексическая работа: - Как вы думаете, каково значение этих слов? (затем толкование открыть) Артиллерист - военнослужащий артиллерии - огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) (Человек стреляющий из пушки) Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова) Ропот - недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
2)Первичное восприятие текста. Послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите и увидите. Ответьте на вопрос: Где происходит событие? Открываем и следим. 3) Проверка первичного восприятия. -О чём нам рассказывает писатель? -Кто главный герой? -Какие чувства вы переживали, слушая рассказ? Поделитесь своими впечатлениями о произведении. -А вам было страшно? -Когда стало особенно страшно? Проверим совпали ли ваши предположения? | высказыва ния |
Самостоятельная работа | Познавательные Общеучебные – умение структурировать Личностные -самоопределение | -Перечитайте текст молча, стараясь понять душевное состояние главного героя. | чтение текста молча |
Анализ произведения | Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные - контроль, коррекция, оценка действий Личностные самоопределение | Работа над содержанием рассказа. - Где происходит событие? (На корабле в море у берегов Африки) - Кто находится на корабле? - Какое настроение у них в начале рассказа? (хорошее радостное) - А потом, когда появляется акула? (тревога волнение страх) - И в конце, когда всё успешно закончилось? (облегчение разрядка радость) - Кто спас мальчиков? ( старый артиллерист) - Какое он принял решение? ( Причём не просто правильное решение. Цена этого решения – человеческая жизнь. Он очень рисковал, взяв на себя ответственность) - А почему он упал на палубу после выстрела? - Как вы относитесь к поступку артиллериста? - Какие чувства он испытывал в этот момент? Что двигало им? (любовь к ближнему) -Что пережил артиллерист за короткое купание мальчиков?(Оцепенел от ужаса, потом действовал решительно, смело и находчиво. Он не мог справиться со своим волнением, горем, если бы попал в ребят. В характере отца - смелость, умение действовать и не теряться. Он упал у пушки, поднялся, когда понял, что опасность миновала текст рассказа нас с вами учит быть решительными, смелыми, послушными.
| доказательные высказывания |
|
|
|
|
Физпауза | | Физкультминутка – релаксация. -Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Вам сейчас было хорошо и комфортно. А какие чувства испытали мальчики? | |
Определение основной мысли и темы произведения | Регулятивные - выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные оценка действий партнера | Вывод: - Почему рассказ называется “Акула”? - Можно ли придумать рассказу другое название? Какое? (Опасность в море. Хищница.) - Какова же основная мысль этого рассказа? - Чему учит нас этот рассказ?
Вывод: -Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа - радость и облегчение. -Что хотелось бы сказать о произведении? (Короткий рассказ, но картин и чувств много. Звуковое кино. Переживают не только герои, но и читатели. А главное и важное в его рассказах - это не только изображение событий, а изображение характеров героев, их внутреннего мира.) | выдвижение версий
|
Составление портрета главных героев. | Регулятивные- целеполагание Предметные -анализ, синтез, сравнения, учет мнений | - Назовите героев рассказа? (отец, матросы, мальчики, акула) Слайд 9 - 10 -А кто является главным героем рассказа? (отец) - Почему? ( Мы практически ничего не знаем о мальчиках, кроме того, что они плавали наперегонки, но зато можем наблюдать за поведением старого артиллериста (оценить как его замешательство сменилось решительностью). А также за его переживаниями (как он в ужасе закрыл лицо руками, а потом открыл его, услышав радостные возгласы). Таким образом, и поведение, и переживания именно старого артиллериста становятся предметом нашего внимания. -Какие качества характера проявились у отца? -Мужественный ли он человек? Можно ли его назвать смелым (ОТЕЦ – мужественный, смелый, решительный, находчивый, любящий) - А что можете сказать о мальчиках? Какими словами можно охарактеризовать их? (Радостные, весёлые, беззащитные.) Вот такая опасность подстерегает мальчиков, купающихся в открытом море. Были ли они смелыми? - Почему вы так считаете? - Что ещё управляло ими, кроме смелости? - Кто первым заметил акулу? - Заметили ли её дети сразу? - Пытались ли матросы спасти мальчиков? - Почему они не могли этого сделать? - Что произошло после того, как дети заметили акулу? (в разные стороны поплыли) - Найдите и прочитайте, как дети заметили акулу? (Выборочное чтение) Слайд 9 -А как ведут себя матросы на палубе? (испуганные ) - Акула, что можете сказать про неё? (Хищник, морское чудовище.) Слайд 10 | аргументированные ответы
работа в парах |
Пересказ текста | Регулятивные- целеполагание Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Предметные -выполнение действий по алгоритму | Корректировка и контроль. Проследим по тексту действия и состояние. Какой момент самый напряженный? Слайд 11 Составить рассказ об акуле (Карточки с текстом про акулу учитель раздаёт детям, надо подготовить пересказ. Текст взят из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Можно текст дать ученикам заранее. Лена АКУЛА - хищная крупная морская рыба. Длина тела акул колеблется в очень широких пределах — от 15–40 см у колючих и куньих акул, до 15–20 м у гигантской и китовой акул. Вес тела таких гигантов может достигать 20 т. Тело большинства видов акул удлиненное. Жаберные щели у акул расположены по бокам головы. У некоторых видов имеется подвижное веко в переднем углу глаза — так называемая мигательная перепонка. Грудные и брюшные плавники расположены в горизонтальной плоскости. Верхняя лопасть хвостового плавника развита значительно больше, чем нижняя. Даша Зубы расположены в несколько рядов. Они имеют форму острых конусов, или плоских треугольных пластин. Из органов чувств у акул лучше всего развито обоняние, а также восприятие вибрации воды органами боковой линии. Акулы широко распространены во всех морях и океанах, некоторые виды встречаются даже в пресной воде. Но главным образом акулы встречаются в тропических морях. Обитают они как на прибрежных мелководьях, так и в открытом океане, даже на больших глубинах. Илья Для человека потенциально опасны 50 видов, нападение 29 из которых документально зарегистрированы. Наиболее опасными являются тигровая, белая и песчаные акулы, а также акула-молот. Около десяти видов обитают в российских водах на Черном, Баренцевом, Балтийском и дальневосточных морях. Данил Часть видов акул является объектом рыболовного промысла. Их шкуры используются в кожевенной промышленности. Печень идет на производство медикаментов и рыбьего жира. Плавники, мясо и некоторые другие части используются в кулинарии. Из скелета акулы делают клей. Некоторые виды акул содержатся в океанариумах, а мелкие ярко окрашенные куньи, ковровые и кошачьи акулы иногда содержатся в домашних аквариумах. | пересказ текста
работа в группах
самоконтроль |
Рефлексия | Коммуникативные умение выражать свои мысли Личностные- Анализ собственной деятельности Смыслообразование Познавательные - рефлексия Коммуникативное- адекватное понимание причин успеха/неуспеха/ | Ребята, я довольна вашей отличной работой. Оценки выставляем совместно. - С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? Кто автор? (Заслуга Толстого в том что он дарит людям новые образы, новые переживания. Этот рассказ помог вам понять сложность опасной ситуации, пригласил к размышлению). Слайд 12 - Кто главный герой? (отец) - Какие чувства двигали отца совершить поступок? О чём этот рассказ? ( О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.) - Этот рассказ помог понять нам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению. -Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» - Вы согласны? - А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте стоит кораблик с мачтой, но без паруса. Добавьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу 1. Отлично работал (а) и многому научился(ась). \красный цвет 2. Хорошо работал(а) на уроке. \синий цвет 3. Надо постараться. \зелёный цвет - Кораблики вы возьмёте домой и придумаете своему кораблю название. | ответы |
Домашнее задание | Регулятивные - выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач | - Вот и подошёл к концу наш урок. Настало время д/з.- Ребята, на слайде три варианта домашнего задания. Вы прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам. стр. 36-38 слайд 14 - Перечитать рассказ и приготовить его пересказ.
- Прочитать и нарисовать ту картину, которая возникла в вашем воображении при чтении.
- Перечитать рассказ и подготовить выразительное чтение.
|
|
|
|
|
|