Урок чтения "Буквы Ф, ф"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Представлена разработка урока чтения в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya._bukva_f.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения «Буквы Ф, ф»
(УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс)
Нугаева Людмила Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска
Цель и задачи урока:
- познакомить учащихся с глухими звуками [ф], [ф*];
- учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости и сравнивать их по очерёдности с соответствующей парой звонких звуков [в], [в*];
- научить приёму практического определения звонкости – глухости изучаемых звуков;
- упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текстов;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- на примере сравнения минимальных пар слов (Ваня – Фаня, Веня - Феня) формировать понимание смыслоразличительной функции фонем;
- воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
- Организационный момент
- Основная часть урока
1) Вступительное слово учителя
- Вы любите сказки?
- А знаете ли вы, кто знает сказок больше всех?
Никто на свете не знает столько сказок, сколько их знает Оле-Лукойе. (Слайд)
Где бывает Оле-Лукойе днём, этого никто не знает, а вот по вечерам он приходит к ребятам. Оле на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться, голова сама клонится к подушке, и они засыпают. А как только дети уснут, Оле садится к ним на кровать, на самый краешек и раскрывает зонтик. (Слайд)
Оле-Лукойе приносит с собой два зонтика. Один зонтик пёстрый, нарядный. Его Оле раскрывает над послушными ребятишками, и им всю ночь снятся волшебные сказки. (Слайд)
А другой зонт – обычный, из чёрной материи. Его Оле раскрывает над капризулями, плаксами, жадинами и непослушными детьми. И они всю ночь спят и ничего интересного не видят во сне.
Сегодня Оле-Лукойе пришёл к нам в гости на урок и принёс два зонтика. Какой из них он раскроет над вами ночью, всё зависит от вас, от вашей работы на уроке. Будьте внимательными, дружными, хорошо отвечайте.
2) Определение темы урока
- Откройте «Азбуку» на стр. 70, посмотрите в левый верхний угол.
- С какими звуками будем сегодня знакомиться?
- Как догадались?
3) Звуковой анализ слов (фокус, фикус) на основе их звуковой модели
- Кто изображён на рисунке в левом верхнем углу, в правом верхнем углу?
- Чтение моделей с акцентированным выделением первых звуков.
- Характеристика звуков [ф], [ф*].
- Чем различаются эти звуки?
4) Игра «твёрдый - мягкий»
- Мальчики поднимают руку, если слышат звук [ф], а девочки - звук [ф*].
Федя, фабрика, шофёр, светофор.
5) Знакомство с буквами Ф, ф. Конструирование букв
- На что похожа эта буква? (Слайд)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Показывается слайд с изображением филина и совы.
Этих гостей привёл с собой Оле-Лукойе. Они будут нашими помощниками на уроке. В трудную минуту мы будем обращаться за помощью к Мудрой Сове.
6) Знакомство с обозначением этих звуков с помощью строчной буквы ф в квадратных скобках (Стр. 70)
7) Сравнение звуковой и буквенной форм слов (фартук - филин) на основе двухуровневой модели
- Произнесите слово, которое обозначает название предмета, изображённого на рисунке.
- Назовите звуки этого слова.
- Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы.
- Прочитайте слово орфоэпически с ориентировкой на ударение.
- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной.
8) Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов (Стр. 70)
9) Упражнение в чтении столбиков слов (Стр. 71)
а) Словарная работа (Слайд)
- Значение каких слов непонятно?
Футляр – вместилище для хранения чего-либо.
10) Сравнение пар слов по значению и звучанию (слова на розовом фоне) (Стр. 71)
- Что будем делать сейчас?
а) Сравнение слов. Ответы детей (Слайды)
б) Словарная работа. (Помощь Мудрой Совы)
Форма – 1) внешнее очертание, наружный вид предмета; 2) одинаковая одежда (по цвету, покрою).
Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве (звероферма, свиноферма).
Грим – оформление лица для игры на сцене (ракраска, наклейки из волос).
Гриф – 1) крупная, хищная птица, питающаяся падалью; 2) длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны; 3) штемпель; 4) надпись на книгах и документах.
Граф – дворянский титул, выше барона.
Торф – полезное ископаемое – плотная масса, образовавщаяся из перегнивших болотных растений.
Миф – 1) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, явлениях природы; 2) выдумка, вымысел.
Фон – 1) основной цвет, на котором пишется картина; 2) общие условия, обстановка.
11) Чтение пар слов на голубом фоне. (Стр. 71)
а) Сравнение слов. Выделение в каждой паре слова, которое отличается лишним звуком (Слайды)
б) Словарная работа
Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри струнами.
Фрак – парадный сюртук с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади.
Фланг – левая или правая сторона шеренги.
12) Сравнение звуков по звонкости – глухости: [в] - [ф], [в*] - [ф*] (Стр. 71) (Слайд)
а) Работа по двухуровневым схемам
- Чем отличаются звуки [в] - [ф], [в*] - [ф*]?
- Чем отличаются по звучанию слова Ваня – Фаня, Веня – Феня?
б) ДМ. Игра «Угадай звук»
- Вставайте, если услышите звуки [ф] - [ф*] в словах.
Кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка, фара.
13) Чтение текста «Сон Фомы» (Стр. 72)
а) Вступительное слово учителя
До ночи ещё далеко. Оле-Лукойе говорит, что вы молодцы. Он обязательно откроет цветной зонтик, если вы будете хорошо читать. Пока Оле-Лукойе предлагает познакомиться со сном, который увидел мальчик Фома.
б) Словарная работа (Слайды)
Фея – сказочное доброе существо.
Фиалка – травянистое растение с фиолетовыми цветками.
Флоксы – травянистые растения с многочисленными душистыми цветками, собранными в крупное соцветие на вершине стебля.
Кафтан – русская старинная мужская верхняя одежда.
Финики – съедобные плоды финиковой пальмы.
Фазан – крупная птица отряда куриных с якрим оперением.
Форель – рыба.
Фонтан – струя жидкости, выбрасываемая вверх из трубы силой давления.
Фрак - парадный костюм с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади.
Дивные – удивительные, необычные.
в) Самостоятельное чтение (Слайд)
г) Чтение «цепочкой»
д) Беседа по вопросам
- У кого был в гостях мальчик? (Слайд)
- Как звали тётю, которая накрыла столы?
- Какие вкусности были на столе? (Слайд)
- Какие цветы стояли в вазе? (Слайд)
- Что ел филин? (Слайд)
- Чем лакомится сова? (Слайд)
- Кто ест вафли? (Слайд)
- Кто играл в фонтане? (Слайд)
- Кто ещё был приглашён на праздник? (Слайд)
- Какие фокусы показывал фокусник?
- Во что он был одет?
д) Найдите предложение, которое соответствует схеме
14) Итог урока. Рефлексивный экран. Сюрпризный момент: появление Феи (Слайд)
Фея. Дорогие ребята! Я пришла к вам от сказочника Оле-Лукойе. Вы очень хорошо работали на уроке. Оле-Лукойе обязательно придёт к вам вечером и раскроет цветной зонтик. А я принесла вам сладости, в названии которых есть звуки [ф], [ф*]. Угадайте, что у меня в корзинке? Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...