Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс ( Школа России)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения.
Цели:
Обучающие: обучать умению составлять портретную характеристику героев; Развивающие: развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.
Воспитательные: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.
Общеучебные умения и навыки:
1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.
2. Развивать навык контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.
3. Развивать навык работы в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p.bazhov_serebryanoe_kopyttse_4_klass.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Открытый урок по литературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
4 класс
( Школа России)
Составила учитель начальных классов
Журавлева Надежда Сергеевна
2013 г.
Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения.
Цели:
Обучающие: обучать умению составлять портретную характеристику героев; Развивающие: развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.
Воспитательные: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.
Общеучебные умения и навыки:
1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.
2. Развивать навык контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.
3. Развивать навык работы в парах.
Оборудование: - Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф. Климановой, - «камешки» разных цветов ( цветные магниты), рисунок к последней части сказа.Портрет П. П. Бажова.
Ход урока
I. Орг.момент.
II.Речевая разминка.
(текст на слайде)
- Мы купили кошке к празднику сапожки
Причесали ей усы, сшили новые трусы.
Только как их надевать? Хвостик некуда девать!
( прочитать глазами, хором, весело, грустно, скороговоркой без выражения)
III. Постановка темы и целей урока:
Найдите лишнее слово:
Копытце, клыки, рожки, головка
Как догадались?
- Определите тему урока ?
[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем анализировать текст,составим портретную характеристику, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]
IV. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами начали делить сказ на части. Давайте вспомним наш план.
План.
- Даренка.
- Серебряное копытце.
- Жизнь в лесу.
Дома вы прочитали сказку до конца. Понравилась ли вам эта сказка? Чем? (Тем, что исполнилась мечта Коковани и Дарёнки. Они увидели Серебряное копытце.)
Сколько частей вы выделили в оставшемся отрывке? (Две.)
V. Работа по содержанию сказа.
Давайте вспомним содержание сказа, для этого выполним следующий тест. ( проверка 1 части)
Сколько лет было Дарёнке?
а) 5,
б) 8,
в) 6
2. Как звали отца Дарёнки?
а) Григорий,
б) Василий,
в) Иван
3. Чем занимался Кокованя летом?
а) охотился;
б) добывал золото;
в) лежал на печи
4. Как звали кошку Дарёнки?
а) Мурка;
б) Муська;
в) Мурёнка
5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
а) с баяном;
б) с балалайкой;
в) с барабаном
6. Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?
а) 2;
б) 4;
в) 5
7. На какой ножке у козла было серебряное копытце?
а) на правой задней;
б) на левой передней;
в) на правой передней
Проверка на слайде. У кого правильно поднимите руки.
Работа по 2 части.
Восстановите текст. ( работа в парах). Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.
( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)
Прочитать восстановленный текст.
Вспомним содержание 3 части.
- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)
- Почему старик не хотел идти в завод за лошадью? (Он боялся оставить девочку одну в лесу.)
- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.) Найти в тексте, чтение по ролям.
VI. Физминутка.
VII. Работа по теме урока
1. Работа над четвертой частью.
- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.
- Почему девочка загрустила? (Кокованя задерживался, и ей стало страшно.)
- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.
- Почему девочка выбежала из балагана? ( посмотреть на козла)
- Чем Серебряное копытце отличалось от обычных козлов?
- Почему Дарёнке удалось увидеть Серебряное копытце, а Коковане - нет ?
Как озаглавим? 4. В ожидании деда 4. Долгожданная встреча.
2. Работа над пятой частью.
- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.
- Кто привел серебряное копытце к Даренке?
- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)
- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)
- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)
- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)
- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)
- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)
- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)
Как вы озаглавили? (. 5. Чудо Серебряного копытца. Чудо произошло.)
У нас получился следующий план.
План.
- Даренка.
- Серебряное копытце.
- Жизнь в лесу.
- Долгожданная встреча.
- Чудо Серебряного копытца.
Для чего мы с вами составили план?
VIII. Закрепление изученного.
А сейчас вернемся к героям нашего сказа.
1) Угадайте слова, добавив гласные буквы и назовите главных героев сказа.
Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл
- Давайте охарактеризуем главных героев сказа. Для этого вы выполните следующую работу.
У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите каточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.
Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа Дарёнка, Кокованя | ||
1 | Внешность | Большой и бородатый. Махонькая, носишко пуговкой. |
2 | Чем занимается | Мастер сказки сказывать. В избе прибирала, похлёбку да кашу варила. Охотник. Любила сказки слушать. С утра на работу уходил. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. |
3 | Характер | упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый |
Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.
.
Проверим, что у вас получилось. Внимание – на экран.
Прочитай, какая характеристика Дарёнки у тебя получилась.
/слайд – открывается по мере ответов учеников
Прочитай, какая характеристика Коковани у тебя получилась
- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)
- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказе? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)
- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)
- А есть ли в этом сказе обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)
IX. Итог урока
1. О чем сказ Бажова? Выберите самую точную формулировку. ( на слайде)
А) человек должен любить животных.
Б) очень важно быть скромным.
В) трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
2. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?
X. Домашнее задание
Перечитать сказ; подготовить пересказ понравившейся части..
Рефлексия
-Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка- камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100
Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....
Урок по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"
План-коспект открытого урока по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"...
Открытый урок окружающего мира по теме "М.В.Ломоносов" 4 класс "Школа России"
Материал может быть использован на уроке окружающего мира....
Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ
Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...
Открытый урок математики по теме "Время. Единицы измерения времени" 4 класс Школа России
Закреплять единицы времени, учить устанавливать соотношение между единицами измерения времени...
Конспект урока по литературному чтению П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Конспект по литературному чтению для 4 класса с применением технологий критического мышления....
Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.
Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...