Конспект урока по литературному чтению П.П. Бажов «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект по литературному чтению для 4 класса с применением технологий критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanoe_kopyttse.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока
Тема урока: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
1. Бочарова Евгения Владимировна
3. Учитель начальных классов
4. Литературное чтение
5. Класс 4
6.П.П. Бажов «Серебряное копытце»
7. Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф. Климанова
8. Цель урока: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке
9. Задачи
знакомство с биографией Бажова;
совершенствовать навык беглого чтения;
работа над жанром «сказ»;
обогащать словарный запас;
развивать внимание учащихся;
учить составлению портретной характеристики героев;
воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
10. Комбинированный
11.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)
12. Необходимые техническое оборудование: Учебник для 4 класса авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова , мультфильм «Серебряное копытце»
13. Ход урока
- Организационный момент
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нас басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
2. Постановка цели урока
Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами продолжим работать над творчеством П.П. Бажова и ещё раз заглянем в его сказ «Серебряное копытце.
3. Работа с портретом писателя
а) Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз.
б) Биография Бажова
- Что вам известно об этом писателе?
А что вы знаете о самом авторе?
- Дети рассказывают сведения об авторе, которые нашли в книгах, Интернете.
Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Уралу. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.
"Колдун уральский бородатый", - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша.
- С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно?
- Что общего во всех его сказах? Какое время из истории России описывал Бажов. ( Крепостное право). Многие герои сказов были невольными крепостными рабочими, они своим трудом зарабатывали богатства своим хозяевам.
в)Работа с жанром «сказ»
Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
Чем же отличается сказ от сказки?
Сказка | Сказ |
Сказочные герои и события. | Описание реальных событий с элементами сказки. |
Волшебные герои. | Главные герои — рабочие, мастера, добытчики. |
Вымысел. | Главная тема — жизнь и быт рабочих Урала. |
Устное народное творчество. | Есть рассказчик. |
4. Работа над портретной характеристикой
Дома вы дочитали сказку до конца и сейчас мы поговорим о главных героях.
- Назовите главных героев сказа.
- Ребята, а почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце? (Дать подумать)
- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато? Нет, хотели просто увидеть. Набрали только шапку камней.
- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?
Поработайте в парах и дайте характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуйте главных героев по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.
Даренка | Кокованя | |
1. Семейное положение. | Сирота | Одинокий |
2. Внешность | По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. | Старик большой да бородатый. |
3. Характер | Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. | Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. |
4. Чем занимается | В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. | Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. |
- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам?
- Что общего вы заметили в их описании?
(одинокие, ценят красоту, природу).
А какие ещё герои нам встретились? (Мурёнка и Козлик)
А что вы можете о них сказать? Опишите этих животных.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
8. Вывод
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
- Так что же Коковане могло понравиться в Даренке?
(Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).
-Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей ,а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей
10. Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа должна придумать синквейн про главных героев.
Козлик
Особенный, волшебный
Скачет, прыгает, копытцем бьёт
Из-под копыт драгоценности сыплет
Счастье
Кокованя
бородатый добродушный
бродит охотится заботится
Мечтал увидеть Серебряное копытце
Охотник
5 Рефлексия
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
- Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
Д/З: описать волшебных животных (кошка Муренка, Серебряное Копытце) и сделать иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"
План-коспект открытого урока по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"...
Презентация к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" для 4 класса по программе Л.Ф.Климановой УМК "Школа России". Это своеобразный план урока. Надеюсь, что...
урок литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Произведение П.П. Бажова изучается три урока. Данная разработка относится к 1 уроку и раскрывает тему "Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»Урок соо...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
Данная презентация и конспект урока составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...
Проверочная работа по литературному чтению Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце" в 4 классе УМК "Школа России"
Проверочная работа по литературному чтению Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце" в 4 классе УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.
Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...
Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_
Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_...