Литературное чтение в 4 классе, "И. А. Крылов, басня "Квартет"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Конспект урока и презентация урока литературного чтения в 4 классе "И. А. Крылов, басня "Квартет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylov_kvartet.docx | 28.81 КБ |
prezentatsiya_krylov_basnya.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Литературное чтение
Тема: И. А. Крылов, басня «Квартет»
Цели:
- познакомить обучающихся с басней И. А. Крылова «Квартет»
Задачи:
- развитие умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- развитие умения представлять картины, изображённые автором в басне, устно выражать то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
- формирование навыка самостоятельной и групповой работы
- Актуализация знаний
А) Работа в группах. Разгадывание кроссворда
- Заменить высказывание одним словом и записать в соответствующее поле:
1) Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов – (баснописцы)
2) Нравоучительный вывод – (мораль)
3) Способ проявления комического в искусстве - (сатира)
4) Краткий, сжатый способ выражать мысли - (лаконизм)
5) Иносказание, изображение отвлечённого понятия через конкретный образ - (аллегория)
Б) Самопроверка
- Проверьте, правильно ли разгадали кроссворд.
Слайд 1
А
Л
Л
Е
Л Г
М А О
О К Р
Р О И
Б А С Н Я
А Л А И
С Ь Т З
Н И М
О Р
П А
И
С
Ц
Ы
- Какое ключевое понятие обозначено в кроссворде?
- Что такое басня?
- Определите, к каким басням относятся данные иллюстрации.
Слайд 2
- Сообщение темы урока
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (О басне)
- Но мы уже знаем, что такое басня, знаем отличительные черты басни от других литературных жанров.
- Предположите, что же нового можем узнать о басне?
(- познакомимся с новой басней;
- узнаем новых героев басни;
- будем учиться выразительно читать новую басню)
- Познакомимся с басней И. А. Крылова «Квартет»
- Работа над новым материалом
- Рассматривание иллюстрации к басне. Словарная работа.
- Кто изображён?
- Сколько животных? Назовите их.
- Предположите, что обозначает слово «квартет».
Слайд 3
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.
- На каких инструментах играли животные?
- Бас, альт, прима, втора - смычковые инструменты, так как звук извлекается смычком.
- Первичное чтение басни учителем.
- О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)
- На сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)
3) Самостоятельная работа с учебником
- Откройте учебник, страница 91 – 92, определите границы частей басни.
- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование
- Прочитайте мораль басни.
В целях иносказания баснописцы разных времён использовали образы зверей и даже предметов. По художественным соображениям на смену людям в басни приходят животные, наделённые отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Аллегория используется для того, чтобы через образы животных путём высмеивания искоренять пороки человечества.
- Словарная работа
- Подчеркните карандашом в тексте слова, значение которых надо объяснить.
Слайд 4
- Пленять – увлекать.
- Чинно – строго по правилам.
- Лад – согласие, порядок.
- Прима — первая скрипка в оркестре
- Втора – вторая скрипка в оркестре
- Анализ басни
- Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки)
- Найдите такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям.
- Верит он в то, что у них что-нибудь получится?
(“...ударяли в смычки, дерут, а толку нет»)
- Как относится И. Крылов к своим героям?
- Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет.
- Проказница - Мартышка - существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое;
- Осёл – упрямый;
- Козёл – лишённый каких – либо музыкальных способностей, обладатель неприятного голоса;
- косолапый Мишка - увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»).
- Почему эти звери собрались вместе?
(- «затеяли сыграть Квартет…»;
- «пленять своим искусством свет …»)
- Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять».
(Восхищать, очаровывать)
- Достигли ли они своей цели?
- Почему?
- Какие советы дают друг другу горе – музыканты?
- В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?
- Как вы думаете, почему ее произносит Соловей?
(Соловей - самая музыкальная птичка)
- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты?
(Нужно учиться)
- О ком же эта басня, кого она высмеивает?
В своей басне И. А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
А поводом к созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.
- Чтение басни по ролям.
- Закрепление изученного.
- Работа в группах.
- Найдите в басне выражения, соответствующие следующим высказываниям:
- Покорять игрой весь мир
- Нет гармонии
- Усесться важно
- Спорить сильнее прежнего
- Пришлось прилететь на шум
- Уделить некоторое время
- Иметь музыкальный слух
- Самопроверка.
Слайд 5
Высказывание | Строчки из басни |
Покорять игрой весь мир | «Пленять своим искусством свет» |
Нет гармонии | «На лад нейдёт» |
Усесться важно | «Уселись чинно вряд» |
Спорить сильнее прежнего | «Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры» |
Пришлось прилететь на шум | «Случилось Соловью на шум их прилететь» |
Уделить некоторое время | «Возьми на час терпенье» |
Иметь музыкальный слух | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней» |
- Итог
- Что нового узнали на уроке?
VI. Домашнее задание на выбор:
- чтение басни И. А.Крылова «Квартет» по ролям;
- выучить басню наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А Л Л Е Л Г М А О О К Р Р О И Б А С Н Я А Л А И С Ь Т З Н И М О Р П А И С Ц Ы
Басни И. А. Крылова
Квартет – музыкальное произведение для ч етырёх исполнителей
Пленять – увлекать. Чинно – строго по правилам. Лад – согласие, порядок. Прима — первая скрипка в оркестре. Втора – вторая скрипка в оркестре.
Покорять игрой весь мир – «Пленять своим искусством свет» Нет гармонии - «На лад нейдёт» Усесться важно - «Уселись чинно вряд» Спорить сильнее прежнего – «Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры» Пришлось прилететь на шум – «Случилось Соловью на шум их прилететь» Уделить некоторое время – «Возьми на час терпенье» Иметь музыкальный слух – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней »
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное ...
Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".
Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Урок литературного чтения 2 класс И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»...
Урок литературного чтения 3 класс. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».
Урок литературного чтения 3 класс.Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей....
Урок литературного чтения, 2 класс. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Проект учебного занятия направлен на формирование УУД в комплексе через формирование навыков смыслового чтения (Стратегия смыслового чтения) с приёмами технологии критического мышления, развитие вообр...