Литературное чтение в 4 классе, "И. А. Крылов, басня "Квартет"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Истомина Светлана Леонидовна

Конспект урока и презентация урока литературного чтения в 4 классе "И. А. Крылов, басня "Квартет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_kvartet.docx28.81 КБ
Файл prezentatsiya_krylov_basnya.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Литературное чтение

Тема:  И. А. Крылов, басня «Квартет»

Цели:

  • познакомить обучающихся с басней И. А. Крылова «Квартет»

Задачи:

  • развитие умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • развитие умения представлять картины, изображённые автором в басне, устно выражать то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
  • формирование навыка самостоятельной и групповой работы

  1. Актуализация знаний

А) Работа в группах. Разгадывание кроссворда

- Заменить высказывание  одним словом и записать в соответствующее поле:

1) Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов –                                    (баснописцы)

2) Нравоучительный вывод –                                                           (мораль)

3) Способ проявления комического в искусстве -                          (сатира)

4) Краткий, сжатый способ выражать мысли -                              (лаконизм)

5) Иносказание,   изображение   отвлечённого   понятия  через  конкретный  образ -                                                                                                 (аллегория)

            Б) Самопроверка

- Проверьте, правильно ли разгадали кроссворд.

 Слайд 1

                                           А

                                           Л

                                           Л

                                           Е

                                Л        Г

            М                А        О

            О                 К        Р                

            Р                  О       И

Б         А        С       Н       Я

А         Л       А        И    

С         Ь        Т        З  

Н                   И       М    

О                   Р      

П                   А      

И

С

Ц

Ы

- Какое ключевое понятие обозначено в кроссворде?

- Что такое басня?

- Определите, к каким басням относятся данные иллюстрации.

Слайд 2

  1. Сообщение темы урока

- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?        (О басне)

- Но мы уже знаем, что такое басня, знаем отличительные черты басни от других литературных жанров.

- Предположите, что же нового можем узнать о басне?

                                                                (- познакомимся с новой басней;

                                                                 - узнаем новых героев басни;

                                                                - будем учиться выразительно читать новую басню)

- Познакомимся с басней И. А. Крылова «Квартет»

  1. Работа над новым материалом
  1. Рассматривание иллюстрации к басне. Словарная работа.

- Кто изображён?

- Сколько животных? Назовите их.

- Предположите, что обозначает слово «квартет».

Слайд 3

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Где четыре музыканта 
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.

- На каких инструментах играли животные?

- Бас, альт, прима, втора -  смычковые инструменты, так как звук извлекается смычком.

  1.  Первичное чтение басни учителем.

 - О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)

-  На сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)

      3)  Самостоятельная работа с учебником

- Откройте учебник, страница 91 – 92,   определите границы частей басни.

- Где заканчивается 1 часть? -  это основное повествование

- Прочитайте мораль басни.

     

      В целях иносказания баснописцы разных времён использовали образы зверей и даже предметов. По художественным соображениям на смену людям в басни приходят животные, наделённые отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Аллегория используется для того, чтобы через образы животных путём высмеивания искоренять пороки человечества.

  1. Словарная работа

- Подчеркните карандашом в тексте слова, значение которых  надо объяснить.

Слайд 4

  • Пленять – увлекать.
  • Чинно – строго по правилам.
  • Лад – согласие, порядок.
  • Прима — первая скрипка в оркестре
  • Втора – вторая скрипка в оркестре

  1. Анализ басни

- Где происходит действие басни?                      (Сели на лужок под липки)

- Найдите   такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям.

-  Верит он в то, что у них что-нибудь получится?

                                                                (“...ударяли в смычки, дерут, а толку нет»)

- Как относится И. Крылов к своим героям?  

- Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет.

  • Проказница -  Мартышка -  существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое; 
  •  Осёл – упрямый;
  • Козёл –  лишённый каких – либо музыкальных способностей, обладатель неприятного голоса;
  •  косолапый Мишка -   увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»).

- Почему эти звери собрались вместе?

                                                               (- «затеяли сыграть Квартет…»;

                                                                 - «пленять своим искусством свет …»)

- Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять».

(Восхищать, очаровывать)

- Достигли ли они своей цели?

- Почему?

- Какие советы дают друг другу горе – музыканты?                                                                        

- В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?

- Как вы думаете,  почему ее произносит Соловей?

(Соловей - самая музыкальная птичка)

-  Так чего же   не хватает героям для осуществления мечты?

(Нужно учиться)

- О ком же эта басня, кого она высмеивает?

        В своей басне И. А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.

      А поводом к  созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой. 

  1.  Чтение басни по ролям.

  1. Закрепление изученного.
  1. Работа в группах.

- Найдите в басне выражения, соответствующие следующим высказываниям:

  • Покорять игрой весь мир
  • Нет гармонии
  • Усесться важно
  • Спорить сильнее прежнего
  • Пришлось прилететь на шум
  • Уделить некоторое время
  • Иметь музыкальный слух

  1. Самопроверка.

Слайд 5

Высказывание

Строчки из басни

Покорять игрой весь мир

«Пленять своим искусством свет»

Нет гармонии

«На лад нейдёт»

Усесться важно

«Уселись чинно вряд»

Спорить сильнее прежнего

«Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»

Пришлось прилететь на шум

«Случилось Соловью на шум их прилететь»

Уделить некоторое время

«Возьми на час терпенье»

Иметь музыкальный слух

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней»

  1. Итог

- Что нового узнали на уроке?

VI. Домашнее задание на выбор:

- чтение басни И. А.Крылова «Квартет» по ролям;

- выучить басню наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4 класс Раздел 3. « XIX век. Путешествие продолжается» Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 34» г. Кемерово Истомина С. Л.,

Слайд 2

А Л Л Е Л Г М А О О К Р Р О И Б А С Н Я А Л А И С Ь Т З Н И М О Р П А И С Ц Ы

Слайд 3

Басни И. А. Крылова

Слайд 4

Квартет – музыкальное произведение для ч етырёх исполнителей

Слайд 5

Пленять – увлекать. Чинно – строго по правилам. Лад – согласие, порядок. Прима — первая скрипка в оркестре. Втора – вторая скрипка в оркестре.

Слайд 6

Покорять игрой весь мир – «Пленять своим искусством свет» Нет гармонии - «На лад нейдёт» Усесться важно - «Уселись чинно вряд» Спорить сильнее прежнего – «Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры» Пришлось прилететь на шум – «Случилось Соловью на шум их прилететь» Уделить некоторое время – «Возьми на час терпенье» Иметь музыкальный слух – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней »

Слайд 7

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях,  какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) –  краткое иносказательное, нравоучительное ...

Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".

Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Урок литературного чтения 2 класс И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема урока:   И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»...

Урок литературного чтения 3 класс. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».

Урок литературного чтения 3 класс.Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей....

Урок литературного чтения, 2 класс. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Проект учебного занятия направлен на формирование УУД в комплексе через формирование навыков смыслового чтения (Стратегия смыслового чтения) с приёмами технологии критического мышления, развитие вообр...