Урок литературного чтения 3 класс. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения 3 класс.Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки».Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению учителя начальных классов
Учитель: Матвеевская Елена Геннадьевна.
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Урок литературного чтения
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.
Задачи:
Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство).
Учить находить скрытый смысл, заключённый в басне.
Развивать навыки беглого, выразительного чтения, мышление, речь.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010);
Дидактический материал
Портрет И.А.Крылова;
Иллюстрации к басням И.А.Крылова;
Карточки с заданиями;
Ход урока.
- Оргмомент (учащиеся хором говорят стихи).
Прозвенел для нас звонок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели,
Ноги вместе,
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать –
И учиться лучше всех!
- Проверка Д/ з
Начинаем урок литературного чтения. Дети, мы с вами изучили раздел «Поэтическая тетрадь».
-Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его произведения.(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)
Ф. И. Тютчев «Встреча зимы»
А. А. Фет «Весенняя гроза»
А. С. Пушкин «Зреет рожь»
И. З. Суриков «Зимний вечер»
К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворения)
- Дети, скажите, пожалуйста, какой большой раздел мы изучаем сейчас? (Великие русские писатели.)
- Ребята, на прошлом уроке мы закончили работу по сказке А. С. Пушкина.
- Домашние задание вы выполняли в тетради. Давайте проверим его. Откройте тетради. Прочитайте сравнения, которые использовал А.С.Пушкин для описания царевны Лебеди. – Как вы думаете, для чего А.С.Пушкин использовал для описания царевны Лебеди сравнения? Может быть, достаточно было написать, что она была необыкновенно красивой и умной? Обоснуйте своё мнение.(Дети читают по очереди) Молодцы!
3.Постановка цели. Актуализация знаний.
- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…».(дети разгадывают кроссворд)
Кроссворд на доске.
-Ребята, слушаем первый вопрос.
Вопросы:
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).
2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).
3. Имя царя (Салтан).
4. Как зовут молодого князя (Гвидон).
5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).
- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать?(Басня).
- Вспомните, что такое басня?
- А вот как объясняет значение слова «басня» толковый словарь.
Басня – это короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки. - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.
- Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак») А кто является автором этих басен?(И. А. Крылов)
-Сможите ли вы, назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова»)
-Правильно ребята, знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
( открыть доску)
- Иван Андреевич Крылов в своих баснях изображал людей в виде различных животных, а порой и всяческих вещей.
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
( Слайд 1-2 - портрет писателя)
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру? (добрым, спокойным, мудрым)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду.
(Слайд 3- памятник писателю)
- Ученики нашего класса подготовили интересные сведения об этом удивительном человеке.
(Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики)
И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После смерти отца у них ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.
Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской библиотеке. Он написал более 200 басен.
-Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты. И даже императоры Александр1 и Николай2 ими зачитывались.
4. Подготовка к восприятию нового произведения.
Припомните действующих лиц басен И.А. Крылова. - Кто главные герои басен?(животные)
-Чем обычно начинается или заканчивается басня?(моралью, поучением)
5.Словарная работа. (Слова написаны на доске).
Много лет назад, слова, которые употреблялись в басне мы не употребляем в современной речи. Чтобы содержание и смысл басни нам был понятен, мы раскроем значение некоторых слов.
Мартышка – маленькая обезьяна;
Дюжина – 12;
Полдюжины – 6;
Темя – верхняя часть головы;
Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;
Невежда - необразованный человек;
К худу клонит – к плохому клонит;
Познатней – побогаче, выше титулом;
Невежа – грубый, невоспитанный человек
- Басню, которую мы сегодня прочитаем, называется «Мартышка и Очки»
6. Чтение нового произведения.
- Откройте учебник на стр. 134
-Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?
-Чтение басни учителем.
- Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)
— Понравилась ли вам басня?
— Что заставило вас улыбнуться?
- Поднимите руку, кто видел мартышку?
- Где вы ее видели?
- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)
Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
Чтение басни детьми.
-Детки, сейчас вы сами прочитайте басню самостоятельно в полголоса и ответьте на вопрос: «Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» (герои басни)
-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
- Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки?
- Почему мартышка решила, что ее обманули?
-Кто виноват в том, что очки не действовали?
- Что обычно делают с очками?
7. Работа над языком басни.
- Ребята,найдите слова из басни, которые являются синонимами к словам: купить, обманули, бросила.
На доске:
купить -
обманули -
бросила –
- В баснях Крылова очень много крылатых выражений и сравнений. Слайд №4.
- Как бы вы могли проще объяснить некоторые выражения, которые встречаются в нашей басне?
- Эти выражения у вас на карточках. Прочитайте их, пожалуйста.
К старости слаба глазами стала. (стала плохо видеть)
Зло не так большой руки. (небольшое зло)
Очков с полдюжины она себе достала. (купила 6 штук)
Очки не действуют никак . ( не помогают)
Слушает людских всех врак. ( слушает обман людей)
И проку на волос нет в них. (нет пользы)
8..Разбор морали.
- Ребята, прочитайте заключительную часть басни.
-Как она называется? (мораль)
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (с необразованностью)
- Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)
- Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка .И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться.
9.Выразительное чтение басни по ролям.
- У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. И сейчас мы будем читать басню по ролям. Посмотрите, где слова автора, а где Мартышки. (чтение по ролям)
- Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать и поэтому, я предлагаю вам творческое задание. Вы видите иллюстрации к басням Крылова, выполненные художником. А мы сегодня с вами создадим свою выставку.
10. Итог урока.
— Кто такой И.А.Крылов?
— С какой басней познакомились?
— Кто главный герой басни?
— Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?
11. Домашнее задание.
— Выучить басню наизусть и дорисовать рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...
Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"
Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.Планируемые результаты: Дети научатся определять ...
Конспект урока на тему "Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»
ТЕМА: «Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания лю...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс И.А.Крылов "Мартышка и очки". Анализ басни
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе И.А.Крылов "Мартышка и очки". Урок представлен с помощью технологической карты по ФГОС...