Урок-утренник "ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
В книге «Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе» (Омск, 2004) в качестве одной из причин, тормозящей скорость чтения целыми словами, авторы выделяют недостаточную подвижность речевого аппарата учащихся и предлагают для работы над артикуляцией использовать упражнения с ритмом и рифмой, чтение скороговорок и чистоговорок.
Скороговорки помогают:
· исправить нарушения речи и улучшить дикцию;
· сформировать правильный темп и ритм речи, который обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, т.е. артикуляционного аппарата каждого;
· обогатить словарный запас (скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству родного языка);
освоить красоту чистой и внятной речи.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, включив скороговорки в учебник «Родное слово», писал: «Поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишённые смысла, я поместил затем, чтобы развить в детях чутьё к звуковым красотам родного языка».
Уроки-утренники – это уроки-праздники. Такие уроки можно проводить один-два раза в учебном году и приглашать гостей.
У Вас может возникнуть вопрос: почему?
Во-первых, этот урок проходит в рамках расписания и длится он ровно один урок.
Во-вторых, по форме подготовки эти уроки требуют внеурочной подготовительной работы.
В-третьих, урок-утренник готовится детьми, его содержание составляют материалы уроков литературного чтения, которые особенно понравились детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_skorogovorok.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК
Тип урока: повторение и обобщение
Форма урока: урок – утренник
Цель урока: в занимательной форме продолжить работу над скороговорками
Задачи урока:
Образовательные: продолжить работу над малыми формами фольклора – скороговорками; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью.
Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, умение чётко произносить слова и сочетания слов с повторяющимися в различном порядке одними и теми же звуками или целыми группами звуков; развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать; развивать сценические способности детей.
Воспитательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно с одноклассниками; воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.
Оборудование:
1) Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса
общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2./ Авт.-сост.
Л.А. Ефросинина. 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 160 с.:
ил. – (Начальная школа XXI века). ISBN 5-88717-372-6
2) Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь № 2 для
учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд., дораб. –
М.: Вентана-Граф, 2006. – 96 с.: ил. ISBN 5-88717-354-8
3) Карточки со скороговорками
Ход урока:
I. Организационный момент
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Итак, мы начинаем…
II. Праздник скороговорок
(Дети – ведущие):
Только сегодня,
Только сейчас,
Только у нас,
Только для вас…
Праздник скороговорок!
Слушайте, слушайте
И не говорите, что не слышали!
Смотрите, смотрите
И не говорите, что не видели!
Начинаем весёлое соревнование –
Представление говорунов со всего света!
- Но сначала давайте вспомним, что такое скороговорка?
(Скороговорка – это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.)
- Как надо читать скороговорки?
(Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.)
- Как правильно разучивать скороговорку?
- Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается»;
- потом быстрее;
- и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.
- А теперь и мы сыграем в скороговорки…
Конкурс «Разминка»
Цель: отработка дикции, скорости чтения и правильного дыхания.
Как у горки на пригорке
Жили 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка…
(Прочитав 3 раза быстро, на вдохе начинаем отсчёт: «Раз Егорка, два Егорка…». Необходимо считать, пока есть воздух в лёгких.)
- Скороговорки в старину назывались загадками, частоговорками или языковёртками. Действительно, некоторые русские языковёртки просто выговорить нелегко, а уж быстро произнести несколько раз подряд – язык сломать можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.
Конкурс «Телефонисты»
(Ведущий «по секрету» говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке – все члены команды. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)
- Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Три сороки – тараторки тараторили на горке.
- Колотил Клим в один блин клин.
- Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
- Как в учебнике вам предлагают попробовать читать скороговорку? (подсказка на стр. 15): Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро. Попробуй прочитать тихо, громко и очень громко.
Конкурс «Далеко – близко»
(Сначала читаем скороговорку только губами, затем шёпотом, потом с голосом, далее в полный голос, затем потише, опять шёпотом и в конце только губами. Но сначала вам нужно собрать скороговорку из слов, которые написаны на карточках.)
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Ёж жевал в своём жилье ежевичное желе.
- Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
- В чём польза скороговорок?
(Иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзное занятие. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.)
Конкурс «Вопрос – ответ»
У И А Б Б С
Марусе
К П Л А У Я
- Купила бабуся бусы Марусе.
Цель: упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения.
(Ведущий задаёт вопрос с ударением поочерёдно на каждом слове скороговорки, а команды отвечают также с ударением на нужном слове:
Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!
Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!...)
Конкурс «В театре»
(Сначала вам нужно будет расшифровать скороговорку, а потом прочитать её так, как будто вы
- очень обрадовались;
- опечалились;
- разозлились;
- испугались)
- Арвнопоолри нораво ровёкнона. (Проворонила ворона воронёнка.)
- Тещани у ишучк, еячшу у куищч. (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)
- Тетля итр ужипчик зрече рит ибкишуз. (Летят три пичужки через три избушки.)
- То опатто поткы ылпь оп оюлп еттли. (От топота копыт пыль по полю летит.)
- Оршхо крожипо нитвур ковжорто. (Хорош пирожок внутри творожок.)
III. Итог урока
- У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются. В этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Наш урок-праздник подходит к концу. Давайте подведём итог…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".
Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...
Путешествие в мир чистоговорок и скороговорок
1.Выбор темы.Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверст...
«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь».
Игра для учащихся начальных классов...
Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"
Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....
Подборка скороговорок для развития речи.
Подборка скороговорок...
Подборка скороговорок для уроков литературного чтения(1-4 классы)
Цель: отработка чистоты звука ,интонации, развитие речевого аппарата, темпа речи, силы голоса, четкости произношения....
Всех скороговорок не перескороговоришь
Скороговорки не только занятная игра, это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию....