Урок-утренник "ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Китаева Инна Игоревна

           В книге «Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе» (Омск, 2004) в качестве одной из причин, тормозящей скорость чтения целыми словами, авторы выделяют недостаточную подвижность речевого аппарата учащихся и предлагают для работы над артикуляцией использовать упражнения с ритмом и рифмой, чтение скороговорок и чистоговорок. 

Скороговорки помогают:

·                   исправить нарушения речи и улучшить дикцию;

·                   сформировать правильный темп и ритм речи, который обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, т.е. артикуляционного аппарата каждого;

·                   обогатить словарный запас (скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству родного языка);

освоить красоту чистой и внятной речи.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, включив скороговорки в учебник «Родное слово», писал: «Поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишённые смысла, я поместил затем, чтобы развить в детях чутьё к звуковым красотам родного языка».

http://vimeo.com/38219165

Уроки-утренники – это уроки-праздники. Такие уроки можно проводить один-два раза в учебном году и приглашать гостей.

У Вас может возникнуть вопрос: почему?

Во-первых, этот урок проходит в рамках расписания и длится он ровно один урок.

Во-вторых, по форме подготовки эти уроки требуют внеурочной подготовительной работы.

В-третьих, урок-утренник готовится детьми, его содержание составляют материалы уроков литературного чтения, которые особенно понравились детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_skorogovorok.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК

Тип урока: повторение и обобщение

Форма урока: урок – утренник

Цель урока: в занимательной форме продолжить работу над скороговорками

Задачи урока: 

Образовательные: продолжить работу над малыми формами фольклора – скороговорками; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью.

Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, умение чётко произносить слова и сочетания слов с повторяющимися в различном порядке одними и теми же звуками или целыми группами звуков; развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать; развивать сценические способности детей.

Воспитательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно с одноклассниками; воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.

Оборудование:

   1) Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса  

        общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2./ Авт.-сост.

        Л.А. Ефросинина. 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 160 с.:

        ил. – (Начальная школа XXI века). ISBN 5-88717-372-6  

   2) Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь № 2 для  

        учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд., дораб. –  

        М.: Вентана-Граф, 2006. – 96 с.: ил. ISBN 5-88717-354-8

   3) Карточки со скороговорками

Ход урока:

I. Организационный момент

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Итак, мы начинаем…

II. Праздник скороговорок

(Дети – ведущие):

Только сегодня,

Только сейчас,

Только у нас,

Только для вас…

Праздник скороговорок!

Слушайте, слушайте

И не говорите, что не слышали!

Смотрите, смотрите

И не говорите, что не видели!

Начинаем весёлое соревнование –

Представление говорунов со всего света!

- Но сначала давайте вспомним, что такое скороговорка?

(Скороговорка – это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.)

- Как надо читать скороговорки?

(Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.)

- Как правильно разучивать скороговорку?

  • Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается»;
  • потом быстрее;
  • и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.

  • А теперь и мы сыграем в скороговорки…

                                           Конкурс «Разминка»

Цель: отработка дикции, скорости чтения и правильного дыхания.

Как у горки на пригорке

Жили 33 Егорки:

Раз Егорка, два Егорка…

(Прочитав 3 раза быстро, на вдохе начинаем отсчёт: «Раз Егорка, два Егорка…». Необходимо считать, пока есть воздух в лёгких.)

  • Скороговорки в старину назывались загадками, частоговорками или языковёртками. Действительно, некоторые русские языковёртки просто выговорить нелегко, а уж быстро произнести несколько раз подряд – язык сломать можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

                                     Конкурс «Телефонисты»

(Ведущий «по секрету» говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке – все члены команды. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)

  • Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.
  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  • Три сороки – тараторки тараторили на горке.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

  • Как в учебнике вам предлагают попробовать читать скороговорку? (подсказка на стр. 15): Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро. Попробуй прочитать тихо, громко и очень громко.

                                         Конкурс «Далеко – близко»

(Сначала читаем скороговорку только губами, затем шёпотом, потом с голосом, далее в полный голос, затем потише, опять шёпотом и в конце только губами. Но сначала вам нужно собрать скороговорку из слов, которые написаны на карточках.)

  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Ёж жевал в своём жилье ежевичное желе.
  • Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
  • Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

 - В чём польза скороговорок?

(Иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзное занятие. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.)

                                    Конкурс «Вопрос – ответ»

         У           И           А           Б            Б           С

        Марусе

  К           П           Л                         А           У            Я

  • Купила бабуся бусы Марусе.

Цель: упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения.

(Ведущий задаёт вопрос с ударением поочерёдно на каждом слове скороговорки, а команды отвечают также с ударением на нужном слове:

Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!

Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!...)

                                       Конкурс «В театре»

(Сначала вам нужно будет расшифровать скороговорку, а потом прочитать её так, как будто вы

  • очень обрадовались;
  • опечалились;
  • разозлились;
  • испугались)

  • Арвнопоолри нораво ровёкнона. (Проворонила ворона воронёнка.)
  • Тещани у ишучк, еячшу у куищч. (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)
  • Тетля итр ужипчик зрече рит ибкишуз. (Летят три пичужки через три избушки.)
  • То опатто поткы ылпь оп оюлп еттли. (От топота копыт пыль по полю летит.)
  • Оршхо крожипо нитвур ковжорто. (Хорош пирожок внутри творожок.)

 

III. Итог урока

  • У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются. В этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
  • Наш урок-праздник подходит к концу. Давайте подведём итог…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Путешествие в мир чистоговорок и скороговорок

1.Выбор темы.Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в  контакт со сверст...

Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

Подборка скороговорок для уроков литературного чтения(1-4 классы)

Цель: отработка чистоты звука ,интонации, развитие речевого аппарата, темпа речи, силы голоса, четкости произношения....

Всех скороговорок не перескороговоришь

Скороговорки не только занятная игра, это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию....