Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".
статья (2 класс) по теме
Роль скороговорок в развитии речи младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rol_skorogovorok_v_razvitii_rechi_mladshih_shkolnikov.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад Развитие речи с помощью скороговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно…
Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется все: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказаться, как можно быстрее. А что из этого выходит? Никто их не понимает!
Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не просто чёткое выговаривание буквы "р". А именно четкую, размеренную речь, смысл которой не теряется в "проглоченных" окончаниях и подобных изъянах.
Многие дети в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того чтобы усовершенствовать дикцию ребёнка – это скороговорки.
История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах Европы и Азии, которые обладают богатейшим фольклором.
Еще в старину были придуманы скороговорки.
Скороговорка-род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Врач-логопед на проводимых им занятиях с детьми, у которых имеются нарушения дикции, также очень часто применяет скороговорки. Для таких детей, у которых проблема с произношением буквы «р» , есть специальные скороговорки способствующие улучшению выговаривания этого звука, к примеру, такая: Варвара варенье варила, да не выварила.
Сейчас легко можно найти скороговорки на английском, французском, арабском, польском языках не только в книгах, но и на интернет-сайтах, которые специализированны на эту тему. Детские скороговорки являются отличным помощником в развитии чувства рифмы и силы голоса, они сделают темп речи идеальным, а речевое дыхание совершенным.
Дети очень любят скороговорки, так как детские скороговорки наделены своим сказочным, забавным смыслом.
С раннего детства нам запомнились весёлые скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Карл у Клары украл кораллы.
Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своём речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.
А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.
Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырёхстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.
Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.
Но проходит время, ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит из скороговорки можно извлечь огромную пользу.
Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговаривать с налета почти всегда оканчивается неудачей.
Ещё до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как птку-птко-птка, кпту-кпто-кпта, жздру-жздро-жздра, врлуврл- врловрл-врлаврл и так далее. Звуки в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой и т.п.
Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках.
Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, и
чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции достаточно следовать простым правилам.
Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова можно добиться великолепной четкости речи. А список шагов очень прост:
Шаг 1
Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро - критическое заблуждение!
Сначала надо проговорить скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге - правильно выучить скороговорку.
Для примера возьмем скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
Шаг 2
Когда ребёнок сможет выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. (Чтение по губам).
Шаг 3
Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые произносит ребёнок , должны быть тихими, но четкими! Пусть ребёнок представит себя суфлёром в театре, его шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
Шаг 4
После того, как ребёнок четко прошептал чистоговорку, настало время проговорить её вслух. Произносить надо медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!
Шаг 5
Теперь, когда ребёнок полностью выучил и проработал текст, можно текст произнести с разной интонацией, в разных "стилях". Проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрировать скорость речи. Затем можно попробовать спеть фразу.
Для того чтобы развить правильную дикцию у ребёнка необходимо проводить с ним занятия всего лишь раз в два-три дня по пятнадцать–двадцать минут. Важно, чтобы это занятие ему не надоело. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научитесь произносить одну, не начинайте изучать другую. А когда ребёнок сможет произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру. Например, когда ребёнок подбрасывает мяч, то во время того, пока мячик будет находиться в воздухе, ребёнку нужно успеть выговорить небольшую скороговорку.
В общем, вот это весь секрет развития речи с помощью скороговорок, а вы уж совершенствуйте метод. Тренируйте детей, тренируйтесь вместе с детьми. Пусть все ваши дети говорят четко и ясно.
Надеюсь, что эта статья будет интересна всем, кто желает улучшить дикцию свою и своего ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сочинений в развитии речи младших школьников
данный материал может быть использован при подготовке к уроке...
Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"
Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....
Роль учителя в формировании речи младших школьников.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребно...
Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"
Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...
Малые фольклорные жанры и их роль в развитии речи младших школьников.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь....
Доклад "Роль изложения в развитии речи"
Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения....